Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.

Файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшими следует признать экономические факторы, оказавшие мощное воздействие на процесс возникновения государства и права. Это крупные общественные разделения труда: отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия и скотоводства, обособление слоя людей, обслуживающих отношения обмена в условиях появления избыточной массы производимых материальных благ. Другие исторические формы сложились на территориях Южной Европы, прежде всего в Древней Греции, где в наиболее классическом виде дали о себе знать объективные факторы возникновения государства и права. Такие же процессы обусловили происхождение государства и права в Древнем Риме, катализатором которого стало противоборство патрициев и плебеев – свободных членов родовых общин по поводу объема их прав и места в общественной структуре.

Отмечаются особенности древнегерманской и славянской форм происхождения государства и права, вызвавшие к жизни раннефеодальные государства.

12. Гос-во и публичная власть родоплеменной общины: основные признаки отличия.

Отличия гос-ва от соц. организации первобытно общинного строя: учреждение особой публичной власти; единая территория, разделение поданных гос-ва по территориальным единицам; взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата гос-ой власти.

Основные признаки гос-в: 1)гос-во представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. 2) Гос-во- особая организация политической власти, которая имеет спец. аппарат управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. 3) гос-во организует общественную жизнь на правовых началах. 4) Гос-во предоставляет собой суверенную организацию власти.

 

 

 

13. Право и система соц. регулирования родоплеменной общины: основные особенности

Право возникает вместе с государством в результате действия тех же самых закономерностей, обострения социальных противоречий более опасного, чем прежде, свойства в силу возникновения межклассовых, сословных, кастовых антагонизмов. Одновременно существовала потребность в стабильности, предсказуемости, упорядоченности социальных связей, противостоящих произволу и действиям не по правилам. Условия жизни вызывают необходимость появления более мощного социального регулятора, чем обычаи, традиции и т.п. Право поэтому возникает вместе с государством и параллельно с ним. В отличие от социальных норм первобытного общества право санкционируется либо устанавливается и обеспечивается государством, содержится в письменных источниках, признаваемых населением официальными. Правовые правила поведения четко формируют субъективные права, юридические обязанности, запреты. В то же время юридические споры начинает разрешать суд. Возникновение права – общая закономерность. Однако пути ее реализации различны. Отсюда следует различие в формах права и правовых системах в целом: обычное право, законодательство, прецедентное право, религиозное право.

14.Общество и  гос-во. Относительная самостоятельность  гос-ва во взаимосвязях с обуславливающими  факторами.

Как форма организации общества государство складывается, развивается под воздействием условий и факторов, вызревающих из потребностей развития общества – экономических, социально- политических, духовных и т.п., в связи с чем государство неотделимо от общества, является социальным институтом. Идеальным представляется гармоническое соотношение и взаимодействие общества и государства, современного гражданского общества и демократического социального государства.

В целом государство обладает относительной самостоятельностью во взаимодействии с обществом, способностью оказывать активное обратное воздействие на породившие и воздействующие на него факторы. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу состоит в трёх направлениях: 1) государство может стимулировать развитие общества через развёртывание творческого потенциала свободных личностей, формирование современной экономической основы, социальной опоры, политической системности, т.е. продвигать развитие общества к полнокровному гражданскому; 2) государство может тормозить развитие общества, сдерживая инициативу людей, создавая условия отчуждения экономического, политического, интеллектуального развития; 3) государство в одних компонентах может стимулировать развитие общества, в других − сдерживать и даже отбрасывать общество назад.

15. Сущность г-ва, определение его понятия

Государство – суверенная политико-территориальная организация власти, осуществляющая функции управления обществом через обеспечение интересов господствующего меньшинства населения либо большей его части, обладающая слоем профессионально подготовленных людей (аппаратом), обеспечивающих реализацию задач классовой диктатуры либо приведения общества к компромиссам, равновесию и благополучию.

16. Государство  и право

Юридическая наука изучает государство и право, государственно-правовую жизнь общества в системе взаимодействий  с другими институтами общества, политической его системы, а так же отдельные стороны государственно-правовой действительности. Государство и право в объекте юр науки неотделимы, иначе критерии обособления объектов и предметов наук утрачиваются.

Соотношение государства и права

1 Неоспоримым признается  тезис о неразрывности этих  институтов. Об этом свидетельствует  одновременность возникновения, решение  с помощью государства и права одних и тех же задач, выдвигаемых обществом, взаимосогласованность действия.

2 В современных условиях  возрастания значимости права, усиление  международных факторов правообразования  и институтов правообеспечения  сохраняется роль государства  как монопольного «правообразователя» законадательных и иных норм.

3 Право устанавливает  юридические пределы деятельности  государства, устанавливая разрешительный  режим реализации властных полномочий.

4 И государство и право  содержат набор необходимы средств преодоления противоречий, деформаций в деятельности носителей публичной власти и в правовом регулировании.

17.Г-во и влась. Г-ая власть как разновидность социальной власти.

Власть-средство функционирования соц общности, соответствующее характеру и уровню общественной жизни, заключающееся в подчинении воли отдельных лиц, и их объединений руководящей в данной общности воле. Виды власти: власть рода, племени, общины. 2)гос-ая 3)экономическая 4)различных общественныхобъединений5)родительская6)церковная.

социальная власть- основанное на силе или авторитете воздействие на поведение людей и приведение социальных связей в определяемое социальными нормами состояние. Государственная власть – особая разновидность социальной власти. Она отличается от всех других видов социальной власти, 1) субъектами властеотношений, которые имеют властные полномочия и специфический правовой статус (ветви власти, органы государства, органы местного самоуправления, должностные лица). 2) имеет публично-политический характер и юридическое оформление, поэтому действует в режиме правовых ограничений в соответствии с принципом «разрешено только то, что закреплено в законе». 3) официально представляет всё общество, распространяется на всех и каждого, независимо от политических, религиозных, национальных и др. предпочтений и особенностей лиц. 4) в классово антагонистическом обществе решает задачи классового подавления, в современном гражданском обществе – задачи приведения общества к согласию, равновесию, благополучию. 5) поддерживается потенциальной или реальной возможностью применения силы государственного принуждения.

18. Легальность  и легитимность государственной  власти

Легальная (легализованная) власть в государстве − это сформированная (оформленная) в соответствии с заранее определённой нормативной моделью, принятой материальными её носителями, функционирующая в русле законодательно определенных полномочий и юридических ограничений, ориентированная на обеспечение потребностей общественного прогресса.

Легитимная государственная власть характеризует качественную сторону её отношения и взаимодействия с населением. Легитимность определяется как признание легальной государственной власти подавляющим большинством граждан страны единственно возможной. При такой оценке легитимность складывается как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство.

 

 

 

 

 

19. Типологии государства. Основания классификации государств  на виды

Выделяют демократические и авторитарные государства. В зависимости от типов политических систем и уровня общественного развития государства классифицируются на примитивные, традиционные, современные; неразвитые и современные цивилизованные; в зависимости от способности к осуществлению социальной и политической

мобилизации граждан – на мобилизационные, предмобилизационные.

Однако основные критерии классификаций государств на виды обнаруживаются и выделяются из соотношения общества и государства. Наиболее распространенными поэтому являются формационный и цивилизационный подходы к классификации государств.

20. Сущность буржуазного  государства на различных этапах  развития

На первых этапах это эксплуататорское государство, но на рубеже XX-XXI веков происходят изменения сущностного порядка, при которых государство становится цивилизованным и неформационным.

В связи с этим буржуазное государство проходит три этапа своего развития, соответствующих этапам развития общества. На первом этапе сложилось общество, в основе которого лежит капиталистическая частная собственность, наемный труд лично свободного работника, свободная конкуренция капиталов и носителей свободных рабочих рук. Этому этапу соответствует буржуазное (классовое) эксплуататорское государство. Оно является политической организацией власти, выражающей интересы доминирующего в обществе класса буржуазии, решающей главные задачи закрепления частной собственности на средства производства и систему эксплуатации свободного труда, подавления эксплуатируемых, идеологической обработки населения.

К рубежу XIX-XX вв. эпоху свободной конкуренции в экономической жизни сменяет господство монополистических объединений. Экономический монополизм дополняется концентрацией и централизацией в политической сфере, оборачивающейся политической бескомпромиссностью и конфронтационными тенденциями внутри общества и государства, а также за их пределами.

Изменения в обществе рубежа XIX-XX вв. накладывают отпечаток на государство. Сужается экономическая и социальная его база, государство начинает обслуживать интересы класса монополистической буржуазии, становится комитетом, управляющим его делами. Складывается поэтому буржуазное империалистическое государство, ставящее в условиях бескомпромиссности и противостояний мир на грань мировых империалистических войн.

В целом буржуазное империалистическое государство обострило противоречия общества, обозначило драматические перспективы его движения либо к так называемым «пролетарским революциям», либо к фашизации политических режимов. Леворадикальные либо праворадикальные тенденции стали господствующими в Европе в первой трети ХХ в.

21.Тенденции развития буржуазного империалистического государства на рубеже 30-х годов ХХ века

 

На первых этапах это эксплуа-

таторское государство, но на рубеже XX-XXI веков происходят из-

менения сущностного порядка, при которых государство становит-

ся цивилизованным и неформационным.

В связи с этим буржуазное государство проходит три этапа

своего развития, соответствующих этапам развития общества. На

первом этапе сложилось общество, в основе которого лежит капи-

талистическая частная собственность, наемный труд лично свобод-

ного работника, свободная конкуренция капиталов и носителей

свободных рабочих рук.

Этому этапу соответствует буржуазное (классовое) эксплуа-

таторское государство. Оно является политической организацией

власти, выражающей интересы доминирующего в обществе класса

буржуазии, решающей главные задачи закрепления частной собст-

венности на средства производства и систему эксплуатации сво-

бодного труда, подавления эксплуатируемых, идеологической об-

работки населения. Сущность этого государства раскрывается в со-

ответствующих таким задачам основных функциях.

Буржуазное государство вместе с тем характеризуется рядом

особенностей. Во-первых, закрепляя частную собственность и

систему эксплуатации, буржуазное государство выполняет роль

«ночного сторожа», охраняет только внешние условия эксплуата-

ции, не вмешиваясь в отношения собственности и предпринима-

тельства. Во-вторых, охраняя внешние условия эксплуатации, бур-

жуазное государство использует метод либерализма, лавирования

между политическими силами, подкармливая либо лишая поддерж-

ки социальные слои, для укрепления своей власти. Уже тогда до-

минирующий класс обнаруживает в шкале ценностей понимание

опасности социальных противостояний и напряжений.

23. пути перехода  к государству социально-демократической  ориентации. Виды этих государств

В 20-30-х годах возникают теории «государства всеобщего благоденствия. В целом в сфере развития теоретической мысли намечается переход от умозрительных конструкций гражданского общества к проработке реальных его контуров, избегая формационной схематизации, в том числе с точки зрения места и роли государства среди других институтов общества. Речь шла о практических шагах в русле так называемого «нового курса» Ф. Рузвельта в начале 30-х годов прошлого века, прямо связанных с формированием институтов реального гражданского общества. Среди них важное значение имели следующие. Во-первых, демократизация собственности и форм экономической деятельности. От преобладания монополизированных структур и производств с высокой концентрацией и централизацией капитала общество делает ставку на легко управляемые, высокотехнологичные и эффективные мелкие и средние производства. Мелкий и средний бизнес демонстрируют огромное преимущество над монополизированным. Во-вторых, предпринимается реформа оплаты труда через повышение его цены и стоимости. Это позволило активизировать действие рыночных механизмов, поскольку неизмеримо возрастает объем внутреннего рынка, снимаются угрозы перепроизводства, цикличности, кризисности. Перестают быть жизненно важными вопросы международной значимости – о рынках сбыта, сферах влияния, разрушаются колониальные империи. В-третьих, формируются высокие жизненные стандарты населения страны, тружеников-собственников, от благополучия которых зависит благополучие общества и государства. В-четвертых, вместе с новыми явлениями в социально-экономической жизни формируется новый социально-психологический климат, выражающийся в чувстве экономического достоинства, готовности оберегать ценности демократии, права человека и гражданина, чувства перспективы и уверенности в завтрашнем дне, уважения к стране и государству. В-пятых, названные новые явления обусловливают способность населения к самоидентификации и политической системности, определяющих готовность автономных перед государством личностей формировать структуры гражданского общества, условия самодостаточности, способности определять место и роль государства в системе ценностей и институтов такого общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"