Между тем, по мнению Кудрявцевой
Г.А., данная норма вызывает сомнение, поскольку
представляется, что политическую партию
более правильно было бы рассматривать
в рамках такой организационно-правовой
формы, как общественная организация,
т.е. как общественное объединение, основанное
на членстве, но имеющее специфические
уставные цели. /46/
Создание общественных объединений
активно способствует реализации прав
и законных интересов граждан. Деятельность
общественных объединений, в каких
бы организационно-правовых формах они
ни создавались, основывается на принципах
добровольности, равноправия, гласности,
самоуправления и законности.
2 Современное состояние
безопасности общества и
Государства
2.1 Стратегия обеспечения
национальной безопасности в сфере
государственной
и общественной безопасности
Безопасность - сложное политико-социально-правовое
явление, многоплановое и многогранное
в своих структурных составляющих,
отражающее разнонаправленные интересы
в отношениях личности, общества и
государства. Безопасность - это состояние
защищенности личности, общества, государства
от внешних и внутренних опасностей и
угроз, базирующееся на деятельности людей,
общества, государства, мирового сообщества
народов по выявлению (изучению), предупреждению,
ослаблению, устранению (ликвидации) и
отражению опасностей и угроз, способных
лишить фундаментальных материальных
и духовных ценностей, нанести неприемлемый
(недопустимый объективно и субъективно)
ущерб, закрыть путь для выживания и развития.
/7/
Безопасность личности - это
состояние защищенности основных
прав и свобод человека и
гражданина, при одновременном создании
условий для их свободной реализации
в общественной жизни. Такой
подход к пониманию
безопасности личности позволяет
преодолеть противоречие между человеком
и обществом, поскольку возможность
участвовать в общественной жизни
является ее компонентом; человеком
и государством, так как государство
является механизмом обеспечения физической
безопасности индивида: обществом и
государством, потому что, гражданское
общество и его взаимодействие с
государством во многом является механизмом
для создания условий свободного
развития личности. /68/
Безопасность государства охватывает
деятельность собственно государственных
институтов и отражает интересы государства
(узкое значение), и одновременно
отражает баланс между интересами личности,
общества, государства в процессе
обеспечения их безопасности в практике
государственного строительства (широкое
значение). /69/
Безопасность государства может
быть определена как состояние сохранности
от внутренних и внешних опасностей
жизненно важных интересов государства,
общества, личности, такое состояние
общественных отношений, при котором
развиваются способности и реализуются
социально значимые потребности
человека и гражданина (личности), надежно
защищены от внутренних и внешних
угроз его права и свободы;
обеспечивается сохранность и развитие
материальных и духовных ценностей
общества, территориальная целостность
и суверенитет, функционирование и
развитие конституционного строя правового
государства.
Система взаимодействия человека и
государства в сфере обеспечения
безопасности личности - составная
часть более общей проблематики
сочетания и взаимодействия личного
и общественного, один из элементов
общей конституционной системы
взаимодействия государства, общества,
личности, адекватное представление
о которой требует учета всех
звеньев (элементов) этой системы и
интерпретации их содержания в единстве
с конституционными ценностями и
целями. Взаимодействие (взаимная деятельность)
человека и государства в сфере обеспечения
безопасности - это постоянно развивающаяся
система, динамика которой обусловлена
с одной стороны, природой государства
и общества и характером их взаимоотношений
с личностью, с другой - развивающимися
потребностями и интересами личности,
государства, общества и необходимостью
их согласования./7/
Иерархия ценностей и приоритетов
системы национальной безопасности
определяется взаимосвязью национальной
безопасности с другими уровнями
безопасности: личности, общества и
государства (связанных между собой,
как единичное, общее и особенное).
Каждый из этих уровней безопасности
требует особого сочетания средств,
форм и методов обеспечения безопасности.
Центральная роль и особое значение жизненно
важных интересов личности, общества и
государства определяются тем, что именно
они являются основной движущей силой
развития общества и реальной причиной
социальной активности людей и в этом
смысле выступают важнейшими факторами
любых преобразований в обществе, государстве
и мире в целом.
Современное конституционное право
России обладает достаточными средствами
для разрешения проблемы личность
- общество — государство при обеспечении
их безопасности. Вопросы соотношения
интересов личности, общества и государства
особым образом преломляются в конституционно-правовой
материи, что предопределяет особенности
реализации конституционно-правовой концепции
безопасности личности, общества и государства
в текущем отраслевом законодательстве.
Конституционное право
призвано разрабатывать методологические
принципы взаимодействия человека и
государства, востребованные отраслевыми
юридическими науками, и трансформирующиеся
в них под влиянием особенностей
объекта правового регулирования
соответствующих отраслей. /70/
В механизме взаимодействия государства
и личности в сфере обеспечения
безопасности можно выделить нормативный
элемент, институциональный элемент,
субъектный элемент, организационный
элемент, принципы обеспечения безопасности
и гарантии безопасности, а также
формы и методы осуществления
деятельности органами безопасности.
Права и свободы несут в себе
нормативный потенциал, направленный
на обеспечение полноценной защиты
интересов человека, в этом проявляется
их ключевая роль в обеспечении безопасности
личности. В числе прав и свобод
человека и гражданина можно выделить
две группы прав и свобод: 1) права,
которые являются определяющими
по отношению к остальным, обеспечение,
защита и охрана этих прав - непосредственная
обязанность органов государственной
власти; 2) права, опосредованно влияющие
на безопасность личности.
Особенностью нормативной составляющей
механизма взаимодействия человека
и государства в сфере обеспечения
безопасности личности является то, что
отношения между государством и
личностью в этой сфере регулируются
не только путем предоставления прав
той и другой сторонам отношений,
но и путем возложения на них обязанностей,
достоверное выяснение нормативного
содержания которых, их точная адекватная
конкретизация и детализация
в текущем законодательстве в
соответствии с Конституцией - необходимое
условие эффективности конституционно-правового
регулирования сферы обеспечения
безопасности личности. Поскольку опасность
усмотрения государства в этой сфере
велика, правовое регулирование основных
взаимных обязанностей государства
и человека должно точно устанавливать
их конституционно определенные пределы.
/71/
Безопасность личности, общества и
государства в Российской Федерации
основывается и строго подчинена
принципам, составляющим основы конституционного
строя, а также совокупности конституционных
норм, образующих конституционно-правовую
концепцию безопасности личности, общества
и государства в Российской Федерации
и получивших дальнейшее отражение
в отраслевом законодательстве.
Обеспечение безопасности личности,
общества, государства должно пониматься
(интерпретироваться) в качестве обязанности
государства, а взаимодействие государства
и личности в сфере обеспечения
безопасности - в качестве системы
взаимных конституционных обязанностей,
в которых обязанности государства
контролирует субъективное право индивида,
подлежащее судебной защите. При таком
подходе личность выступает не только
как объект государственно-правового
воздействия, но и как субъект отношений
по обеспечению безопасности. Обязанности
государства в сфере обеспечения безопасности,
являющиеся необходимым элементом системы
взаимодействия человека и государства,
личности и общества, сформулированы в
Конституции как цели, задачи, основные
направления деятельности государства.
/72/
Государство выступает гарантом безопасности
личности, поэтому обращение к
концептуальным вопросам сильного государства,
попытки
вписать эту концепцию в национальную
идею российской государственности
— закономерный результат переосмысления
роли самого государства как субъекта
политико-правовых отношений, способного
обеспечить баланс интересов личности,
общества, государства. Взаимосвязь
вопросов обеспечения безопасности
личности и сильной государственной
власти очевиден, поскольку одним из важных
обстоятельств, обусловивших возникновение
и существование государств, явилась необходимость
обеспечения внешней безопасности страны.
Поиск верного направления выстраивания
сильного государства, сильной эффективной
государственности, лежит в плоскости
согласования интересов общества и государства,
взаимодействия государственного управления
и гражданского общества. Результаты такого
поиска могут и должны найти отражение
в национальной идее, что позволит увязать
национальные интересы России и потребность
государства быть включенным в мировые
макроэкономические и глобализационные
процессы. При этом при всей привлекательности
концепции сильного государства существует
проблема ограничения самой государственной
власти при обеспечении безопасности./73/
Стратегическими целями обеспечения
национальной безопасности в сфере
государственной и общественной
безопасности являются защита основ
конституционного строя Российской
Федерации, основных прав и свобод человека
и гражданина, охрана суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и территориальной целостности,
а также сохранение гражданского
мира, политической и социальной стабильности
в обществе./15/
Российская Федерация при обеспечении
национальной безопасности в сфере
государственной и общественной
безопасности на долгосрочную перспективу
исходит из необходимости постоянного
совершенствования правоохранительных
мер по выявлению, предупреждению, пресечению
и раскрытию актов терроризма,
экстремизма, других преступных посягательств
на права и свободы человека и гражданина,
собственность, общественный порядок
и общественную безопасность, конституционный
строй Российской Федерации.
Основными источниками угроз национальной
безопасности в сфере государственной
и общественной безопасности являются:
разведывательная и иная деятельность
специальных служб и организаций
иностранных государств, а также
отдельных лиц, направленная на нанесение
ущерба безопасности Российской Федерации;
деятельность террористических организаций,
группировок и отдельных лиц, направленная
на насильственное изменение основ конституционного
строя Российской Федерации, дезорганизацию
нормального функционирования органов
государственной власти (включая насильственные
действия в отношении государственных,
политических и общественных деятелей),
уничтожение военных и промышленных объектов,
предприятий и учреждений, обеспечивающих
жизнедеятельность общества, устрашение
населения, в том числе путем применения
ядерного и химического оружия либо опасных
радиоактивных, химических и биологических
веществ; экстремистская деятельность
националистических, религиозных, этнических
и иных организаций и структур, направленная
на нарушение единства и территориальной
целостности Российской Федерации, дестабилизацию
внутриполитической и социальной ситуации
в стране; деятельность транснациональных
преступных организаций и группировок,
связанная с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся
рост преступных посягательств, направленных
против личности, собственности, государственной
власти, общественной и экономической
безопасности, а также связанных с коррупцией.
/16/
Главными направлениями государственной
политики в сфере обеспечения
государственной и общественной
безопасности на долгосрочную перспективу
должны стать усиление роли государства
в качестве гаранта безопасности
личности, прежде всего детей и
подростков, совершенствование нормативного
правового регулирования предупреждения
и борьбы с преступностью, коррупцией,
терроризмом и экстремизмом, повышение
эффективности защиты прав и законных
интересов российских граждан за рубежом,
расширение международного сотрудничества
в правоохранительной сфере. /15/
Обеспечению государственной и
общественной безопасности на долгосрочную
перспективу будут также способствовать
повышение эффективности деятельности
правоохранительных органов и спецслужб,
создание единой государственной системы
профилактики преступности (в первую
очередь среди несовершеннолетних)
и иных правонарушений, включая мониторинг
и оценку эффективности правоприменительной
практики, разработка и использование
специальных мер, направленных на снижение
уровня коррумпированности и криминализации
общественных отношений.
В целях обеспечения государственной
и общественной безопасности: совершенствуется
структура и деятельность федеральных
органов исполнительной власти, реализуется
Национальный план противодействия
коррупции, развивается система
выявления и противодействия
глобальным вызовам и кризисам современности,
включая международный и национальный
терроризм, политический и религиозный
экстремизм, национализм и этнический
сепаратизм; создаются механизмы
предупреждения и нейтрализации
социальных и межнациональных конфликтов;
формируется долгосрочная концепция комплексного
развития и совершенствования правоохранительных
органов и спецслужб, укрепляются социальные
гарантии их сотрудников, совершенствуется
научно-техническая поддержка правоохранительной
деятельности, принимаются на вооружение
перспективные специальные средства и
техника, развивается система профессиональной
подготовки кадров в сфере обеспечения
государственной и общественной безопасности;
укрепляется режим безопасного функционирования
предприятий, организаций и учреждений
оборонно-промышленного, ядерного, химического
и атомно-энергетического комплексов
страны, а также объектов жизнеобеспечения
населения; повышается социальная ответственность
органов обеспечения государственной
и общественной безопасности. /16/
Одним из условий обеспечения национальной
безопасности является надежная защита
и охрана государственной границы Российской
Федерации.