Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка
Описание работы
1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств. Общественный строй: В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.
Распространению Кодекса много
способствовали завоевательные войны,
которые вела Франция при Наполеоне. В
1804 году кодекс вводится в Бельгии и Пьемонте;
в 1806 году — в Баварии и Лукке; в 1808-м – в
Вестфалии и Голландии; в 1809-м – на Сицилии;
в 1810-м– в Бадене (Германия) и Польше. Он
оказывает сильнейшее влияние на гражданское
законодательство в Латинской Америке,
Румынии, Греции, Швейцарии и т. д. Кодекс
сыграл огромную роль в упрочении буржуазных
отношений во Франции, где (с многочисленными
поправками) действует и по сей день. Он
стал образцом для создания гражданских
кодексов в Италии, Бельгии, Голландии,
Польше, Швейцарии и других странах.
Гражданский кодекс Наполеона
насчитывал 2281 статью и состоял из вводного
титула и 3 книг. Его структура отразила
схему построения институций римского
права: лица, вещи, наследование и обязательства.
Данная структура Кодекса получила в гражданском
праве название институционной.
Первая книга «О лицах» (ст.7-515)
переводила такие общие идеи своей эпохи,
как равенство и свобода, на конкретный
язык гражданско-правовых норм. Согласно
ст. 8 ГК, «всякий француз пользуется гражданским
правом» . Таким образом, принцип равенства
лиц в частноправовой сфере проводился
законодателем с наибольшей последовательностью.
В ст. 7 специально подчеркивалось, что
осуществление гражданских прав не зависит
от «качества гражданина», которое может
изменяться в конституционном законодательстве.
Гражданское право, предусмотренное Кодексом,
не распространялось лишь на иностранцев.
Характерной чертой ГК Наполеона
было то, что в нем отсутствовало понятие
юридического лица. Это объяснялось тем,
что в начале XIX в. капитализм еще не вышел
за рамки индивидуалистических представлений,
а потому любой гражданин выступал в имущественном
обороте, как правило, самостоятельно
(в качестве физического лица). Более того,
сам законодатель испытывал определенное
недоверие ко всякого рода объединениям,
опасаясь, что под их видом возродятся
цеховые и иные феодальные корпорации.
Эта позиция нашла свое отражение еще
в законе Ле Шапелье 1791 г .
Вторая книга «Об имуществах
и различных видоизменениях собственности»
(ст.516-710) посвящена регламентации вещных
прав и также исходила из классической
римской классификации: право собственности,
узуфрукт, узус и др. В Кодексе ликвидировалось
дореволюционное деление имущества на
родовое и благоприобретенное и на первый
план было выдвинуто деление вещей на
движимые и недвижимые .
Центральное место во второй
книге ГК занял институт собственности.
В трактовке права собственности, воспринятой
Кодексом, виден отказ от феодальных представлений
об условности, расщепленности и родовом
характере вещных прав. ГК использовал
римскую трактовку понятия собственности
как абстрактного и абсолютного права.
Статья 544 гласила: «Собственность есть
право пользоваться и распоряжаться вещами
наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы
пользование не являлось таким, которое
запрещено законами или регламентами»
. В этом определении законодатель подчеркивает
универсальный индивидуалистический
характер права собственности. Индивидуалистический
подход к праву собственности в ГК Наполеона
проявился также в широкой трактовке правомочий
земельного собственника. Статья 552 предусматривала:
«Собственность на землю включает в себя
собственность на то, что находится над
землей и под землей».
В третьей, наиболее значительной
по объему книге (ст.711-2281) ГК «О различных
способах, которыми приобретается собственность»
указывалось, что собственность на имущество
приобретается и передается путем наследования,
путем дарения, по завещанию или в силу
обязательств (ст. 711). Основное место в
третьей книге законодатель отводит обязательственным,
прежде всего договорным, отношениям.
В точных и ясных положениях договорного
права ГК можно видеть много определений,
восходящих к известным суждениям римских
юристов. Так, договор рассматривался
как «соглашение, посредством которого
одно или несколько лиц обязываются перед
другим лицом или перед несколькими другими
лицами дать что-либо, сделать что-либо
или не делать чего-либо» (ст.1101). В Кодексе
содержались общие указания, относящиеся
к условиям заключения и содержанию отдельных
договоров: купли-продажи, мены, хранения,
найма, товарищества и т.д. Но примечательно,
что в нем почти не было статей, регламентирующих
отношения между хозяевами и рабочими,
хотя для капиталистического общества
Франции трудовой договор имел огромное
значение.
Таким образом, особенности
Кодекса Наполеона 1804 года были связаны
прежде всего с историческими условиями
развития Французского государства.
75.Регулирование имущественных
отношений по кодексу Наполеона
1804 года.
Субъекты гражданского права. Исходя
из принципа юридического равенства, Кодекс
устанавливает, что всякий француз пользуется
гражданскими правами. Осуществление
гражданских прав не зависит от качества
гражданина. Вместе с тем полной реализации
этот принцип в Кодексе Наполеона не нашел,
поскольку лица иностранного происхождения,
замужние женщины не обладают полной правоспособностью.
Характерной особенностью Кодекса является
непризнание юридических лиц в качестве
субъектов гражданского права. Столь отрицательное
отношение к юридическим лицам объясняется
двумя приминами. Во-первых, неразвитостью
капиталистических отношений: тогда главную
роль играла индивидуальная предпринимательская
деятельность, а немногочисленные торговые
товарищества действовали по правилам
Торгового кодекса. Во-вторых, со времен
революции сохранилось отрицательное
отношение к юридическим лицам из опасения
возобновления в этой форме феодальных
учреждений.
^ Права собственности. Революция создала
новые классы собственников — буржуазию
и крестьянство, которые явились опорой
правительства Наполеона и упрочить положение
которых был призван Кодекс. Кодекс Наполеона
уничтожил различие между имуществом
родовым и благоприобретенным, была разрешена
тайная мена недвижимых имуществ.
Кодекс не дает определения права собственности,
но перечисляет в ст. 544 основные правомочия
собственника — пользование и распоряжение
вещами. Причем Кодекс устанавливает возможность
осуществлять их наиболее абсолютным
образом, с тем чтобы пользование не являлось
таким, которое запрещено законом или
регламентом. Статья 546 подчеркивает полноту
права собственности, устанавливая, что
собственность на вещь дает право на все,
что эта вещь производит.
Провозглашение абсолютного, свободного
права собственности свидетельствует
о чисто буржуазном характере Кодекса,
воплощающем революционные представления
о праве собственности. В то же время право
собственности по Кодексу Наполеона —
это полное, чисто римское право, которое
разрешает собственнику широко пользоваться,
распоряжаться вещью, вплоть до ее уничтожения.
Таким образом, на содержание статей, посвященных
праву собственности, наибольшее влияние
оказали революционное законодательство
и римское право.
Однако свобода собственности не может
означать полной свободы. В качестве примера
такого ограничения может служить ст.
545, которая воспроизводит положение Декларации
прав человека и гражданина 1789 г. о том,
что «никто не может быть принуждаем к
уступке своей собственности, если это
не делается по причине общественной пользы
и за справедливое и предварительное вознаграждение».
Однако наибольшее внимание законодателя
привлекает собственность недвижимая,
прежде всего земельная. Это отражало
существовавшее в то время положение,
когда промышленный капитал еще не получил
значительного развития. Детальным образом
в Кодексе регламентированы права собственника
земельного участка, сервитут, порядок
раздела недвижимого имущества между
наследниками, залог земли и т. п. О преимуществе
недвижимости говорит и тот факт, что движимым
имуществом опекун мог распоряжаться
сам, а недвижимым — с согласия семейного
совета или суда
Права собственника земельного участка формулирует
ст. 552: «Собственность на землю включает
в себя собственность на то, что находится
над землей и под землей». Содержание этой
статьи, определяющее право собственника
земельного участка на почву, недра и воздух,
еще раз подчеркивает буржуазный характер
Кодекса, предоставляющего широкие права
на землю.
В Кодексе не забыты и собственники движимого
имущества (банкиры, торговцы). Для охраны
именно их интересов установлено знаменитое
правило: в отношении движимых вещей владение
признается юридическим основанием права
на вещь (ст. 2279). Речь идет о добросовестном
владении, но «добросовестность всегда
предполагается, и тот, кто указывает на
недобросовестность (другого лица), должен
эту недобросовестность доказать» (ст.
2268).
Помимо права собственности Кодекс Наполеона
знает и другие вещные права: на чужие
вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме,
сервитут, право залога), владения, держания.
^ Обязательственные отношения. Большое
место в Кодексе Наполеона занимают статьи,
посвященные обязательственному праву.
В этом разделе Кодекса, как ни в каком
другом, ощущается влияние римского права.
Кодекс не дает общего понятия обязательства,
но в ст. 1101 четко формулирует определение
договора: «Договор есть соглашение, посредством
которого одно или несколько лиц обязываются
перед другим лицом или перед несколькими
другими лицами дать что-либо, сделать
что-либо или не делать чего-либо». Понятие
предмета договора аналогично понятию
предмета обязательства. Нетрудно заметить,
что содержание обязательства во французском
праве полностью совпадает с этим понятием
в римском праве.
Перечисляя условия действительности
договоров, Кодекс в первую очередь называет согласие
стороны,которая обязывается (ст. 1108). Под
согласием сторон французская доктрина
понимает согласие воль (внутреннего психического
акта). И далее Кодекс называет случаи
возможного искажения воли — если согласие
дано вследствие заблуждения или получено
путем насилия или обмана (ст. 1109). Тогда,
устанавливает Кодекс, действительного
согласия нет.
Второй важный принцип, на котором строятся
договорные отношения, сформулирован
в ст. 1134. Этопринцип незыблемости договора: «Соглашения,
законно заключенные, занимают место закона
для тех, кто их заключил. Они могут быть
отменены лишь по взаимному согласию сторон
или по причинам, в силу которых закон
разрешает отмену (обязательства). Они
должны быть выполнены добросовестно».
В Кодексе рассматриваются различные
договоры: дарения, мены, купли-продажи,
найма. Наибольшее внимание уделяется купле-продаже как
договору, имеющему важнейшее значение
в буржуазном праве. Видное место в договоре
занимают характеристика вещи и установление
цены, которая определяется по усмотрению
сторон. Договор считается заключенным,
когда достигается соглашение по поводу
вещи и цены (ст. 1583). Одновременно происходит
переход права собственности на покупателя,
даже если вещь еще не была передана, а
цена уплачена. Кодекс регулирует вопрос
об эвикции вещи. Явные недостатки вещи,
в наличии которых покупатель мог убедиться
сам, не влекут ответственности продавца,
а на скрытые недостатки проданной вещи
продавец обязан дать гарантию (ст. 1641,
1642).
Другим не менее важным договором является личный
наем. Применительно к этому договору особенно
ярко проявляется принцип свободы, предоставляющий
полностью усмотрению сторон установление
условий договора. Всего две статьи Кодекса
посвящены этому договору, но они не определяют
никаких границ возможного произвола
одной из сторон.
Кроме договора, Кодекс знает и другие
основания возникновения обязательств.
Это причинение вреда. Так, ст. 1384 определяет,
что хозяева и лица, давшие поручение,
ответственны за ущерб, причиненный их
слугами и лицами, на которых возложено
исполнение поручения, если ущерб причинен
при исполнении этими лицами их служебных
обязанностей.
Кодексу Наполеона известно и натуральное
обязательство, сущность которого состоит
в том, что нельзя требовать его исполнения
в судебном порядке. Но если обязательство
исполнено, нельзя требовать возврата
исполненного. В Кодексе в качестве «натурального
обязательства» названо обязательство
дать приданое детям.
76.Регулирование брачно-семейных
отношений по кодексу Наполеона.
Брачно-семейные отношения. Из всех
отношений, регулируемых французским
Гражданским кодексом, именно в брачно-семейных
с наибольшей силой проявились контрреволюционные
тенденции. Полновластие мужа и отца, ограниченная
правоспособность и недееспособность
замужней женщины— принципы, на которых
в 1804 г. под влиянием обычного права создавалось
семейное право. Светский брак к допущение
развода — единственный прогрессивный
момент в вопросах брака и семьи, заимствованный
из революционного законодательства.
Кодекс рассматривает брак как договор, поэтому
взаимное согласие супругов является
первым необходимым условием для заключения
брака. Кроме того, было необходимо достичь
брачного возраста (для мужчин — 18 лет,
для женщин — 15 лет), не состоять в другом
браке; для детей, не достигших определенного
возраста (сын — 25 лет, дочь — 21 год), требовалось
согласие родителей. Кроме того, запрещался
брак между лицами, находящимися между
собой в определенной степени родства
или свойства.
Допуская развод, Кодекс называет следующие
его причины: прелюбодеяние (муж всегда
может требовать развода по этой причине,
жена — в случае, если муж содержал свою
сожительницу в общем доме); злоупотребление,
грубое обращение или тяжелые обиды одного
из супругов в отношении другого; присуждение
одного из супругов к тяжкому и позорящему
наказанию; взаимное и упорное несогласие
супругов (ст. 229—233). Под влиянием католической
церкви в Кодекс было введено положение
о раздельном жительстве. Оно устанавливалось
по тем же основаниям, что и развод (ст.
306).
^ Взаимоотношения между мужем и женой строились
на основе власти и подчинения, что сформулировано
в ст. 213: «Муж обязан оказывать покровительство
своей жене, жена — послушание мужу». Эта
статья является базовой относительно
всех других, определяющих отношения супругов.
Именно следствием власти мужа являются
очень ограниченная правоспособность
и практически полная недееспособность
замужней женщины. Недееспособность женщины
означала, что она не могла самостоятельно
осуществлять никакие юридические действия,
как судебные, так и внесудебные. Это положение
закреплено в ст. 215 («Жена не может выступать
в суде без разрешения своего мужа, хотя
бы она была купцом или не обладала общностью
имущества с мужем или хотя бы была установлена
раздельность имущества жены») и ст. 217
(«Жена даже при отсутствии общности имущества
супругов или при раздельности их имуществ
не вправе отчуждать, закладывать, приобретать
по возмездному или безвозмездному основанию
без участия мужа в сделке или без его
письменного разрешения»).
^ Имущественные отношения супругов определялись
брачным договором, заключенным до совершения
брака. Кодекс устанавливает ряд имущественных
режимов — на выбор будущих супругов.
Но по общему правилу, если в брачном договоре
специально не предусмотрено иного, имущество
жены поступает в управление мужа и он
распоряжается доходами с этого имущества.
Одной из важнейших прерогатив мужа в
качестве главы семьи было осуществление
отцовской власти.Согласно ст. 372 несовершеннолетние
дети находятся под властью родителей
до достижения совершеннолетия или до
освобождения из-под власти. Однако отец
один осуществляет эту власть во время
брака. Всякие соглашения между родителями
о передаче матери отцовской власти недействительны
(ст. 1388). В Кодексе идет речь в основном
о законных детях. Относительно внебрачных
детей закон допускает возможность их
узаконения, однако только на добровольных
началах, поскольку в соответствии со
ст. 340 «отыскание отцовства запрещено».
Но при этом допускалось отыскание материнства
(ст. 341). Признанные внебрачные дети получали
некоторые права, но требовать законных
прав законных детей они не могли.
^ Наследственное право. Кодекс уничтожил
феодальную систему наследования. Признавая
наследование по закону и по завещанию,
законодатель тем не менее ограничил завещательную
свободу и поставил возможность завещания
в зависимость от того, оставил наследодатель
детей или нет. При одном ребенке можно
было распоряжаться в завещании половиной
имущества, при двух детях — четвертью
имущества. Если детей не было, но имелись
родственники, восходящие по одной линии,
завещатель распоряжался тремя четвертями
имущества, а если оставались родственники,
восходящие по обеим линиям,— половиной
имущества. Свободное от завещательного
распоряжения имущество наследовалось
по закону.
В области наследования по закону был
уничтожен принцип первородства. Право
законного наследования имели родственники
до 12-й ступени. Ближайшая степень родства
исключала дальнейшую. При отсутствии
родственников с правами наследования
имущество переходило к пережившему супругу.
Внебрачные признанные дети получали
наследственные права на имущество отца,
однако в ограниченном размере: их доля
.равнялась трети доли законного ребенка,
и они не могли наследовать ни после восходящих,
ни после боковых родственников наследодателя.
77.Социально-экономическое
законодательство Парижской коммуны
1871.
Крепнущие патриотические настроения
во Франции, лозунги защиты отечества
все чаще стали сопровождаться требованиями
революционного переустройства общества.
Этому способствовала деятельность французской
секции 1 Интернационала и революционных
политических клубов. В революционной
печати все настойчивее звучал призыв
к созданию Парижской коммуны, с которой
связывались не только успешная борьба
с внешним врагом, но и создание политических
учреждений, “покоящихся на надежной
основе народного суверенитета”, гарантий
прав и свобод каждого гражданина, решение
настоятельных задач улучшения материального
положения беднейших слоев населения
Парижа.
Сразу же после сентябрьской революции
в 20 округах Парижа возникают комитеты
бдительности, делегаты которых входят
в ^ Центральный комитет 20 округов Парижа.
Новый демократический орган выдвинул
требования укрепления обороны, вооружения
парижан, улучшения жилищного и продовольственного
положения в столице, ликвидации всех
ограничений свободы печати, собраний
и пр. В страхе перед революционным взрывом
правительство “национальной обороны”
спешно проводит в феврале 1871 г. выборы
в Национальное собрание, правомочное
заключить мир с Пруссией, чтобы развязать
себе руки для “обуздания Парижа”. Вместе
с разоблачением предательской политики
правительства неуклонно растет авторитет
и политическая роль Национальной гвардии
Парижа, в которую было включено 200 вновь
сформированных батальонов, офицерский
состав которых был выборным. В феврале
была создана Республиканская федерация
Национальной гвардии и ее выборный руководящий
орган — Центральный комитет, возникла
массовая организация демократических
сил Парижа, насчитывающая в своих рядах
250 тыс. вооруженных национальных гвардейцев.
В результате восстания 18 марта власть
в Париже перешла ЦК Национальной гвардии.
Деморализованные правительственные
войска, полиция, жандармерия вместе с
правительством бежали в Версаль. ЦК Национальной
гвардии сравнительно быстро организовал
нормальную жизнь столицы, обеспечил в
ней порядок, сломил саботаж чиновников,
послав в министерства и ведомства своих
представителей. ЦК Национальной гвардии,
стремясь избежать упрека в намерениях
противозаконно захватить власть, направил
свои усилия на организацию выборов в Совет
Парижской коммуны. 26 марта ЦК Национальной
гвардии передал власть избранному на
основе всеобщего голосования Совету
Парижской коммуны. Социальный состав
Коммуны был неоднороден. С неоднородным
социальным составом Коммуны было связано
наличие в ней различных партийных группировок,
представляющих организационно не оформленные
идейно-политические течения. Усиление
влияния на восставших парижан радикальной
эгалитаристской идеологии происходило
по мере обострения борьбы с Версалем,
идейного размежевания в Совете Коммуны,
одним из первых проявлений которого стал
выход из ее первоначального состава (86
делегатов) около 20 человек. Этот процесс
нашел отражение и в ее программном документе
— Декларации Коммуны “К французскому
народу” от 19 апреля 1871 г., призванной “разъяснить
характер, смысл и цели происходящей революции”,
“выявить и определить стремления и чаяния
парижского населения”, на которое возлагалась
мессианская задача “своими битвами и
жертвами” подготовить “интеллектуальное,
моральное, административное и экономическое
возрождение, славу и благоденствие”
всей Франции. Провозглашая главной целью
“революции” упрочение республики “как
единственной формы правления, совместимой
с правами народа”, Декларация подразумевала
не старую, а новую “коммунальную республику”,
совместимую “с правильным и свободным
развитием общества”. Париж стал строить
еще в марте 1871 г. такой аппарат управления,
который мог выходить за рамки задач, стоящих
только перед Парижем. Аппарат Парижской
коммуны как особая форма власти, созданной
в восставшем городе, был приспособлен
прежде всего к тому, чтобы максимально
полно реализовать поставленные перед
ним всем ходом событий революционные
цели. Члены Совета Коммуны не только принимали
решения, но и участвовали во всей практической
работе по их выполнению. Таким образом,
устранялись институты парламентской
демократии, принцип разделения властей.
Высший орган новой власти, Совет Коммуны,
состоял из выборных на основе всеобщего
избирательного права по различным округам
Парижа городских гласных. Они были ответственны
перед избирателями и в любое время могли
быть отозваны со своих постов. Совет Коммуны
выбирал из своего состава 10 комиссий.
Например, Комиссия труда, промышленности
и обмена должна была содействовать подъему
промышленности и коммерции, заботиться
об общественных работах и торговле и
пр. Неэффективность в деятельности Исполнительной
комиссии, а также в организации других
комиссий) не имевших ответственных руководителей,
вызвали их последующую реорганизацию.
Во главе каждого ведомства был поставлен
делегат Коммуны, а комиссии превратились
в контрольно-совещательные коллегии
при этих делегатах. Все 9 делегатов составляли
Исполнительную комиссию Коммуны, объединявшую
и направлявшую работу коллегии. Однако,
как и раньше, Исполнительная комиссия
не являлась органом, наделенным всей
полнотой власти. 1 мая 1871 г. был принят
декрет об организацииКомитета общественного
спасения с широкими полномочиями в отношении
комиссий, но на практике этот комитет
не смог укрепить положение Коммуны, и
главное, не имел необходимых связей с
населением Парижа. Как и во времена якобинской
диктатуры, Парижская коммуна опиралась
на силу вооруженного народа. После 18 марта
в большинстве округов Парижа полиция
была заменена резервными батальонами
Национальной гвардии. Коммуна провозгласила
равный для всех суд, выборность суда,
суд присяжных, которыми могли быть лишь
национальные гвардейцы. Демократизации
судопроизводства Коммуны способствовало
предоставление довольно широких прав
обвиняемым. Они могли требовать вызова
свидетелей за счет Коммуны, выбирать
защитника по своему усмотрению и пр. Судебные
процессы становились гласными, освещались
в печати. Коммуной неоднократно издавались
постановления, направленные на укрепление
законности, запрещавшие произвольные
обыски, аресты, реквизиции и пр. Социально-экономические
мероприятия Парижской коммуны. Парижская
коммуна не ставила перед собой одну из
главных задач любой революции — кардинального
изменения отношений собственности и,
тем более, всеобщего огосударствления
средств производства. Ряд социально-экономических
мероприятий, проведенных Коммуной при
активной помощи массовых общественных
организаций, революционных клубов, профессиональных
союзов, секций Интернационала, стал следствием
экстремальной ситуации, необходимости
борьбы с безработицей, крайними проявлениями
бедности и пр. 16 апреля 1871 г. был опубликован
разработанный Комиссией труда и обмена
декрет о брошенных и бездействующих мастерских.
По этому декрету рабочим и профсоюзам
поручалось созвать комиссию для обследования
таких мастерских, составить проект возобновления
работ силами производственных ассоциаций
рабочих. Во исполнение этого декрета
была создана общегородская комиссия
по организации труда в брошенных мастерских.
Комиссии поручалось также учредить третейский
суд, который в случае возвращения хозяев
должен был установить условия окончательной
передачи этих мастерских рабочим ассоциациям
и размер возмещения, который эти ассоциации
должны были уплатить бывшим хозяевам.
Только 4 мая было принято решение о реквизиции
всех крупных мастерских, передаче их
рабочим ассоциациям и об открытии им
денежного кредита. Но эти мероприятия
Коммуна уже не успела провести в жизнь.
78.Объединение Германии: Рейнский
союз 1806-1813, Германский союз 1815, Таможенный
союз 1833.
Рейнский союз. К началу
XIX в. Германия все еще оставалась, хотя
и номинально, «Священной Римской империей
германской нации», числившей в своем
составе более 300 государств. Большинство
из них было и малоземельным и малочисленным
по населению, так что путешественник
менял «государства» каждый раз, когда
ему меняли лошадей.
Среди германских княжеств выделялись
Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг
и особенно Австрия, господствовавшая
на обширном пространстве земель, населенных
главным образом славянами — поляками,
хорватами, словенцами, чехами, а также
венграми.
Все эти государства считались находящимися
в подчинении императора и имперского
сейма, но на практике обладали полной
независимостью. Дворянство, неоднородное
по своему составу, было в ленной зависимости
либо от князей, либо от императора. Городское
население состояло из так называемых
патрицианских семей, возглавлявших городские
представительные учреждения, бюргеров
и ремесленников — подмастерьев и учеников.
Крестьяне были по большей части крепостными.
По сравнению с Англией и Францией Германия
находилась на более низкой ступени экономического,
социального и политического развития.
Французская революция, «точно громовая
стрела, ударила в этот хаос, называемый
Германией» (Энгельс). Наполеон не оставил
камня на камне от «Священной Римской
империи германской нации». По словам
Наполеона, эта империя вследствие многочисленных
искажений, переходивших из столетия в
столетие, «превратила германскую конституцию
в тень ее самой... Все свидетельствовало
об упадке столь сильном, что федеративная
связь не доставляла никому надежного
обеспечения, а для сильных была средством
разногласия и раздора».
Наполеон перекроил карту Германии: из
51 вольного города он оставил всего пять,
остальные передал десятку наиболее сильных
государств, положив начало дальнейшим
территориальным переделам, произведенным
уже после поражения Франции и отречения
Наполеона (1815 г.).
Победа над Наполеоном, в войне с которым
(хотя и на вторых ролях) принимали участие
Австрия и Пруссия, дала Германии новый
шанс создать единое государство, тем
более вероятный, что «Священная Римская
империя германской нации» была ликвидирована
французским завоевателем. Германский
союз. Поражение Франции не восстановило
архаической Германской империи. Вместо
нее Парижским трактатом 1814 г. был образован
так называемый Германский союз, состоявший
из 34 государств — королевств, княжеств,
герцогств и четырех вольных городов —
Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека.
Каждое из вошедших в Союз государств
сохраняло свою независимость. Главенство
в Союзе принадлежало Австрии.
^ Правящий орган Германского союза — Союзный
сейм, метко названный «коллекцией мумий»
(из-за своего состава), состоял из уполномоченных
от всех германских государств (включая
Австрию) и вольных городов. Сейм, как и
действительный глава Союза всесильный
австрийский министр Меттерних — одна
из самых мрачных фигур политической реакции
своего времени, заботился только о том,
чтобы в Германии ничего не менялось.
Для понимания ситуации следует сказать,
что Германский союз не был ни унитарным
ни федеративным государством. Единственным
связующим органом Союза был Союзный сейм,
но уполномоченные строго придерживались
инструкций своих правительств, тогда
как для решения вопросов, касавшихся
Германского союза, требовалось единогласие
членов Сейма. Он заседал (редко) в полном
составе (на так называемом пленуме —
69 голосов) или в узком (17 голосов). Все
действительно важные вопросы решались,
разумеется, узким составом. Председательствовала
в Сейме Австрия — в то время самое крупное
государство Германского союза.
Каждое из вошедших в Союз государств
было суверенным и управлялось по-разному.
В одних удерживалось самодержавие, в
других были созданы подобия парламентов
(земские собрания) и лишь в немногих писаные
конституции фиксируют приближение к
ограниченной монархии (Баден, Бавария,
Вюртемберг и др.).
Дворянство вернуло себе отобранную Наполеоном
власть над крестьянством, барщину, «кровавую
десятину» (налог на забитый скот), феодальный
суд и пр. Абсолютизм сохранил свои позиции
в полном объеме везде, за исключением
Баварии, Бадена и немногих других государств,
входивших в Рейнский союз.
Но капиталистические отношения пробивали
себе дорогу и в этих неблагоприятных
условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге
была отменена крепостная зависимость,
барщину вытеснял более производительный
труд наемных батраков и пр. Медленно,
но неуклонно развивается буржуазное
промышленное производство, особенно
в Рейнской области, долее других испытавшей
на себе благоприятные экономические
и правовые нововведения Наполеона. В 1834
г. образовался Таможенный союз, в состав
которого вошли Бавария, Пруссия и еще
16 германских государств. Руководство
в Союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей
вместо Австрии на роль объединительной
силы в Германии. Выдвижению Пруссии способствовала
ее промышленная мощь, увеличивавшаяся
с каждым годом. Пруссия по уровню экономического
развития сильно отставала от Англии и
Франции, однако и там уже в 30-х годах XIX
в. началось активное железнодорожное
строительство, относительно быстро увеличивались
выплавка чугуна, добыча каменного угля
и т. д., а следовательно, возрастала численность
рабочих и повышалось его самосознание.
Все это, вместе взятое, подготовило буржуазную
революцию в Германии, хотя успех ее был
проблематичным ввиду сильных консервативных
позиций в Пруссии и Австрии. Идеологической
базой консерватизма была возникшая в
это время так называемая историческая
школа права (Гуго, Савиньи, Пухта), выступавшая
против как кодификации права, так и либеральной
законотворческой деятельности вообще.
Вместе с тем не отрицались в принципе
(особенно Эйхгорном) и прогрессивное
развитие культуры, и связанность права
материальными и духовными условиями
национального существования, а значит,
и правовое развитие каждой данной нации
вообще.