Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)

Черты конституционного строя Республики Беларусь.

Конституционный строй в его демократическом  понимании обладает определенными свойствами (чертами), которые характеризуют его с позиций демократизма, гуманизма и справедливости:

- подчинение  государства праву;

- признание  и гарантированность прав человека (соответствующих общепризнанным  принципам и нормам международного  права);

- разделение  власти и система сдержек и  противовесов;

- многообразие  форм собственности;

- политический  плюрализм;

- наличие  гражданского общества.

Принципы конституционного строя  Республики Беларусь.

Исходя  из норм Конституции Республики Беларусь, можно выделить следующие принципы, на которых основывается конституционный строй:

1. Провозглашение  государственного суверенитета.

2. Гуманный  правовой статус человека,

3. Верховенство  права в смысле всеобщей подчиненности  ему и основанной на нем  Конституции, ее прямого действия  и непосредственного применения; подчиненности высшему закону  всех иных правовых актов; указание  на соотношение внутригосударственного  и международного права. 

4. Народовластие, 

5. Политический  и идеологический плюрализм

6. Унитаризм  как принцип государственно-территориального  устройства.

7. Принцип  социального государства

8. Целостность  и устойчивость конституционного  строя, 

Законодательство, закрепляющее и  регулирующее основы конституционного строя.

Конституционный строй представляет собой систему  отношений в связке «человек-общество-государство». Исходя из этого, можно провести анализ основ конституционного строя, касающихся трех элементов:1) характеристики государства и государственной власти;2) статус человека;3) основы гражданского общества. Характеристики государства и государственной власти. Ст. 1 Конституции Республики Беларусь дает следующее определение: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок». Ст. 16. «Религии и вероисповедания равны перед законом». Исходя из этого, можно вывести следующие характеристики государства: республиканское; унитарное; демократическое; социальное; правовое; суверенное; светское. Кроме того, в основы конституционного строя входят нормы внешней политике государства, его территориальном устройстве, о государственных языках и символах Республики Беларусь. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов :народного суверенитета; верховенства права ;высшей ценности прав человека ;разделения властей и механизма сдержек и противовесов; политического плюрализма; приоритета общепризнанных принципов международного права. Статус человека. Отправной нормой в регулировании данных отношений является ст. 2 Конституции Республики Беларусь о человеке, его правах, свободах и гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. В этом проявляется единство прав и обязанностей. Конституция также определяет основы правового положения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев, лиц, принадлежащих к социальным, национальным и другим общностям..Основы гражданского общества.В качестве основ гражданского общества, закрепленных в первом разделе Конституции, можно выделить:- многообразие политических институтов, идеологий и мнений (ст. 4);- основы социально-экономических отношений (например, многообразие и равные условия для развития всех форм собственности, развитие кооперации, социально е партнерство), духовно-культурных отношений (сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей).

23. Понятие суверенитета народа, нации, государства.

В самом  общем виде суверенитет можно определить как верховенство, самостоятельность и независимость власти. Доктрину суверенитета ввел в политическую науку французский мыслитель Жан Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1576). Боден определил суверенитет как абсолютную и пожизненную власть в государстве, принадлежащую чаще всего монарху, или, в более редких случаях, аристократии или народу. Выделяются три основных вида суверенитета:1) народный суверенитет. Концепция народного суверенитета предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником любой власти – государственной (что, как правило, прямо закрепляется в конституциях), муниципальной и общественной – является народ.2) государственный суверенитет – выражается в верховенстве государственной власти внутри страны, ее самостоятельности и независимости.

3) национальный суверенитет – возможность и способность нации самостоятельно решать как внутренние вопросы (языка, письменности, обычаев, культуры, традиционных промыслов и др.), так и проблемы, касающиеся отношений с иными нациями, народностями.

24. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.

Декларация  о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая 27 июля 1990 г., которой в 1991 г. был придан статус конституционного закона, провозглашает полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях.Ст. 1 Декларация указала на первичность национального суверенитета, который проявился в праве нации на самоопределение, а также народного суверенитета, проявляющегося в принадлежности именно народу верховной власти и права самостоятельно решать свою судьбу.Ст. 2 также указывает на главенство народного суверенитета и его проявление путем непосредственной либо представительной демократии: «Граждане Республики Беларусь всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти».Декларация устанавливает, что провозгалшение государственного суверенитета преследует главную цель - свободне развитие и благополучие, достойная жизнь каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.Далее в Декларации закреплены важнейшие принципы государственного суверенитета, такие как территориальная целостность и неприкосновенность, верховенство Конституции, наличие гражданства, собственности, вооруженных сил, национальных свимволов. Указывается, что государственная власть самостоятельна в решении всех вопросов внутренней и внешней политики. Отдельная статья Декларации посвящена целям и деятельности государства в области охраны природы и по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

25. Гарантии государственного суверенитета.

Наиболее  значимыми из них являются: - Правовые гарантии: международно-правовое и конституционно-правовое закрепление норм о государственном суверенитете. Важно отметить, что к числу принципов международного права относится важнейшая международно-правовая гарантия суверенитета государств – принцип невмешательства во внутреннюю компетенцию любого государства (п. 7 ст. 2 гл. 1 Устава ООН).Однако принцип международной защиты прав человека, в соответствии с которым права человека и их защита не относятся к исключительной компетенции государств, ограничивает суверенитет государств. В международно-правовой практике этот принцип проявляется в деятельности Комитета по правам человека ООН, Европейского Суда по правам человека и других международных органов, а также в применении к странам, не признающим юридическую силу решений органов или игнорирующих их, международных санкций (вплоть до гуманитарной интервенции).Закрепление на международно-правовом уровне правовых оснований для гуманитарного вмешательства содержит опасность злоупотребления этим правом, возникновения практики намеренного создания соответствующих условий в том или ином государстве преступными сообществами, экстремистскими политическими движениями или спецслужбами потенциальных государств-агрессоров.- Политические гарантии: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью, т.е. возможностью самостоятельной разработки и принятия своей конституции; способность государства вести миролюбивую политику; реальная возможность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них.

- Экономические гарантии: обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью валюты; преодоление сырьевой направленности экономики; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.- Материальные гарантии: наличие государственных границ, пограничных войск, вооружённых сил, государственной собственности, государственных наград и символики и т.д.

26. Республика Беларусь – субъект  СНГ. Органы СНГ.

В 1991 г. стал реальностью объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование новых независимых государств. Большинство советских республик провозгласило свою независимость и приняло соответствующие законодательные акты. Уже тогда стало очевидным, что дальнейшее существование СССР в прежнем качестве невозможно.

Органы СНГ.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся:

  • Совет глав государств СНГ,
  • Совет глав правительств СНГ,
  • Совет министров иностранных дел,
  • Совет министров обороны СНГ,
  • Совет командующих Пограничными войсками СНГ,
  • Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ,
  • Экономический суд СНГ,
  • Исполнительный комитет СНГ.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ

27. Союз Беларуси и России. Органы Союзного государства Беларуси и России.

Этапы интеграции Беларуси и России.- 26 июня 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.- 6 января 1995 г. Беларусь и Россия заключили Соглашение о Таможенном союзе.- 21 февраля 1995 г. президенты Беларуси и России подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.- 26 мая 1995 г. у белорусской деревни речка Президентом Республики Беларусь и председателем Правительства РФ был убран символический пограничный столб. Это означало ликвидацию границы между Беларусью и Россией.- 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, который стал первым документом в интеграционном процессе Беларуси и России. Заключение договора было направлено на обеспечение тесного и взаимовыгодного развития двух государств. К этому времени СНГ переживало кризис и уже не являлось эффективным органом сотрудничества государств. Сообщество было основано на принципах суверенитета и равенства сторон. Цель создания Сообщества: объединение материального и интеллектуального потенциалов государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. Органы Сообщества .Высшим органом Сообщества являлся Высший Совет, в который входили главы государств и правительств, руководители парламентов, а также председатель Исполнительного Комитета. Высший Совет решал важнейшие вопросы развития Сообщества. Парламентское Собрание формировалось из равного числа парламентариев от каждой из Сторон. Оно принимало модельные законодательные акты и вносило соответствующие предложения в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты и в Высший Совет – по вопросам развития правовой базы Сообщества. Исполнительный Комитет: был создан в качестве постоянно действующего исполнительного органа для организации практической работы по выполнению Договора. Функциями органов Сообщества являлось: проведение общей экономической и социальной политики, разработка и реализация совместных программ; формирование единой нормативно-правовой базы; осуществление мероприятий, направленных на унификацию денежно-кредитных, налоговых и бюджетных систем; разработка и осуществление мер, создающих условия для введения общей валюты; формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи; рациональное размещение новых и модернизация существующих производственных мощностей; взаимодействие в решении вопросов занятости населения; согласованное осуществление внешнеэкономических связей; совместная организация таможенного дела; формирование единых стандартов, эталонов, метрических систем, статистики; всемерное содействие развитию общего научного, образовательного и культурного пространства; взаимодействие в обеспечении охраны окружающей среды, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий; создание единой метеорологической службы; взаимодействие в обеспечении безопасности и охране границ. Органы Союзного государства Беларуси и России. Органами Союзного государства являются: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата.

28. Конституционные основы полновластия  народа и формы его проявления. Институты демократии.

Общепризнанно, что главным источником и носителем  власти в государстве является народ. Верховная власть народа вытекает из принципа народного суверенитета, который  является первичным и обуславливает  деятельность всех иных субъектов политической системы в интересах и во благо  народа.

Народ как  главный субъект конституционно-правовых отношений закреплен в ст. 3 Конституции, где сказано: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

Народ является самостоятельным субъектом конституционно-правовых отношений, что не свойственно для  других отраслей права. Его статус определен, прежде всего, Конституцией Беларуси (верховенство власти, формы ее проявления), а также  иными законодательными актами (например, Избирательный кодекс, Закон «О местном  управлении и самоуправлении», Закон  «О порядке реализации права законодательной  инициативы гражданами Республики Беларусь», Закон «О республиканских и местных  собраниях» и др.).

Народ проявляет  свою власть через различные видовые  формы демократии, которые отражены в ст. 37 Конституции: «Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами. В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».

Кроме того, в Конституции закреплено право  отзыва депутата, право инициировать проведение референдума. Народ может  быть инициатором изменения и  дополнения Конституции, ее толкования, обладает правом законодательной инициативы, правом обращения в государственные  органы, может обсуждать важнейшие  вопросы государственной и общественной жизни.

Д.М. Демичев предложил следующие формы проявления власти народа.

В зависимости  от конечного субъекта власть народа может осуществляться:

- самим  народом;

- частью  народа, проживающего на соответствующей  территории;

- избранными  народом представителями;

- сформированными  народом органами.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"