Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка
Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.
Основания возникновения,
изменения и прекращения
7. Реализация норм конституционного права: особенности, способы.
Особенности реализации норм Конституции Республики Беларусь. В теории права под реализацией правовых норм понимается претворение в жизнь правовых норм в практической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан.
Особенности реализации:
1) Процесс реализации
Конституции носит универсальны
Выделяют следующие методы (формы) реализации: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение предполагает пассивное поведение человека, и связано с запретом совершать определенные действия. Следует отметить, что требование соблюдения конституционных норм адресовано ко всем субъектам права. Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой. Субъектами исполнения являются все субъекты конституционного права. В Конституции Республики Беларусь установлены следующие формы исполнения:
- все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы (ст. 7: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства», ст. 52: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции»);
- государство, его органы и должностные лица обязаны исполнять возложенные на них обязанности;
- граждане обязаны исполнять свои обязанности (ст. 2: «Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией»).
Использование как форма реализации права связано с процессом осуществления прав и свобод. Его субъектами являются не только физические лица, но и все иные субъекты конституционных правоотношений, которые наделены правами, в том числе и государство в целом как участник государственно- и международно-правовых отношений
Применение – в соответствии с выработанной в общей теории права моделью представляет собой властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел, в результате которой издаются индивидуальные предписания.
8. Гарантии реализации Конституции и норм конституционного права. Можно выделить следующие гарантии реализации Конституции:1) юридические. В самой Конституции закреплены правила, устанавливающие высшую юридическую силу Конституции, меры по охране Конституции, обязанность всех субъектов права соблюдать Конституцию. Кроме того, на основе анализа конституционных норм можно вывести принцип прямого действия конституционных норм.2) конституционный надзор – предполагает меры, принимаемые различными органами (Прокуратура, Президент, Парламент, суды и т.д.) в рамках своей компетенции по охране конституционных положений.3) конституционный контроль – осуществляет специализированный орган, проверяющий конституционность правовых актов, а также действий соответствующих органов и должностных лиц. В Республике Беларусь таким органом является Конституционный Суд. 4) конституционная и иные виды ответственности за нарушение конституционных норм.
9. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения. Конституция определяет порядок разрешения коллизий между нею и иными нормативными правовыми актами. Ст. 7 Конституции: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы».В Республике Беларусь не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Основным Законом Республики Беларусь установлены следующие правила разрешения юридических коллизий. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
10. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые санкции и их особенности.
Конституционно – правовая ответственность
– это закрепленная конституционно
– правовыми нормами
Основной
Закон Республики Беларусь прямо
не признает конституционно-правовую
ответственность в качестве отдельного
института, но слово «ответственность»
Одним из механизмов, гарантирующих
реализацию Основного Закона, и является
институт конституционно – правовой
ответственности, а особым субъектом
в плане обеспечения
Ответственность государственной власти за поддержание режима законности, установленного в государстве, - гарантия обеспечения правопорядка. Например, закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь в ч.3 ст.10 устанавливает юридическую ответственность за отказ либо уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда.
Реализация данного правоположения находила продолжение в ст.167 ранее действовавшего Уголовного Кодекса Республики Беларусь, которая запрещала понуждение должностного лица, состоящего на государственной службе, к неисполнению решений Конституционного Суда Республики Беларусь должностным лицам, занимающим ответственное положение.
Особо следует подчеркнуть, что метод возложения ответственности – это не только обязанность совершать определенные действия либо воздерживаться от них, но и предостережение о неблагоприятных последствиях при невыполнении обязанности.
По нашему
мнению, конституционная
В свою очередь, В.А. Виноградов предлагает
выделять три основания конституционно-
Однако конституционная
Конституционная ответственность может иметь и моральные основания. В частности, Кодекс чести судьи Конституционного Cуда Республики Беларусь в ст.13 и Закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь в п.5 ст.18 устанавливают, что полномочия члена Конституционного Суда могут быть прекращены либо приостановлены в связи с поступком, который хоть и не является преступным, но по своему характеру несовместимый с высоким званием
судьи.
Рассматривая
Во-первых, комплексный, разносторонний характер конституционно-правовых отношений, в связи с которым наиболее остро встают вопросы разграничения конституционно-правовой ответственности с одной стороны, и политической, уголовной, административной — с другой.
Во-вторых, конституционно-правовые отношения носят достаточно сложный характер, и для того, чтобы выявить конституционный деликт, необходим комплексный анализ конституционных норм. В частности, такая ситуация может иметь место в случае, если полномочия Палаты представителей или Совета Республики досрочно прекращаются на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции (ч.2 ст.94 Конституции Республики Беларусь).
В-третьих, своеобразный характер имеют конституционно-правовые санкции. Для большинства субъектов правотворчества чисто психологически достаточно ново принять в качестве таковой необходимость отмены изданного ими нормативного акта, признанного Конституционным Судом не соответствующим Основному Закону. Возможно, юридической науке необходимо провести более четкую границу между понятием санкции и понятием негативных последствий.
Итак, конституционно – правовая ответственность
– это самостоятельный вид
юридической ответственности, осуществление
мер которой (в виде различного рода
неблагоприятных последствий
Конституционно-правовая санкция - это определенная нормами конституционного права мера государственного либо общественного воздействия в сфере конституционно – правовых отношений, которая применяется в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, установленному диспозицией конституционно-правовой нормы, и которая содержит ее итоговую оценку.
Изучение конституционного законодательства Республики Беларусь позволяет выделить основные виды мер негативной конституционно-правовой ответственности, которые могут быть рассмотрены в качестве соответствующих санкций. Итак, речь может идти о таких мерах, как: