Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:45, шпаргалка

Описание работы

Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.
. Правоохранительная деят-ть – это такая деят-ть гос-ва, кот. осущ-ся уполномоченными органами с целью охраны прав граждан, общества и гос-ва от преступных посягательств путем применения мер гос. воздействия (юр.мер воздействия ) в строгом соответствие с законом и соблюдением определенных правил и процедур. Признаки: 1) специально-уполномоченные органы; 2) обязательное применение законодательства; 3) применение мер юридического воздействия (принуждения и взыскания); 4) осущ-ся с целью охраны прав и свобод граждан.

Файлы: 1 файл

ПО мои ответы.docx

— 236.73 Кб (Скачать файл)

При решении определенных Законом  об оперативно-розыскной деятельности задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

 

1. Принимать в пределах своих  полномочий все необходимые меры  по защите конституционных прав  и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению  безопасности общества и государства.

 

2. Исполнять в пределах своих  полномочий поручения в письменной  форме органа дознания, следователя,  руководителя следственного органа  и решения суда о проведении  оперативно-розыскных мероприятий  по уголовным делам, принятым  ими к производству.

 

3. Выполнять на основе и в  порядке, предусмотренных международными  договорами РФ, запросы соответствующих  международных правоохранительных  организаций, правоохранительных  органов и специальных служб  иностранных государств.

 

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность на территории РФ, о ставших им известными фактах  противоправной деятельности, относящихся  к компетенции этих органов,  и оказывать этим органам необходимую  помощь.

 

5. Соблюдать правила конспирации  при осуществлении оперативно-розыскной  деятельности.

 

6. Содействовать обеспечению в  порядке, установленном законодательством  РФ, безопасности и сохранности  имущества своих сотрудников,  лиц, оказывающих содействие органам,  осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, участников уголовного  судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

 

При решении задач оперативно-розыскной  деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

 

1. Проводить гласно и негласно  перечисленные в законе оперативно-розыскные  мероприятия, производить при  их проведении изъятие предметов,  материалов и сообщений, а также  прерывать предоставление услуг  связи в случае возникновения  непосредственной угрозы жизни  и здоровью лица, а также угрозы  государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  РФ.

 

2. Устанавливать на безвозмездной  либо возмездной основе отношения  сотрудничества с лицами, изъявившими  согласие оказывать содействие  на конфиденциальной основе органам,  осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность.

 

3. Использовать в ходе проведения  оперативно-розыскных мероприятий  по договору или устному соглашению  служебные помещения, имущество  предприятий, учреждений, организаций,  воинских частей, а также жилые  и нежилые помещения, транспортные  средства и иное имущество  частных лиц.

 

4. Использовать в целях конспирации  документы, зашифровывающие личность  должностных лиц, ведомственную  принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений  и транспортных средств органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, а также личность  граждан, оказывающих им содействие  на конфиденциальной основе.

 

5. Создавать в установленном  законодательством РФ порядке  предприятия, учреждения, организации  и подразделения, необходимые  для решения предусмотренных  законом задач.

 

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному  осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством  РФ.

 

56. Система органов, осуществляющих предварительное следствие. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.

Понятие, значение предварительного расследования.    Выявление и расследование преступлений - это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления. 
Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом. 
Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, но расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ. 
Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

2. Оперативно-розыскная  деятельность призвана помогать  деятельности по расследованию  преступлений. Собранные в ходе  оперативно-розыскной деятельности  сведения не являются доказательствами  по уголовному делу. Оперативно-розыскная  деятельность лишь помогает определять  направления, в которых возможен  поиск доказательств. 
Задачами дознания и предварительного следствия являются установление обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголовного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процессуальных полномочий.

Предварительное расследование производится в форме  предварительного следствия либо в  форме дознания. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным  делам, за исключением дел о преступлениях  небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное  дело и руководствуясь правилами  производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все  обстоятельства дела и завершает  расследование. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное  следствие производится:

• следователями  прокуратуры; 
• следователями органов Федеральной службы безопасности; 
• следователями органов внутренних дел РФ; 
• следователями органов налоговой полиции.

Виды, полномочия органов  предварительного расследования.

Предварительное расследование (ПР) производится по месту  совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости  производства следственных или розыскных  действий в другом месте следователь  вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю  или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания  преступления.Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.ПР может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. 1. 2. Неотложные следственные действия осуществляются органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Цель таких действий - обнаружение и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Неотложные следственные действия производят:• органы дознания (органы внутренних дел, налоговой полиции);• органы Федеральной службы безопасности;• таможенные органы;• командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;• начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;• иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.

После производства неотложных следственных действий и  не позднее 10 суток со дня возбуждения  уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган  дознания обязан принимать розыскные  и оперативно-розыскные меры для  установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

 

57. Система  органов дознания и их полномочия. 

Органы дознания - это государственные органы и  должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К органам дознания относятся:•  органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности;• органы налоговой  полиции;• органы пограничной службы РФ;• органы Службы судебных приставов  Минюста России;• таможенные органы РФ;• органы Государственной противопожарной  службы;• прокуратура;• командиры  воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:• дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;•  выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:• капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;• руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ -по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

2. Дознаватель  - это должностное лицо органа  дознания, правомочное осуществлять  ПР в форме дознания, а также  иные полномочия, предусмотренные  УПК РФ. Полномочия по проведению  дознания не могут быть возложены  налицо, которое проводило или  проводит по данному уголовному  делу оперативно-розыскные мероприятия. 

Дознаватель уполномочен:самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.

Понятие дознания, его функции. Задачи, система, полномочия органов дознания.

Органы дознания РФ, их задачи и полномочия.

К органам  дознания РФ относятся милиция, Федеральная  служба безопасности РФ, Федеральная  служба налоговой полиции РФ, командиры  воинских частей, Федеральная пограничная  служба РФ, органы пожарной охраны, Государственный  таможенный комитет РФ, капитаны морских  судов, начальники экспедиций (зимовок) и др.

Органы дознания занимаются:  - первоначальным пресечением  преступных действий;  - первоначальным сбором доказательств; - первоначальным обследованием места преступления

Органы дознания - это государственные органы и  должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К органам дознания относятся: •   органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; •   органы налоговой полиции; •   органы пограничной службы РФ; •   органы Службы судебных приставов Минюста России; •   таможенные органы РФ; •   органы Государственной противопожарной службы; •   прокуратура; •   командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются: •  дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; •   выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: •   капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; •   руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; •   глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ -по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

 

58. Адвокатура  и адвокатская деятельность в  Российской Федерации. – в. 52,53

Права и обязанности  адвоката. Статус адвоката: приобретение, приостановление, прекращение.

Полномочия: 1) дача консультаций и справок по вопросам как в устной, так и в пис. Форме; 2) состав-к заявлений жалоб, ходатайств и др.; 3) представление интресов физ.лиц и орг-ий в конст-ом произ-ве; 4) участие в кач-вае представителя доверителя в гражд. и админ. Судопр.; 5) участие в кач-ве представителя/защитника доверителя в угол. Судопр. И пр-ве по делам админ. Правонар-ий; 6)участие в кач-ве представителя доверителяв органах гос.вл., органах МСУ, общ. объд-ях и др. орг-ях; 7) участие в кач-ве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, М/унар. Ком. Арбитраже и иных органах разрешения конфликтов. И т.д.                                                                                                       Адвокат вправе: 1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи; 2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; 3) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи; 4) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в т. ч. в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности; 5) фиксировать (в т. ч. с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; 6)  совершать иные действия, не противоречащие законодательству.  Адвокат не вправе: 1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер; 2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он: а) имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица; б) участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика; является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; в) состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; г) оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица; 3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя; 4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает; 5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя; 6) отказаться от принятой на себя защиты. 
Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.    Условия: высш. юр. ораз-е; стаж не менее 2х лет/ стажировку под рук-ом опытных адвокатов от 1 до 2 лет, быть дееспособными и иметь непогашенную судимость. Тогда статус адвоката присваивает квалиф-ая комиссия при адвокатской палате S-та РФ после сдачи квалиф-го экзамена и адвокат входит в адвокатскую коллегию и вносятся в реестр аювокатов.      1. Приостановление статуса: избрание в орган гос.вл./МСУ, неспособность более 6мес. исполнять свои обяз-ти, призвание на военную службу, признание безвестно отсутствующим, применение мер мед.хар-ра.      2. Возобновление статуса: на осн-ии заявления, отказ м.б. обжалован в суде.       3. Прекращение: а) личное заявление; б) признание судом недееспособности; в) смерть; г) отсутствие в теч-е 6мес свед-ий в адвокатской палате; д) порочащий поступок; е) ненадлежащее исп-е обяз-ей; ж) вступление в зак-ую силу приговора суда; з) при предоставлении недостоверных сведений.      Решения по 1,2,3 принимает адвокатская палата соот-го s-та.      Гарантии независимости адвоката: 1) Вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование ей каким бы то ни было образом не допускается; 2) Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в т. ч. после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем; 3)  Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов, сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.     Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. 
Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"