Взаимодействия государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Файлы: 1 файл

текст диплома.docx

— 127.41 Кб (Скачать файл)

Основными угрозами интересам и  безопасности Российской Федерации  в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация  вооруженных конфликтов вблизи ее государственной  границы, незавершенность международно-правового  оформления государственной границы  Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами.

Угрозу безопасности в пограничной  сфере представляют деятельность международных  террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств  террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному  перемещению через государственную  границу Российской Федерации наркотических  средств, психотропных веществ, товаров  и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции. /15/

Негативное влияние на обеспечение  надежной защиты и охраны государственной  границы Российской Федерации оказывает  недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической  оснащенности пограничных органов.

Решение задач обеспечения безопасности государственной границы Российской Федерации достигается за счет создания высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой, а также повышения эффективности охраны государственной границы, в частности в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке и на Каспийском направлении. /71/

Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается  путем совершенствования и развития единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных  и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами. /15/

Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях  достигается за счет повышения эффективности  реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. /73/

Российская Федерация укрепляет  национальную оборону, обеспечивает государственную  и общественную безопасность в целях  формирования благоприятных внутренних и внешних условий для достижения приоритетов в области социально-экономического развития государства. /71/

 

 

2.2 Организационные,  нормативно-правовые и информационные

основы  реализации безопасности государства и общества

 

 

Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы  обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. /16/

Реализация настоящей Стратегии  обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной  власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации  путем комплексного использования  политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического  планирования в Российской Федерации. /16/

Корректировка Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации периодически - по результатам постоянного мониторинга  реализации настоящей Стратегии  с учетом изменений, оказывающих  существенное влияние на состояние  национальной безопасности.

Организационная поддержка реализации настоящей Стратегии заключается  в совершенствовании государственного управления Российской Федерации, а  также в развитии системы обеспечения  национальной безопасности на основе совершенствования механизмов стратегического планирования устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности под руководством Президента Российской Федерации.

Система документов стратегического  планирования (концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную  перспективу, стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики, стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии и комплексные программы  социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации, межгосударственные программы, в выполнении которых  принимает участие Российская Федерация, федеральные (ведомственные) целевые  программы, государственный оборонный  заказ, концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности и по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства) формируется Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. /16/

По решению Президента Российской Федерации документы по вопросам внутренней и внешней политики государства  могут выноситься на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации. /14/

Разработка документов стратегического  планирования осуществляется согласно Регламенту Правительства Российской Федерации и в соответствии с  порядком подготовки документов в Администрации  Президента Российской Федерации.

Государственная политика в области  противодействия наркопреступности  и терроризму формируется Государственным  антинаркотическим комитетом и  Национальным антитеррористическим комитетом - межведомственными органами, обеспечивающими  координацию федеральных органов  исполнительной власти и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в соответствующих  сферах.

Комплексные проблемы обеспечения  национальной безопасности могут рассматриваться  на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации с участием иных совещательных и консультативных  органов, созданных для обеспечения  конституционных полномочий Президента Российской Федерации. /72/

Меры нормативной правовой поддержки  реализации настоящей Стратегии  определяются на основании Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Информационная и информационно-аналитическая  поддержка реализации настоящей  Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов  государственной власти и государственных  научных учреждений с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия. /16/

Для развития системы распределенных ситуационных центров в среднесрочной  перспективе потребуется преодолеть технологическое отставание в важнейших  областях информатизации, телекоммуникаций и связи, определяющих состояние  национальной безопасности, разработать  и внедрить технологии информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами, а также обеспечить условия для  гармонизации национальной информационной инфраструктуры с глобальными информационными  сетями и системами.

Угрозы информационной безопасности в ходе реализации настоящей Стратегии  предотвращаются за счет совершенствования  безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности. /12/

Разработка и реализация комплекса  оперативных и долговременных мер  по предотвращению угроз национальной безопасности в федеральных округах  проводятся при координирующей роли Правительства Российской Федерации  федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. /16/

Контроль за ходом реализации настоящей  Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации  Президенту Российской Федерации о  состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплении.

 

2.3Государство и общество  гаранты обеспечения безопасности личности и ее прав

 

 

Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются  в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и  гарантированы. В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной и самой  существенной. Естественно-правовые традиции и взгляды основаны на том, что  в до государственном состоянии произвол (свобода) каждого человека не ограничивался никакими факторами и состояние общества укладывалось в знаменитую формулу Т. Гоббса: «Война всех против всех». /25/ Люди, заключившие между собой договор о создании государства передали ему свои права в обмен на то, что со стороны государства они получат надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов. Утратив свою естественную свободу, они приобрели свободу гражданскую. Последняя отличается от первой тем, что свобода, потребности и притязания не могут существовать и проявляться в некоем вакууме. Быть членом общества – значит соотносить свои поступки, действия с интересами других людей. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют естественные рамки, которые как раз и определяет государство, поскольку оно создается для блага всех – благой жизни, по Аристотелю. /77/

Государство в процессе осуществления  прав и свобод каждым индивидом не может и не должно быть сторонним  наблюдателем. В данном случае оно  является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические  интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального  и общего, используя при этом правовые средства.

При столкновении интересов  людей и религиозная, и светская доктрины имеют общую формулу: «Относись  к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Еще  Б. Спиноза утверждал, что мера свободы  индивида и государства определяется не предписанием дозволенного им своеволия, а степенью их разумности, поскольку  свобода возможна лишь на основе и  в границах познанных естественных необходимостей. Только разумная воля, с его точки зрения, является свободной, а государство может быть признано таковым, если его законы основываются на здравом рассудке./67/

Взаимная свобода людей  неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько не нарушая  при этом равноправие граждан, поскольку  предполагается их взаимная ответственность. Социальные возможности обретают юридическую форму прав человека, в то время как социальные необходимости юридической формой своего выражения имеют обязанности.

Категория социальной свободы  может рассматриваться только в  паре с категорией социальной ответственности. Это общепризнанная международно-правовая (Международный Билль по правам человека) /4/ и внутригосударственная практика. Конституция России в данном случае допускает возможность ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, а также «нравственности, здоровья, законных прав и законных интересов других людей...» Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» Президент Российской Федерации согласно Конституции является гарантом прав и свобод граждан. /5/

Строго говоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе так или иначе зависит от многих факторов. Не претендуя на исчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них: степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономки; нравственная атмосфера и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п. Следовательно, для того чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надежный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек «включен» во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей, а гражданин участвует только в тех связях, которые носят правовой характер. В демократическом и правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера можно сослаться на ст. 2 Конституции РФ, в которой говорится: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». /5/

Информация о работе Взаимодействия государства и общества