Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка
Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.
Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
35. Конституционное регулирование
социальной политики в
Социальная система –
важнейшая сфера
Во многих конституциях можно выделить следующие принципы социальной политики:
- социальная солидарность, взаимодействие;
- социальное партнерство;
- социальная справедливость;
- социальное государство.
РБ определена как социальное государство.
Социальное государство
явилось продолжением и дополнением
правового государства и
Перед социальным государством,
во-первых, стоит задача создать
условия или обеспечить достойный
уровень жизненного существования
человека. Во-вторых, оно принимает
индивидуальные права в их сочетании
с общественными интересами и
коллективными правами
Социальное государство
обязывается помогать тем, кто не
способен к труду, а также тем,
которые в силу разных обстоятельств
не в состоянии обеспечить себя прожиточным
минимумом. Деятельность социального
государства связана с
Основные функции социального государства: обеспечение социальной устойчивости общества; ограничение социальной конфликтности и напряженности; охрана труда и здоровья граждан; установление минимального размера заработной платы; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты.
36. Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь. Обеспечение государством своей безопасности и обороноспособности.
Республика Беларусь как
самостоятельное суверенное государство
является полноправным членом мирового
сообщества: она входит в состав
многих международных организаций
(ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ и др.), осуществляет
дипломатические отношения
Вся эти направления деятельности имеют в своей основе нормативно-правовую базу, которая определяет принципы внешней политики РБ, ее приоритеты, цели, задачи, а также конкретные направления деятельности.
В качестве важнейшего источника права, регулирующего данные отношения, является Конституция РБ, которая своими нормами устанавливает основы внешней политики РБ:
1) РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
2) РБ защищает свою
независимость и
3) РБ признает приоритет
общепризнанных принципов
4) РБ в соответствии
с нормами международного
5) РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.
6) РБ ставит целью сделать
свою территорию безъядерной
зоной, а государство –
За время своего существования, Республика Беларусь не имела вооруженных конфликтов с зарубежными государствами. Военное сотрудничество с другими странами, осуществляется в целях защиты безопасности государства, его обороноспособности.
Важную роль помимо Конституции играют международные договоры РБ, касающиеся различных сфер внешнеполитического сотрудничества. Например:
- Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.
- Конвенция о ядерной безопасности от 17 июня 1994 г.
Ключевым в области регулирования внешней политики является программный закон Республики Беларусь «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г
Так, принципами внешней политики являются:
Основными задачами внешней политики РБ являются:
Уровень оборонной достаточности определяется радом факторов: характером и масштабом возможных источников военной опасности, размером территории, геостратегическим положением, наличием ресурсов, политических и военностратегических целей государства. При этом в литературе отмечается, что обороноспособным считается такое государство, в котором количество и качество вооруженных сил достаточно для обеспечения его безопасности, но недостаточно для нападения на другое государство.
37. Гражданство Республики Беларусь. Принципы гражданства.
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Принципы гражданства. Каждый имеет право на гражданство; гражданство РБ является равным для всех граждан РБ независимо от оснований его приобретения; гражданство РБ не может быть предоставлено против воли лица; никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство; РБ стремится к избеганию случаев без гражданства. К принципам гражданства можно также отнести: 1) государство гарантирует гражданам РБ защиту и покровительство как на территории РБ, так и за ее пределами.2) невозможность выдачи гражданина РБ иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.3) принцип сохранения гражданства: - Проживание гражданина РБ на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства РБ.- Заключение или расторжение брака гражданином РБ с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов. Лицо, которое заключило брак с гражданином РБ, приобретает гражданство РБ при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных Законом.4) отрицание признания Беларусью двойного гражданства.
38. Условия и порядок
приема в гражданство
Согласно ст. 12 Закона гражданство РБ приобретается:– по рождению;– в результате приёма в гражданство;– в порядке регистрации (для некоторой категории лиц);– по иным основаниям, предусмотренным Законом и международными договорами РБ. Приём в гражданство предполагает соответствие лица определённым требованиям. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РБ, если оно:– берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию РБ и иные акты законодательства РБ;– знает один из государственных языков РБ в пределах, необходимых для общения;– проживает на территории РБ после получения разрешения на постоянное проживание в РБ в течение семи лет непрерывно. Срок проживания на территории РБ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РБ не более чем на три месяца в течение каждого года;– имеет законный источник средств существования;– не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства РБ, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства. Для некоторых лиц устанавливаются особые условия приёма в гражданство. Так, срок непрерывного проживания в РБ в течение семи лет может быть сокращен либо не применяться вовсе для:– белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории РБ;– лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед РБ, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для РБ;– лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве РБ. Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:– выхода из гражданства РБ;– утраты гражданства РБ. Гражданство РБ утрачивается:– вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства;– по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство РБ;– по основаниям, предусмотренным международными договорами РБ. Прекращение гражданства РБ не допускается, если гражданин РБ:– является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;– имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед РБ, ее юридическими и физическими лицами;– не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.
39. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь.
Решения
о приеме в гражданство РБ и
его прекращении принимаются Пр