Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:45, шпаргалка

Описание работы

Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.
. Правоохранительная деят-ть – это такая деят-ть гос-ва, кот. осущ-ся уполномоченными органами с целью охраны прав граждан, общества и гос-ва от преступных посягательств путем применения мер гос. воздействия (юр.мер воздействия ) в строгом соответствие с законом и соблюдением определенных правил и процедур. Признаки: 1) специально-уполномоченные органы; 2) обязательное применение законодательства; 3) применение мер юридического воздействия (принуждения и взыскания); 4) осущ-ся с целью охраны прав и свобод граждан.

Файлы: 1 файл

ПО мои ответы.docx

— 236.73 Кб (Скачать файл)

23. Суды субъектов  Российской Федерации: структура,  полномочия, место в системе федеральных  судов общей юрисдикции.

Российская Федерация – федеративное государство, которое состоит из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов. Согласно ст. 5 Конституции  РФ, республика имеет свою конституцию и законодательство, а другие субъекты Федерации – имеют свой устав и законодательство.

Таким образом, вопросы, отнесенные к ведению  субъектов Российской Федерации  должны решаться на основе Конституции  и уставов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Для того чтобы законодательство субъектов  Федерации соответствовало их Конституциям и уставам необходимо было создать  органы судебной власти, которые осуществляли конституционный контроль в республиках  и других субъектах Федерации. Функции  конституционного надзора в субъектах  Российской Федерации выполняют  конституционные и уставные суды.

Согласно  ст. 118 конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. С учетом этих положений Конституции, возник вопрос в том, какие суды должны заниматься административным судопроизводством. Обычно некоторые дела об административных правонарушениях рассматривали  районные суды общей юрисдикции. Однако, в связи с тем, что районные суды рассматривают основную массу  уголовных и гражданский дел, а поэтому они перегружены  в работе, возник вопрос о том, чтобы  дела об административных правонарушениях, а также незначительные уголовные  и гражданские дела рассматривали  мировые судья, которые создаются  в субъектах РФ.

Вопрос  о создании конституционных, уставных судов и мировых судей решен  в Федеральном Конституционном  законе от 31 декабря 1996 «О судебной системе  Российской Федерации». Согласно ст. 4 названного Закона в Российской Федерации  федеральные суды и Конституционные (уставные) суды и мировые судья  субъектов РФ.

Конституционные (уставные) судьи  и мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции – отнесены к  судьям субъектов Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды и их полномочия.

В настоящее время конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах  Российской Федерации. Порядок и  численный состав конституционных (уставных) судов различен и определяется законодательством субъектов Федерации. Действующим законодательством  субъектов Федерации регламентируются условия избрания судей конституционных (уставных) судов. Обычно судьями могут  быть избраны граждане РФ, имеющие  определенный возраст (30-35 лет), обладающие безупречной репутацией, глубокими  познаниями в области права и  имеющие опыт работы по юридической  специальности. Они избираются либо на определенный срок (10-12 лет), либо на неограниченный срок до достижения предельного  возраста пребывания в должности (65-70 лет). Основная функция и назначение конституционных (уставных) судов субъектов Федерации определены в Законе «О судебной системе» (ст. 27):

  • эти суды создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации,
  • для толкования Конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Детальные полномочия конституционных (уставных) судов субъектов РФ закреплены в Конституциях, уставах, а также  в специальных законах субъектов  РФ.

По  законодательству Субъектов Российской Федерации – Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации  полномочны реализовывать функции:

1. Проверяют  соответствие конституциям (уставам)  субъектов РФ, законов, нормативных  актов президента (губернатора), законодательного  органа, правительства, актов органов  местного самоуправления. Они рассматривают  также и дела о соответствии  конституции (уставу) субъекта РФ, международных договоров субъектов  РФ, договоров и соглашений с  другими субъектами РФ, между  субъектами Федерации и Российской  Федерации. 

2. Разрешают  споры о компетенции между  органами государственной власти  субъекта Федерации, между органами  государственной власти и органами  местного самоуправления между  органами местного самоуправления.

3. Выносят  решения по жалобам граждан  на нарушения конституционных  прав и свобод по запросам  судов относительно конституционности  закона субъекта Федерации, принимаемого  или надлежащего применению в  конкретном деле.

4. Дают  толковании конституции (устава) субъекта Российской Федерации. 

5.Участвуют  в процессах по поводу отрешения  от должности президента (губернатора)  субъекта Российской Федерации.

6. Имеют  право законодательной инициативы  в пределах их компетенции. 

Конституционные (уставные) суды субъектов  Федерации решают исключительно  вопросы права, воздерживаются от исследования фактических обстоятельств, если это  входит в компетенцию других судов  или иных органов. Постановления  конституционных (уставных) судов субъектов  РФ являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, всех физических и юридических лиц. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его компетенции, не может быть пересмотрено другим судом.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств  бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

 

24. Верховный  Суд Российской Федерации: его  полномочия и структура. 

Верховный суд РФ: состав, структура, полномочия.  Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда и народных заседателей. Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ.      Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ: 1)  высшее юридическое образование; 2)  достижение 35-летнего возраста; 3) стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Верховного Суда РФ.      Структура Верховного Суда РФ включает в себя следующие подразделения; 1.Пленум; 2.Президиум;3. кассационная коллегия; 4.Судебная коллегия по гражданским делам; 5.Судебная коллегия по уголовным делам; 6.Военная коллегия.                                                                                                      Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и имеет следующие полномочия: 1) организует работу суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; 3) распределяет обяз-ти между зам-ми Председателя, а также между судьями; 4) организует работу по повышению квалификации судей; 5) осуществляет общее рук-во деят-ю аппарата суда, 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда. Заместители Председателя Верховного Суда РФ имеют следующие полномочия: 1) председательствуют в заседаниях судебных коллегий; 2) приносят надзорные протесты; 3) приостанавливают в установленных законом случаях исполнение приговоров и иных судебных решений; 4) ведут прием граждан.       В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его обязанности выполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, а при его отсутствии - один из заместителей Председателя Верховного Суда РФ.Статус заместителей Председателя Верховного Суда РФ имеют председатели кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ, которые имеют ряд дополнительных полномочий: 1) председательствуют в заседаниях возглавляемых ими коллегий или назначают для этого других членов коллегий; 2) образуют судебные составы для рассмотрения конкретных дел; 3) осуществляют руководство работой коллегий и представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о работе возглавляемых ими коллегий.     Аппарат Верховного Суда РФ включает в себя следующие подразделения: 1) ведущие отделы (отдел приема граждан, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел обобщения судебной практики, отдел работы с законодательством, международно-правовой отдел управления: хозяйственное управление, управление делами, планово-финансовое управление); 2) прочие отделы (секретариат Президиума Верховного Суда РФ, отдел кадров, первый отдел, общий отдел, отдел контроля и исполнения судебных решений, отдел хранения судебных документов).                                                               В организационном обеспечении работы Верховного Суда РФ участвуют: начальник канцелярии, секретари суда, секретари судебных заседании и т. п.

 

25. Военные  суды в судебной системе Российской  Федерации. 

Военный суд (ВС) РФ: состав, структура, полномочия.    Характеристика: 1) ВС входят в подсистему судов общей юрисдикции рос. суд. сис-мы и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции; 2) ВС, как и все иные суды, обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деят-тии требования закона, защищать права и свободы граждан, охранять права и законные интересы общества и гос-ва. гражданские и уголовные дела военные суды рассматривают строго в порядке, предусмотренном ГП и УПК РФ; 3) ВС не рассматривают дела об адм-х правон-х и не дают разъяснений по вопросам судебной практики; 4) ВС суды рассм. Угол. и гражд.е дела с участием строго опред. категорий граждан; 5) в исключ-й подведомственности ВС находятся дела о преступлениях против военной службы; 6) функционирование ВС происходит в условиях военной службы, поэтому их расположение связано не с административно-территориальным делением РФ, а с дислокацией соответствующих воинских формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ; 7) высший судебный контроль за деятельностью ВС осуществляет Верховный Суд РФ; 8) при осуществлении своих судебных полномочий ВС независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в т. ч. командованию соответствующего воинского формирования.    Подведомственность ВС: 1) гражданские дела: а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемы законом интересов военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, о действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; б) возникшие и подлежащие рассм-ю в местах, где не функц-ют гражд-е суды ; в) о возмещении ущерба, причиненного прест-ем, дело о кот. рассм-ся ВС в соответствии с нормами о под ведомственности уголовных дел; г) о незаконности нормативных и ненормативных правовых актов органов военного управления, воинских частей и учреждений (по протес там военных прокуроров); 2) уголовные дела: а) о преступлениях, совершенных военнослужащими. Военнослужащими являются граждане, проходящие добровольно (по контракту) и по призыву на военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Гос. противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых в военное время специальных формированиях; б) о преступлениях невоеннослужащих, совершенных во время прохождения ими военных сборов в местах, где не функционируют гражданские СУДЫ в соучастии с военнослужащим, лицами начальствуюшего состава исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ против порядка несения службы; в) ВС, расположенные в местах дислокации войск за пределами РФ рассм. Угол. дела о преступл-х, совершенных военносл-ми, проходящ. военную службу в составе росс-х войск, членами их семей, а также другими гражданами РФ, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусм. Угол-м законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ; 2) иное не предусмотрено международным договором РФ.

 

26. Арбитражные суды в Российской Федерации, их роль и основные задачи. Система арбитражных судов. Общая характеристика Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». – в. 40

 

Система арбитражных судов (АС): состав, структура, полномочия.    Хар-ка: 1) составляют особую подсистему, которая является составной частью единой судебной системы РФ; 2) рассматривают эк-ие споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений; 3) осущ-ют свою деят-ть на основе тех же принципов правосудия, что и суды общей юрисдикции, и в своей работе руководствуются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ и иными нормативными актами, а также международными договорами РФ; 4) процедура судопроизводства в АС урегулирована Арбитражным процессуальным кодексом РФ; 5) в АС за защитой своих прав и законных интересов в праве обращаться граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а в установленных законом случаях - образования, не имеющие статуса юр.лица; 6) в защиту гос-ых или общ-ых интересов в АС могут прокурор, органы гос-ой власти и МСУ; 7) стороны вправе передать спор, подведомственный АС, по обоюдному соглашению в третейский суд (постоянно действующий или специально создаваемый); 8) решения АС имеют общеобязательную силу, то есть обязательны для всех госых и негос-ых органов, должностных лиц, юр.лиц и граждан. 
Арбитражным судам подведомственны: 1) возникающие из гражд. правоотношений, эк-ие споры и иные дела связанные с осущ-ем предп-ой и иной эк-ой деят-ти юр.лицами и ИП; 2) возникающие из админ. и иных публичных правоотношений эк-ие споры и иные дела, связанные с осущ-ем орг-ми и гражданами предпр-ой и иной эк-ой деят-ти (а) оспаривании НПА, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции АС; б) оспаривании ненормативных правовых актов органов гос.вл. РФ, органов гос.вл. субъектов РФ, органов МСУ, решений и действий (бездействия) гос.органов, органов МСУ, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти; в) админ. правонарушениях, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции АС; г) взыскании с орг-ий и граждан, осущ-их предпр-ую и иную эк-ую деят-ть, обязательных платежей, санкций, если ФЗ не предусмотрен иной порядок их взыскания); 3) дела об установлении фактов, имеющих юр. значение для возникновения, изменения и прекращения прав орг-ий и граждан в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти; 
4) дела об оспаривании решений третейских судей и о выдаче исполнительных листов на принудительной исполнение решений третейских судов; 5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осущ-ии предп-ой и иной эк-ой деят-ти. 
Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела: 1) о несостоятельности (банкротстве); 2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; 3) по спорам об отказе в гос.регистрации, уклонении от гос.регистрации юр.лиц, ИП; 4) по спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; 5) о защите деловой репутации в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти; 6) другие дела, возникающие при осуществлении предп-ой и иной эк-ой деят-ти, в случаях, предусмотренных ФЗ.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"