Взаимодействия государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Файлы: 1 файл

текст диплома.docx

— 127.41 Кб (Скачать файл)

Между тем, по мнению Кудрявцевой Г.А., данная норма вызывает сомнение, поскольку представляется, что политическую партию более правильно было бы рассматривать в рамках такой организационно-правовой формы, как общественная организация, т.е. как общественное объединение, основанное на членстве, но имеющее специфические уставные цели. /46/

Создание общественных объединений  активно способствует реализации прав и законных интересов граждан. Деятельность общественных объединений, в каких  бы организационно-правовых формах они  ни создавались, основывается на принципах  добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности.

 

 

 

 

 

 

2 Современное состояние безопасности общества и

Государства

 

 

2.1 Стратегия обеспечения национальной  безопасности в сфере

государственной и общественной безопасности

 

 

 

Безопасность - сложное политико-социально-правовое явление, многоплановое и многогранное в своих структурных составляющих, отражающее разнонаправленные интересы в отношениях личности, общества и  государства. Безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития. /7/

 Безопасность личности - это  состояние защищенности основных  прав и свобод человека и  гражданина, при одновременном создании  условий для их свободной реализации  в общественной жизни. Такой  подход к пониманию

безопасности личности позволяет  преодолеть противоречие между человеком  и обществом, поскольку возможность  участвовать в общественной жизни  является ее компонентом; человеком  и государством, так как государство  является механизмом обеспечения физической безопасности индивида: обществом и  государством, потому что, гражданское  общество и его взаимодействие с  государством во многом является механизмом для создания условий свободного развития личности. /68/

Безопасность государства охватывает деятельность собственно государственных  институтов и отражает интересы государства (узкое значение), и одновременно отражает баланс между интересами личности, общества, государства в процессе обеспечения их безопасности в практике государственного строительства (широкое  значение). /69/

Безопасность государства может  быть определена как состояние сохранности  от внутренних и внешних опасностей жизненно важных интересов государства, общества, личности, такое состояние  общественных отношений, при котором  развиваются способности и реализуются  социально значимые потребности  человека и гражданина (личности), надежно  защищены от внутренних и внешних  угроз его права и свободы; обеспечивается сохранность и развитие материальных и духовных ценностей  общества, территориальная целостность  и суверенитет, функционирование и  развитие конституционного строя правового  государства.

Система взаимодействия человека и  государства в сфере обеспечения  безопасности личности - составная  часть более общей проблематики сочетания и взаимодействия личного  и общественного, один из элементов  общей конституционной системы  взаимодействия государства, общества, личности, адекватное представление  о которой требует учета всех звеньев (элементов) этой системы и  интерпретации их содержания в единстве с конституционными ценностями и  целями. Взаимодействие (взаимная деятельность) человека и государства в сфере обеспечения безопасности - это постоянно развивающаяся система, динамика которой обусловлена с одной стороны, природой государства и общества и характером их взаимоотношений с личностью, с другой - развивающимися потребностями и интересами личности, государства, общества и необходимостью их согласования./7/

Иерархия ценностей и приоритетов  системы национальной безопасности определяется взаимосвязью национальной безопасности с другими уровнями безопасности: личности, общества и  государства (связанных между собой, как единичное, общее и особенное). Каждый из этих уровней безопасности требует особого сочетания средств, форм и методов обеспечения безопасности. Центральная роль и особое значение жизненно важных интересов личности, общества и государства определяются тем, что именно они являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом.

Современное конституционное право  России обладает достаточными средствами для разрешения проблемы личность - общество — государство при обеспечении их безопасности. Вопросы соотношения интересов личности, общества и государства особым образом преломляются в конституционно-правовой материи, что предопределяет особенности реализации конституционно-правовой концепции безопасности личности, общества и государства в текущем отраслевом законодательстве. Конституционное право

призвано разрабатывать методологические принципы взаимодействия человека и  государства, востребованные отраслевыми  юридическими науками, и трансформирующиеся в них под влиянием особенностей объекта правового регулирования  соответствующих отраслей. /70/

В механизме взаимодействия государства  и личности в сфере обеспечения  безопасности можно выделить нормативный  элемент, институциональный элемент, субъектный элемент, организационный  элемент, принципы обеспечения безопасности и гарантии безопасности, а также  формы и методы осуществления  деятельности органами безопасности.

Права и свободы несут в себе нормативный потенциал, направленный на обеспечение полноценной защиты интересов человека, в этом проявляется  их ключевая роль в обеспечении безопасности личности. В числе прав и свобод человека и гражданина можно выделить две группы прав и свобод: 1) права, которые являются определяющими  по отношению к остальным, обеспечение, защита и охрана этих прав - непосредственная обязанность органов государственной  власти; 2) права, опосредованно влияющие на безопасность личности.

Особенностью нормативной составляющей механизма взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения  безопасности личности является то, что  отношения между государством и  личностью в этой сфере регулируются не только путем предоставления прав той и другой сторонам отношений, но и путем возложения на них обязанностей, достоверное выяснение нормативного содержания которых, их точная адекватная конкретизация и детализация  в текущем законодательстве в  соответствии с Конституцией - необходимое  условие эффективности конституционно-правового  регулирования сферы обеспечения  безопасности личности. Поскольку опасность  усмотрения государства в этой сфере  велика, правовое регулирование основных взаимных обязанностей государства  и человека должно точно устанавливать  их конституционно определенные пределы. /71/

Безопасность личности, общества и  государства в Российской Федерации  основывается и строго подчинена  принципам, составляющим основы конституционного строя, а также совокупности конституционных  норм, образующих конституционно-правовую концепцию безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации  и получивших дальнейшее отражение  в отраслевом законодательстве.

Обеспечение безопасности личности, общества, государства должно пониматься (интерпретироваться) в качестве обязанности  государства, а взаимодействие государства  и личности в сфере обеспечения  безопасности - в качестве системы  взаимных конституционных обязанностей, в которых обязанности государства контролирует субъективное право индивида, подлежащее судебной защите. При таком подходе личность выступает не только как объект государственно-правового воздействия, но и как субъект отношений по обеспечению безопасности. Обязанности государства в сфере обеспечения безопасности, являющиеся необходимым элементом системы взаимодействия человека и государства, личности и общества, сформулированы в Конституции как цели, задачи, основные направления деятельности государства. /72/

Государство выступает гарантом безопасности личности, поэтому обращение к  концептуальным вопросам сильного государства, попытки

вписать эту концепцию в национальную идею российской государственности  — закономерный результат переосмысления роли самого государства как субъекта политико-правовых отношений, способного обеспечить баланс интересов личности, общества, государства. Взаимосвязь  вопросов обеспечения безопасности личности и сильной государственной  власти очевиден, поскольку одним из важных обстоятельств, обусловивших возникновение и существование государств, явилась необходимость обеспечения внешней безопасности страны. Поиск верного направления выстраивания сильного государства, сильной эффективной государственности, лежит в плоскости согласования интересов общества и государства, взаимодействия государственного управления и гражданского общества. Результаты такого поиска могут и должны найти отражение в национальной идее, что позволит увязать национальные интересы России и потребность государства быть включенным в мировые макроэкономические и глобализационные процессы. При этом при всей привлекательности концепции сильного государства существует проблема ограничения самой государственной власти при обеспечении безопасности./73/

Стратегическими целями обеспечения  национальной безопасности в сфере  государственной и общественной безопасности являются защита основ  конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе./15/

Российская Федерация при обеспечении  национальной безопасности в сфере  государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу  исходит из необходимости постоянного  совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств  на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной  и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций  иностранных государств, а также  отдельных лиц, направленная на нанесение  ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией. /16/

Главными направлениями государственной  политики в сфере обеспечения  государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу  должны стать усиление роли государства  в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и  подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. /15/

Обеспечению государственной и  общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы  профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной  практики, разработка и использование  специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В целях обеспечения государственной  и общественной безопасности: совершенствуется структура и деятельность федеральных  органов исполнительной власти, реализуется  Национальный план противодействия  коррупции, развивается система  выявления и противодействия  глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный  экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы  предупреждения и нейтрализации  социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности. /16/

Одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации.

Информация о работе Взаимодействия государства и общества