Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:45, шпаргалка
Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.
. Правоохранительная деят-ть – это такая деят-ть гос-ва, кот. осущ-ся уполномоченными органами с целью охраны прав граждан, общества и гос-ва от преступных посягательств путем применения мер гос. воздействия (юр.мер воздействия ) в строгом соответствие с законом и соблюдением определенных правил и процедур. Признаки: 1) специально-уполномоченные органы; 2) обязательное применение законодательства; 3) применение мер юридического воздействия (принуждения и взыскания); 4) осущ-ся с целью охраны прав и свобод граждан.
23. Суды субъектов
Российской Федерации:
Российская Федерация –
Таким образом, вопросы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации должны решаться на основе Конституции и уставов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Для того чтобы законодательство субъектов Федерации соответствовало их Конституциям и уставам необходимо было создать органы судебной власти, которые осуществляли конституционный контроль в республиках и других субъектах Федерации. Функции конституционного надзора в субъектах Российской Федерации выполняют конституционные и уставные суды.
Согласно ст. 118 конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. С учетом этих положений Конституции, возник вопрос в том, какие суды должны заниматься административным судопроизводством. Обычно некоторые дела об административных правонарушениях рассматривали районные суды общей юрисдикции. Однако, в связи с тем, что районные суды рассматривают основную массу уголовных и гражданский дел, а поэтому они перегружены в работе, возник вопрос о том, чтобы дела об административных правонарушениях, а также незначительные уголовные и гражданские дела рассматривали мировые судья, которые создаются в субъектах РФ.
Вопрос о создании конституционных, уставных судов и мировых судей решен в Федеральном Конституционном законе от 31 декабря 1996 «О судебной системе Российской Федерации». Согласно ст. 4 названного Закона в Российской Федерации федеральные суды и Конституционные (уставные) суды и мировые судья субъектов РФ.
Конституционные (уставные) судьи и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции – отнесены к судьям субъектов Российской Федерации.
Конституционные (уставные) суды и их полномочия.
В настоящее время
Детальные полномочия конституционных
(уставных) судов субъектов РФ закреплены
в Конституциях, уставах, а также
в специальных законах
По законодательству Субъектов Российской Федерации – Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации полномочны реализовывать функции:
1. Проверяют
соответствие конституциям (уставам)
субъектов РФ, законов, нормативных
актов президента (губернатора), законодательного
органа, правительства, актов органов
местного самоуправления. Они рассматривают
также и дела о соответствии
конституции (уставу) субъекта РФ,
международных договоров
2. Разрешают
споры о компетенции между
органами государственной
3. Выносят
решения по жалобам граждан
на нарушения конституционных
прав и свобод по запросам
судов относительно
4. Дают
толковании конституции (
5.Участвуют
в процессах по поводу
6. Имеют
право законодательной
Конституционные (уставные) суды субъектов
Федерации решают исключительно
вопросы права, воздерживаются от исследования
фактических обстоятельств, если это
входит в компетенцию других судов
или иных органов. Постановления
конституционных (уставных) судов субъектов
РФ являются обязательными для всех
органов государственной
Финансирование
24. Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.
Верховный
суд РФ: состав, структура, полномочия. Верховный
Суд РФ состоит из Председателя Верховного
Суда, его заместителей, членов суда и
народных заседателей. Судьи Верховного
Суда РФ назначаются на неограниченный
срок Советом Федерации Федерального
Собрания РФ по представлению Президента
РФ. Судья, назначенный на должность, приносит
присягу на торжественном собрании судей
Верховного Суда РФ перед Государственным
флагом РФ. Требования, предъявляемые
к кандидату на должность судьи Верховного
Суда РФ: 1) высшее юридическое образование;
2) достижение 35-летнего возраста; 3)
стаж работы по юридической специальности
не менее 10 лет; соответствие высоким нравственным
требованиям, предъявляемым к судьям Верховного
Суда РФ. Структура Верховного
Суда РФ включает в себя следующие подразделения;
1.Пленум; 2.Президиум;3. кассационная коллегия;
4.Судебная коллегия по гражданским делам;
5.Судебная коллегия по уголовным делам;
6.Военная коллегия.
25. Военные
суды в судебной системе
Военный
суд (ВС) РФ: состав, структура, полномочия. Характеристика: 1) ВС входят в подсистему судов общей
юрисдикции рос. суд. сис-мы и выполняют
те же задачи, что и невоенные суды общей
юрисдикции; 2) ВС, как и все иные суды, обязаны
строго следовать принципу законности
и соблюдать в своей деят-тии требования
закона, защищать права и свободы граждан,
охранять права и законные интересы общества
и гос-ва. гражданские и уголовные дела
военные суды рассматривают строго в порядке,
предусмотренном ГП и УПК РФ; 3) ВС не рассматривают
дела об адм-х правон-х и не дают разъяснений
по вопросам судебной практики; 4) ВС суды
рассм. Угол. и гражд.е дела с участием
строго опред. категорий граждан; 5) в исключ-й
подведомственности ВС находятся дела
о преступлениях против военной службы;
6) функционирование ВС происходит в условиях
военной службы, поэтому их расположение
связано не с административно-
26. Арбитражные суды в Российской Федерации, их роль и основные задачи. Система арбитражных судов. Общая характеристика Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». – в. 40
Система
арбитражных судов (АС): состав, структура,
полномочия. Хар-ка: 1) составляют особую подсистему,
которая является составной частью единой
судебной системы РФ; 2) рассматривают
эк-ие споры, возникающие из гражданских,
административных и иных правоотношений;
3) осущ-ют свою деят-ть на основе тех же
принципов правосудия, что и суды общей
юрисдикции, и в своей работе руководствуются
федеральным законодательством и законодательством
субъектов РФ и иными нормативными актами,
а также международными договорами РФ;
4) процедура судопроизводства в АС урегулирована
Арбитражным процессуальным кодексом
РФ; 5) в АС за защитой своих прав и законных
интересов в праве обращаться граждане,
индивидуальные предприниматели, юридические
лица, а в установленных законом случаях
- образования, не имеющие статуса юр.лица;
6) в защиту гос-ых или общ-ых интересов
в АС могут прокурор, органы гос-ой власти
и МСУ; 7) стороны вправе передать спор,
подведомственный АС, по обоюдному соглашению
в третейский суд (постоянно действующий
или специально создаваемый); 8) решения
АС имеют общеобязательную силу, то есть
обязательны для всех госых и негос-ых
органов, должностных лиц, юр.лиц и граждан.
Арбитражным судам подведомственны:
1) возникающие из гражд. правоотношений,
эк-ие споры и иные дела связанные с осущ-ем
предп-ой и иной эк-ой деят-ти юр.лицами
и ИП; 2) возникающие из админ. и иных публичных
правоотношений эк-ие споры и иные дела,
связанные с осущ-ем орг-ми и гражданами
предпр-ой и иной эк-ой деят-ти (а) оспаривании
НПА, затрагивающих права и законные интересы
заявителя в сфере предп-ой и иной эк-ой
деят-ти, если ФЗ их рассмотрение отнесено
к компетенции АС; б) оспаривании ненормативных
правовых актов органов гос.вл. РФ, органов
гос.вл. субъектов РФ, органов МСУ, решений
и действий (бездействия) гос.органов,
органов МСУ, иных органов и должностных
лиц, затрагивающих права и законные интересы
заявителя в сфере предп-ой и иной эк-ой
деят-ти; в) админ. правонарушениях, если
ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции
АС; г) взыскании с орг-ий и граждан, осущ-их
предпр-ую и иную эк-ую деят-ть, обязательных
платежей, санкций, если ФЗ не предусмотрен
иной порядок их взыскания); 3) дела об установлении
фактов, имеющих юр. значение для возникновения,
изменения и прекращения прав орг-ий и
граждан в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти;
4) дела об оспаривании решений третейских
судей и о выдаче исполнительных листов
на принудительной исполнение решений
третейских судов; 5) дела о признании и
приведении в исполнение решений иностранных
судов и иностранных арбитражных решений
по спорам, возникающим при осущ-ии предп-ой
и иной эк-ой деят-ти.
Кроме того, арбитражные суды рассматривают
дела: 1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам о создании, реорганизации
и ликвидации организаций; 3) по спорам
об отказе в гос.регистрации, уклонении
от гос.регистрации юр.лиц, ИП; 4) по спорам
между акционером и АО, участниками иных
хозяйственных товариществ и обществ,
вытекающим из деятельности хозяйственных
товариществ и обществ, за исключением
трудовых споров; 5) о защите деловой репутации
в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти; 6)
другие дела, возникающие при осуществлении
предп-ой и иной эк-ой деят-ти, в случаях,
предусмотренных ФЗ.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"