Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/
Развитие общества обусловило развитие конституций и расширение круга регулируемых вопросов. В области прав и свобод происходит включение в конституции новых прав и свобод. Например, право на охрану окружающей среды. Появились и новые принципы, включающие обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах.
Каждое современное
Конституционный принцип
В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют всего народа. Непосредственная демократия осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. /57/
Поскольку, общество, миновавшее полисную
стадию самоорганизации, не в состоянии
вырабатывать законы совокупными усилиями
всех его членов, оно делегирует
свои законодательные права
В современных демократически организованных
обществах конституционные
Принцип приоритета прав человека означает
признание этих прав высшей ценностью.
Права человека конституциями не
только провозглашаются, но и гарантируются
с помощью правового
Существуют различные взгляды на права человека и роль государства по отношению к ним, часто противоположные. Например, одни считают, что государство обеспечивает и гарантирует индивидуальные права человека, другие считают, что их нужно защищать от государства. «Подавляющее большинство прав, которые у граждан существуют и записаны в Конституции, могут быть поставлены под сомнение только одним политическим субъектом-государством. То есть права и свободы на самом деле надо защищать не в последнюю очередь, а иногда и в первую очередь именно от государства. Каким образом? Единственная возможность именно разделение властей».
Кроме конституционного закрепления
принципа приоритета прав человека в
демократическом государстве
Принцип разделения властей является
одной из таких гарантий. Принцип
правового разграничения
Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. /78/
Традиционная концепция
Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.
Приоритет права - основа правового государства. Принцип приоритета права - это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных. Приоритет права означает: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой. /75/
Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий).
Принцип правовой
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном
плане имеет специфические
Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги).
И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.
Поскольку резюмируется, что государство и гражданин равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения).
Договором высшей формы является конституция,
если она принята в результате
всенародного голосования (референдума).
В ней определяются те особые права,
которые передаются государству
и не могут принадлежать отдельному
гражданину, и те естественные права,
которые составляют содержание частной
жизни граждан и
Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены. / 59/
Принцип единства права и закона
означает, что любой нормативно-правовой
акт должен не только по форме и
наименованию, но и по смыслу и содержанию
быть правовым. Это означает, что
он должен отражать естественно-правовые
начала, соответствовать международно-
И, наконец, при его издании должен
быть использован весь комплекс правовых
средств и приемов, выработанных
мировой практикой. Это логически
выверенные и соизмеримые с
В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам -нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола. /78/
Российское предпочтение
к расплывчатым, неопределенным нормам
права стало предметом
Не столько владение информацией о правовых нормах, сколько монополия на их истолкование позволяет властям по своему усмотрению ориентировать поведение людей. Расплывчатость правовых норм становится едва ли не главным ресурсом, используемым власть имущими для всепроникающего контроля за частной жизнью граждан. В отсутствие законоправия в нашем отечестве и поныне нет пространства частной жизни, защищенного гражданскими правами и ограниченного общественными обязанностями человека. И чем более его границы условны, а значит, и проницаемы для произвола любой власти, тем шире воспроизводство всевозможных практик сокрытия доходов, проступков, преступлений. /45/
Проблема существования
человечества как целого может быть
рассмотрена в следующих
В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.
Отечественными учеными И.Т.Фроловым и В.В.Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем. /40/
1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, то есть между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.
2. Вторая группа объединяет
проблемы, которые порождены
3. Третью группу глобальных
проблем составляют те, которые
связаны с системой человек-
Интерсоциальные проблемы заключаются в том, что до недавнего прошлого такого рода проблемы были связаны с противостоянием двух политических систем: капиталистической и социалистической. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный, что повлекло изменения характера проблем.