Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.

 Понятие и предмет  конституционного права как отрасли  права

Термин  «Конституционное право» обычно рассматривается  в трех аспектах:- как отрасль  права;- как наука;- как учебная  дисциплина. Конституционное право- одна из отраслей системы права, которая представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, и основы организации и деятельности органов гос. власти.

Предмет – это фундаментальные  общественные отношения, которыми обхватывается  конституционный строй гос-ва, осуществ. гос. устройства, система и порядок формирования, а также принципы и организация деятельности гос власти, организация местн управления и самоуправления. Методы правового регулирования – это способы упорядочивания общественных отношений при помощи норм права. Конституционное право, как и любая другая отрасль, имеет свои методы правового регулирования. Ведущим фактором, определяющим специфику правового регулирования, выступают особенности регулируемых правом общественных отношений. Поскольку конституционное право регулирует отношения преимущественно публично-властного характера, постольку и его методы должны отражать те черты, которыми характеризуются властеотношения: императивность воздействия, директивность, определение компетенции, прав и обязанностей и т.д. Так, к общепризнанным методам относят:- запрет; - предписание- дозволение. Для более чёткого уяснения системы методов конституционно-правового регулирования проведем их классификацию по двум основаниям: 1) по характеру нормативных предписаний: - императивный;- диспозитивный.2) по форме выражения диспозиции нормативных предписаний:- обязывания;- запрещения;- дозволения (управомочивания). Императивный метод – это метод властных предписаний, предписывает поступать только определённым образом. Для этого метода характерно неравенство сторон или субординация. Диспозитивный метод – это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и праве выбора вариантов поведения субъектов конституционно-правовых отношений.

  1. Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.

Роль  и место конституционного права  в системе отраслей права вытекают из характеристики регулируемых им общественных отношений. Конституционное право  традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;2) основной источник конституционного права – Конституция – акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;3) конституционное право определяет основы конституционного строя;4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина;5) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию органов власти;7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс. Конституционное право закладывает нормативную базу регулирования других общественных отношений. Важнейшей задачей конституционного права служит интеграция всех отраслей национального права в единое иерархически организованное целое. Еще одна из задач – постановка целей для национального права, закрепление базовых для всех отраслей права ценностей1.Демократия является исторической категорией. Она появилась в античном мире (Афины, Римская республика) и уже тогда противопоставлялась тирании. В период феодализма демократия была редкостью и имела место лишь в некоторых городах-республиках. Только после победы буржуазных революций идеи демократии начинают применяться повсеместно. Демократический режим проявляется в:- признании и гарантированности на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);- широком перечне конституционных прав и свобод личности;- реальном участии населения в организации государственной власти, управлении делами государства;- признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических и идеологических программ. Так, к основным принципам демократии он относил следующие:- достижение общности, единства политических интересов граждан при реализации власти народом, органами государства, общественными формированиями, гражданами административно-территориальных единиц;- установление равновесия в обществе;- сочетание формы и содержания демократии;- принцип законности;- гуманизм;- справедливость;- контроль народа;- плюрализм;- гласность;- равноправие;- реальная защита прав человека;- разделение государственной власти;- принцип учета большинства и меньшинства и др.2Равенство прав каждого, возможность участвовать в выборах, в процессе принятия решений непосредственно или через выборных представителей, занимать руководящие (государственные) должности, объединяться по своим собственным интересам, создавать организации и партии, осуществлять самоуправление, свобода слова, печати, собраний – все эти неотъемлемые атрибуты демократизма зависят от их конституционного закрепления и надежного, реального механизма их реализации.

3. Источники конституционного права,  их понятие и виды.

Источник  права – это внешняя форма  существования и выражения нормативных  предписаний.

Источниками конституционного права являются внешние формы выражения норм конституционного права. В Республике Беларусь к ним относят:- общие принципы международного и национального права;- нормативный правовой акт – самый распространенный источник права в нашем государстве;- международные договоры;- нормативные правовые акты интеграционных объединений. Некоторые ученые относят к источникам конституционного права также и судебный прецедент. Все они являются источниками конституционного права, если содержат конституционно-правовые нормы. Исходя из ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» можно определить следующие виды нормативных правовых актов как источников конституционного права:- Конституция Республики Беларусь и конституционные законы.В законодательстве Республики Беларусь термин «конституционный закон» не используется, однако в белорусской юридической теории учёные оперируют им. Так, Г.А. Василевич к конституционным законам относит саму Конституцию, законы о внесении в неё изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, а также законы о толковании Конституции.- Решения референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.- Программные законы – это законы, принимаемые в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. - Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. В качестве источника конституционного права можно назвать Избирательный кодекс, Кодекс о судоустройстве и статусе судей.- Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.- Декрет Президента – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.- Указ Президента – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. - Регламенты палат Парламента, других органов государственной власти, которыми регулируется их деятельность.- Постановления Совета Министров.- Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального Прокурора.- Постановления республиканских органов государственного управления.- Решения органов местного управления и самоуправления. Следует подчеркнуть, что большинство из перечисленных нормативных правовых актов являются источниками конституционного права лишь в той части, в которой содержат его нормы. В Республике Беларусь судебный прецедент не является источником конституционного права, однако среди ученых не прекращаются споры о том, необходимо ли признать судебный прецедент в качестве источника права, и какова должна быть его роль в правовом регулировании3.

Обычай – неоднократно применяемое правило, санкционированное государством. Наибольшее значение имеет в странах англосаксонского права. Доктрины – труды видных учёных, используемые в тех случаях, когда не хватает норм права, существует какой-то правовой пробел. Используется в англо-саксонской правовой семье.Есть мнение, что доктрина используется и в странах романо-германской правовой семьи в правоприменительной практике судов и других государственных органов.

4. Основы построения системы  конституционного права

Конституционное право – это не простая совокупность правовых норм. Оно имеет свою внутренне  согласованную иерархическую структуру, называемую системой. Система конституционного права включает в себя несколько элементов:

  1. принципы конституционного права – основополагающие идеи, начала, которые определяют суть и характеристику конституционного права. Принципы конституционного права были рассмотрены выше;
  2. нормы конституционного права;
  3. институты конституционного права;
  4. подотрасли конституционного права.

Конституционно-правовые институты  в системе конституционного права. Общие и особенные черты норм КП.

Общие и особенные черты норм КП. Конституционно-правовые нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения, объединены в конституционно-правовые институты:- основы конституционного строя;- права человека;- институт парламентаризма;- институт Главы государства;- гражданство;- институт судебной власти и т.д.С помощью анализа структуры Конституции Республики Беларусь можно определить существующие институты конституционного права.Понятие правового института не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более институтов. Институты могут иметь в своем составе субинституты. А некоторые крупные группы норм можно вообще объединить в подотрасли конституционного права (например, избирательное право, муниципальное право).В науке конституционного права под нормами конституционного права понимаются признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах, декларациях и др.), являющихся источниками конституционного права. Специфика норм конституционного права заключается в:1) их назначении: регулируют поведение субъектов конституционно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета;2) их учредительном характере: относятся к первичным нормам, устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью (государственной и муниципальной) и населением. Отсюда вытекает их повышенная юридическая сила;3) специфике закрепляемых ими конституционных средств регулирования: при публично-правовом характере используют не характерные для публичных отраслей права мягкие правовые средства;4) своеобразной юридической структуре (отсутствие санкции, а иногда и гипотезы);5) многообразии юридических форм выражения. Нормы конституционного права содержатся в Конституции, конституционных и обычных законах, в президентских и правительственных актах, в актах органов местного самоуправления. Специфической формой выражения конституционных норм являются акты референдумов и договорные нормы;6) наиболее высоком уровне нормативности нормы конституционного права, что находит выражение в наличии среди них большого числа норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций, норм-деклараций – исходных норм права, не характерных для других отраслей права.7) абстрактности: регулирование на уровне норм-принципов. Абстрактность правового регулирования является одновременно признаком высокой юридической техники и серьезным препятствием к применению правовой нормы, поскольку толкование нормы становится затруднительным. Считается, что нормы-принципы непосредственно не регулируют содержание правоотношения (права и обязанности сторон). Это справедливо лишь отчасти, поскольку норма-принцип не только определяет содержание регулирования более частными правовыми нормами, но и рассчитана на применение в случае отсутствия таких норм. Абстрактность выступает в качестве особенности далеко не всех конституционных норм. Лишь часть их, и в первую очередь нормы, включенные в состав конституции, обнаруживают этот признак.8) субъектном составе, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены (народ, государство, нации и др.).

5. Особенности конституционно-правовых отношений. Структура конституционно-правовых отношений. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами конституционного права и возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений:- они отличаются своим содержанием: возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней. Иначе эти отношения можно назвать властеотношениями;- выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом;- конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений.- своеобразие объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.);- специфические источники правового регулирования (Конституция, конституционные, программные законы, законодательные акты и др.);- особенный состав субъектов. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений (например, народ). Субъекты конституционно-правовых отношений зачастую неравноправны.Прежде всего, необходимо отметить, что необходимой предпосылкой возникновения конституционно-правовых отношений являются конституционно-правовые нормы, без которых конституционно-правовые отношения не существовали бы.Сами конституционно-правовые отношения имеют классическую структуру, элементы которой имеют специфику, отличающую их от иных правоотношений:- субъекты;- объекты;- содержание правоотношений;- юридические факты.

Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. В качестве субъектов выступают участники конституционно-правовых отношений – лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения.Следует помнить, что конституционно-правовые отношения не могут возникнуть между двумя частными лицами. В них всегда в качестве субъекта присутствует государственный, властный элемент: государство, его органы, уполномоченные государством органы, должностные лица.Всех субъектов конституционно-правовых отношений можно разделить на две группы:- физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы, должностные лица);- общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).Если давать более подробный перечень, то к субъектам можно отнести следующих участников конституционно-правовых отношений:- народ и население административно-территориальной единицы (например, народ Республики Беларусь является единственным источником власти; местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года);- государство, его органы и должностные лица (например, государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства; Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них);- административно-территориальные единицы;- органы местного самоуправления;- человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства, беженец и т.д.);- ассоциации граждан: политические партии, профсоюзы, общественные организации, религиозные организации и т.д.Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.Объекты конституционно-правовых отношений.Объектами конституционно-правовых отношений является то, по поводу чего возникают эти отношения.Все объекты можно разделить на три группы:- поведение, действия субъектов;- материальные блага;- нематериальные блага.Наиболее часто объектом конституционно-правовых отношений являются действия. Например, обращения граждан, принятие правового акта, назначение на должность.К материальным объектам можно отнести заработную плату Главы государства, депутатов, территорию, финансы, материальные ценности и т.д.К нематериальным объектам относят жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность, иммунитет депутатов, права на какие-либо социальные блага и т.д.

6. Содержание и виды конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.1) Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения (норм-предписаний). На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.Реализация отправных норм, таких как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Например, конституционно-правовые отношения, определяющие основы конституционного строя Республики Беларусь. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему конкретных конституционно-правовых отношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние государственного суверенитета, обладание статусом иностранного гражданина, беженца и т.д.2) Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенных в правоотношении право или обязанностей они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.3) В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий.4) В зависимости от субъектного состава отношений можно выделить группы конституционно-правовых отношений, возникающих между следующими «связками» субъектов:- народ - государственные органы (например, референдум, выборы);- государство - его части (например, в федерациях отношения по поводу разграничения компетенции, в унитарных – предоставление определенного объема компетенции на уровень административно-территориальных единиц);- государство - международные организации (например, вхождение в международные организации, открытие представительств);- государство - государство (например, заключение договоров);- государство - граждане (например, отношения по поводу реализации, защиты прав человека, выполнения обязанностей, гражданства, убежища);- государственные органы - государственные органы (например, отношения между парламентом и правительством: вотум недоверия, ответственность перед парламентом и т.д.)- государство - политические партии, общественные объединения;- избиратели - депутаты (например, свободный или императивный мандат);- государство - СМИ;- государство - церковь.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"