Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)

Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

35. Конституционное регулирование  социальной политики в Республике  Беларусь.

Социальная система –  важнейшая сфера конституционно-правового  регулирования, которая представляет собой единство различных социальных общностей и отношений между  ними. Конституции различных стран  содержат нормы, регулирующие те или  иные элементы социальной системы. Объем  и содержание такого регулирования  неодинаковы. Одни конституции посвящают  целые главы социальным отношениям, другие – отдельные статьи. Одни государства четко определяют социальную структуру общества, провозглашают  ведущую роль за каким-либо классом, другие не проводят никаких различий между социальными общностями, либо особо упоминают те группы, которые  нуждаются в особой поддержке  и защите со стороны государства.

Во многих конституциях можно  выделить следующие принципы социальной политики:

- социальная солидарность, взаимодействие;

- социальное партнерство;

- социальная справедливость;

- социальное государство.

РБ определена как социальное государство.

Социальное государство  явилось продолжением и дополнением  правового государства и связано  с поддержкой и развитием прав второго поколения.

Перед социальным государством, во-первых, стоит задача создать  условия или обеспечить достойный  уровень жизненного существования  человека. Во-вторых, оно принимает  индивидуальные права в их сочетании  с общественными интересами и  коллективными правами различных  групп людей. В-третьих, социальное государство защищает права человека посредством соединения государственного регулирования с саморегулированием гражданского общества.

Социальное государство  обязывается помогать тем, кто не способен к труду, а также тем, которые в силу разных обстоятельств  не в состоянии обеспечить себя прожиточным  минимумом. Деятельность социального  государства связана с перераспределением имеющихся в обществе благ в соответствии с принципами социальной справедливости. Для этого государство направленной политикой стимулирует предпринимательство  и экономический рост, финансирует  программы образования, здравоохранения, поддержки науки и культуры, создает благоприятные условия для развития творческих способностей человека, занимается поддержкой безработных, инвалидов, пожилых людей, женщин-матерей, несовершеннолетних, беженцев и т.д.

Основные функции социального государства: обеспечение социальной устойчивости общества; ограничение социальной конфликтности и напряженности; охрана труда и здоровья граждан; установление минимального размера заработной платы; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты.

36. Конституционные  основы внешней политики Республики Беларусь. Обеспечение государством своей безопасности и обороноспособности.

Республика Беларусь как  самостоятельное суверенное государство  является полноправным членом мирового сообщества: она входит в состав многих международных организаций (ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ и др.), осуществляет дипломатические отношения почти  со всеми государствами мира, заключает  международные договоры, входит в  союзы (СНГ, Союзное государство), осуществляет торгово-экономическое сотрудничество и т.д.

Вся эти направления деятельности имеют в своей основе нормативно-правовую базу, которая определяет принципы внешней политики РБ, ее приоритеты, цели, задачи, а также конкретные направления деятельности.

В качестве важнейшего источника  права, регулирующего данные отношения, является Конституция РБ, которая своими нормами устанавливает основы внешней политики РБ:

1) РБ обладает верховенством  и полнотой власти на своей  территории, самостоятельно осуществляет  внутреннюю и внешнюю политику.

2) РБ защищает свою  независимость и территориальную  целостность, конституционный строй,  обеспечивает законность и правопорядок.

3) РБ признает приоритет  общепризнанных принципов международного  права и обеспечивает соответствие  им законодательства. Не допускается  заключение международных договоров,  которые противоречат Конституции.

4) РБ в соответствии  с нормами международного права  может на добровольной основе  входить в межгосударственные  образования и выходить из  них.

5) РБ в своей внешней  политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

6) РБ ставит целью сделать  свою территорию безъядерной  зоной, а государство – нейтральным.

За время своего существования, Республика Беларусь не имела вооруженных  конфликтов с зарубежными государствами. Военное сотрудничество с другими  странами, осуществляется в целях  защиты безопасности государства, его  обороноспособности.

Важную роль помимо Конституции  играют международные договоры РБ, касающиеся различных сфер внешнеполитического сотрудничества. Например:

- Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.

- Конвенция о  ядерной безопасности от 17 июня  1994 г.

Ключевым в области  регулирования внешней политики является программный закон Республики Беларусь «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г

Так, принципами внешней политики являются:

  • соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
  • соблюдение интересов всех членов международного сообщества;
  • добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;

Основными задачами внешней политики РБ являются:

  • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
  • создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
  • формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан РБ за границей;

Уровень оборонной достаточности определяется радом факторов: характером и масштабом возможных источников военной опасности, размером территории, геостратегическим положением, наличием ресурсов, политических и военностратегических целей государства. При этом в литературе отмечается, что обороноспособным считается такое государство, в котором количество и качество вооруженных сил достаточно для обеспечения его безопасности, но недостаточно для нападения на другое государство.

37. Гражданство Республики Беларусь. Принципы гражданства.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Принципы гражданства. Каждый имеет право на гражданство; гражданство РБ является равным для всех граждан РБ независимо от оснований его приобретения; гражданство РБ не может быть предоставлено против воли лица; никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство; РБ стремится к избеганию случаев без гражданства. К принципам гражданства можно также отнести: 1) государство гарантирует гражданам РБ защиту и покровительство как на территории РБ, так и за ее пределами.2) невозможность выдачи гражданина РБ иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.3) принцип сохранения гражданства: - Проживание гражданина РБ на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства РБ.- Заключение или расторжение брака гражданином РБ с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов. Лицо, которое заключило брак с гражданином РБ, приобретает гражданство РБ при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных Законом.4) отрицание признания Беларусью двойного гражданства.

38. Условия и порядок  приема в гражданство Республики  Беларусь. Прекращение гражданства.

Согласно  ст. 12 Закона гражданство РБ приобретается:– по рождению;– в результате приёма в гражданство;– в порядке регистрации (для некоторой категории лиц);– по иным основаниям, предусмотренным Законом и международными договорами РБ. Приём в гражданство предполагает соответствие лица определённым требованиям. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РБ, если оно:– берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию РБ и иные акты законодательства РБ;– знает один из государственных языков РБ в пределах, необходимых для общения;– проживает на территории РБ после получения разрешения на постоянное проживание в РБ в течение семи лет непрерывно. Срок проживания на территории РБ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РБ не более чем на три месяца в течение каждого года;– имеет законный источник средств существования;– не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства РБ, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства. Для некоторых лиц устанавливаются особые условия приёма в гражданство. Так, срок непрерывного проживания в РБ в течение семи лет может быть сокращен либо не применяться вовсе для:– белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории РБ;– лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед РБ, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для РБ;– лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве РБ. Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:– выхода из гражданства РБ;– утраты гражданства РБ. Гражданство РБ утрачивается:– вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства;– по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство РБ;– по основаниям, предусмотренным международными договорами РБ. Прекращение гражданства РБ не допускается, если гражданин РБ:– является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;– имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед РБ, ее юридическими и физическими лицами;– не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

39. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь.

Решения о приеме в гражданство РБ и  его прекращении принимаются Президентом РБ или в установленном им порядке. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства РБ, являются: Президент РБ; органы внутренних дел; органы дипломатической службы РБ за рубежом. Полномочия Президента РБ:- определяет порядок приобретения гражданства РБ и его прекращения;- издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства РБ;- издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства РБ .Полномочия органов внутренних дел РБ:- принимают от лиц, постоянно проживающих в РБ, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;- направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства РБ на рассмотрение Президента РБ;- определяют принадлежность лиц, находящихся на территории РБ, к гражданству РБ;- регистрируют утрату гражданства РБ лицами, постоянно проживающими на территории РБ;- решают вопросы изменения гражданства по основаниям, предусмотренным международными договорами РБ;- осуществляют контроль за прекращением иностранного гражданства у лиц, принятых в гражданство РБ. Полномочия органов дипломатической службы РБ аналогичны полномочиям органов внутренних дел, только указанные выше вопросы они рассматривают в отношении лиц, постоянно проживающих за границей. Заявления по вопросам гражданства РБ подаются в органы внутренних дел РБ по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, – в соответствующий орган дипломатической службы РБ. Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями. Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РБ не должен превышать одного года. Срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства РБ не должен превышать шести месяцев .Лицо приобретает гражданство РБ:- при рождении – со дня рождения ребенка;- при усыновлении – со дня усыновления ребенка;- в остальных случаях – со дня вступления в силу указа Президента РБ или со дня принятия решения уполномоченным им органом. Гражданство РБ прекращается со дня вступления в силу указа Президента РБ или принятия решения уполномоченным им органом. Исполнение решений. Решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих в РБ, исполняются органами внутренних дел РБ, а в отношении лиц, проживающих за границей, – органами дипломатической службы РБ .Обжалование решений. Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом РБ, могут быть обжалованы в Верховный Суд РБ. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом РБ, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть обжалованы в суд.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"