Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)

Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.Условия для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правового отношения:- наличие конституционно-правовой нормы;- правосубъектность;- юридический факт.Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.Юридические факты делят на правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.Таким образом, юридический факт – это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие – связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, возникновение, изменение или прекращение правоотношения зависит от комплекса юридических фактов, который называются юридическим составом.

7. Реализация норм конституционного права: особенности, способы.

Особенности реализации норм Конституции Республики Беларусь. В теории права под реализацией правовых норм понимается претворение в жизнь правовых норм в практической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан.

Особенности реализации:

1) Процесс реализации  Конституции носит универсальный характер. Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, в этом процессе участвуют все субъекты права. 2) В отличие от других правовых актов Конституция обладает учредительными свойствами, нормы конституционного права имеют особую значимость в силу предмета правового регулирования, и поэтому их реализация не может сводиться только к практической деятельности людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей. 3) Многие конституционно-правовые нормы – отправные, которые не ведут к созданию конкретных конституционно-правовых отношений, а устанавливают правовые состояния. 4) Особенность реализации конституционно-правовых норм заключается в том, что его активными участниками являются народ и государство.5) Процесс реализации Конституции имеет многоуровневый характер. 6) На особенности реализации конституционных норм влияет волеизъявление субъектов конституционного права. В одних случаях реализация норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов, во других случаях – бездействия, а в третьих – реализация зависит от желания либо нежелания субъекта воспользоваться своим правом. 7) Прямое действие конституционно-правовых норм, но отдельные нормы требуют принятия дополнительных нормативных правовых актов, чтобы быть реализованными 

Выделяют следующие методы (формы) реализации: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение предполагает пассивное поведение человека, и связано с запретом совершать определенные действия. Следует отметить, что требование соблюдения конституционных норм адресовано ко всем субъектам права. Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой. Субъектами исполнения являются все субъекты конституционного права. В Конституции Республики Беларусь установлены следующие формы исполнения:

- все субъекты права  обязаны точно и единообразно  исполнять Конституцию и законы (ст. 7: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства», ст. 52: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции»);

- государство, его органы  и должностные лица обязаны  исполнять возложенные на них  обязанности;

- граждане обязаны исполнять  свои обязанности (ст. 2: «Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией»).

Использование как форма реализации права связано с процессом осуществления прав и свобод. Его субъектами являются не только физические лица, но и все иные субъекты конституционных правоотношений, которые наделены правами, в том числе и государство в целом как участник государственно- и международно-правовых отношений

Применение – в соответствии с выработанной в общей теории права моделью представляет собой властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел, в результате которой издаются индивидуальные предписания.

8. Гарантии реализации Конституции и норм конституционного права. Можно выделить следующие гарантии реализации Конституции:1) юридические. В самой Конституции закреплены правила, устанавливающие высшую юридическую силу Конституции, меры по охране Конституции, обязанность всех субъектов права соблюдать Конституцию. Кроме того, на основе анализа конституционных норм можно вывести принцип прямого действия конституционных норм.2) конституционный надзор – предполагает меры, принимаемые различными органами (Прокуратура, Президент, Парламент, суды и т.д.) в рамках своей компетенции по охране конституционных положений.3) конституционный контроль – осуществляет специализированный орган, проверяющий конституционность правовых актов, а также действий соответствующих органов и должностных лиц. В Республике Беларусь таким органом является Конституционный Суд. 4) конституционная и иные виды ответственности за нарушение конституционных норм.

9. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения. Конституция определяет порядок разрешения коллизий между нею и иными нормативными правовыми актами. Ст. 7 Конституции: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы».В Республике Беларусь не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Основным Законом Республики Беларусь установлены следующие правила разрешения юридических коллизий. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

10. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые санкции и их особенности.

Конституционно – правовая ответственность  – это закрепленная конституционно – правовыми нормами обязанность  субъекта конституционно – правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения  тому, которое предписано ему этими  нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или общественного  воздействия.

Основной  Закон Республики Беларусь прямо  не признает конституционно-правовую ответственность в качестве отдельного института, но слово «ответственность»употребляется в некоторых его статьях: ст. 2, 59, 97, 106, 110.

Одним из механизмов, гарантирующих  реализацию Основного Закона, и является институт конституционно – правовой ответственности, а особым субъектом  в плане обеспечения конституционного правопорядка выступает Конституционный  Суд Республики Беларусь.

Ответственность государственной власти за поддержание  режима законности, установленного в  государстве, - гарантия обеспечения  правопорядка. Например, закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь в ч.3 ст.10 устанавливает  юридическую ответственность за отказ либо уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда.

Реализация  данного правоположения находила продолжение  в ст.167 ранее действовавшего Уголовного Кодекса Республики Беларусь, которая  запрещала понуждение должностного лица, состоящего на государственной службе, к неисполнению решений Конституционного Суда Республики Беларусь должностным лицам, занимающим ответственное положение.

Особо следует  подчеркнуть, что метод возложения ответственности – это не только обязанность совершать определенные действия либо воздерживаться от них, но и предостережение о неблагоприятных последствиях при невыполнении обязанности.

По нашему мнению, конституционная ответственность  характеризуется теми признаками, которые  присущи юридической ответственности  в целом.

В свою очередь, В.А. Виноградов предлагает выделять три основания конституционно-правовой ответственности: 1) нормативное, 2) фактическое и 3) процессуальное, причем устанавливает следующую последовательность: "Прежде всего, должна быть конституционно-правовая норма, устанавливающая модель поведения и санкцию за отклонение от нее. Затем может возникнуть фактическое основание – не соответствующее конституционно-правовой норме деяние. При наличии нормы и не соответствующего ей деяния уполномоченная инстанция в порядке, установленном конституционно-правовыми нормами, может определить меру конституционно-правовой ответственности за указанное деяние".

Однако конституционная ответственность  может наступать не только за нарушение  Конституции, но и обычных законов. Например, Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности  в связи с совершением государственной  измены или иного тяжкого преступления (ст.88 Конституции Республики Беларусь). Следовательно, основанием конституционной  ответственности может послужить  нарушение Уголовного Кодекса Республики Беларусь.

Конституционная  ответственность может иметь  и моральные основания. В частности, Кодекс чести судьи Конституционного Cуда Республики Беларусь в ст.13 и Закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь в п.5 ст.18 устанавливают, что полномочия члена Конституционного Суда могут быть прекращены либо приостановлены в связи с поступком, который хоть и не является преступным, но по своему характеру несовместимый с высоким званием

судьи.

Рассматривая правоохранительную деятельность Конституционного Суда через  призму института конституционной  ответственности, можно выявить  основные причины, которые тормозят включение конституционно-правовой ответственности в традиционный набор видов юридической ответственности. Как представляется, юридические  причины обусловлены особенностями  конституционно-правовых отношений. К  числу таковых необходимо отнести  следующие.

Во-первых, комплексный, разносторонний характер конституционно-правовых отношений, в связи с которым наиболее остро встают вопросы разграничения конституционно-правовой ответственности с одной стороны, и политической, уголовной, административной — с другой.

Во-вторых, конституционно-правовые отношения носят достаточно сложный характер, и для того, чтобы выявить конституционный деликт, необходим комплексный анализ конституционных норм. В частности, такая ситуация может иметь место в случае, если полномочия Палаты представителей или Совета Республики досрочно прекращаются на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции (ч.2 ст.94 Конституции Республики Беларусь).

В-третьих, своеобразный характер имеют конституционно-правовые санкции. Для большинства субъектов правотворчества чисто психологически достаточно ново принять в качестве таковой необходимость отмены изданного ими нормативного акта, признанного Конституционным Судом не соответствующим Основному Закону. Возможно, юридической науке необходимо провести более четкую границу между понятием санкции и понятием негативных последствий.

Итак, конституционно – правовая ответственность  – это самостоятельный вид  юридической ответственности, осуществление  мер которой (в виде различного рода неблагоприятных последствий для  субъектов) не только устанавливается  конституционно – правовыми нормами, но и направлено прежде всего на защиту конституционно – правовых отношений. Ее конституционное и  законодательное признание как  одного из видов юридической ответственности  будет повышать эффективность конституционно – правовых норм, усиливать их влияние  на общественно – политическую практику.

Конституционно-правовая санкция - это определенная нормами конституционного права мера государственного либо общественного воздействия в сфере конституционно – правовых отношений, которая применяется в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, установленному диспозицией конституционно-правовой нормы, и которая содержит ее итоговую оценку.

Изучение  конституционного законодательства Республики Беларусь позволяет выделить основные виды мер негативной конституционно-правовой ответственности, которые могут  быть рассмотрены в качестве соответствующих  санкций. Итак, речь может идти о  таких мерах, как:

  • отмена ранее принятого решения о принятии в гражданство (были представлены подложные документы и т.п.);
  • лишение статуса беженца либо отмена решения о предоставлении временного убежища физическому лицу (совершение преступления на территории Республики Беларусь, подлог документов и т.п.);
  • вынесение предупреждения общественному объединению, политической партии, религиозной организации за деятельность, не соответствующую закону, уставу;
  • ликвидация общественного объединения, политической партии, религиозной организации и запрет на их деятельность по решению суда;
  • признание поведения физического лица, должностного лица, органа или общественного объединения противоконституционным или не соответствующим закону (например, Конституционный Суд в своем заключении констатирует имевшие место факты нарушения Палатами Парламента Конституции);

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"