Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:26, шпаргалка
Описание работы
1.Особенности государственного и общественного строя древневосточных государств. Общественный строй: В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.
79. Буржуазная революция в Германии
1848-1849гг. (экономические, политические,
идеологические предпосылки).
Революция 1848 г. Поводом для
революционного выступления в Германии
стала Французская революция 1848 г. Уже
в марте 1848 г. столица Пруссии (Берлин)
поднялась на вооруженную борьбу: возникали
баррикады, завязалась вооруженная борьба
с войсками. Воспользовавшись обстоятельствами,
либеральная часть прусской буржуазии
вырвала у короля и его правительства
некоторые уступки: уничтожение помещичьих
судов над крестьянами и полицейской власти
помещиков над зависимым от них крестьянством,
распространение суда присяжных на политические
преступления, выборы в Учредительный
ландтаг (национальное собрание) и т. д.
Помимо Пруссии буржуазно-демократическое
движение захватило и многие другие германские
государства. Чтобы выиграть время для
его подавления, короли и князья дали свое
согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне
всегерманского Учредительного собрания.
Составленное из депутатов от всех германских
государств, оно должно было дать единой
Германии новую, по меньшей мере федеральную
конституцию.
Однако Собрание не оправдало надежд германской
демократии, стремившейся к тому, чтобы
ее представители приняли, наконец, участие
в управлении Германией. Оно и не могло
быть сколько-нибудь эффективным, ибо
не обладало ни силой, ни согласованной
программой действий. После долгих споров
франкфуртский парламент выработал проект
демократической для своего времени конституции,
но он так и остался проектом, ибо значительная
часть членов Национального (Учредительного)
собрания разъехалась по домам, а те, кто
еще оставались, были разогнаны (в июне
1849 г.) правительством Вюртемберга.
То же случилось и с прусским Национальным
собранием, несмотря на выработанную им
конституцию страны, составленную в сдержанных,
но либеральных по содержанию статьях:
двухпалатный парламент, ответственное
правительство, конституционный король
(что должно было означать учреждение
ограниченной монархии взамен абсолютной).
После некоторых коренных поправок, внесенных
в конституцию королем и его советниками,
было созвано Собрание, которое, по их
мнению, должно быть сговорчивым и удобным.
Для этого была создана новая система выборов, которая
получила названиекуриальной. Суть ее
состояла в следующем. Избиратели-мужчины,
достигшие определенного возраста, были
поделены на три курии. Первые две курии
составили крупные налогоплательщики,
в третью курию входили все прочие избиратели.
Несмотря на свой внешний демократизм,
избирательная система, изобретенная
в Пруссии, давала явное, несомненное преимущество
богатым и оставляла крохи бедным, поскольку
число выборщиков было одинаковым во всех
трех куриях. Таким образом, две первые
курии — незначительная кучка людей —
выбирали 2/3 выборщиков. Этим и определялся
социальный состав депутатов.
Предпосылки: Без национального единства
был невозможен капиталистический прогресс
как необходимое условие для преодоления
отставания Германия от стран Западной
Европы. Феодальный строй и раздробленность,
тормозили развитие экономики.
80. Конституция Германской империи
1849г.
Главным достоинством Конституции
1849г. являлось то, что в ней закреплялась
взаимосвязь федерации с её субъектами,
разграничивалась компетенция между ними.
В Германскую федерацию д.б. входить государства
Германского союза. При этом субъекты
д.б. сохранить свою независимость, иметь
свои конституции и администрацию. Перед
имперскими властями была поставлена
задача создания единой дипломатической
службы и проведения единой внешней политики.
Военная власть тоже прерогатива империи,
которой принадлежало право войны и мира,
распоряжения всеми военными силами, издания
соответствующих законов, назначение
высшего военного командования, содержание
флота, надзор за стратегическими объектами
(ж\д, дороги, реки, морск. Сообщение).
Предусматривалось единое экономическое
пространство. У имперской власти право
издавать законы в отношении таможенного,
почтового дела, надзор за монетным и банковским
делом, единство меры и веса.
Вместе с введением единого гражданства
предусмотрена необходимость создания
единого правового пространства, закреплявшего
право империи издавать общие уложения
гражданского, торгового, вексельного
и уголовного права. Федеративный принцип
конституции – имперские законы стоят
выше законов субъектов федерации. Во
главе империи – один из крупных царствующих
монархов Австрии или Пруссии, который
осуществляет свою власть через назначенных
им министров. Предполагалось создание
ответственного правительства, хотя порядок
ответственности министров перед ним
не был определён. За императором закреплялось
право законодательной инициативы, право
созыва и роспуска народной палаты, публикации
имперских законов и издания распоряжений
для их исполнения. Но и издание, и отмена,
и изменения , и толкование законов требовали
обязательного постановления Рейхстага
(палатой государств и палатой народов).
В его же функциях был и контроль за принятием
бюджета, росписью расходов.
Также в конституции были широко освящены
и «основные права германского народа»,
к числу которых относились равенство
перед законом и судом всех граждан, равенство
гражданских, уголовных и процессуальных
прав, неприкосновенность личности, жилища,
свобода слова, печати, собраний, союзов,
неприкосновенность собственности, несменяемость
судей.
Главным недостатком Конституции стало
её непринятие. Король Пруссии, которому
была предложена корона, отверг Конституцию.
Он предпринял собственные попытки объединить
Германию, но объединение не состоялось,
ему помешали сопротивление крупных европейских
государств, соперничество Австрии и Пруссии
за роль гегемона в объединённой Германии.
81. Прусская монархия и Конституция
1850г.
Конституция 1850 г. Прусская Конституция
создавала две палаты с законодательной
властью. Нижняя палата была выборной
(именно о ней и говорилось выше), верхняя
формировалась по королевскому указу
из принцев крови, князей и других назначенных
короной пэров (ст. 62—78).
Сначала верхняя палата, названная палатой
господ, была наполовину выборной, наполовину
назначенной. В 1852 г. король задумал превратить
ее в полностью назначаемую. По требованию
короля министр Отто фон Бисмарк отстаивал
этот план перед палатами и добился их
согласия. Много позже он понял, что был
не прав. Палата, справедливо замечал Бисмарк
в своих мемуарах, в составе которой есть
какое-то число выборных членов, имеет
в глазах народа гораздо больший престиж,
нежели палата, целиком назначенная А
престиж очень важен, если палата хочет
играть отведенную ей роль исполнителя
оборонительных задач (в своей конкуренции
с нижней палатой). Когда палата становится
простым орудием королевской политики
и даже просто исполнителем королевских
приказов, это свидетельствует о дефекте
конституции. Иногда необходимо, продолжает
свои размышления Бисмарк, чтобы ничтожная
и безопасная палата демонстрировала
некоторую видимость независимости в
своих суждениях: правительству порой
на руку побуждать верхнюю палату к некоторой
оппозиции, чтобы была не очень заметной
ее действительная роль «дублера правительственной
власти». Отнюдь не устаревшие истины!
Законодательная власть палат парализовалась
правом абсолютного вето короля (ст. 62).
По его мнению, сущность Конституции 1850
г. состояла не в том, чтобы в данный момент
или когда-либо в дальнейшем создать новую
правительственную систему, а в том, чтобы
благодаря трем вето — обеих палат и решающему
королевскому — помешать «произвольным
изменениям существующего положения».
Статья 64 Конституции 1850 г. наделяла короля
правом законодательной инициативы, а
также ничем не ограниченного роспуска
парламента (ландтага), и, конечно, король
оставался непререкаемым главой исполнительной
власти.
Важно и то, что министры короны не были
подотчетны ландтагу и не зависели от
него. Они не несли коллективной ответственности
за свои действия, и их непременным главой
оставался, как и ранее, король. Он же обладал
правом абсолютного вето на решения ландтага,
которому в силу этой причины отводилась
не законодательная, а законосовещательная функция.
Прусская Конституция не была лишена таких
«украшений», какими стали к середине
XIX в. свобода собраний и союзов, свобода
слова и неприкосновенность личности.
Но свобода собраний, например, ограничивалась
одним важным условием, касавшимся лишь
«низших слоев общества»: собрания разрешалось
проводить только в помещении — под крышей
(ст. 29). Недостает денег на то, чтобы арендовать
помещение, нет и права на собрания!
В 1863 г. в ходе острой избирательной борьбы
за нижнюю палату парламента Бисмарк,
озлобленный нападками оппозиционной
прессы, издал собственной властью абсолютно
беззаконное распоряжение о введении последующей
цензуры, согласно которому печатный орган,
получивший три предупреждения правительства,
подлежал закрытию. Когда выборы были
выиграны, Бисмарк представил свое распоряжение
на утверждение новой палаты (то самое
распоряжение, которое помогло депутатам
выиграть выборы).
Еще большим беззаконием было то, что наперекор
ландтагу Бисмарк в течение четырех лет
тратил огромные деньги на вооружение
армии, но ему все простилось, когда Пруссия
в 1866 г. выиграла войну с Австрией (то, что
обеспечило объединение Германии под
главенством Пруссии).
82. Образование Германской империи
под протекторатом Пруссии 1871г. Конституция
1871г.
В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну
с Францией (не без воинственных, впрочем,
намерений правительства Наполеона III).
В этой войне Франция была разгромлена.
Северо-Германский союз смог осуществить
давно задуманный Пруссией план присоединения
южногерманских государств. Присоединение
было оформлено договорами, ратифицированными
парламентами соответствующих стран.
Прусский король был коронован императором
объединенной Германии. Таким образом,
в центре Европы возникло новое государство
— Германская империя.
^ Конституция Германии 1871 г. Согласно новой
германской Конституции в состав новообразованной
империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия,
Бавария и Саксония) и несколько вольных
городов, включая Гамбург. Конституция
наделила эти государства незначительной
самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
Главой империи был прусский король, что
отвечало реальному соотношению сил во
вновь образованном государстве — на
долю Пруссии приходилось свыше половины
всей территории Германии и 60% населения
страны. Королю присваивался титул императора.
Он был главой вооруженных сил, назначал
чиновников империи, включая главу правительства
— имперского канцлера. Императору предоставлялось
право назначения членов верхней палаты
парламента от Пруссии. Конституция дозволяла
ему непосредственное руководство министрами
империи и, конечно, самой Пруссии.
Члены верхней палаты — ^ Союзного совета
(бундесрата) назначались правительствами
союзных государств. Нормы представительства
от каждой земли были установлены в Конституции.
При этом Пруссию представляли 17 депутатов
из 58, остальные государства имели от одного
до шести депутатов.
По Конституции Союзному совету вручалась
законодательная власть — наряду и вместе
с рейхстагом — и значительная исполнительная
власть (ст. 6). Бундесрат располагал своим
аппаратом — комиссиями, специализированными
по различным областям общественной и
государственной жизни. Самое важное заключалось
в том, что бундесрату, помимо нижней палаты
и даже наперекор ей (ст. 7), было предоставлено
право издания указов, имевших ту же силу,
что и закон.
Пруссия осуществляла свою власть через
верхнюю палату империи. Председателем
палаты был по положению канцлер империи
— прусский министр, назначаемый по воле
прусского короля. Это давало Пруссии
преобладание в бундесрате. Для отклонения
законопроекта об изменении Конституции
требовалось всего 14 голосов, между тем
Пруссия была представлена в верхней палате
первоначально 17 депутатами, затем их
стало 22. От Пруссии зависело отклонение
любого законопроекта, касающегося перемен
в армии и флоте, а также налогов и сборов.
Неудивительно, что депутаты мелких государств
нередко отказывались присутствовать
на заседаниях бундесрата.
Депутаты нижней палаты парламента (рейхстага) избирались
сначала на три года, а с 1887 г.— на пять
лет. Конституция отводила рейхстагу важное
место в законодательном процессе, но
фактическая его власть была сравнительно
небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг
отклонял внесенный правительством законопроект,
его, чуть отредактировав, утверждал бундесрат
в качестве указа.
Неоднократные попытки рейхстага установить
хотя бы минимальный контроль над исполнительной
властью неизменно завершались поражением:
бундесрат и правительство блокировали
все, что носило признаки либерализма
в отношениях между законодательной и
исполнительной властями. Таким образом,
разделение властей на законодательную
и исполнительную в той или иной степени
признавалось Бисмарком и его окружением,
но системы сдержек и противовесов, направленной
на демократизацию власти, так и не было
создано вплоть до Веймарской конституции
1919 г.
Статья 20 Конституции декретировала введение всеобщего
мужского избирательного права. Бисмарк,
вынужденный ввести этот институт в Конституцию,
считал всеобщее голосование вредным
и опасным. Эта опасность компенсировалась
установлением открытого голосования,
обеспечивающего, по- словам Бисмарка,
наибольшее влияние людей просвещенных,
благоразумие которых диктуется стремлением
к надежной «охране собственности».
Как уже говорилось, введение всеобщего
избирательного права было продиктовано
чисто политическими или, лучше сказать,
внешнеполитическими обстоятельствами:
Бисмарк решил лишить аргументов те европейские
державы, которые усматривали в насильственном
объединении Германии нарушение воли
объединенных народов; нужно было показать
«монархической Европе», что объединение
Германии «одобрено народом».
Наконец, нелишне сказать, что досрочный
роспуск нижней палаты мог быть произведен
простым постановлением верхней палаты
(бундесрата), и это происходило не один
раз.
^ Имперское правительство было представлено
единственным лицом — канцлером. Кабинета
министров не существовало. Министры,
ведавшие определенным кругом вопросов,
находились в подчинении канцлера, были
практически его заместителями по тому
или иному ведомству. Подводя основу для
такой организации верховной исполнительной
власти, Бисмарк писал: «Действительную
ответственность в делах большой политики
может нести... только один-единственный
руководящий министр, а не анонимная комиссия
с мажоритарным голосованием», т. е. совет
(кабинет) министров.
Функции имперского правительства были
весьма широкими. Помимо вопросов внутренней
и внешней политики, руководства вооруженными
силами, средствами сообщения и связи
оно ведало также банковским делом и патентами,
уголовным и гражданским правом, законодательством
о ремеслах и профсоюзах, санитарной и
ветеринарной службой и т. п. (ст. 4). На долю
местных правительств приходилось главным
образом исполнение имперских законов,
имевших преимущества перед законами
областей.
Реакционная и абсолютистская по своему
духу и заложенным в нее идеям, Конституция
1871 г. была полна юридических нелепостей
и несообразностей. Так, император был
связан контрассигнатурой канцлера, которого
он же был волен назначать и смещать по
своему усмотрению. Конституция ограничивала
власть императора Союзным советом, но
как прусский король он мог приказать
своим представителям в бундесрате провалить
любой неугодный ему закон, касающийся
Конституции, финансов и военного дела.
По своему социально-политическому содержанию
Конституция 1871 г. была выражением компромисса
между феодально-юнкерским землевладением
и быстро развивающимся прусско-германским
капиталом. Причем господствующее положение
в Союзе продолжало оставаться, как и до
принятия конституции, у помещиков и клерикалов-церковников.
83. Германское гражданское уложение
1900г. (источники, система, общая характеристика).
Германское гражданское уложение. В
конце XIX в. группа континентальных правовых
систем пополнилась еще одной крупной
кодификацией — Германским гражданским
уложением, оказавшим заметное влияние
на законодательство других стран.
Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в
истории Германии единой для всей страны
кодификацией гражданского права. В Германии
дольше, чем в других странах, существовала
правовая раздробленность. Объединение
Германии в 1871 г. не повлекло за собой автоматически
создания единой правовой системы. Это
объясняется особенностями социально-экономического
и политического развития страны. Низкий
уровень торгового оборота, невысокая
интенсивность экономических связей между
отдельными частями Германии были причиной
того, что не только юнкерство, но и некоторые
группы буржуазии вполне удовлетворяло
старое законодательство. Отдельные германские
государства, стремившиеся сохранить
в возможно более широком объеме свою
автономию, тоже высказывались против
создания общегерманского права. Вместе
с тем широкие буржуазные слои испытывали
потребность в едином для всего государства
и современном по своему содержанию законодательстве.
Наряду с буржуазией наиболее прогрессивные
юристы выступали за создание единого
гражданского кодекса. Из-за отсутствия
общего мнения по этому вопросу выработка
кодекса растянулась на долгие годы.
В декабре 1890 г. была создана новая комиссия,
в состав которой были включены адвокаты,
представители политических партий, промышленники.
Эта комиссия закончила свою работу к
1895.г. Второй проект рассматривался в рейхстаге,
бундесрате, в него были внесены некоторые
изменения, и 18 августа 1896 г. он был утвержден.
Новое Уложение вступило в законную силу
1 января 1900 г., поскольку отдельным государствам,
входившим в состав Германии, было нужно
время для приведения своего законодательства
в соответствие с ним.
Германское гражданское уложение в значительной
степени базируется на римском праве и
в то же время содержит положения германского
права, а также выработанные юристами
на рубеже XVIII и XIX вв. новые правила, способствующие
развитию буржуазных отношений.
Уложение построено по так называемой пандектной
системе, в соответствии с которой общие
для всех институтов нормы содержатся
в общей части (первой книге). Кроме того,
Уложение содержит еще четыре книги: вторая
книга посвящена обязательственным отношениям,
третья — вещному праву, четвертая — семейному
праву и пятая — наследственному.
Одновременно с Уложением был издан Закон
о введении его в действие, в котором содержались
правила о времени вступления в силу Германского
гражданского уложения, нормы международного
частного права, положения о взаимоотношении
Уложения с нормами старого имперского
законодательства.
^ Отличительными чертами Уложения являются
отсутствие общих юридических определений;
очень подробные параграфы, носящие описательный
характер и содержащие множество специальных
юридических терминов; наличие так называемых
каучуковых параграфов, ссылающихся на
такие понятия, как «добрая совесть», «добрые
нравы», имеющие моральное, а не правовое
содержание.
По своему содержанию ^ Уложение верно отражало
свое время. Это буржуазный по своей сущности
кодекс, причем он утверждает более высокий
уровень развития капиталистических отношений,
нежели Кодекс Наполеона. Однако ряд статей
Уложения является результатом компромисса
между буржуазией и юнкерством, защищая
интересы последнего.
^ Субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность физических
лиц базируется на принципе юридического
равенства. Но, с учетом ограниченной правоспособности
женщин можно сказать, что и здесь этот
принцип не получает полной реализации.
Совершеннолетие наступает с 21 года. В
возрасте от 7 лет до 21 года Уложение устанавливает
различные степени ограниченной дееспособности.
Отличительной чертой Уложения является
признание юридического лица в качестве
субъекта гражданского права. Институт
юридического лица был удобен для оформления
концентрации капитала и получил широкое
распространение в конце XIX в.
В Германии возникали самые разнообразные
виды юридических лиц. Эту правовую форму
для своего существования использовали
и политические партии, и различные общественные
организации.
Германское гражданское уложение называет
два вида юридических лиц: ферейны (общества,
союзы) и учреждения. Под Ферейнами понимаются
союзы лиц, с которыми входящие в их состав
лица связаны членскими правами и обязанностями.
Эти союзы могут быть либо хозяйственными
(преследующими цели извлечения прибыли),
либо нехозяйственными (преследующими
культурные, научные и подобные им цели). Учреждения образуются
в силу волеизъявления частных лиц, выделяющих
для достижения определенной цели известное
имущество. Вместе с тем важнейшие правовые
формы концентрации капиталов — акционерные
общества и общества с ограниченной ответственностью
— нормами Уложения не регулировались.
Для них были созданы самостоятельные
законы, которые, устанавливая явочный
порядок возникновения этих юридических
лиц, благоприятствовали их распространению.
Для ферейнов с нехозяйственными целями
также был определен явочный порядок образования.
Лишь для незначительного числа хозяйственных
союзов устанавливался разрешительный
порядок создания.
Уложение не определяет содержания правоспособности
юридических лиц. Она вытекает из самого
факта их образования. Тем самым Уложение
признает за юридическим лицом весьма
широкую правоспособность. Вместе с тем
государство сохраняет право контроля
за деятельностью юридических лиц и может
лишить их правоспособности, если их деятельность
угрожает общественным интересам.
Среди субъектов гражданских правоотношений
Уложение называет неправоспособные общества —
объединения, которые, обладая отдельными
чертами юридических лиц, не отвечали
всем установленным для них требованиям
и не признавались таковыми. Это были,
как правило, различные рабочие союзы,
которые законодатель не мог игнорировать,
но и не желал признавать наравне с буржуазными
объединениями. В результате был создан
институт неправоспособного союза, который
действовал по правилам для договора товарищества.