Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка
Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.
Понятие и предмет
конституционного права как
Термин «Конституционное право» обычно рассматривается в трех аспектах:- как отрасль права;- как наука;- как учебная дисциплина. Конституционное право- одна из отраслей системы права, которая представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, и основы организации и деятельности органов гос. власти.
Предмет – это фундаментальные общественные отношения, которыми обхватывается конституционный строй гос-ва, осуществ. гос. устройства, система и порядок формирования, а также принципы и организация деятельности гос власти, организация местн управления и самоуправления. Методы правового регулирования – это способы упорядочивания общественных отношений при помощи норм права. Конституционное право, как и любая другая отрасль, имеет свои методы правового регулирования. Ведущим фактором, определяющим специфику правового регулирования, выступают особенности регулируемых правом общественных отношений. Поскольку конституционное право регулирует отношения преимущественно публично-властного характера, постольку и его методы должны отражать те черты, которыми характеризуются властеотношения: императивность воздействия, директивность, определение компетенции, прав и обязанностей и т.д. Так, к общепризнанным методам относят:- запрет; - предписание- дозволение. Для более чёткого уяснения системы методов конституционно-правового регулирования проведем их классификацию по двум основаниям: 1) по характеру нормативных предписаний: - императивный;- диспозитивный.2) по форме выражения диспозиции нормативных предписаний:- обязывания;- запрещения;- дозволения (управомочивания). Императивный метод – это метод властных предписаний, предписывает поступать только определённым образом. Для этого метода характерно неравенство сторон или субординация. Диспозитивный метод – это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и праве выбора вариантов поведения субъектов конституционно-правовых отношений.
Роль
и место конституционного права
в системе отраслей права вытекают
из характеристики регулируемых им общественных
отношений. Конституционное право
традиционно занимает ведущее место в системе
отраслей национального права, предопределяя
содержание иных отраслей права. Это определяется
несколькими моментами:1) предметом конституционного
права являются общественные отношения,
в которых выражаются основные принципы
общественного и государственного устройства;2)
основной источник конституционного права
– Конституция – акт, содержащий нормы,
имеющие учредительный характер;3) конституционное
право определяет основы конституционного
строя;4) конституционное право закрепляет
основные права человека и гражданина;5)
конституционное право закрепляет основы
организации государственной власти и
местного самоуправления, компетенцию
органов власти;7) конституционное право
регламентирует правотворческий процесс.
Конституционное право закладывает нормативную
базу регулирования других общественных
отношений. Важнейшей задачей конституционного
права служит интеграция всех отраслей
национального права в единое иерархически
организованное целое. Еще одна из задач
– постановка целей для национального
права, закрепление базовых для всех отраслей
права ценностей1.Демократия
является исторической категорией. Она
появилась в античном мире (Афины, Римская
республика) и уже тогда противопоставлялась
тирании. В период феодализма демократия
была редкостью и имела место лишь в некоторых
городах-республиках. Только после победы
буржуазных революций идеи демократии
начинают применяться повсеместно. Демократический
режим проявляется в:- признании и
гарантированности на конституционном
и законодательном уровне равноправия
граждан (независимо от национального,
социального, религиозного признаков);-
широком перечне конституционных прав
и свобод личности;- реальном участии населения
в организации государственной власти,
управлении делами государства;- признание
и гарантированность на конституционном
и законодательном уровне равенства всех
видов собственности, религиозных конфессий,
политических и идеологических программ.
Так, к основным принципам демократии он
относил следующие:- достижение общности,
единства политических интересов граждан
при реализации власти народом, органами
государства, общественными формированиями,
гражданами административно-
3. Источники конституционного
Источник
права – это внешняя форма
существования и выражения
Источниками конституционного права являются внешние формы выражения норм конституционного права. В Республике Беларусь к ним относят:- общие принципы международного и национального права;- нормативный правовой акт – самый распространенный источник права в нашем государстве;- международные договоры;- нормативные правовые акты интеграционных объединений. Некоторые ученые относят к источникам конституционного права также и судебный прецедент. Все они являются источниками конституционного права, если содержат конституционно-правовые нормы. Исходя из ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» можно определить следующие виды нормативных правовых актов как источников конституционного права:- Конституция Республики Беларусь и конституционные законы.В законодательстве Республики Беларусь термин «конституционный закон» не используется, однако в белорусской юридической теории учёные оперируют им. Так, Г.А. Василевич к конституционным законам относит саму Конституцию, законы о внесении в неё изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, а также законы о толковании Конституции.- Решения референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.- Программные законы – это законы, принимаемые в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. - Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. В качестве источника конституционного права можно назвать Избирательный кодекс, Кодекс о судоустройстве и статусе судей.- Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.- Декрет Президента – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.- Указ Президента – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. - Регламенты палат Парламента, других органов государственной власти, которыми регулируется их деятельность.- Постановления Совета Министров.- Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального Прокурора.- Постановления республиканских органов государственного управления.- Решения органов местного управления и самоуправления. Следует подчеркнуть, что большинство из перечисленных нормативных правовых актов являются источниками конституционного права лишь в той части, в которой содержат его нормы. В Республике Беларусь судебный прецедент не является источником конституционного права, однако среди ученых не прекращаются споры о том, необходимо ли признать судебный прецедент в качестве источника права, и какова должна быть его роль в правовом регулировании3.
Обычай – неоднократно применяемое правило, санкционированное государством. Наибольшее значение имеет в странах англосаксонского права. Доктрины – труды видных учёных, используемые в тех случаях, когда не хватает норм права, существует какой-то правовой пробел. Используется в англо-саксонской правовой семье.Есть мнение, что доктрина используется и в странах романо-германской правовой семьи в правоприменительной практике судов и других государственных органов.
4. Основы построения системы конституционного права
Конституционное
право – это не простая совокупность
правовых норм. Оно имеет свою внутренне
согласованную иерархическую
Конституционно-правовые институты в системе конституционного права. Общие и особенные черты норм КП.
Общие и особенные черты норм КП. Конституционно-правовые нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения, объединены в конституционно-правовые институты:- основы конституционного строя;- права человека;- институт парламентаризма;- институт Главы государства;- гражданство;- институт судебной власти и т.д.С помощью анализа структуры Конституции Республики Беларусь можно определить существующие институты конституционного права.Понятие правового института не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более институтов. Институты могут иметь в своем составе субинституты. А некоторые крупные группы норм можно вообще объединить в подотрасли конституционного права (например, избирательное право, муниципальное право).В науке конституционного права под нормами конституционного права понимаются признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах, декларациях и др.), являющихся источниками конституционного права. Специфика норм конституционного права заключается в:1) их назначении: регулируют поведение субъектов конституционно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета;2) их учредительном характере: относятся к первичным нормам, устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью (государственной и муниципальной) и населением. Отсюда вытекает их повышенная юридическая сила;3) специфике закрепляемых ими конституционных средств регулирования: при публично-правовом характере используют не характерные для публичных отраслей права мягкие правовые средства;4) своеобразной юридической структуре (отсутствие санкции, а иногда и гипотезы);5) многообразии юридических форм выражения. Нормы конституционного права содержатся в Конституции, конституционных и обычных законах, в президентских и правительственных актах, в актах органов местного самоуправления. Специфической формой выражения конституционных норм являются акты референдумов и договорные нормы;6) наиболее высоком уровне нормативности нормы конституционного права, что находит выражение в наличии среди них большого числа норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций, норм-деклараций – исходных норм права, не характерных для других отраслей права.7) абстрактности: регулирование на уровне норм-принципов. Абстрактность правового регулирования является одновременно признаком высокой юридической техники и серьезным препятствием к применению правовой нормы, поскольку толкование нормы становится затруднительным. Считается, что нормы-принципы непосредственно не регулируют содержание правоотношения (права и обязанности сторон). Это справедливо лишь отчасти, поскольку норма-принцип не только определяет содержание регулирования более частными правовыми нормами, но и рассчитана на применение в случае отсутствия таких норм. Абстрактность выступает в качестве особенности далеко не всех конституционных норм. Лишь часть их, и в первую очередь нормы, включенные в состав конституции, обнаруживают этот признак.8) субъектном составе, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены (народ, государство, нации и др.).
5. Особенности конституционно-правовых отношений. Структура конституционно-правовых отношений. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.
Конституционно-правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами конституционного права и возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений:- они отличаются своим содержанием: возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней. Иначе эти отношения можно назвать властеотношениями;- выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом;- конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений.- своеобразие объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.);- специфические источники правового регулирования (Конституция, конституционные, программные законы, законодательные акты и др.);- особенный состав субъектов. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений (например, народ). Субъекты конституционно-правовых отношений зачастую неравноправны.Прежде всего, необходимо отметить, что необходимой предпосылкой возникновения конституционно-правовых отношений являются конституционно-правовые нормы, без которых конституционно-правовые отношения не существовали бы.Сами конституционно-правовые отношения имеют классическую структуру, элементы которой имеют специфику, отличающую их от иных правоотношений:- субъекты;- объекты;- содержание правоотношений;- юридические факты.
Субъекты и объекты
конституционно-правовых отношений. В качестве субъектов выступают
участники конституционно-правовых отношений
– лица, либо органы, либо общественные
формирования, между которыми возникают
конституционно-правовые отношения.Следует
помнить, что конституционно-правовые
отношения не могут возникнуть между двумя
частными лицами. В них всегда в качестве
субъекта присутствует государственный,
властный элемент: государство, его органы,
уполномоченные государством органы,
должностные лица.Всех субъектов конституционно-правовых
отношений можно разделить на две группы:-
физические лица (граждане, лица без гражданства,
иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы,
должностные лица);- общественные образования
(народ, государство, органы государственной
власти, административно-
6. Содержание и виды конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.
Своеобразие предмета конституционного
права, многообразный видовой характер
его норм порождает и различия
видов конституционно-правовых отношений.1)
Наиболее классический вид правоотношений
возникает в результате реализации
норм-правил поведения (норм-предписаний).
На их основе возникают конкретные конституционно-правовые
отношения, в которых четко определены
субъекты, их взаимные права и обязанности.Реализация
отправных норм, таких как нормы-принципы,
нормы-цели, нормы-декларации и т.п., порождает
правоотношения общего характера, в которых
конкретно не определены субъекты отношений,
не установлены их конкретные права и
обязанности. Например, конституционно-правовые
отношения, определяющие основы конституционного
строя Республики Беларусь. В частности,
закрепляемый принцип разделения властей
находит свою конкретную реализацию через
сложную систему конкретных конституционно-правовых
отношений, в которых субъектами являются
органы законодательной, исполнительной
и судебной власти.Особым видом конституционно-правовых
отношений являются так называемые правовые состояния.
Их характерной чертой, в отличие от правоотношений
общего назначения, является четкая определенность
субъектов правоотношения. Однако содержание
взаимных прав и обязанностей, как правило,
конкретно не определено, оно выводится
из большого массива действующих конституционно-правовых
норм. К правовым отношениям такого вида
относятся состояние в гражданстве, состояние
государственного суверенитета, обладание
статусом иностранного гражданина, беженца
и т.д.2) Среди видов конституционно-правовых
отношений можно выделить постоянные и временные.
Срок действия первых не является определенным,
однако они могут и прекратить свое существование
в конкретных условиях. Например, смерть
гражданина прекращает отношения по гражданству.
Временные отношения возникают, как правило,
в результате реализации конкретных норм-правил
поведения. С выполнением заложенных в
правоотношении право или обязанностей
они прекращаются. Так, правоотношения
между избирателем и участковой избирательной
комиссией заканчиваются исполнением
последней своей обязанности выдать избирательный
бюллетень и обеспечить условия для голосования.3)
В качестве особых видов конституционно-правовых
отношений выделяют также материальные и процессуальные
отношения. В материальных правоотношениях
реализуется само содержание права и обязанности,
через процессуальные – порядок реализации
правовых действий.4) В зависимости от
субъектного состава отношений можно
выделить группы конституционно-правовых
отношений, возникающих между следующими
«связками» субъектов:- народ - государственные
органы (например, референдум, выборы);- государство - его
части (например, в федерациях отношения
по поводу разграничения компетенции,
в унитарных – предоставление определенного
объема компетенции на уровень административно-