Теория происхождения государства и права
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 12:35, курсовая работа
Описание работы
Введение …................................................................................................3 стр.
1. Причины и условия возникновения государства и права...................5стр.
2. Пути формирования государства и права.............................................8стр.
3. Особенности возникновения права.....................................................11стр.
4. Основные теории происхождения государства и права....................15стр.
5. Проблема происхождения государства и права в истории
политико-правовой мысли.......................................................................24стр.
Заключение................................................................................................28стр.
Список литературы...................................................................................30стр
Содержание работы
Введение …................................................................................................3 стр.
1. Причины и условия возникновения государства и права...................5стр.
2. Пути формирования государства и права.............................................8стр.
3. Особенности возникновения права.....................................................11стр.
4. Основные теории происхождения государства и права....................15стр.
5. Проблема происхождения государства и права в истории
политико-правовой мысли.......................................................................24стр.
Заключение................................................................................................28стр.
Список литературы...................................................................................30стр
Файлы: 1 файл
1
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Институт международного права и экономики имени А.С.
Грибоедова»
Юридический факультет
Заочная форма обучения
Курсовая работа
по дисциплине
"Теория государства и права"
На тему:
«Происхождение государства и права»
Выполнил:
студент 1 курса
группы 3Ю-2012
Проверил:
г. Липецк
2013 г.
2
Оглавление
Введение …................................................................................................3 стр.
1. Причины и условия возникновения государства и права...................5стр.
2. Пути формирования государства и права.............................................8стр.
3. Особенности возникновения права.....................................................11стр.
4. Основные теории происхождения государства и права....................15стр.
5. Проблема происхождения государства и права в истории
политико-правовой мысли.......................................................................24стр.
Заключение................................................................................................28стр.
Список литературы...................................................................................30стр.
3
Введение
Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация
их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого
заключается в многообразных связях и отношениях между людьми, их
объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система
связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми,
этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В
обществе действуют, прежде всего, не биологические, а социальные законы.
Значимость проблемы происхождения и развития государства и права
обусловлена, прежде всего, тем, что рассмотрение общества в качестве системы
общественных отношений, основу которых составляют экономические
(материальные) отношения, позволяет:
- во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные
общественно-экономические формации (рабовладельческие, феодальное,
капиталистическое, социалистическое общество);
- во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни
(экономической, политической, духовной);
- в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность,
семья, нация и др.).
Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право
являются стабильным образованием, которое образовывалось длительное
время. Государство как особая организация власти, как самостоятельный
институт жизни общества, находится в постоянном развитии. Несколько
тысячелетий тому назад государства были совсем не такими, какими они
являются в настоящее время.
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты
содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения,
формирования и развития государства и права; вопросы соотношения общества
4
и государства, общества и права; а также проблемы определения их места и
значение в жизни каждого человека.
Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие особенности
общества, его происхождение и развитие, определить формы и соотношение
общества и государства, что обуславливает следующие основные задачи
исследования:
- выработать подход к пониманию происхождения государства и права,
проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его
объективные и субъективные стороны;
- дать общую характеристику организации общества и развития права,
рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
- проанализировать соотношение общества и государства, выявить и
рассмотреть существующие между ними взаимосвязи;
- классифицировать общие закономерности возникновения государства и
права, выявить сущность и признаки;
- проанализировать проблемы происхождения государства и права в истории
политико-правовой мысли.
Изучение данной темы помогает юридической науке глубоко понять
действительные процессы возникновения и развития государства и права,
конкретных государственно-правовых институтов.
5
1. Причины и условия возникновения государства и права.
Проблема возникновения государства и права остается и, видимо,
длительное время останется в науке дискуссионной. Во — первых, в основе
этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения
и течения. Во — вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые
знания о причинах происхождения государства и права. Возникновение
государств явилось закономерным следствием процесса перехода общества от
собирательства, занятием охотой и рыболовством, т.е. От присваивающего
хозяйства к хозяйству производящему – скотоводству и плужному земледелию.
Процесс
перехода
к
производящей
экономике
обусловлен
тремя
общественными разделениями труда.
Первое общественное разделение труда характеризуется возникновением
обособленного рода занятий – кочевое и полукочевое скотоводство. Второе
общественное разделение труда обуславливалось отделением ремесла от других
занятий. Третье общественное разделение труда ознаменовалось развитием
товарно-денежных отношений. Три крупных общественных разделения труда, а
также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта
привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться
дополнительный продукт т.е. сверх того, что было необходимо производителям
для своего потребления. С этого времени появилась объективная возможность
обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на
выполнении каких-либо общественно значимых функций.
Возникновение государства и права определяется политическими,
идеологическими, психологическими предпосылками.
Политические предпосылки характеризуются:
- во-первых, осознанием полезности надродовой власти, стоящей выше
частного и родового интереса;
- во-вторых, необходимостью регулирования отношений с соседскими
сообществами людей;
6
- в-третьих, вступлением в отношения с соплеменниками;
- в-четвертых, необходимостью в существовании стабильного порядка для
гарантированного и устойчивого осуществления производства.
Идеологические
предпосылки:
религия
консолидировала
древнее
общество, способствовала объединению разрозненных племен в единую
социально-политическую общность - народ.
Психологические предпосылки: изменившиеся экономические условия
формируют новый духовный облик людей, возникает новый тип самосознания.
На начальном этапе развития общества постепенно и пока лишь в очень
небольшой мере людьми начинают осознаваться общие интересы. Чрезвычайно
способствует осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость
защиты. Возникает понимание, что эти общие интересы больше некому
реализовать, кроме как централизованной структуре, осуществляющей
координацию различных сторон жизни общества. В развитом обществе общая
цель осознается как правовая цель, т.е. развитие и обеспечение права, в том
числе контроль и управление властью, осуществляющей принуждение.
Как видим, для возникновения государства необходимо множество
предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов. По крайней мере
с уверенностью следует констатировать, что их перечень не исчерпывается
исключительно предпосылками экономическими. Все это свидетельствует о
сложности процесса перехода к государственности. Эти крупные события в
общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия:
- возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по
сравнению с женским домашним;
- матриархальный род уступил место патриархальному (родство велось но
отцовской линии, а не по материнской линии);
- родовая община постепенно начинает дробиться на - патриархальные
семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников). Их интересы не всегда
совпадали с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение
7
родовой общины. Наступил черед неизбежной при разделении труда
специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как
следствие
роста
производительности
труда
обусловил
появлению
экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов
чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения
первобытного общества, образования классов, зарождения государства.
Причины их зарождения коренятся не только в материальном
производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности,
запрещение инцеста не только способствовало выживанию и укреплению рода
человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества,
структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Изучение истории
этой
проблемы
показывает,
что
родовая
организация
общества
трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую
преемственность, проходя переходные стадии. Одной из переходных
предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная
демократия", где органы родового общественного самоуправления еще
сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные
структуры (военачальник и его дружина). Традиционная родовая организация
уже не состоянии была разрешать возникающие противоречия, все более
разрушающие вековые порядки.
8
2. Пути формирования государства и права.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных
народов шел разными путями. Смешанный (интегративный) путь
возникновения государства и права характерен
сочетанием различных
«подталкивающих» к государству и праву элементов, т.е. фактических
жизненных обстоятельств, ряд из которых в реальных условиях становится
определяющим. Для одних народов, в том числе и для восточных славян,
зарождение государства связано с процессами формирования племенных
союзов, консолидирующихся как реакция на постоянные угрозы нападения и
набеги воинственных соседей. Такие союзы становятся военными
объединениями с сильной властью вождя и его окружения. Государственность
возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы земледельцев и их
прав собственности. Активным фактором, способствующим
образованию
значительного числа государств с идентичной правовой системой, следует
признать принципиальное влияние религиозных учений и их жестокое
распространение за пределы первоначального ареала воздействия. Учения
сплачивали верующих вокруг носителей «божественных откровений»,
становившихся духовными и светскими правителями народов, а «вечные
истины» провозглашались непререкаемыми постулатами права нового
государства.
Нельзя обойти вниманием и примеры «привнесенной» государственности,
когда процессы создания национальных государственно — правовых систем
активизируются другими странами — метрополиями или представителями
других народов, инициативно осваивающими новые территории. Европейские
державы, делившие в XV – XX вв. мир в острой борьбе за колонии в
соответствии со своими интересами и возможностями, насильственно
утверждали в них собственное понимание и опыт государственного и правового
строительства. Нередко эти страны становились обладателями территорий,
искусственно разделенных или соединенных без учета первоначального состава
9
населения. Обретя независимость, новые образования зачастую распадались на
ряд государств, отличных друг от друга по своему религиозному составу
(Британская Индия),
национальным
(Французский Индокитай) или
географическим (Латинская Америка) признакам.
Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный
путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале —
Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень
устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения
и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность.
Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией
родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную
социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от
интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский)
вариант возникновения государственности отличается от других вариантов
главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая
общественные должности, плавно трансформировалась в государственные
органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная)
собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная
собственность тут не имела существенного значения. На рассматриваемый путь
зарождения государства значительное влияние оказали географические условия,
необходимость
выполнения
крупномасштабных
общественных
работ
(сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.),
предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной
власти. Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели
много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями,
обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их
составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось
отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно
и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само
10
государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на
территории Европы, где главным государствообразующим фактором было
классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием
частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в
наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на
возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная
борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества —
патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились
демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность
каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II
в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие
создание мощной государственной машины.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной
Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой
утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений
зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к
Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения
родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный
период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе
привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как
свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют
профеодализмом, а государство — профеодальным. Таким образом, на этапе
производящей экономики под воздействием разделения труда, появления
патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов
происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия,
вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на
смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма
общества — государственность.
11
3. Особенности возникновения права.
Необходимым условием существования любого общества является
регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух
видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы
(правила) адресованы всем членам общества (или определенной его части) и не
имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту,
является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом.
Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в
конечном итоге приводит к воздействию на конкретных индивидов,
приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без
общего, т.е. нормативного, установления прав осуществляющего такое
регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.
Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких
предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого
общества. При первобытно-общинном строе основным регулятором
общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками
наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в
определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в
равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень
медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества,
происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно
связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе
представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и
религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на
основе религии, в единый нормативный комплекс («мононормы»), в единство,
обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных
тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и
освященными религией, были и существовавшие в первобытном социуме
нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества
12
продукта и его последующего перераспределения, которые всеми
воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и
как единственно возможные.
Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная
солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял
себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все
нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то,
естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за
самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как
«право», «правда». В этом смысле право появилось раньше государства, и
обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было
одной из причин возникновения государства.
Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на
определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо
особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат,
который стал фактическим собственником средств производства, либо класс,
обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли
социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая
замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в
неравные условия распределения общественного продукта, передача общего
достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой.
Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный
ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями
форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся
содержанием.
Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений,
были представители формирующихся господствующих классов, социальных
групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или
частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный
13
аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и
осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Возникают, таким
образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются
государством.
Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования
государства и возникновения права протекают параллельно, они подкрепляют
друг друга.
Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко
убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут
обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком
медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются
новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические
прецеденты, нормативные договоры, Можно выделить два основных пути
развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная
собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм
становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений
(Поучение Птахотепа - в Древнем Египте, Законы Ману - в Индии, Коран - в
мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую
казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими
обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но
имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию -
чиновниками государственного аппарата.
В обществе же, основанном на частной собственности, которая
обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как
правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью
формализации и определенности законодательство, и прежде всего
гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных
общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее
законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на
14
многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня
(например, частное римское право). Но, так или иначе, в любом государственно-
организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в
закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый государством.
Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим
методом государственного руководства обществом.
15
4. Основные теории происхождения государства.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой
действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного
государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с
правовыми предписаниями и требованиями. Еще в глубокой древности они
стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения
государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-
разному отвечающих на такие вопросы. Рассмотрим теории, которые различают
государство и общество и выделяют происхождение государства и права в
качестве специфической проблемы.
Теологическая теория — наиболее древняя из представленных здесь
концепций — отстаивает божественное начало в появлении государственной
власти, освященность ее авторитета и общеобязательной силы именем Бога. В
учениях теологов нашло место одно из начальных представлений об истоках
государственности. Как религиозная догма, эта теория исходит из
доминировавшего в древности объяснения мира, в соответствии с которым
первичная материя и многообразие вещей и явлений — итог деятельности
Создателя Вселенной. В ней заключено так называемое креацинистское
толкование творения мира, предполагающее, как подчеркивал один из наиболее
известных теологов современности Жан Маритен, «первоинициативу» Бога во
всех человеческих начинаниях. Понимание государства как власти от Бога,
закрепленное в религиозных канонах (Библия, Коран, Тора) и древнейших
памятниках законодательства (в их числе Законы Хаммурапи, Законы Ману),
играло заметную роль в становлении первых государственных образований и
соответственно в усилении позиций духовенства в государственной политике.
Теологическая теория находила свое развитие в более поздние периоды
истории. В Средние века ее использовали для укрепления абсолютной
монархической власти, сравнивая деятельности правителя с активностью Бога,
но при этом проводилась мысль о необходимости послушания монархов воли
16
церкви. Так, доминиканский монах Фома Аквинский, признанный позднее
официальным католическим философом, обосновывал в труде «О правлении
властителей» такую связь: «Все христианские короли должны быть подчинены
римскому первосвященнику как самому Господу Иисусу Христу».
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть:
вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога,
Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
Патриархальная теория своими корнями также уходит в представления
древних об окружающем мире. Ее основателем признается Аристотель,
который в труде «Политика» рассматривал государство как «соединение многих
родов и деревень ради общения, наилучшей и современной жизни». Человек,
согласно взглядам древнегреческого мыслителя, является «животным
общественным» и общается с себе подобными в семье, обществе и государстве.
Государство становится естественным продолжением процесса разрастания
семьи, ее деления на отдельные роды и последующего их объединения. Отсюда
вывод о близости истоков государственной власти и власти отцовской,
вытекающей из подчинения родственников главе семьи или рода — патриарху.
Считается, что идея, объясняющая появление государства из разросшейся
естественным образом семьи, могла возникнуть в Древней Греции, где процесс
зарождения и оформления государственности действительно напоминал
патриархальные отношения. Необходимо заметить, что идеи о государстве —
семье, в котором его жители должны относиться к своему государю как главе
рода, появлялись задолго до формирования европейского этико —
философского мировоззрения. В частности, знаменитый китайский мыслитель
Конфуций выстраивал строгую иерархическую государственную систему,
основанную на тождественности власти и справедливости. Их соединенность в
лице правителя обуславливалась
мудростью патриарха, по — отечески
опекавшего своих подданных.
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Роберт
17
Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со
ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог
даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом
человеческого рода, но и его властелином.
Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно
пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К.
Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что
древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти
отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в
нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя,
этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей
такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание
чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс
социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности,
еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях
«детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной
биологизацией такого сложного явления, как государство.
Договорная (естественно — правовая) теория также возникла в глубине
веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло
в результате договорного объединения людей с целью обеспечения
справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что
государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях
философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в
трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы
(Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо
(Франция) и др. она получила полное свое развитие. Сторонники названной
теории исходили из того, что государству предшествует естественное
состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например,
18
люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и
свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради
мира и благополучия заключается общественный договор между каждым
членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди
передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство
подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права
человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей,
по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый
договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время
становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в
целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться
перед ним и сменяемые по его воле.
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы,
где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его
участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств,
которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом,
но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство
возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и
целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный
людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий
огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его
можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к
изменяющимся условиям.
Органическая теория прежде всего связана с именем Платона и его
сочинением «Государство», в котором последнее сравнивается с человеком, но
взятом в ином, более масштабном измерении. Внутреннее устройство
государства уподобляется строению человеческого организма с теми же
важнейшими по функциям составными частями и с такими же подчиненными
отношениями частного к целому.
19
Государство, по Платону, образуется в силу того, что никто из людей не
способен удовлетворить свои потребности сам по себе и потому они ищут
помощи у других. В силу сложности создаваемого образования возникают
самые различные потребности, что и ведет к появлению обособленных групп
населения, выполняющих свойственные только им назначения. Так, крестьяне,
ремесленники, торговцы и им подобные, обеспечивающие материальные нужды
общества,
отнесены к низшему сословию. Воины, стоящие на страже
государства, выполняют более значимую функцию его организма. А выше всех
те, что способны им управлять, поскольку познали тайны «царского искусства»,
построенного на идеалах добра, справедливости и прочих добродетелей.
Во второй половине XIX в. новую жизнь в органическую теорию вдохнули
идеи эволюционизма, проецировавшие на государство закономерности развития
животного и растительного мира. Один из родоначальников позитивизма и
основатель органической школы в философии Герберт Спенсер в своих
«Опытах научных, политических и философских» утверждал, что объединение
племен и их союзов в государственные образования является плодом
социальной революции. Он сопоставлял биологические организмы и
государство, перенося на последнее присущие таким организмам законы
развития:роста и накопления, естественного отбора, перехода от простого к
сложному, от однородности к разнородности. В обществе подобные процессы,
по мнению английского мыслителя, становятся поводом к поэтапному
группированию первичных союзов людей в более сложные, что приводит их
постепенно
к
конечному
результату
—
государству,
где
люди
дифференцированы в зависимости от сфер деятельности. В то же время и
государство, как живой организм, способно стариться и умирать, что
становится обратной стороной любого развития.
Психологическая теория также обращается к общественному договору
как источнику создания государства, однако в основе стремления людей к
объединению
называются
их
эмоциональные
характеристики
20
(Л.И.Петражицкий),
свойственное
человеку
стремление
подчиняться
(Н.М.Коркунов)
или
инстинкты
(З.Фрейд).
Признанный
лидер
психологического направления в мировой юриспруденции российско —
польский юрист Л.И.Петражицкий утверждал, что государство является
способом самовыражения эмоциональной потребности людей находиться в
рамках организованного общества. Поскольку общество, право и государство
проявляют себя явлениями духовного мира, постольку их природу можно
познать, считал Л.И.Петражицкий, наблюдая, сравнивая и анализируя
душевные состояния и движения людей.
Эмоции движут обществом, но проявляются они у людей по — разному, в
зависимости от психических склонностей индивидов к определенному типу
поведения. И потому одни из них повинуются, выполняют чужую волю, тогда
как другие призваны управлять. Концепция с позиции «эмоциональной
психологии» признает наличие в обществе руководимых и руководящих, что и
становится причиной появления государственной власти, способной
сдерживать и разрешать психологические несовместимости. В этой связи
нельзя не заметить важности учета психических особенностей людей в
условиях государственно — правового регулирования человеческого поведения.
Но затронут лишь один из аспектов сложнейшей проблемы возникновения
государства и его созидательной роли в обществе.
Расово — антропологическая теория связывает происхождение
государства с положением о физической и психологической неравномерности
людских рас и отдельных народов и соответственно делит мир на высших и
низших представителей рода человеческого. Лишь первые из них являются
творцами цивилизации, и потому самой природой призваны руководить
обществом и господствовать в создаваемом ими государстве. Иные, не имея
способностей к творению, не могут также и усвоить
достижения,
предлагаемые цивилизацией, и потому их назначение - подчиняться воле других
народов и рас.
21
Французский социолог Жозеф Артюр де Гобино, являющийся создателем
расово - антропологического направления в науке, отстаивая суждения о
физическом и духовном отличии отдельных рас, о недопустимости смешения
"избранных" и "порочных" рас, что ведет к вырождению и в конечном счете
упадку и гибели культуры и цивилизации.
Немецкий философ Фридрих Ницше в своем программном произведении
"Воля к власти", вышедшем уже после его смерти, воплотил идею об
"избранной" расе в образе сверхчеловека, чье призвание - достигнуть высот
власти. Все существующее, в том числе и человеческое познание, есть только
форма проявления воли к власти. Государство, по Ницше, становится
естественным результатом процесса насилия в обществе, рождающего
"сильную личность", которая призвана господствовать над остальной массой,
способной быть лишь простым исполнителем властных помыслов
сверхчеловека.
Известно, что расово - антропологическая теория происхождения государства
имела продолжение и поддержку в определенных политических сферах
Соединенных Штатов, Южной Африки и ряда других стран, но была
повсеместно подвергнута научному остракизму.
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения
государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической
философии Г. В. Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и
общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и
разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). В
своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного
идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он
признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле,
но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли
отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное,
само по себе разумное начало,- независимое в своем основании от признания
22
воли отдельных лиц.
Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из
абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников
договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и
охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не
страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их
творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не
служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря,
государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе,
высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности,
а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и
вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по его мнению, не
может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет
«разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против
теории
договорного
происхождения
государства,
естественных
и
неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей
буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула
«Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй
Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо
и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в
утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о
нем. В его учении государство изображается как воплощение высших
нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя
ему человека полностью.
Теория насилия выводит процесс возникновения государства из факта
завоевания и порабощения одних племен другими либо из насилия одной части
общества под иными его составляющими. Обобщенную трактовку теории
23
находим в трудах австрийского юриста - государствоведа Людвига Гумпловича,
а также немецких философов Евгения Дюринга и Карла Каутского, которые
видели в насилии суть общественного развития. Именно для укрепления власти
завоевателя необходимо создание специального принуждающего к покорности
механизма - государственного аппарата.Об умении государя силой обеспечивать
порядок в стране, в том числе и путем насилия, писал значительно ранее
знаменитый итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, автор самого
термина "государство" (stati). Он был убежден в том, что нормальная власть в
государстве возможна только там и тогда, где и когда подданные повинуются
своему правителю из чувства страха. И "поэтому государю, желающему
держать подданных в повиновении, не следует обращать внимания на
обвинения в жестокости... Есть мнение, что лучше всего, когда боятся и любят
одновременно; но любовь с трудом сосуществует со страхом, и раз уж нужно
выбирать, то вернее выбрать страх". Это чувство необходимо поддерживать
"угрозой наказания, которой невозможно пренебречь", потому что люди
порочны в своей сущности, расположены к неискренности и лжи.
Спустя несколько столетий постулат силы, идущей впереди права,
рассматривался не столь универсально, а лишь при характеристике ранних
государственно организованных обществ (древнего и средневекового).
Государство буржуазного типа оценивалось, в частности Гумпловичем и
Каутским, уже по иным критериям - как воплощение устоев демократии и
законности, что и стало одной из причин резкой оценки их идей со стороны
научного марксизма.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно
изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности
и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших
возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается
четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и,
несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
24
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический
подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью,
расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса
марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление
непримиримых классовых противоречий».
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но
так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его
появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и
формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс
государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
25
5. Проблема происхождения государства и права в истории политико-
правовой мысли.
Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая
не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не
может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая,
объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться.
Такой целью является объединение людей под единой властью,
координирующей, разнообразные интересы членов общества.
Выделившись из общества, государство становится его основной
властвующей политической организацией. Государственная власть - главная
объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим
действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории
определенного государства. Особое место государства в системе общественных
образований обусловлено следующими факторами:
Государство - это единственная полновластная организация в масштабе всей
страны.
Государство определяет основные направления развития общества в
интересах всех и каждого.
Государство является официальным лицом (представителем) внутри страны
и на международной арене.
Политическая система - это организационное выражение всей совокупности
государственных и общественных организаций, в том числе трудовых
коллективов, участвующих в политической жизни страны.
Государство и общественные организации - это самостоятельные части
политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои
принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней
самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их
внутренних и внешних дел.
Государство как главная властвующая и организующая сила общества
26
призвана обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных
организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и
совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем:
1. Государство предоставляет конституционное право гражданам на
объединение в общественные организации и создает необходимые условия для
их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими
политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных
шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях
материальную помощь, закрепляет собственность общественных организаций,
в том числе производственных, как одну из форм собственности,
существующих в обществе.
2. Государство определяет правовое положение некоторых общественных
организаций.
Правовая
регламентация
деятельности
общественных
организаций со стороны государства ограничивается лишь утверждением
уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами
организации регулируются не правом, а нормами общественной организации.
3. Деятельность общественных организаций находится под охраной
государства. Охрану прав и интересов общественных организаций
осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же
оказывают содействие в реализации некоторых решений общественных
организаций. Напр. Решение кооперативных или частных организаций, если
они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство
осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями
требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.
Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных
организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной
жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.
Функционирование политической системы общества осуществляется на
основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы
27
- государственные, общественные организации, трудовые коллективы -
действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент
государственной и общественной жизни.
28
Заключение
Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить следующие
основные положения.
Общая характеристика организации возникновения общества предполагает
выделение нескольких наиболее значимых для юридической науки социальных
сфер: социального устройства, производства и распределения материальных
благ, социальной власти и управления.
Процесс образования государства - это не одномоментный процесс.
Государство появляется постепенно и не ранее того, пока будут созданы для
него предпосылки. Одной из таких предпосылок является создание для него
материальных основ. Общество должно накопить определенный излишек
продукта, позволяющего освободить от непосредственного участия в
материальном производстве некоторую группу людей, дав им возможность
заниматься только управлением. Разные народы приходят к государственности в
различное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одинаково
создается материальная база для образования государства.
Возникновение специализированного и иерархически организованного
аппарата управления делами общества можно по праву считать управленческой
революцией.
Государство - это результат возникновения, наряду со специализацией в
производственной сфере (экономической специализацией), специализации в
сфере управленческой (политической специализации).
Государство непосредственно связано с правом и приводит через него свои
установления. Право не существует без государства, оно является его
непосредственным продуктом.
Непосредственным источником права является государство. Право
осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на
обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и
выполняет по отношению к государству роль организующего фактора,
29
закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность.
Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его
неотъемлемый и необходимый элемент. Социальная власть - организованная
сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности - рода,
группы, класса, народа (властвующего субъекта) - подчинять своей воле людей
(подвластных), используя различные методы, в том числе, метод принуждения.
Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их
появление и развитие обусловлено естественным развитием человеческого
общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права и
государства в жизни людей.
Процесс их возникновения зачастую протекает параллельно, они неразрывно
связаны между собой и имеют неоценимое значение для рассмотрения в теории
проблемы соотношения государства и права.
30
Список литературы
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005 - 496с.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция,
2000 - 528с.
3. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. - М.: Высш.шк.,
2004 - 325с.
4. Корельский В.М. Теория государства и права. - М.: Норма, 2002 — 616с.
5. Конституция Российской Федерациии. Официальный текст по состоянию
на 12.12.1993г.
6. Лазарев В.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2001 - 520с.
7. Марченко М.Н. Источники права. - М.: Проспект, 2008 - 759с.
8. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М.: Маркет ДС, 2007 — 640с.
9. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. - М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2011. - 505с.
10.Пиголкин А.С. Теория государства и права. - М.: Городец, 2003 - 613с.
Информация о работе Теория происхождения государства и права