Взаимодействия государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Файлы: 1 файл

текст диплома.docx

— 127.41 Кб (Скачать файл)

Количество общественных объединений за 2011 год в г.Благовещенске (Приложение Г)

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование гражданского общества – процесс исторический. Его интенсивность  зависит как от состояния общественного  сознания, так и от понимания роли и сути этого процесса государством: таковы реалии посттоталитарного переходного периода.

Ситуация с гражданским обществом  сегодня в России тождественна ситуации неравновесного состояния системы  в определении путей ее дальнейшего  развития. Осуществляя этот выбор, система, а в данном случае это гражданское общество, ориентируется на один из собственных, определяемых внутренними свойствами среды, путей эволюции и, вместе с тем, на свои ценностные предпочтения. Она выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который в то же время является одним из реализуемых здесь и сейчас путей. /26 /

Гражданское общество не создается  законами и указами, но государственная  политика может содействовать его  вызреванию, может мешать, а может  быть безразличной к этому процессу.

Гражданское общество порождается  и выращивается процессами соучастия  граждан в принятии общественно  значимых решений и их реализации на всех уровнях – от местного до государственного.

Бендзь А. считает, что для построения гражданского общества в России необходимо выполнение трех условий. Первое связано с изменением налогового статуса неправительственных организаций. Второе – с возможностью получения открытой информации. Третье – с финансовой ответственностью государственных учреждений, когда они наносят материальный ущерб гражданам (например, связанный с экологическими проблемами). Наиболее серьезные перспективы гражданского общества в России находятся трех областях. Это – во-первых, профсоюзы и отраслевые ассоциации, во-вторых – органы местного самоуправления. И, наконец, некоммерческие организации, участие в которых может здорово усилить формирование третьего сектора в России. /23/

Ефремов А.А. отмечает, что формирование гражданского общества в современной  России тесно связано с вопросами  правового обеспечения существования  и развития его отдельных институтов. Большое значение в этом правовом регулировании играют нормы информационного  законодательства. Указанное обстоятельство обусловлено рядом причин. Но главным, несомненно, является то, что вхождение  большинства стран в эпоху  информационного общества требует  адекватного правового регулирования  общественных отношений, связанных  с информацией. Для Российской Федерации  эти вопросы имеют особое значение. Доктрина информационной безопасности, утвержденная указом Президента РФ от 09.09.00 № 1895, относит к внутренним источникам угрозы информационной безопасности России неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный  контроль за развитием информационного рынка. Неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны представляет собой наибольшую опасность в сфере духовной жизни Российской Федерации. /26/

Для формирования гражданского общества правовое регулирование информационных общественных отношений имеет важное значение, и, наоборот, в соответствии с Доктриной информационной безопасности, развитие в России основ гражданского общества является одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни.

Шилов С. утверждает, что первый шаг  в деле формирования отечественного гражданского общества уже был сделан – власть и крупный бизнес созрели  до уровня принятия стратегических решений  о мировоззренческой устойчивости и безопасности, и пошли на создание соответствующих отечественных организационно-финансовых фондов. Был сформирован профиль комплексного сотрудничества структур гражданского общества с властью и бизнесом – профиль общественной экспертизы решений и проектов решений власти, экспертизы законодательства, программ и стратегий бизнеса. Для того чтобы сделать следующий шаг, необходимо более глубокое понимание сути концепции гражданского общества – нужна инновационная идея отечественного гражданского общества. Инновационная идея отечественного гражданского общества – это идея его конкурентоспособности. /79/

М. Рац выделяет три этапа построения гражданского общества. Это –профессионализация, в основе которой лежит формирование профессиональных сообществ; регионализация – формирование относительно автономных единиц развития; и, наконец, формирование политических партий.

Смысл профессионализации постигается  в сопоставлении со специализацией. Если специалистом человека делает обучение соответствующим методам работы, средствам и техникам, овладение  необходимыми знаниями и умениями, то профессионалом он становится по мере приобщения к профессиональным ценностям, принципам деятельности, культурным и морально-этическим нормам. В  СССР все это устанавливалось  централизованно и единообразно по ведомственному принципу. Специализация  и профессионализация были «склеены», а точнее, профессионализм как  общественно значимый социокультурный феномен просто не существовал. /37/

В гражданском обществе держателями  ценностей, принципов, норм и образцов профессиональной деятельности выступают  профессиональные сообщества. Профессионалом здесь становятся не получив диплом вуза, а получив признание коллег, став членом сообщества, будь то Общество гражданских инженеров в США, Геотехническое общество в Швеции или  общество химиков-пластификаторов (специалистов по пластмассам) во Франции. Отделенное от государства сообщество ответственно за трансляцию профессиональной культуры, соблюдение профессиональной этики  и, главное, за развитие профессии. Профессионализация активно идет в России: достаточно сослаться на бизнесменов, журналистов, политологов. Но, к сожалению, наше государство никак не поддерживает эти процессы.

Регионализация – это менее  известный, но для России, может быть, не менее важный процесс. Региональное сообщество многомерно по-иному, нежели профессиональное: природные условия, хозяйственный и бытовой уклад, местные традиции и культура, национальные, конфессиональные и политические особенности  выступают здесь в единстве, заставляющем вспомнить глубокую мысль В. Гавела, который связывает понятие «Родина» (в данном случае «малая Родина») именно с такого рода многомерностью. При этом он подчеркивает, что выпячивание какой-либо одной из связующих идей в ущерб другим чревато бедами и несчастьями.

М. Рац отмечает, что среди мифов, опутывающих наше общественное сознание, в последние годы выкристаллизовалось и вышло на первый план противопоставление свободы и демократии порядку, олицетворяемому «сильным государством». Полную несовместимость этой оппозиции с общественно-исторической практикой наши державники компенсируют рассуждениями об особом пути и специфическом историческом наследии России. /41/

Можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Но для воплощения  в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого к сожалению, в нашей стране  слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.

Гораздо более важным для построения гражданского общества является наличие  правового государства. Гражданское  общество мешает неправовому государству, можно даже сказать, что оно просто несовместимо с ним. Здесь возможно два варианта: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в «винтиков» и «население», либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда «винтиками», как уже говорилось, обязаны быть государственные чиновники. /36/

На этом этапе можно столкнуться  с подлинными трудностями, поскольку  государство в ряду перечисленных  ранее институтов гражданского общества оказывается институтом особого  рода, ответственным за воспроизводство  целостности общества и страны, за формирование и утверждение, в том  числе уже на международной арене, национальных (в гражданском, а не в этническом смысле) интересов, важнейший  из которых, в конечном счете –  создание и поддержание наиболее благоприятных условий жизни и развития граждан. Наделенное такой колоссальной ответственностью и соответствующими правами государство всегда и везде имеет тенденцию к превращению в замкнутую на самое себя бюрократическую систему, руководящуюся уже не интересами граждан, общества и страны, а собственными (властей предержащих) «государственными» интересами, которые реализуются тогда за счет интересов граждан, их сообществ и страны в целом, в ущерб им. /45/

Пути решение следующих организационно-финансовых задач:

1.Расширение участия негосударственных  некоммерческих организаций на  рынке социальных услуг области,  поддержка общественно значимых  программ и проектов.

2.Создание благоприятных условий  для развития благотворительности.

3.Развитие взаимодействия между  негосударственными некоммерческими  организациями области и средствами  массовой информации.

Базовой целью по формированию институциальных основ гражданского общества является расширение и повышение эффективности участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления.

Для достижения этой цели предусмотрено  решение следующих институциальных задач:

1) Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области.

2) Развитие механизмов, позволяющих населению принимать непосредственное участие в решении социальных проблем.

3) Формирование правовой базы и механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления и общественной экспертизы решений данных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Всеобщая декларация прав человека от  10.12.1948г // Российская газета. - 1998. – 10дек.

2. Международный пакт  о гражданских и политических правах от  05.02.1952г // Российская газета. - 1998. – 10дек.

3. Международный пакт  о экономических, социальных и культурных правах от 1966г // Российская газета. - 1998. – 10дек.

4. Международный Билль  о правах человека от 16.02ю1946г // Российская газета. - 1998. – 10дек.

5. Конституция Российской  Федерации принята 12 декабря 1993г.  – М.: Юрист, 2011. - 48с.

6. Гражданский Кодекс  от Гражданский Кодекс  в 4Т. от 18.12.2006. – М.: Юрист, 2010. - 854с.

7. О безопасности: ФЗ  от  28.12.2010 № 390- ФЗ // СЗ РФ. - 2011 - №1. - Ст. 2.

8. Об общественных объединениях: ФЗ от 14.04.1995 № 82 - ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 21. – Ст.1930.

9. О полиции: ФЗ от 7.02.2011 № 3 ФЗ // СЗ РФ. - 2011. №3. - Ст.5.

10. О политических партиях: ФЗ от 11.07.2001 № 95 – ФЗ // СЗ РФ. - 2011. – № 11. - Ст. 1734.

11. О свободе совести и религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997. № 125 - ФЗ // СЗ РФ. - 2010.- № 32. - Ст.1.

12. Об информации, информационных технологиях и защите информации: ФЗ от 27.07.2006 № 149 - ФЗ  // СЗ РФ. – 2010. - №27.  - Ст. 2711.

13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному  Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 //  Российская газета 2010. – 2 дек.

14.  Положение о Совете Безопасности: указ Президента Российской Федерации от  6.05.2011 № 590  // СЗ РФ. – 2011. -  №5 . – Ст. 1076. 
15. Концепция  национальной безопасности: указ Президента от 17.12.1997. №1300 // СЗ РФ. –2010. -  №2. - Ст.170.

16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020: указ Президента  Российской Федерации от 12.05.2009 №537 // СЗ РФ . - 2010. - №34. - Ст.5.

17. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента от 12.05.2008 №724. // СЗ РФ. - 2010. - №35. - Ст.4533.

18. О совершенствовании отдельных видов товаров и технологий в целях обеспечения национальной безопасности: постановление Правительства от 30.12.2008№1079. // СЗ РФ. - 2010. - №4. - Ст.1237.

19. Алексеев.С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей: монография / С.С. Алексеев. – М.: Юрист, 2011. - 176 с.

20. Бахрах. Д.Н. Очерки теории российского права: монография / Д.Н. Бахрах -М.: Юрист, 2010.- 288 с.

21. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности: монография  / Н.В. Витрук. – М.: Юрист, 2008.- 448 с.

22. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография  / Н.В. Витрук. – М.: Юрист, 2009. - 432 с.

23. Галкин А., Красин Ю. Проблемы формирования гражданского общества. / А.Галкин, Ю.Красин. – Институт социологии Российской академии наук. – М., 2000. – 365с.

24. ГегельВ.В. Философия права / В.В.Гегель. - М.: Шарапат, 1990. - 277с.

25. Гоббс Т. Сочинения. / Т. Гоббс. - М: Мысль,1964. - 49с.

26. Голенкова З.Т Становление гражданского общества и социальная стратификация. / З.Т.Голенкова . –М.: СОЦИС, 1995.

27. Графский. В.Г.История политических и правовых учений: учебник / В.Г.Графский. – М.: Юрист, 2011.  - 736 с.

28. Дробышевский С.А, ДанцеваТ.Н.  Формальные источники права: монография / С.А. Дробошевский, Т.Н. Данцева. – М.: Юрист, 2011 - 160 с.

29. Дробышевский. С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие / С.А. Дробошевский. – М.: Юрист, 2011. -592 с.

30. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. – М.: Юрист, 2010.- 576 с.

31. Земцов Б.Н. /История отечественного государства и права: учебное пособие / Б.Н. Земцов. – М.: Юрист, 2011.- 544 с.

32. Ильин И.А. «Путь к очевидности»: монография / И.А. Ильин. - М.: Юрист, 2010. - 324с.

33. Ирхин Ю.В Гражданское общество и власть : проблемы взаимодействия и контроля в современной России / Ю.В.Ирхин //Социально- гуманитарные знания. - 2010. - №5. - С. 34 - 52.

Информация о работе Взаимодействия государства и общества