Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:02, реферат
Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Толерантность, как принцип социально-педагогической деятельности
Введение
Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.
Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Постановка проблемы
Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.
Таким образом, одной из важнейших
задач современной школы
В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.
Нашей задачей является рассмотреть
понятие толерантность с точки
зрения социальной педагогики. В социально-педагогическом
контексте нет однозначного понимания
толерантности, несмотря на довольно широкое
распространение данного
Способы и направления её решения
Такое положение можно
объяснить рядом причин: в программах
учебных предметов для
Выдвинута гипотеза: толерантность
как принцип социально
- применение принципа
- будут учитываться возрастные особенности;
- будет показана связь принципа толерантности с жизнью;
- будет уважительное отношение к личности ребенка;
- будет опора на положительный опыт ребенка;
- будет учитываться социальная
обусловленность процесса
- будет завуалированы
- будет создана толерантная
среда в образовательном
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты
понятия толерантности как
2. Определить содержание
3. Рассмотреть возрастные
4. Выявить сущность принципа
толерантности в начальной
Необходимо рассмотреть - теоретические
аспекты социально
Особо пристальное внимание развитию
толерантности необходимо уделять
в школах. Так как еще в детстве
нужно объяснять детям, насколько
важна терпимость в нашем мире.
В школах вести целенаправленную
работу по формированию у детей толерантности:
проводить мероприятия, праздники,
которые направлены на сплочение
всех детей и подростков, классные
часы, посвященные проблемам
В рамках формирования и развития
толерантности необходимо создание
в школе соответствующей «
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают
участие родители, служат хорошим
примером взаимодействия двух самых
важных факторов в жизни ребенка
школы и семьи, объединивших свои
усилия в учебном процессе, направленном
на воспитание открытого, непредвзятого
отношения к человеческому
Формирование толерантности
Толерантность не пассивна, она активна. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Заключение
Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
Формирование толерантности
должно начинаться с первых классов
школы, так как в настоящее
время для многих детей школа
становится первым местом, где они
могут и должны быть членами стабильного
коллектива сверстников. Об этом говорил
президент Европейского еврейского
конгресса, сопредседатель Европейского
совета по толерантности и взаимоуважению
Вячеслав Кантор «Для нас принципиально
важно, чтобы обучение толерантности
носило бы своего рода сквозной характер
- от детского сада до высшего учебного
заведения. Именно в этом случае мы
можем быть уверены, что для граждан
страны толерантность, действительно,
станет неотъемлемой частью поведения».
В.В. Путин заявил, что «толерантность
лежит в основе российской государственности»,
поскольку «Россия на всем протяжении
своей тысячелетней истории складывалась
как многоконфессиональное и
многонациональное государство»
В нашей работе мы рассмотрели
толерантность как социально-
Список использованных источников
1 Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
2 Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.
3 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.
4 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер. отеч. образования). – Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.
5 Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. - 2007. - №3.
6 Вульфов Б.З. "Воспитание
толерантности, сущность и
7 Вульфов Б.З. Социальный
педагог в системе
8 Гаврилова Е.В. Проблема
толерантности и пути ее
9 Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. N 7.
Информация о работе Толерантность, как принцип социально-педагогической деятельности