Сущность и структура банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данного дипломного проекта является разработка методологических подходов и направлений совершенствования банковской системы РФ и анализ современного состояния банковской системы России.
В соответствии с указанной целью в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и структуру банковской системы;
- Изучить роль ЦБ РФ в банковской системе;
- Дать понятие коммерческому банку, его функциям и операциям;
- Изучить историю развития банковской системы;
- Дать оценку современного состояния банковской системы;
- Провести анализ банковского сектора Тюменской области;
- Выявить проблемы и перспективы развития банковского сектора РФ.

Файлы: 1 файл

Банковская система России анализ становления и тенденции развития.docx

— 259.08 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование стабильной банковской системы России, способной обеспечить кредитование реального сектора  экономики, является одной из главных  задач российского общества. Устойчивость банковской системы в условиях рыночной экономики во многом зависит от результатов  научного анализа пройденного этапа  ее становления, проблем формирования и адаптации к новым условиям деятельности. [3, с.250]

Анализ и теоретическое обобщение  опыта и тенденций развития банковской системы России является основой  научного подхода для принятия практических решений. Извлечь уроки из исторического  опыта России и мировой практики, не повторяя ошибок прошлого в развитии банковской системы, сконцентрировать внимание на основных закономерностях  и тенденциях ее формирования, на стратегии  и тактике прогрессивных перемен  в банковском секторе и банковском надзоре является важной задачей  денежно-кредитной политики, что  определяет и актуальность темы.

Объектом исследования является банковская система России.

Предметом исследования является отношения, складывающиеся в процессе эволюции банковской системы, взаимодействие субъектов  банковской деятельности.

Целью данного дипломного проекта является разработка методологических подходов и направлений совершенствования банковской системы РФ и анализ современного состояния банковской системы России.

В соответствии с указанной целью  в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть сущность и структуру банковской системы;

- Изучить роль ЦБ РФ  в банковской системе;

- Дать понятие коммерческому  банку, его функциям и операциям;

- Изучить историю развития банковской  системы;

- Дать оценку современного состояния  банковской системы;

- Провести анализ банковского  сектора Тюменской области;

- Выявить проблемы и  перспективы развития банковского  сектора  РФ.

Теоретическую и методологическую базу составили фундаментальные  положения экономической науки: теории управления коммерческими банками, концепции и модели оценки состояния  банковской системы в переходной экономике, труды отечественных  и зарубежных ученых по актуальным вопросам функционирования банковской системы. [3, с.250]

Изучению проблем банковского  дела, вопросам становления и функционирования банковской системы посвящен ряд  работ российских и зарубежных экономистов: Грязновой А.Г.,Бабичевой Ю.А., Лаврушина  О.И., Антонова Н.Г., Песселя М.А., Абалкина Л.И., Барковского Н.Д., Ширинской  Е.Б., Жукова Е.Ф., Коробова Ю.И., Шенаева  В.Н., Полякова В.П., Московки-ной Л.А., Челнокова В.А.; Кристиана де Буасье, Доллон Э., Роуз П., Нетто А.К. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

1.1.Сущность и структура банковской системы

 

Статья 2 Закона "О банках и банковской деятельности" (далее также — Закон о банках) начинается с такой части: "Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков". Такая формулировка вызывает ряд вопросов и в ряде аспектов неверна по сути.

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность КО, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций (сделок), в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности. [5, с.29]

В структурном  плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ РФ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных КО: "торговые площадки", фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).

 

 

Банковская система России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):

Банк  России;

Агентство страхования вкладов (АСВ)1 как элемент верхнего уровня банковской системы (с точки зрения организационно-правовой формы агентство — это государственная корпорация);

- отечественные коммерческие банки и НКО;

- филиалы и иные территориально удаленные подразделения (кроме представительств) отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;

- зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;

- российские загранбанки и их филиалы за рубежом;

- действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;

- действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ.

Важен вопрос об уровнях банковской системы. Совокупность действующих в стране банков и иных КО может иметь одно - либо двухуровневую организацию. Один уровень, первый, верхний — центральный банк (иногда этот уровень может включать в себя и некоторые другие элементы), другой уровень, второй, нижний, базовый — коммерческие банки и прочие КО (небанковские). Иных принципиальных вариантов не существует. Развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой.

Нередко появляются предложения конструировать банковскую систему, которая включала бы в себя больше уровней. Указанные предложения ошибочны, но они своеобразно отражают некую объективную реальность, а именно сложную структурную организацию каждого из названных уровней, особенно второго, нижнего. [5, с.29]

Во-первых, как уже было показано, этот уровень включает в себя по крайней мере 2 крупных блока — коммерческие банки и прочие КО (а если считать вспомогательные организации, то 3 блока). Все организации, входящие в указанные блоки, являются коммерческими, находятся на одном уровне логически и фактически (по правовому статусу и выполняемым экономическим функциям). Следовательно, все элементы нижнего яруса банковской системы при всех различиях между ними занимают по крупному счету один уровень, поскольку, с одной стороны, не зависят друг от друга, равноправны, однопорядковы в рамках закона, могут согласовывать свои действия по принципу координации или конкурировать; с другой стороны, все они в равной мере должны подчиняться контролю и регулированию со стороны центрального банка (и других звеньев верхнего уровня, если таковые имеются в стране), с которым находятся в отношениях субординации.

Во-вторых, каждый из блоков также имеет достаточно сложную структуру и распадается на многоэлементные подуровни. Так, коммерческие банки могут и должны (в тех или иных целях) классифицироваться на разнообразные виды на основе разных критериев (признаков). Например, по критерию формы собственности банки должны быть поделены на 4 вида: государственные; частные; кооперативные; смешанные. И ни один из этих видов, включая банки государственные (здесь не имеется в виду, конечно, центральный), на статус особого уровня банковской системы наряду с названными выше двумя уровнями претендовать не может.

Таким образом, банковская система состоит  из четырех элементов (из трех элементов  — без вспомогательных организаций), которые группируются в 2 уровня. И каждый уровень (в том числе верхний), каждый базовый элемент системы имеет сложную внутреннюю структуру.

Банковская  деятельность формально может быть определена как разрешенная законами и иными правоустанавливающими документами (лицензиями — для коммерческих КО) специфическая или исключительная деятельность кредитных организаций, т.е. деятельность центрального банка (иногда — также некоторых элементов, входящих в верхний уровень системы, как, например, Агентства страхования вкладов в России), коммерческих банков и НКО. Это означает, в частности, что:

а)банки проводят как собственно банковские (специфические), так и небанковские (доступные всем субъектам хозяйствования) операции/сделки;

б)операции/сделки, которые проводят не кредитные организации (предприятия, организации, учреждения других секторов экономики, некоммерческие организации, общественные объединения), индивидуальные предприниматели, физические лица, не являются банковскими (в противном случае являются незаконными).

В содержательном же плане банковская деятельность (в  части, направленной на клиента) может  быть раскрыта через следующие фундаментальные  понятия. [16, с.129]

Банковский продукт — конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.

Банковская операция — сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Другими словами, банковский продукт — не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в "резерве".

Банковская услуга — результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).

Выше уже было дано определение  банковской системы и раскрыт  ее структурный аспект. В функциональном же плане в указанном определении  банковской системы ударение следует  делать на ее вхождении в более  широкую систему, каковой является экономика страны в целом. Это означает, что банковская система должна в важнейших своих параметрах соответствовать реальному сектору экономики. Данный тезис надо понимать так, что названный сектор и банковский сектор по большому счету могут развиваться только вместе, что основные проблемы банковской системы хорошо могут решаться лишь в том случае, если адекватно решаются проблемы остальной экономики. Верно будет и обратное утверждение — неразвитая, слабая банковская система способна тормозить прогрессивное развитие реальной экономики.

Приведенное ранее определение  банковской системы в содержательном аспекте характеризуется следующими существенными моментами.

Во-первых, оно прямо нацеливает на то, чтобы всегда и обязательно рассматривать банковский сектор как органичный элемент экономической системы страны. Что это значит практически?

Прежде всего — недопустимость автономного (по отношению к остальной экономике) рассмотрения проблем банковского сектора и попыток автономного же их решения.

Далее следует исходить из первенства закономерностей, потребностей и возможностей системы в целом (экономики в целом) по отношению  к закономерностям, потребностям и  интересам подсистемы (банковского сектора). Банковский сектор, не соответствующий остальной экономике (включая домашние хозяйства), обществу в целом не нужен. Деятельность банков должна быть эффективной не только для них самих, но и для их клиентов, для экономики (общества) в целом. [16, с.129]

С другой стороны, остальная  экономика или отдельные ее части, по тем или иным причинам не способные (к примеру, из-за своей неплатежеспособности) или не желающие сотрудничать с банками (предпочитающие не отдавать свои деньги в банки, а проводить незаконные операции с "черным налом"), для последних также перестают представлять интерес.

Наконец, указанный тезис  означает необходимость постоянного учета взаимовлияния небанковского и банковского секторов — как позитивного, так и негативного. Оба сектора в зависимости от ряда обстоятельств способны до определенной степени как ускорять, так и тормозить развитие друг друга.

Во-вторых, в соответствии с данным определением в банковскую систему включаются только кредитные институты — организации, которые профессионально и на постоянной основе работают на рынке банковских услуг. Это позволяет рассматривать банковский сектор как объект управления с ясно сформулированным характером деятельности и достаточно четко очерченными границами.

В-третьих, банковскую систему составляет не любая совокупность КО, а некоторое их множество, которое удовлетворяет достаточно жестким условиям или требованиям — количественным и главным образом качественным.

Главный вопрос, связанный  с банковской системой, — вопрос о ее качестве, т.е. о ее жизнестойкости и эффективности функционирования в составе и в интересах экономической системы страны в целом. В конечном счете именно с данной точки зрения интересны и вопросы количества КО, и их группировок на те или иные элементы и уровни системы, и другие вопросы связанные с деятельностью банков.

Анализ ситуации показывает, что в ближайшие 3-5 лет банковской системе России для успешного  развития предстоит решить следующие  проблемы.

I. По улучшению финансовых  показателей:

-   погасить привлечённые во время острой фазы кризиса дорогие ресурсы;

-   увеличить капитал (в том числе ряду банков до установленного законом минимально необходимого уровня);

-   приспособиться к высокой волатильности на мировых финансовых рынках (особенно на валютном);

II. По улучшению организации  работы банков:

Информация о работе Сущность и структура банковской системы РФ