Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/
Количество общественных объединений за 2011 год в г.Благовещенске (Приложение Г)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование гражданского общества – процесс исторический. Его интенсивность зависит как от состояния общественного сознания, так и от понимания роли и сути этого процесса государством: таковы реалии посттоталитарного переходного периода.
Ситуация с гражданским
Гражданское общество не создается законами и указами, но государственная политика может содействовать его вызреванию, может мешать, а может быть безразличной к этому процессу.
Гражданское общество порождается и выращивается процессами соучастия граждан в принятии общественно значимых решений и их реализации на всех уровнях – от местного до государственного.
Бендзь А. считает, что для построения гражданского общества в России необходимо выполнение трех условий. Первое связано с изменением налогового статуса неправительственных организаций. Второе – с возможностью получения открытой информации. Третье – с финансовой ответственностью государственных учреждений, когда они наносят материальный ущерб гражданам (например, связанный с экологическими проблемами). Наиболее серьезные перспективы гражданского общества в России находятся трех областях. Это – во-первых, профсоюзы и отраслевые ассоциации, во-вторых – органы местного самоуправления. И, наконец, некоммерческие организации, участие в которых может здорово усилить формирование третьего сектора в России. /23/
Ефремов А.А. отмечает, что формирование
гражданского общества в современной
России тесно связано с вопросами
правового обеспечения
Для формирования гражданского общества правовое регулирование информационных общественных отношений имеет важное значение, и, наоборот, в соответствии с Доктриной информационной безопасности, развитие в России основ гражданского общества является одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни.
Шилов С. утверждает, что первый шаг
в деле формирования отечественного
гражданского общества уже был сделан
– власть и крупный бизнес созрели
до уровня принятия стратегических решений
о мировоззренческой
М. Рац выделяет три этапа построения гражданского общества. Это –профессионализация, в основе которой лежит формирование профессиональных сообществ; регионализация – формирование относительно автономных единиц развития; и, наконец, формирование политических партий.
Смысл профессионализации постигается
в сопоставлении со специализацией.
Если специалистом человека делает обучение
соответствующим методам
В гражданском обществе держателями ценностей, принципов, норм и образцов профессиональной деятельности выступают профессиональные сообщества. Профессионалом здесь становятся не получив диплом вуза, а получив признание коллег, став членом сообщества, будь то Общество гражданских инженеров в США, Геотехническое общество в Швеции или общество химиков-пластификаторов (специалистов по пластмассам) во Франции. Отделенное от государства сообщество ответственно за трансляцию профессиональной культуры, соблюдение профессиональной этики и, главное, за развитие профессии. Профессионализация активно идет в России: достаточно сослаться на бизнесменов, журналистов, политологов. Но, к сожалению, наше государство никак не поддерживает эти процессы.
Регионализация – это менее известный, но для России, может быть, не менее важный процесс. Региональное сообщество многомерно по-иному, нежели профессиональное: природные условия, хозяйственный и бытовой уклад, местные традиции и культура, национальные, конфессиональные и политические особенности выступают здесь в единстве, заставляющем вспомнить глубокую мысль В. Гавела, который связывает понятие «Родина» (в данном случае «малая Родина») именно с такого рода многомерностью. При этом он подчеркивает, что выпячивание какой-либо одной из связующих идей в ущерб другим чревато бедами и несчастьями.
М. Рац отмечает, что среди мифов, опутывающих наше общественное сознание, в последние годы выкристаллизовалось и вышло на первый план противопоставление свободы и демократии порядку, олицетворяемому «сильным государством». Полную несовместимость этой оппозиции с общественно-исторической практикой наши державники компенсируют рассуждениями об особом пути и специфическом историческом наследии России. /41/
Можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.
Гораздо более важным для построения гражданского общества является наличие правового государства. Гражданское общество мешает неправовому государству, можно даже сказать, что оно просто несовместимо с ним. Здесь возможно два варианта: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в «винтиков» и «население», либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда «винтиками», как уже говорилось, обязаны быть государственные чиновники. /36/
На этом этапе можно столкнуться с подлинными трудностями, поскольку государство в ряду перечисленных ранее институтов гражданского общества оказывается институтом особого рода, ответственным за воспроизводство целостности общества и страны, за формирование и утверждение, в том числе уже на международной арене, национальных (в гражданском, а не в этническом смысле) интересов, важнейший из которых, в конечном счете – создание и поддержание наиболее благоприятных условий жизни и развития граждан. Наделенное такой колоссальной ответственностью и соответствующими правами государство всегда и везде имеет тенденцию к превращению в замкнутую на самое себя бюрократическую систему, руководящуюся уже не интересами граждан, общества и страны, а собственными (властей предержащих) «государственными» интересами, которые реализуются тогда за счет интересов граждан, их сообществ и страны в целом, в ущерб им. /45/
Пути решение следующих организационно-финансовых задач:
1.Расширение участия
2.Создание благоприятных
3.Развитие взаимодействия
Базовой целью по формированию институциальных основ гражданского общества является расширение и повышение эффективности участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления.
Для достижения этой цели предусмотрено
решение следующих
1) Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области.
2) Развитие механизмов, позволяющих населению принимать непосредственное участие в решении социальных проблем.
3) Формирование правовой базы и механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления и общественной экспертизы решений данных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г // Российская газета. - 1998. – 10дек.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 05.02.1952г // Российская газета. - 1998. – 10дек.
3. Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах от 1966г // Российская газета. - 1998. – 10дек.
4. Международный Билль о правах человека от 16.02ю1946г // Российская газета. - 1998. – 10дек.
5. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993г. – М.: Юрист, 2011. - 48с.
6. Гражданский Кодекс от Гражданский Кодекс в 4Т. от 18.12.2006. – М.: Юрист, 2010. - 854с.
7. О безопасности: ФЗ от 28.12.2010 № 390- ФЗ // СЗ РФ. - 2011 - №1. - Ст. 2.
8. Об общественных объединениях: ФЗ от 14.04.1995 № 82 - ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 21. – Ст.1930.
9. О полиции: ФЗ от 7.02.2011 № 3 ФЗ // СЗ РФ. - 2011. №3. - Ст.5.
10. О политических партиях: ФЗ от 11.07.2001 № 95 – ФЗ // СЗ РФ. - 2011. – № 11. - Ст. 1734.
11. О свободе совести и религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997. № 125 - ФЗ // СЗ РФ. - 2010.- № 32. - Ст.1.
12. Об информации, информационных технологиях и защите информации: ФЗ от 27.07.2006 № 149 - ФЗ // СЗ РФ. – 2010. - №27. - Ст. 2711.
13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 // Российская газета 2010. – 2 дек.
14. Положение о Совете Безопасности:
указ Президента Российской Федерации
от 6.05.2011 № 590 // СЗ РФ. – 2011. -
№5 . – Ст. 1076.
15. Концепция национальной безопасности:
указ Президента от 17.12.1997. №1300 // СЗ РФ.
–2010. - №2. - Ст.170.
16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020: указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 // СЗ РФ . - 2010. - №34. - Ст.5.
17. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента от 12.05.2008 №724. // СЗ РФ. - 2010. - №35. - Ст.4533.
18. О совершенствовании отдельных видов товаров и технологий в целях обеспечения национальной безопасности: постановление Правительства от 30.12.2008№1079. // СЗ РФ. - 2010. - №4. - Ст.1237.
19. Алексеев.С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей: монография / С.С. Алексеев. – М.: Юрист, 2011. - 176 с.
20. Бахрах. Д.Н. Очерки теории российского права: монография / Д.Н. Бахрах -М.: Юрист, 2010.- 288 с.
21. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности: монография / Н.В. Витрук. – М.: Юрист, 2008.- 448 с.
22. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография / Н.В. Витрук. – М.: Юрист, 2009. - 432 с.
23. Галкин А., Красин Ю. Проблемы формирования гражданского общества. / А.Галкин, Ю.Красин. – Институт социологии Российской академии наук. – М., 2000. – 365с.
24. ГегельВ.В. Философия права / В.В.Гегель. - М.: Шарапат, 1990. - 277с.
25. Гоббс Т. Сочинения. / Т. Гоббс. - М: Мысль,1964. - 49с.
26. Голенкова З.Т Становление гражданского общества и социальная стратификация. / З.Т.Голенкова . –М.: СОЦИС, 1995.
27. Графский. В.Г.История политических и правовых учений: учебник / В.Г.Графский. – М.: Юрист, 2011. - 736 с.
28. Дробышевский С.А, ДанцеваТ.Н. Формальные источники права: монография / С.А. Дробошевский, Т.Н. Данцева. – М.: Юрист, 2011 - 160 с.
29. Дробышевский. С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие / С.А. Дробошевский. – М.: Юрист, 2011. -592 с.
30. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. – М.: Юрист, 2010.- 576 с.
31. Земцов Б.Н. /История отечественного государства и права: учебное пособие / Б.Н. Земцов. – М.: Юрист, 2011.- 544 с.
32. Ильин И.А. «Путь к очевидности»: монография / И.А. Ильин. - М.: Юрист, 2010. - 324с.
33. Ирхин Ю.В Гражданское общество и власть : проблемы взаимодействия и контроля в современной России / Ю.В.Ирхин //Социально- гуманитарные знания. - 2010. - №5. - С. 34 - 52.