Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:15, курсовая работа
Предметом данной дипломной работы будут являться пробелы в праве: определение этого понятия и его правовой природы, изучение причин их возникновения, исследование исторических и предусмотренных существующим российским законодательством способов их устранения и преодоления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что пока нельзя назвать систему законодательства России совершенной, но правоприменитель в любой ситуации должен иметь способы и инструменты, позволяющие осуществлять правовое регулирование определённого общественного отношения. В связи с тем, что автор данной работы специализируется на изучении гражданского права, основное внимание будет сосредоточено именно на этой отрасли.
Введение 4
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ПРОБЕЛОВ в праве 8
1. Право как особый регулятор общественных отношений 8
2. Понятие и классификация пробелов в праве 11
3. Объективная и субъективная природа пробелов в праве 20
Глава 2. СПОСОБы УСТРАНЕНИЯ и преодоления ПРОБЕЛОВ В римском частном, русском дореволюционном гражданском и советском гражданском ПРАВЕ 24
Глава 3. СПОСОБЫ устранения и ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В СОВРЕМЕННОМ гражданском ПРАВЕ 37
1. Способы устранения пробелов в гражданском праве 37
2. Общие способы преодоления пробелов в праве: аналогия закона и аналогия права 46
3. Специальные способы преодоления пробелов в гражданском праве 51
4. Судебная практика как средство преодоления правовых пробелов 53
Заключение 59
Библиографический список 63
- законодательная инициатива
– на этой стадии происходит
внесение законопроекта в
- обсуждение законопроекта
– цель данной стадии –
довести законопроект до
- принятие закона –
эта стадия распадается на
особые составляющие, подстадии,
которые также чётко
- опубликование закона в официальных источниках.
Процедура принятия прочих
нормативно-правовых актов на федеральном
уровне, таких как постановления
Правительства, указы Президента, ведомственные
акты и распоряжения, законодательно
не урегулирована, что на практике иногда
порождает затягивание процесса
правотворчества указанных
На уровне субъектов
Федерации существует похожий порядок:
процедура принятия законов определена
специальным нормативно-
Несмотря на достаточно чёткую регламентацию процедуры принятия федеральных законов, в Российской Федерации существуют некоторые проблемы с нормотворческим процессом, обусловленные федеративным устройством государства. Например, ст. 106 Конституции устанавливает перечень федеральных законов, обязательных к рассмотрению в Совете Федерации, но не определяет сроков. Конституционный Суд в Постановлении от 23 марта 1995 г. «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации»94 указал, что в четырнадцатидневный срок, предусмотренный п. 4 ст. 105 Конституции, Совет Федерации должен только начать рассмотрение такого закона, но не обязан его одобрить либо отклонить. Таким образом, СФ по указанным вопросам может затягивать законодательный процесс на неопределённое время95.
Затягивание процесса правотворчества происходит и в Государственной Думе. На основную проблему законотворчества в Государственной Думе обращает внимание А.И. Абрамова: «Важным представляется введение нормативно установленных сроков, определяющих временной интервал между чтениями законопроекта»96. Отсутствие таких сроков очень тормозит принятие важных для общества, но невыгодных определённым политическим силам законов, достаточно вспомнить долгие «мытарства» Федерального закона от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»97.
В свете постоянного
усложнения общественных отношений
и нарастания числа нормативно-правовых
актов очень важным при их подготовке
является соблюдение юридической техники.
Под этим понимают совокупность (систему)
соответствующих средств, приёмов,
методов и правил подготовки и
изложения правовых актов. По мнению
А.В. Калмыковой: «Основными правилами
законодательной (юридической) техники
являются: единство содержания правовой
нормы и формы её выражения; логическая
последовательность изложения, взаимосвязь
нормативных предписаний, помещаемых
в акте; отсутствие внутренних противоречий;
максимальная компактность изложения
норм права при глубине и
Несоблюдение правил юридической
техники приводит к возникновению
пробелов в праве, неясностей, неточностей,
снижению эффективности
Неоценимую помощь законодателям
в подготовке нормативно-правовых актов
могут оказать учёные. Доктрина обычно
не рассматривается в романо-
Преимуществом гражданского права как науки является то, что её предметом является «как действующее гражданское законодательство и практика его применения, так и история его развития, и опыт гражданско-правового развития в зарубежных странах»101. Как правило, учёные являются более компетентными в своей области исследований, чем законодатели, более глубоко изучают и понимают сущность рассматриваемых явлений, практику их проявления и правового регулирования и могут предложить законодателям наиболее оптимальный путь нормотворчества.
К сожалению, выводы учёных практически не используются в процессе законотворчества, законодатель не обращает внимания на предложения и исследования учёных, несмотря на детальную проработку ими изучаемых вопросов. Правоведами проводится огромная работа по анализу существующей нормативной базы и способам возможного правового регулирования общественных отношений, они исследуют уже принятые и вступившие в силу правовые акты, оценивают их полноту и эффективность.
Приведём лишь несколько примеров:
1. Доктор юридических наук К.И. Скловский102, судья Конституционного Суда, доктор юридических наук Г.А. Гаджиев103, адвокат И.В. Аксюк104 в своих работах обращают внимание коллег, правоприменителей и творцов права на вопрос о защите добросовестного владельца имущества в гражданском праве, отмечая неудовлетворительное в целом юридическое регулирование владения в российском законодательстве, которое, по своей сути, должно выступать самостоятельным объектом защиты.
2. А.Н. Диденко, изучив
тему нарушений строительного
законодательства, пришёл к выводу,
что нужно: «Разработать и
3. В.Н. Литовкин, анализируя
вступивший в действие
4. Рассматривая Федеральный
закон от 02 мая 2006 г. «О порядке
рассмотрения обращений
5. Проанализировав российское
земельное законодательство, Г.Н.
Эйриян отметила, что: «Традиционным
для отечественного
2. Общие способы преодоления пробелов в праве: аналогия закона и аналогия права
Для того чтобы выяснить,
какие способы преодоления
Анализ показал, что в
современной системе
Так, в связи с необходимостью
обеспечения правовой защиты и высокой
вариативностью регулируемых отношений
использование института
Прямо запрещено нормами кодекса использование аналогии в уголовном праве. Причиной запрета является необходимость крайне чёткой квалификации деяний, подлежащих уголовному преследованию, ясного закрепления оснований и способов такого преследования, а также регламентации видов и сроков наказаний за осуществление преступного деяния. Как пишет С.Г. Келина, принцип законности в современном уголовном праве выражается в трёх тезисах112:
- нет преступления без
указания закона - тезис означает,
что круг преступных деяний
должен определяться только
- нет наказания без указания закона;
- никакой нормативный
акт, кроме Уголовного кодекса,
Этот принцип также требует, чтобы содержание всех уголовно-правовых норм понималось в точном соответствии с текстом, то есть не допускается ни расширительное, ни ограничительное их толкование.
В некоторых отраслях, таких как административное, налоговое, таможенное, трудовое, уголовно-процессуальное право, в тексте соответствующих кодексов об институте аналогии не упоминается совсем. Это следует понимать таким образом, что использование аналогии закона и аналогии права в этих отраслях законодателем не предусмотрено.
Таким образом, анализ способов преодоления пробелов в российском законодательстве позволяет сделать следующие выводы:
- в российской системе
права используются два
- применение данных институтов
зависит от отрасли
В интересах защиты прав и осуществления правосудия в современном российском гражданском праве допускается применение аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) и аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК), которые будут являться предметом нашего дальнейшего исследования. В научной литературе выделяется ещё субсидиарная, или дополнительная, аналогия. По определению Н.И. Матузова это «такая аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.)»113.
Сущность аналогии заключается в том, что она является «средством, обеспечивающим действительно правильное применение закона»114. Применение института аналогии зависит сущности рассматриваемых отношений и осуществляется только по прямому указанию закона.
Для использования на практике положений института аналогии требуется соблюдение двух условий:
- рассматриваемые отношения должны находиться в границах правового поля, регулируемого гражданским законодательством (указаны в ст. 2 ГК);
- данные отношения не
должны быть урегулированы
Под аналогией закона понимается
применение к рассматриваемому случаю
закона, регулирующего сходные
Таким образом, аналогия закона допускается при наличии трёх условий:
а) отношение не урегулировано законодательством, соглашением сторон и по этому вопросу нет обычая делового оборота;
б) имеется законодательство (но не обычай), регулирующее сходные отношения;
в) сходное законодательство не противоречит существу отношений, к которым оно применяется по аналогии.
Законность при применении аналогии закона обеспечивается с помощью следующих требований115:
3) принципиальные признаки рассматриваемого случая и нормы права должны обнаруживать существенное и близкое сходство, а различия не должны касаться сущности явлений;
Информация о работе Способы устранения и преодоления пробелов в современном гражданском праве