Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)

4. Однопартийные системы существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун и др.).

5. Выделяются  и так называемые «беспартийные системы». Например, в ряде мусульманских стран (Катар, Кувейт ОФЭ, Оман, Саудовская Аравия) все партии запрещены как разрушающие единство уммы — мусульманской общины «правоверных».

Организационная структура современных политических партий достаточно разнообразна и зависит от целого ряда факторов, в числе которых первостепенное значение имеют специфика самих партий, их исторические особенности и национальные традиции. Существуют два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. Соответственно им по организационной структуре принято различать организационно оформленные и организационно неоформленные партии.

Организационно оформленные партии имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессиональную. В этих партиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, платит партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.

Партии, относящиеся к данной группе, представляют собой обычно относительно небольшие  по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Такие партии могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается как дополнение к членству индивидуальному.

Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов, на них не распространяется партийная дисциплина. Деятельность таких партий сводится прежде всего к избирательной борьбе, к «улавливанию голосов избирателей»; их основная задача – добиться победы на выборах.

Общественные объединения.

Близки  политическим партиям (группа людей, объединенных общими целями и интересами), но отличаются от них: политическая деятельность не является их основной задачей, они не борются за овладение государственной  властью. Чаще всего их задачи –  социальная, экономическая защита граждан.

Тем не менее, общественные объединения косвенно участвуют в политическом процессе, влияют на политические отношения (путем  поддержки той или иной партии или даже коллективного членства в ней; оказания материальной помощи; выражения интересов определенной группы людей, которые учитываются  при построении партийного курса  партий, принятии государственных решений  и т.д.).

Деятельность  общественных объединений, также как  и политических партий, в общих  моментах урегулирована нормами  конституций, а более подробно –  иными законодательными актами государств.

Признаки:

- добровольность;

- негосударственность;

- некоммерческий  характер деятельности.

Виды:

1) По  организационной структуре:

- общественные  организации (имеют устав, программу,  центральные и местные органы  управления, членство);

- общественные  движения (не имеют в совокупности  указанных выше элементов, но  отдельные присутствуют).

2) По  характеру деятельности:

- социально-экономические;

- социально-культурные;

- образовательные;

- правозащитные;

- спортивные  и др.

Важнейшее место среди общественных объединений  занимают профсоюзы, целью которых является экономическая и социальная защита своих членов, т.е. работников наемного труда. Формы влияния на политическую жизнь: моральная и материальная поддержка кандидатов; заключение договоров о взаимных обязательствах; коллективное членство в партиях; идеологическое влияние.

32. Правовой статус трудового  коллектива в управлении государственными  и производственными процессами.

Впервые правовой статус и значение трудовых коллективов были закреплены в Конституции  СССР 1977 г., Конституции БССР 1978 г., а также в специальном Законе СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 г.

Конституции придавали трудовым коллективам  значение элементов политической системы  общества. Они возлагали на них  обязанность участвовать в обсуждении и решении общественных и государственных де, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями и т.д.

Следует отметить, что белорусское право  частично сохранило роль трудовых коллективов  как субъектов политических отношений. В правовой системе Республики Беларусь немаловажное значение отводится месту  трудового коллектива, его значению в управлении государственными процессами. Трудовой коллектив как самостоятельный  субъект конституционно-правовых отношений, а в частности – политико-правовых отношений, предусмотрен различными нормами  конституционного права, касающимися  избирательного процесса (например, выдвижение кандидатов в депутаты), форм реализации непосредственной демократии (например, обсуждение государственных и общественных дел), социально-экономических прав граждан (право на забастовку) и т.д. И хотя в Конституции Республики Беларусь о трудовых коллективах  сказано немного, тем не менее, иные конституционно-правовые нормы более  детально определяют их статус.

Если  обратиться к Конституции, то можно  обнаружить следующие нормы, прямо  либо косвенно касающиеся статуса и  роли трудового коллектива.

Ст. 13 устанавливает: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни».

Отношения в социально-трудовой сфере между  органами государственного управления, объединениями нанимателей и  профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства  и взаимодействия сторон (ст. 14).

Ст. 41 определяет право граждан на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

В ст. 69 Конституции говорится, что право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам.

33. Форма правления в Республике Беларусь.

В научной  литературе существуют два основных подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица – главы государства, монарха или президента. С точки зрения широкого подхода форма правления – это характеристика организации, структуры и взаимоотношений органов государственной власти. В теории права выделяют две основные формы правления – монархию и республику, в рамках которых имеется собственная классификация форм правления. Так, республика, главной чертой которой является выборность главы государства на определенный срок, подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от объема полномочий и особенности взаимодействия высших органов власти: президентская республика, парламентарная республика, смешанная республика. РБ имеет республиканскую форму правления. С момента обретения независимости и до момента внесения изменений и дополнений в Конституцию (1996 г.) Беларусь являлась президентской республикой, однако после указанных событий система государственных органов, их роль и объем компетенции претерпели существенные изменения, касающиеся в первую очередь усиления властных полномочий главы государства. Анализ конституционных норм позволяет говорить о РБ как смешанной республике, которая вобрала в себя черты как президентской, так и парламентарной:1. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом – что характерно для президентских республик;2. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент формально не является главой исполнительной власти (что не характерно для президентских республик), однако фактически руководит ею (назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства РБ; принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; имеет право отменять акты Правительства). 3. Президент может в определенных случаях распустить Парламент, а последний имеет право выразить вотум недоверия Правительству (что свидетельствует об ответственности Правительства перед парламентом) – это характерно для парламентарных республик.

34. Понятие экономической системы  и ее конституционные основы. Характеристика конституционных  форм собственности.

Экономическая система – это сложная упорядоченная совокупность всех видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных отношений, целью которой является удовлетворение общественных потребностей в материальных благах и услугах.

Структуру экономической системы составляют:

- производительные  силы (люди и средства производства);

- экономические  отношения;

- движущие  силы экономической системы (потребности  человека, экономический интерес,  соперничество).

Особая  роль в экономической системе  принадлежит государству, которое в данной области выполняет важные функции:

- определяет  приоритеты развития системы,  цели, выделяет ресурсы для достижения  этих целей, прогнозирует возможную  отдачу ресурсов и возможные  последствия;

- создает  правовую базу для эффективного  функционирования экономики, обеспечивает  защиту прав собственника, создает  денежную систему, регулирует  отношения между производителями  и потребителями;

- воздействует  на элементы экономической системы  с целью поддержания их функционирования  в заданных параметрах;

- осуществляет  меры по социальной защите  населения от безработицы, инфляции  и других негативных явлений  в экономике.

Конституционные основы экономической  системы

Конституционные основы экономической системы –  это совокупность конституционных  норм-принципов, устанавливающих базовые, основополагающие отношения экономической  системы страны, находящие затем  детализацию в отраслевом законодательстве.

. К конституционным  принципам, регулирующим основы  экономической системы, можно  отнести следующие:

- свобода  труда и экономической деятельности;

- многообразие  и равенство различных форм  собственности;

- основы  права собственности;

- развитие  предпринимательства и кооперации;

- участие  трудящихся в управлении предприятиями,  организациями, учреждениями;

- поддержка  конкуренции и ограничения монополистической  деятельности;

- установление  принципов финансово-кредитной системы.

Современная политика белорусского государства  ориентирована на регулируемый рынок  и активную роль государства в  экономике. Причиной этому служит собственный  и зарубежный негативный опыт отрицания  роли государства в экономической  системе, а также сложности переходного  процесса при формировании и развитии социально ориентированной рыночной экономики.

Экономическая политика государства – это различные меры, применяемые государственно-властными органами, с целью воздействовать на экономические процессы.

Государство осуществляет ориентирующие, регулирующие и контролирующие функции в сфере  экономики, и в связи с этим можно выделить следующие конституционно-правовые принципы и направления государственного регулирования экономической системы.

1) Конституционная  регламентация института собственности.

2) Развитие  кооперации и предпринимательской  деятельности.

3) Социальная справедливость.

4) Прогнозирование  и планирование.

5) Конституционная  регламентация финансов.

6) Охрана  окружающей среды, контроль за  состоянием, сохранением и использованием  природных ресурсов.

7) экономическое  сотрудничество с другими странами, международными организациями, интеграция  в мировое хозяйство.

Понятие собственности

Собственность занимает центральное место в  экономической системе. Содержание собственности составляют исторически  определенные отношения по поводу присвоения и отчуждения средств и результатов  производства, а также рабочей  силы.

Формы собственности

Ученые  предлагают несколько классификаций  форм (типов) собственности.

Так, выделяют частную (делится на трудовую и нетрудовую) и общественную (делится на коллективную, и государственную) собственность.

В РБ Конституция определяет две формы собственности – государственную и частную

Отмечено, что государство гарантирует  каждому право собственности  и содействует ее приобретению. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.

Далее раскрывается содержание права собственности: «Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как  единолично, так и совместно с  другими лицами».

Закреплен принцип неприкосновенности собственности. Охраняется законом как сама собственность, так и право ее наследования.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"