Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка
Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.
Он выделил
три основные формы власти народа:
государственная власть, общественная
власть (например, домовые, дворовые комитеты)
и смешанная общественно-
В зависимости от форм волеизъявления народа общепринято выделять непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.
Как пишет Н.А. Богданова, непосредственная демократия исключает опосредующее звено при принятии решения народом. Это его прямое правление10.
К формам
непосредственной демократии относятся:
референдум, выборы, отзыв, собрания граждан
и другие предусмотренные законом
формы. Причем некоторые из этих форм
могут иметь как императивный,
так и консультативный
Представительная демократия осуществляется через демократически избранных представителей (депутатов), которые должны следовать воле народа.
29. Политическая система общества, ее принципы и особенности.
Политическая система – совокупность взаимодействующих между собой государственных и общественно-политических организаций, объединений, отношения между которыми урегулированы правовыми и политическими нормами, принципами организации и осуществления политической власти в обществе. Элементы политической системы.1) субъекты – носители политической власти (народ, его представители);2) институты: государственные институты (государство, органы государственной власти), а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.2) совокупность правовых и политических норм, регулирующих политическую систему;3) политическая культура и политическая идеология;4) взаимоотношения и взаимосвязи между субъектами и институтами политической системы общества. Любая система отношений строится на определенных принципах, правилах, на основе которых субъекты отношений взаимодействуют между собой. Не является исключением и политическая система, которая в зависимости от идеологического и функционального наполнения имеет свои принципы. Единый систематизированный перечень принципов политической системы в конституциях обычно не встречается, его выводят аналитическим путем на основе норм конституции. Причем эти принципы неодинаковы в странах, имеющих разный политический режим.
Рассматривая демократическую политическую систему общества, можно выделить следующие принципы:- демократия во всех элементах системы и в системе в целом;- власть народы в различных формах ее проявления;- политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии);
- ролевая
автономия звеньев системы, т.
Особенностью политической системы является специфика целей ее существования – осуществление государственной власти, участие в ней, борьба за нее и т.д., методов и форм взаимодействия ее элементов. Политическая система обладает вторичным характером по отношению к другим отношениям, складывающимся в обществе по поводу различных интересов людей, и направлена на регулирование данных отношений с помощью властных методов.
30. Государство – важнейший элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское.
Государство
является важнейшим элементом
централизованные; децентрализованные; относительно децентрализованные государства.
В централизованном унитарном
государстве во все звенья административно-
В децентрализованном унитарном
государстве нет назначенных на места
(в административно-
установление минимального размера заработной платы;поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты.Республика Беларусь является светским государством. Ст. 16 Конституции устанавливает, что религии и вероисповедания равны перед законом, а взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Церковь в Беларуси отделена от государства. Законом, регулирующим статус религиозных организаций, является Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».
31. Конституционно-правовой
Политическая партия – это активная часть общества, объединенная общими целями, ставящая своей задачей завоевание, удержание и использование государственной власти в определенных целях.
Признаки:
- продолжительность существования;
- организационная структура;
- общность целей, идеалов, интересов;
- стремление к власти;
- поиск народной поддержки.
Партии – это один из важнейших компонентов политической системы. Они активно участвуют в политическом процессе: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации и т.д.
От других общественных объединений партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством.
Функции партии:
- выработка определенной программы;
- привлечение новых членов в партию;
- участие
в формировании и контроле
за деятельностью органов
- мирное
разрешение социальных
- национальная интеграция;
- идеологическая функция;
- формирование и выражение политической воли народа.
Конституционализация партий – закрепление принципов деятельности и статуса политических партий в конституциях. Наиболее активно данный процесс стал протекать после Второй мировой войны и был связан с развитием демократических институтов в различных государствах. Конституционные нормы о политических партиях касаются различных аспектов их деятельности, но в основном содержат лишь общие принципы регулирования (плюрализм партий, запреты определенного вида партий, установление пределов деятельности и т.д.).
Законодательная институционализация партий – регулирование деятельности партий посредством законов (прежде всего, о политических партиях). Законодательные нормы о политических партиях могут быть объединены в следующие группы:
- определение понятия политической партии, ее роли в политической системе;
- порядок
создания и прекращения
- требования к идеологии и программным положениям;
- требования к организационному строению и порядку деятельности;
- финансово-экономическая база;
- взаимоотношения
партий с публичной властью
(участие в выборах,
- запреты
и ограничения, касающиеся
Партийные системы.
Для стран
с демократическим режимом
Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных групп с противоречащими друг другу интересами. Каждая социальная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.
Партийные
системы отличаются значительным разнообразием,
что объясняется социальными, национальными,
историческими, религиозными и иными
особенностями каждого
Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:
1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.
2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме многопартийности абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.
3. Двухпартийные системы представляют собой своеобразную разновидность многопартийности.
Для двухпартийных
систем наиболее типичной отличительной
особенностью является монопольное
господство на политической арене двух
главных партий, которые попеременно
сменяют друг друга у власти. Одна
из этих партий выступает в роли
правящей, другая – оппозиционной.
Время от времени они меняются
местами. Подобная система создает
серьезные препятствия для