Однако большой проблемой
российской законодательной системы
является то, что решения Европейского
Суда по правам человека не обеспечены
необходимой правовой охраной и
гарантиями их исполнения на законодательном
уровне139.
Правовое положение решений
Конституционного Суда таково, что
они составляют совместно с Конституцией
«особый вид конституционных
источников права»140. Главными их особенностями
являются: нормативно-доктринальная природа,
концептуальный характер, юридическая
обязательность, итогово-обобщающий характер141.
Необходимость признания
прецедентного характера решений
высших судов связана, прежде всего,
с тем, что при применении нового
гражданского законодательства в России
необходимо оперативно регулировать те
вопросы, которые практика ставит очень
остро, а законодатель не успевает отвечать
на них.
Таким образом, возможность
появления прецедентов как официального
источника права в нашей правовой
системе обусловлена следующими
факторами:
- объективное отставание
законодательства от стремительных
экономических преобразований;
- необходимость чёткого
соблюдения процедур законотворческого
процесса, что значительно увеличивает
время, необходимое для принятия
нормативно-правового акта, устраняющего
пробел в праве;
- резко возросшая роль
права - если раньше наша экономика
управлялась индивидуальными актами,
плановыми актами, то после разрушения
этой системы индивидуального
планового регулирования остался
один регулятор – право;
- необходимость оперативного
преодоления правовых пробелов.
При решении законодателем
вопроса о возможности использования
прецедентной системы в России, очень
важным является необходимость чёткого
определения этого понятия, так
как оно неравнозначно в правовых
системах разных стран, даже относящихся
к одной семье142.
Например, любые решения
российских судов различных инстанций,
в том числе и высших, можно
разделить на два вида:
- решения суда по общим
вопросам - в этом случае признание
их прецедентного характера не
является необходимым, так как
рассматриваемые отношения достаточно
полно урегулированы правом;
- решения в условиях
отсутствия норм, когда приходится
восполнять пробел, – решения
по таким делам могут быть
прецедентом при условии придания
им должной формы, например, постановлений
высших судов, и должны регулировать
конкретные отношения только
до принятия законотворческим
органом нормативного акта по
данному вопросу.
Существует и ещё одно
мнение. Его сторонники говорят о
том, что судебные акты являются не
нормативно-правовыми установлениями,
а особой разновидностью способов толкования
права – судебным143.
Именно эта точка зрения
реализована в настоящий момент
в российской системе гражданского
судопроизводства. В ст. 9 Федерального
конституционного закона от 28 апреля 1995
г. «Об арбитражных судах в
Российской Федерации»144 указано, что Высший Арбитражный
Суд РФ может давать разъяснения по вопросам
судебной практики, то есть осуществлять
толкование закона. Его постановления
по таким вопросам обязательны только
для арбитражных судов в Российской Федерации.
Аналогичный порядок реализован
и в Федеральном конституционном
законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе
Российской Федерации»145. П. 5 ст. 19 закрепляет полномочия
Верховного Суда РФ по вопросу разъяснения
судебной практики. Такие разъяснения
даются Пленумом ВС РФ, в состав которого
входят все судьи Суда. Его задачей является
обеспечение единства судебной практики
в Российской Федерации путём дачи разъяснений
по вопросам, связанным с применением
судами законодательства. В отличие от
нормативных актов разъяснения Пленума
не носят обязательного характера, но
они ориентируют суды всех уровней на
одинаковый подход к применению правовых
норм.
Подводя итоги роли судебной
практики в современной правовой
системе России и её влиянию на
реализацию права на судебную защиту
можно сделать следующие выводы:
- судебная практика –
уже является составной частью
российской правовой системы,
играя в ней важную активную
роль.
- судебная практика, закреплённая
в постановлениях верховных судов
по принципиальным вопросам, восполняющим
пробелы в законодательстве, должна
являться источником права и
учитываться всеми правоприменительными
органами, и особенно судебными
инстанциями при разрешении дел
в целях обеспечения правовой
защиты и единообразия правоприменения.
Заключение
Будучи важным инструментом
установления порядка и организованности,
обеспечения охраны демократии и
свободы, регулирования труда и
хозяйственных отношений, защиты природной
среды, законодательство объективно необходимо
в жизни российского общества. Его роль
в современных условиях неуклонно повышается,
объективно усиливается регулирующее
воздействие законодательства на все
стороны жизни. Сегодня нужно бояться
не переоценки, а недооценки роли закона,
игнорирования юридической нормы как
важного инструмента развития цивилизации
и прогресса.
Достижение этих целей
возможно лишь при создании действительно
эффективно работающей системы законов,
в которой к минимуму будет
сведено существование коллизий,
пробелов и неясностей.
Кроме того, чётко и сложено
работающая система российского
законодательства поможет в формировании
современного правосознания. Как справедливо
замечает А.С. Бондарев: «Остаются невостребованными
многочисленными субъектами современного
российского права и их многочисленные
правовые дозволения по той же причине
– из-за правовой неразвитости, что
серьёзно тормозит переход современного
права России на дозволительную систему
правового регулирования общественных
отношений»146.
Проведя исследование пробелов
в праве, причин возникновения, способов
их устранения и преодоления в
современном гражданском праве
России, становится возможным сделать
следующие выводы:
1. Пробелы в праве
– это объективное состояние
любой правовой системы, обусловлены
они постоянным и неустранимым
отставанием системы права от
развития общественных отношений.
С этой точки зрения пробелы
можно даже считать позитивным
явлением, так как они свидетельствуют
о том, что общество находится
в непрерывном поиске новых
форм и видов социальных и
экономических отношений.
2. Возникновение пробелов
в праве обусловлено двумя
видами причин: объективными и
субъективными, в зависимости
от наличия или отсутствия
вины нормотворческого органа.
3. В современном российском
законодательстве существуют два
основных способа восполнения
пробелов в праве – устранение
и преодоление. Устранить правовой
пробел может только нормотворческий
орган, а преодолеть - правоприменительный.
При этом законодательный орган может
расширить границы правового поля, включив
отношения, ранее в него не входившие,
правоприменительному же органу такое
право не предоставлено, он может преодолевать
пробелы в правовом регулировании тех
отношений, которые уже находятся в пределах
правового поля.
4. Роль законодателя
в устранении пробелов в праве
является ведущей, именно в
его власти принятие правовых
актов, направленных на неоднократное
применение, в то время как
правоприменительный орган, прежде
всего, суд только разово преодолевает
пробелы, не устраняя их, а лишь
предлагая способ разрешения
конкретной ситуации. Используя
специальные приёмы и способы
преодоления пробелов, правоприменительные
органы не могут подменять
законодателя и «исправлять»
его, это способствовало бы произволу
и нарушению принципов законности.
5. Для устранения пробелов
в праве, обусловленных объективными
причинами, законодателю необходимо
постоянно проводить рассмотрение
практики использования нормативных
актов, отслеживать происходящие
изменения в регулируемых отношениях,
анализировать общественные отношения
с точки зрения необходимости
их правового регулирования, изучать
возможные способы законодательного регулирования
и отбирать наиболее эффективные из них
с учётом сущности общественных отношений.
Относительно осуществления
этих функций А.С. Бондарев говорит:
«Весьма желательно постоянно поддерживать
оптимальный баланс между социальным
содержанием правового пространства
и правовыми формами его выражения»147.
6. Для устранения пробелов,
обусловленных субъективными причинами,
законодателю необходимо постоянно
совершенствовать приёмы и способы
юридической техники в целях
обеспечения высокого качества
подготовки нормативно-правовых
актов.
7. При осуществлении
правотворческого процесса законодателю
необходимо учитывать мнение
и опираться на разработки
учёных как наиболее осведомлённых
и авторитетных в области изучаемых
ими отношений.
8. Для преодоления пробелов
в правоприменительной практике
российским законодателем предусмотрены
два общих правила – институт
аналогии закона и аналогии
права. Возможность их использования
должна быть закреплена в законодательных
актах, регулирующих конкретную
отрасль права, а применение
– обосновано судебным органом.
9. В современном российском
гражданском праве в связи
с диспозитивным характером правового
регулирования законодателем предусмотрен
специальный способ преодоления
пробелов – использование договора.
Применение этой конструкции
основано на принципе свободы
договора, который проявляется в
возможности использования сторонами
как предусмотренных, так и
непредусмотренные законами форм
организации правоотношений. Также
этот принцип подразумевает возможность
сторон включать в договор
любые условия, не противоречащие
закону.
10. В связи с длительностью
законодательного процесса следует
признать в качестве источника
права решения высших судов
по конкретным делам в том
случае, когда в ходе судебного
разбирательства происходит преодоление
имеющегося пробела, а также
придать силу источника разъяснениям
этих судов по некоторым вопросам
применения права.
По нашему мнению, указанные
мероприятия приведут к усилению
эффективности российского законодательства,
что, в свою очередь, поможет решить
наболевшие проблемы общества: ограничить
действия чиновника любого ранга, начиная
с самого высокого, строгими рамками закона,
ликвидировать бесправное положение человека
перед государством, поставить аппарат
государства на службу личности, обеспечить
выполнение судом своего основного назначения
— быть защитником человека и гражданина
от незаконных посягательств на их интересы.
Без этого не может быть создано в нашей
стране гражданское общество и правовое
государство.
Библиографический
список
Монографии и
учебная литература
- Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994.
- Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Перм. ун-т. – Пермь, 2006.
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Изд. 4-е, стереотипное. – М.: «Статут», 2001.
- Венгеров В.А. Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов] / А.Б. Венгеров. – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2008.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Ем В.С. и др.]; отв. ред. – Е.А. Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007.
- Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2002.
- Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под общей редакцией члена-корреспондента Российской Академии наук, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА×М, 1999.
- Дресвянкин В.Б. Пробелы в российском трудовом праве. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004.
- Забигайло В.К. Проблема «пробелов в праве» (К критике буржуазной теории). Киев, Издательство «Наукова думка», 1974.
- Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. – М.: Издательства НОРМА, 2002.
- Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». 2-е изд., испр. – М.: «Статут», 2003.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Манускрипт, 1996.
- Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. – М.: «Юридическая литература», 1974.
- Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2001.
- Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.
- Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 2-е, испр. - М.: «Статут», 2000.
- Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов и факультетов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА•М), 2001.
- Обществознание: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Л.Б. Ескина, В.С. Иваненко, А.В. Ильин и др.; Под редакцией Н.И. Мацнева. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет, 2001; Издательство «Лань», 2001.
- Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) - М.: «Гардарика», Фонд «Правовая культура», 1996.
- Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. члена-корр. РАН, доктора юрид. наук проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА•М, 1999.
- Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.
- Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.
- Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова.-2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА•М), 2001.
- Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. - Пермь, 1967.
- Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001.
- Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. член-корр. РАН, доктор юр. наук, проф. О.Е. Кутафин. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002.