Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка
1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
94. Понятие
и виды юридической
Юридическая ответственность есть особое правовое отношение между правонарушителем с одной стороны и компетентным органом государства с другой, по которому правонарушитель должен дать отчет за результаты своей прошлой неправомерной деятельности и претерпеть предусмотренные законом меры государственного принуждения.
Юридическая ответственность имеет свои виды. Это: уголовно-правовая, административно-правовая, гражданская и дисциплинарная ответственность. Уголовно-правовая ответственность реализуется в сфере действия уголовного закона. Она наступает по нормам УК и является наиболее жесткой разновидностью юридической ответственности. Административно-правовая ответственность наступает за нарушение порядка государственного управления и регулируется АК. Гражданская ответственность - это нарушение норм гражданского права. Дисциплинарная ответственность - это меры ответственности, наступающие за нарушение норм трудовой, служебной или учебной дисциплины.
95. Понятие
правового воздействия и
Жизнь права состоит в его воздействии на общественную практику. Эта способность права оказывать воздействие на жизнь общества происходит из его относительной самостоятельности по отношению к явлениям общественной жизни. Право обладает своеобразием как особое явление общественной жизни, тесно связанное с экономикой, политикой, социальным развитием, и вместе с тем, обладающее возможностью обратного воздействия на явления общественной жизни. Эта способность права оказывать воздействие на общество и выражает его относительную самостоятельность. Особенность правового воздействия состоит в том, что право неспособно непосредственно порождать, изменять или развивать систему существующих общественных отношений. Право может лишь упорядочивать их, воздействуя на сознание и поведение участников общественных отношений, предписывая им определенные правила поведения. Возможности права в жизни общества не беспредельны. Право может упорядочить общественную жизнь, вызывая в ней желательные для правотворца, законодателя изменения только тогда, когда экономика, политика, психология, нравственность общества работают в унисон с правом. Таким образом, основной путь воздействия права на общественную жизнь лежит через волевую, сознательную деятельность людей.
В науке принято различать два основных понятия, в которых выражается воздействия права на практику общественной жизни - "правовое воздействие" и "правовое регулирование". Это достаточно сложные и емкие понятия. Правовое воздействие выглядит как более широкое понятие, чем правовое регулирование. Под правовым воздействием принято понимать все направления и формы влияния права на общественную жизнь. Это действия права в качестве нормативного регулятора, и вместе с тем, в качестве идеологического, воспитательного средства. Право воздействует на общественную жизнь не только практической реализацией своих норм, но и на уровне идей, принципов, которые составляют элементы правосознания. Отсюда правовое воздействие есть социальное действие права, включающее в себя наряду с сугубо правовыми также и неправовые элементы, обеспечивающие перевод нормативных предписаний в поведение людей. В правовом воздействии участвуют такие факты, как экономика, политика, идеология, психология. Особый путь влияния права на общество - через агитацию, пропаганду, информацию о действующем законодательстве, а также нравственное регулирование, когда оно совпадает с правом. То есть правовое воздействие выглядит как чрезвычайно емкое, сложное, социальное и вместе с тем правовое воздействие правовых норм на практику человеческого поведения. В свою очередь, правовое регулирование есть упорядочение общественных отношений путем подчинения воли их участников воле государства через юридические факты и акты индивидуального регулирования. Это сугубо юридическая конкретизация правового воздействия. Правовое регулирование выражается в воздействии права через нормирование общественных отношений. Оно осуществляется через особый, присущий только праву механизм. Правовое регулирование характеризуется жестко заданными параметрами (нормами), являющимися государственно-обязательными и гарантирующимися деятельностью правоохранительных органов.
Правовое регулирование - это не самоцель. Он является средством решения социальных проблем. Способность права приносить обществу определенную пользу, достигать социально-полезных результатов выражается в понятии "эффективность". Эффективность правового регулирования есть его результативность. Данное понятие является достаточно сложным и дискуссионным. По мнению профессора Никитинского, эффективность правовых норм выражается в соотношении между фактическим результатом правового регулирования и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты. Социальная эффективность - это достижение результативности юридического мероприятия с помощью экономических, политических, организационных и прочих факторов. В представлении о социальной эффективности важно иметь в виду, что право воздействует на жизнь через многочисленные социальные регуляторы, такие как политика, мораль, экономика и в сочетании с этими факторами. Отсюда на эффективность юридических норм влияют неюридические средства социального управления делами общества. Юридическая эффективность - это результативность сугубо юридических средств. Существуют общие показатели эффективности, то есть результативности права, выражающиеся в законности, устойчивости правового порядка, в режиме социальной справедливости, которые достигаются с помощью права. Эти общие показатели могут быть количественно представлены в отношении между фактическим результатом и социальными целями, которые ставил законодатель, издавая нормы. Поэтому вопрос эффективности механизма правового регулирования - это выбор оптимально результативных средств и методов правового регулирования. В этой связи четкая, безотказная работа всех звеньев механизма и является показателем фактической эффективности правового регулирования.
Правовое регулирование осуществляется особыми методами и способами. Методы правового регулирования - главные приемы регулирования общественных отношений с помощью права. В науке принято различать два универсальных метода правового регулирования:
Иногда их называют императивным и диспозитивным методами. Метод субординации состоит в том, что все правовое регулирование осуществляется на властно-императивных началах. Для него характерна строгая, жесткая централизация во взаимоотношениях между субъектами. Этот метод наиболее характерен для конституционного и административного права, в широком смысле - для отраслей публичного права. Метод координации выражается в децентрализованном правовом регулировании. Он определяется предоставлением свободы сторонам-участникам правового регулирования строить свое поведение на основе договоров или на основе односторонних правомерных действий. Данный метод выражается в гражданском, семейном праве и прочих отраслях частного права.
Наряду с методами следует выделять и особые способы правового регулирования. Способы правового регулирования выглядят как определенные особенностями правовых норм наиболее типичные приемы правового регулирования. В этой связи выделяется и используется три основных способа:
Запрет - это возложение обязанности воздержаться от совершения действий определенного рода. Запрет выглядит как своеобразная обязанность не совершать действий, которые запрещены правом (обязанность пассивного типа). Такой способ наиболее характерен для уголовного и административного права. Дозволение - это предоставление субъективного права сторонам на собственные активные действия. Дозволение всегда формулируется в управомачивающих нормах. Наиболее ярко это способ выражается в системе прав и свобод конституционного характера. Обязывание - это возложение правового долга к активному поведению. Обязывание выглядит как необходимость совершить какую-либо активную деятельность. Обязанности формируются в обязывающих нормах, примером могут служить конституционные обязанности граждан.
Все эти три способа взаимодействуют в рамках конкретных отраслей системы отраслей российского права. При этом метод субординации преимущественно основывается на запрете и обязывании, а метод координации - на дозволении.
96. Механизм
правового регулирования:
Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Понятие механизма правового регулирования сложилось в конце 70-х гг. и связано с работой профессора С.С. Алексеева, которая называется "Механизм правового регулирования в социалистическом государстве". За этим понятием в юриспруденции стоит стремление проследить действие права как процесса, определяемого набором специальных юридических элементов. К основным элементам относятся:
Значение этих элементов состоит в том, что действие права на общественную жизнь всегда начинается с правовых норм. Правовые нормы - это нормативная основа возможного правового регулирования. Поэтому для того, чтобы оказать влияние на общественную жизнь, правотворец, законодатель вначале всегда устанавливает правовые нормы. Они могут быть рассмотрены как своеобразные модели, эталоны, образцы нужного, полезного для государства и общества человеческого поведения. Правовые нормы моделируют человеческую деятельность, предопределяют пути и средства деятельности людей в сфере, подвластной праву. Поэтому механизм правового регулирования всегда начинает действовать с установления правовых норм. Правовые нормы способствуют возникновению правовых отношений. Правовые отношения - это нормы права в действии. Правовые нормы и правовые отношения соединяются посредством юридических фактов. Именно юридические факты вызывают движение, развитие правовых отношений и создают предпосылки претворения правовых норм в жизнь. Правовые отношения, таким образом, - это центральный элемент для механизмы правового регулирования. Правовые отношения демонстрируют соблюдение, исполнение, использование и применение права. Они являются фактической деятельностью людей, урегулированной нормами права. Центральным элементом правовых отношений выступают субъективные права и юридические обязанности. Механизм правового регулирования в своем действии, начинаясь с установления правовых норм, вызывает к жизни правовые отношения, и следующим, третьим элементом выступают акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Это конкретная деятельность участников правовых отношений, которые при помощи права удовлетворяют свои субъективные права и юридические обязанности. Акты реализации прав и обязанностей - это завершающая, подытоживающая стадия механизма правового регулирования.
Наряду с тремя основными элементами существуют и участвуют в правовым регулировании также элементы, которые можно назвать факультативными. К ним относятся:
Назначение этих факультативных
элементов состоит в
Правовое сознание выглядит как система идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и настроений, возникающих у людей под действием права. Правосознание, таким образом, выглядит как идейно-психическая среда, в которой действуют основные элементы. При помощи правового сознания совершенствуются и формулируются правовые нормы, на его основе формируется учение о субъективных правах и юридических обязанностях. Правовое сознание - это интеллектуальная и психическая почва, на которой вырастает представление людей о действии права.
Важную роль в механизме правового регулирования играет законность - политико-юридический режим строгого, неуклонного соблюдения правовых норм. Это система требований точного соблюдения правовых норм, обеспечивающая правомерную человеческую деятельность. Поэтому законность в механизме правового регулирования образует своеобразный стержень единства, точности, неукоснительности в деятельности участников правовых отношений. Законность как бы связывает практическое действие правовых норм и деятельность людей. Ее назначение состоит в проведении в жизнь тех идеалов, моделей, которые имел в виду законодатель, устанавливая правовые нормы. Без законности механизм правового регулирования дает сбои.
Толкование права есть
интеллектуально-волевая
Большое значение для
механизма правового
Правовая культура - это уровень и степень овладения людьми правом в своей предметной деятельности, это система правовых ценностей, навыков, умений, которыми пользуются субъекты. Поэтому правовая культура повышает эффективность всех звеньев механизма правового регулирования.
Можно сделать вывод,
что механизм правового регулирования
действует через систему
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"