Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/
Во-первых, на место угрозы
мировой войны как следствия
столкновения двух противоположных
общественно-политических систем пришло
множество локальных
Нельзя также полагать,
что угроза всеобщей военной катастрофы
в современных условиях исключена
полностью. Мировой конфликт может
быть вызван непреднамеренно, в результате
расползания локальных
Во-вторых, в отсутствие противостояния
противоположных общественно-
Глобальные проблемы в системе "индивид-общество" непосредственно связанны с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема "человеческих качеств"- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.
Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. /36/
Принципы "нового гуманизма" и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. /34/
В связи с необходимостью
формирования новых человеческих качеств
на передний план выходят проблемы
образования. Именно в системе образования
закладывается тот ресурс, который
реализуется в последующей
Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Именно общественные объединения помогают обществу стать гражданским, а государству – правовым.
1.3 Общественные объединения и организации как
институты гражданского общества в демократическом государстве
Проблема исследования общественных объединений как структурного элемента гражданского общества и средства формирования гражданской культуры приобретает в настоящее время особую актуальность. В социально-педагогическом аспекте это предполагает создание условий, способствующих всестороннему проявлению личности в качестве субъекта социальных отношений, утверждению в массовом сознании гражданственности как средства и критерия развития человека и общества. Как известно, приоритетами социально-культурного обновления российского общества выступают ценности гуманизма, демократии, прав и свобод человека и гражданина.
Значительным ресурсом формирования гражданственности обладают общественные объединения. Российский «третий сектор» сегодня - это тысячи организаций, инициирующих и реализующих общественно полезные проекты; десятки тысяч добровольцев, безвозмездно работающих в интересах других людей; миллионы граждан, являющихся членами общественных объединений. /30/ Общественные объединения - это площадка для отработки наиболее эффективных и универсальных технологий - маркетинга, фандрайзинга, избирательных технологий, поле профессиональной самореализации, востребующее инновационные социально-культурные технологии и обесечивая тем самым трудоустройство значительного числа специалистов.
Способность общественных объединений включать человека в систему общественных отношений с целью решения общественно-значимых проблем делает их школой политической культуры, формой гражданского участия, средством формирования - активной позиции и социальной ответственности личности.
Деятельность общественных объединений обеспечивает реальные условия для влияния граждан на законотворческие процессы, на характер и ход реализации социально-культурных программ, способствующих предупреждению или минимизации проблем в сфере экологии, исторической культуры, духовно-нравственной жизни. Общественные объединения и движения способствуют предотвращению роста преступности, наркомании, утверждают благотворительность как общественную ценность. О значительном потенциале общественных объединений стать реальной силой гражданского общества свидетельствуют:
во-первых, статистические данные, позволяющие судить о достаточно высоком уровне.
Однако потенциал общественных объединений в формировании гражданской культуры реализован не в полной мере. Это обусловлено несколькими факторами:
во-первых, коммерциализацией «третьего сектора» и выхолащиванием социально-культурной сущности данного феномена — в структуре источников формирования средств устойчиво растет доля средств, получаемых от коммерческой деятельности;
во-вторых, традиционным взглядом на
общественные объединения как на
преимущественно досуговое
в-третьих, отсутствием социально-
в-четвертых, теоретической не разработанностью проблематики, связанной с современными формами гражданского участия./32/
Впервые, в законодательстве современной России понятие "общественное объединение" как добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, появилось в Законе СССР "Об общественных объединениях" от 9 октября 1990 г. /8/
В число общественных объединений включались: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, научно-просветительские и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации другие объединения граждан. /8/
Согласно ст. 117 ГК РФ "общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. /6/
Формулировку данной нормы нельзя считать совершенной, потому что общественное объединение - понятие собирательное. Оно охватывает несколько организационно-правовых форм.
В связи с этим Федеральный закон
"Об общественных объединениях" не
только дает общее определение
В соответствии со ст. 5 названного Закона "под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общностей интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения". /8/
Общественные объединения
Каждая из названных организационно-
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд - один из видов
некоммерческих фондов и представляет
собой не имеющее членства общественное
объединение, цель которого заключается
в формировании имущества на основе
добровольных взносов, иных не запрещенных
законом поступлений и
Общественным учреждением
Орган общественной самодеятельности - немеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Политическая партия - это общественное
объединение, созданное в целях
участия граждан Российской Федерации
в политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической
воли, участия в общественных и
политических акциях, в выборах и
референдумах, а также в целях
представления интересов