Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка
Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.
40. Правовой статус граждан Республики Беларусь как конституционно-правовой институт.
Права и свободы гражданина предопределены его правовой принадлежностью к государству. Когда речь идет о правах и свободах человека, то имеется виду их естественная природа происхождения, то есть они принадлежат человеку уже в силу рождения. Гражданин же, наряду с естественными правами, обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются государством и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами соответствующего государства. Например, только гражданин обладает избирательным правом, только на него возлагается обязанность защищать отечество и т.д.
В некоторой мере разграничения понятий «права человека» и «права гражданина» обусловлены наличием в юридической науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правового и позитивистского. Сторонники первого подхода исходят из признания прав в силу природы самого человека, а закон, по их мнению, выступает лишь как средство фиксации уже существующих этих прав. В то же время позитивисты полагают, что права могут дароваться человеку только государством, которое их определяет и закрепляет в законе.
Вместе с тем, в современных условиях обе концепции прав человека и гражданина взаимодействуют, между ними нет противостояния, они как бы дополняют друг друга. Ведь сегодня общепризнанно, что есть права, которые действительно являются прирожденными (право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.). Однако, без юридической определенности и защиты они не могут обеспечиваться в полной мере.
В тоже время нельзя не согласиться с тем, что есть права, которые могут быть реализованы лишь в результате правотворческой деятельности государства. При этом важно, чтобы данная деятельность основывалась на принципах гуманизма, свободы, справедливости и др. Только при таком подходе позитивизм может получить свое достойное развитие.
41. Принципы прав человека. Классификация основных прав и свобод граждан.
Принципы прав человека определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, отражают основополагающие, существенные, устойчивые идеи, на которых базируется система прав человека. Можно выделить следующие важнейшие принципы прав человека: ценность человека, его прав и свобод (принцип гуманизма);принцип свободы; принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой природе достоинства; принцип всеобщности и универсальности прав человека; принцип равноправия; общепризнанность и общеобязательность норм международного права в области прав человека; принцип уважения, поощрения и соблюдения прав человека; принцип терпимости (толерантности);принцип справедливости. Основополагающим принципом прав человека является принцип гуманизма. Классификация прав человека по сферам их действия. Выделяются гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права. К гражданским (личным) правам относятся:– право человека на жизнь;– право на свободу и личную неприкосновенность;– право на уважение достоинства, присущего человеческой личности;– право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства;– право на справедливое и публичное судебное разбирательство;– на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения и наказания. – право на гражданство;– право на создание семьи и охрану семьи. Политические права:– на свободу мысли, совести и религии;– на свободу убеждений и свободное выражение их; – на свободу мирных собраний и ассоциаций; – право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через свободно избранных представителей;– равного доступа к государственной службе в своей стране.
Экономические права:– на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение;– на частную собственность;– право на предпринимательство; – на свободное распоряжение рабочей силой.
Социальные права:– право человека на достойный уровень жизни; – на социальную защиту; – на социальное обеспечение; – на жилище; – право на отдых;– право на благоприятную окружающую среду;– на охрану здоровья.
Культурные права:– право человека на образование; – право на национальное достоинство;– на свободное участие в культурной жизни общества; – на свободный доступ к ценностям отечественной и мировой культуры;– право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания;– на интеллектуальную собственность; – право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов.
42. Личные права и
свободы граждан, их
К гражданским (личным) правам относятся:
– право человека на жизнь;
– право на свободу и личную неприкосновенность;
– право на уважение достоинства, присущего человеческой личности;
– право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства;
– право на справедливое и публичное судебное разбирательство;
– на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения и наказания.
– право на гражданство;
– право на создание семьи и охрану семьи.
43. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
Политические права:
– на свободу мысли, совести и религии;
– на свободу
убеждений и свободное
– на свободу мирных собраний и ассоциаций;
– право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через свободно избранных представителей;
– равного
доступа к государственной
44. Социально-экономические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
Экономические права:
– на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение;
– на частную собственность;
– право на предпринимательство;
– на свободное распоряжение рабочей силой.
Социальные права:
– право человека на достойный уровень жизни;
– на социальную защиту;
– на социальное обеспечение;
– на жилище;
– право на отдых;
– право на благоприятную окружающую среду;
– на охрану здоровья.
45. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей.
Конституция РБ содержит в себе обязательство со стороны государства по осуществлению прав и свобод граждан, т.е. гарантийный механизм. В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам гарантируется право обращения в суд. Каждый имеет право на юридическую помощь, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Несмотря на то, что в Республике Беларусь существует много средств, направленных на охрану прав граждан (это и административный способ защиты прав, и судебный контроль, и прокурорский надзор и т.д.), следует заметить, что права граждан часто нарушаются, а представленные способы защиты недостаточно эффективны, так как они не акцентированы исключительно на защите прав человека и гражданина. Поэтому назрела проблема не только совершенствования уже имеющихся методов, но и создания новых инструментов, гарантирующих и охраняющих права личности. Судебная форма защиты прав человека. Судебная защита прав человека – основной элемент правозащитного механизма государства. Из всех механизмов национального контроля за правами человека обращение в суд в большинстве стран мира считается самым эффективным. Право на обращение в суд отражено в основополагающих правозащитных международных документах. Гражданам РБ гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией РБ и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Защита прав человека органами конституционного контроля. Институт индивидуальной жалобы. Деятельность КС РБ в области защиты прав человека. Поскольку граждане и другие физические лица в РБ не обладают правом обращения в КС с требованием о рассмотрении конституционности того или иного нормативного акта, нарушающего их основные права, КС вынужден изыскивать иные формы защиты их прав в случаях их нарушения. К основным формам такой защиты, сложившимся к настоящему времени, относятся:1) направление обращений граждан в компетентные органы с просьбой решить поставленные вопросы в соответствии с Конституцией и актами международного и национального законодательства;2) разъяснение гражданам предусмотренной действующим законодательством процедуры защиты их прав;3) принятие КС решений, содержащих предложения правотворческим органам о внесении необходимых изменений или дополнений в действующее законодательство, если определенные нормативные акты противоречат положениям актов более высокой юридической силы, а также в случаях пробелов в законодательстве. Граждане вправе обжаловать в КС решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие их права, свободы и законные интересы. Граждане вправе также направлять в КС индивидуальные и коллективные обращения. Деятельность КС имеет огромное значение в деле защиты прав человека. Несмотря на отсутствие института конституционной жалобы, граждане постоянно обращаются в КС по вопросам защиты своих прав, в результате чего КС ежегодно принимается десятки решений, направленных на защиту конституционных прав и свобод граждан.
Одним из
важнейших элементов
46. Иностранцы и лица без гражданства: понятие и правовой статус в Республике Беларусь.
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства*.
Иностранным
гражданам могут быть подвергнуты
медицинскому освидетельствованию
принудительно, если в отношении
их имеются достаточные основания
считать, что они имеют болезни,
включенные в перечень опасных заболеваний,
или установлено, что они прибыли
в Республику Беларусь из региона
массовых эпидемий, опасных заболеваний
людей, животных. Медицинское
Президент
Республики Беларусь вправе принимать
решение о допуске в Республику
Беларусь иммигрантов сверх
Иностранные граждане в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Им гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода.Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничение в перемещении и выборе места жительства допускается только в установленном законом порядке.
.Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства*. лица без гражданства могут быть подвергнуты медицинскому освидетельствованию принудительно, если в отношении их имеются достаточные основания считать, что они имеют болезни, включенные в перечень опасных заболеваний, или установлено, что они прибыли в Республику Беларусь из региона массовых эпидемий, опасных заболеваний людей, животных. Медицинское освидетельствование иностранцев проводится по решению учреждений здравоохранения с санкции прокурора .Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Республики Беларусь и желающие получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь. Ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается только после уплаты государственной пошлины или консульского сбора, порядок уплаты и размер которых устанавливаются Советом Министров Республик Беларусь. Решение по ходатайству о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства со всеми необходимыми материалами. Лицам без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Беларусь: