Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка
1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.
35. Понятие аппарата гос-ва. механизм гос-ва
Государственный аппарат – это система объединенных принципами организации и деятельности органов, обеспечивающих осуществление государственной власти, решение главных задач, стоящих перед государством. Сущность государственного аппарата проявляется в принципах его организации и деятельности, отражающих в условиях глобализации действие абсолютных общечеловеческих ценностей. Государственный аппарат – это система органов, в которых работает слой профессионально подготовленных людей (чиновников), занимающихся управлением на возмездной основе. Государственный аппарат формируется, действует за счет бюджета − налогов, взимаемых с населения.
Государственный аппарат – это не только органы государства, но и материальные атрибуты, определяющие потенциальную возможность их использования для целей управления.
Механизм государства – это система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов. Сам по себе государственный орган не делает практическую работу (образовательную, в области
здравоохранения и др., например). Этим занимаются коллективы профессионалов во главе с администрациями. В механизме государства происходит взаимодействие структур власти (управляющих) и администрации низовых учреждений и организаций (управленцев и управляемых), через которые осуществляется практическая государственная работа.
36. Признаки и понятие, виды гос-ного органа
Структурно обособленные звенья государственного аппарата называют государственными органами.
Орган государства в связи с этим характеризуется следующими признаками:
• обособленное звено государственного аппарата, обладает всеми его признаками как системного объекта;
• формируется государством для осуществления определённого вида государственной деятельности;
• имеет обособленный правовой статус, включающий предмет ведения, властные полномочия, компетенцию; действующий в разрешительном режиме правового регулирования, режиме правовых пределов и ограничений;
• располагает юрисдикционными средствами, возможностью и способностью приводить в действие правообеспечительный механизм;
• наделяется материальными ресурсами (строка в бюджете) для эффективного искажения государственной работы;
• состоит из чиновников, государственных служащих, избираемых, назначаемых в определённом статусными нормами порядке, получающих денежное содержание из средств государственного бюджета.
Государственный орган – структурно обособленное звено государственного аппарата, формируемое для осуществления определённого вида государственной деятельности, связанной с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и её субъектов, обладающее специальным правовым статусом, материальными средствами, возможностью приводить в действие правообеспечительный механизм.
Государственный орган – структурно обособленное звено государственного аппарата, формируемое для осуществления определённого вида государственной деятельности, связанной с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и её субъектов, обладающее специальным правовым статусом, материальными средствами, возможностью приводить в действие правообеспечительный механизм.
Органы государства классифицируются на виды по различным основаниям:
• в соответствии с конституционной моделью разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви власти;
• в соответствии с федеративным устройством государства: на федеральные органы и органы субъекта федерации;
• по порядку формирования: на выборные и назначенные, первичные и производные.
37. Механизм осуществления гос. Власти. Система сдержек и противовесов по Конституции РФ.
Механизм осуществления государственной власти – это система взаимодействия ветвей власти в режиме взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращающая возобладание узкоэгоистических интересов в государственной деятельности либо узурпацию власти, направленное на поддержание равновесия в обществе и устойчивости государственно-правовой жизни. Для механизма осуществления государственной власти главным является обеспечение свободы людей, упрочение режима законности, устранение злоупотреблений и произвола от кого бы они ни исходили.
Так, институт Президента РФ расположен в системе других институтов власти на первом месте. К полномочиям Президента, «сдерживающим» законодательную власть, относятся: право законодательной инициативы (ст. 104), право отлагательного вето (п. 3 ст. 107), право роспуска Государственной Думы (ст. 84 п. б, п. 4 ст. 111 и п. 3 ст. 117), а также назначение выборов Государственной Думы, назначение референдума, обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием (ст. 84) и др. Президент РФ при этом, фактически возглавляя исполнительную власть, имеет право издавать нормативные указы, не противоречащие Конституции РФ (ст. 90). Здесь закладывается конкурирующая с законодательной нормотворческая компетенция Президента и Федерального Собрания, что квалифицируется как явное противоречие в системе разделения властей в России.
38. Признаки и понятие должностного лица. Классификация должностных лиц. Понятие гос. Службы.
должностное
лицо – это гражданин (постоянно
или временно либо в соответствии со специальными
правомочиями), осуществляющий функции
исполнения властных полномочий либо
выполняющий организационно-
Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными полномочиями, без которых невозможно представлять государственную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую). Это необходимое условие, предполагаемое закрепленным в законодательстве понятием государственной должности. В таком понимании (а оно не вызывает сомнений) и Президент РФ, и судьи, и прокурор также являются должностными лицами. Должностные лица этой категории наделяются наиболее значимыми юридически властными полномочиями, что позволяет им представлять государственную власть в различного рода внешних отношениях. Имеется в виду представление ими данного государственного органа в отношениях с другими органами государственной власти, с органами местного самоуправления, с негосударственными организациями и гражданами.
Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государственных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу. В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отношении подчиненных им работников. Например, правовые акты ректора вуза обязательны для всех работников данного вуза.
Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению деятельности государственных органов.
Государственная служба – властно-организационная деятельность профессионально подготовленных лиц (государственных служащих), занимающих в установленном порядке должности в государственных органах, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов по решению задач и осуществлению функций государства.
39. Понятие и
состав компонентов
Политическая система складывается как единство и взаимодействие институционного (политическая структура), нормативного (система социальных норм), поведенческого (политические и правовые отношения, политическая практика), интеллектуального (политическое и правовое сознание и культура, правовое мышление) компонентов, обеспечивающих целостность общества, упорядоченность политических отношений и процессов, уравновешивание интересов социальных слоев и групп населения страны.
В политической системе центральное место занимает организационный (институциональный) компонент. Это, прежде всего, человек (личность) и его способность формировать в зависимости от предпочтений объединения, изначально по политическим критериям, а также по социальным интересам – экономическим, профессиональным, социально-культурным и др. Институциональный срез политической системы (политическая организация общества) становится центральным ее компонентом, объединяющим все ее другие (нормативный, интеллектуальный, поведенческий) компоненты, складывающиеся в иерархическом порядке расположения однородных элементов, их автономии и одновременно обусловленности целым, действующих в системе многообразных связей и зависимостей.
В соответствии с особенностями формы государственного устройства России различают три уровня политической системы – федеральный, субъекта федерации, муниципальный.
Набор политических институтов в определенном порядке их расположения обычно начинается с государства, которое является ядром политической системы. Далее, в политической структуре в соответствии с режимом автономности и соотношением с государством называют политические партии, общественные организации, религиозные объединения, местное самоуправление, самодеятельные организации, трудовые коллективы. Такое общепринятое расположение политических институтов создает условия и возможность установления роли, назначения, функций каждого из них (прежде всего государства), порядка взаимоотношения и взаимодействия между собой в конституционном, правовом пространстве.
40. Гос-во в политической системе
Государство как институт общества и политический институт занимает определенное место в политической системе. Будучи организацией политической структуры, оно отличается от негосударственных организаций рядом показателей, обусловливающих его особую роль и значение консолидирующего звена, ядра и политической структуры, а также политической системы в целом.
Во-первых, государство – это единственная организация, которая официально представляет все общество. Во-вторых, государство оказывает всеобъемлющее влияние на всех и каждого, объединенных фактом рождения, получения, приобретения гражданства либо находящихся на территории страны. В-третьих, формируется аппарат – система органов, слой профессионально подготовленных лиц (чиновников), а также материальных атрибутов (тюрем и учреждений принудительного характера). В-четвертых, государство обладает монополией на принятие общеобязательных правил поведения (норм права) и доведение их до реализации. В-пятых, государство – единственная организация, обладающая свойством суверенитета (самостоятельностью, независимостью, полнотой, неделимостью, непрерывностью власти).
Государство, обладая такими показателями, характеризуется как политическая организация власти, которая осуществляется во взаимодействии с другими институтами политической структуры.Формы этого взаимодействия именуются: создание правовой основы, государственная регистрация, делегирование полномочий, контроль, надзор, общественное мнение и др.
41.Гос-во и общественные
организации. Правовые основы
Общественная организация – это объединение граждан, деятельность которой направлена на выражение, удовлетворение и защиту своих законных экономических, социальных, конфессионных,
исторических (национально-культурных), профессиональных, творческих, спортивных, территориальных и других социально значимых интересов.
Порядок формирования и взаимодействия с государством общественных организаций (обществ) определяется ъ
федеральными законами «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести», Гражданским кодексом РФ и законами о хозяйственных обществах, «Об общих принципах местного самоуправления», соответствующими нормативными документами субъектов федерации.
Законодательная база определяет порядок формирования общественных объединений, объем их полномочий, порядок деятельности и осуществление контроля.
Общественные организации как явление собирательное образуют важное звено в политической системе современного общества, несущее значительную нагрузку в сбалансировании соотношения «общество – государство», обеспечивающее достижение согласия, равновесия и благополучия общества.
42. Политические партии в политической структуре
Государство как ядро политической системы объединяет вокруг себя институты общества, негосударственные политические и неполитические организации. Среди множественных объединений выделяются политические партии. Во-первых, они отличаются приближенностью к государству, являются первичными политическими институтами по возможностям своего влияния на государственную власть, участия в ее осуществлении. Во-вторых, политические партии способны аккумулировать и представлять общественные интересы исходя из осознания потребностей общества, научно обоснованных направлений его развития. В-третьих, они формируют конкурентоспособные политические программы, в которых определяют цели и задачи развития общества и государственного строительства. В-четвертых, политические партии стремятся получить предтавительство (через выборы, формирования, назначения) в органах государственной власти, формировать и осуществлять государственную политику либо играть роль конструктивной оппозиции, постоянно контролирующей деятельность официальных институтов власти. В-пятых, политические партии формируют кадровый состав своего участия в органах государственной власти из числа профессиональных политиков. В-шестых, действуют как демократические институты в условиях политического плюрализма, т.е. в многопартийной системе.
Политические партии – это такие объединения граждан, которые формируют научно обоснованные общенациональные программы развития общества, претендуют на участие в выработке государственной политики и государственных решений в органах государства и местном самоуправлении. Политические партии формируются и действуют на основе положений федерального закона «О политических партиях РФ» от 11.07.2001г. Последний определяет основные принципы их деятельности, порядок легализации политических партий, условия создания и деятельности, основания отказа в государственной регистрации, порядок осуществления контроля, наконец, основания и условия для приостановления деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"