Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Сначала 90–х годов в России идет бурный процесс становления гражданского общества. Правовое пространство активно осваивается многочисленными партиями и политическими движениями. Не остаются в стороне и профсоюзные объединения. В связи с этим, становится ясно, насколько важен сам процесс создание закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, экономические , основы его существования и реального применения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Законодательный процесс и его стадии 4
§ 1. Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение 4
§ 2. Стадии законодательного процесса 11
Глава 2. Правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации 20
§ 1. 3аконодательная инициатива и ее субъекты 20
§ 2. Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 27
§ 3. Законодательный процесс в Совете Федерации 38
Заключение 47
Библиография 49

Файлы: 1 файл

Законодательный процесс в РФ.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ч. 1 ст. 119 регламента Государственной Думы возможны три варианта результатов обсуждения законопроекта в первом чтении. Во-первых, принятие закона. Во-вторых, отклонение законопроекта. И, в третьих, принятие законопроекта в первом чтении и продолжение работы( над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок.

Первый вариант, как уже указывалось, принятие закона. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении (ч. 2 ст. 119), в этом случае в соответствии с ч. 8 ст. 199, председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии правовой и лингвистической экспертиз. Если имеются возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции.

Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии закона, председательствующий ставит на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений. Федеральный закон считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке. Следует сразу оговориться, что в соответствии с ст. 95 Регламента под общим числом депутатов понимается, число депутатов установленное ч.3 ст. 95 Конституции, то есть 450.

Второй допустимый вариант результатов  рассмотрения законопроекта в первом чтении - это отклонение законопроекта. В соответствии с ч. 2 ст. 199 Регламента если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

И, наконец, третий вариант, это - принятие законопроекта в первом чтении и  продолжение работы над ним с  учетом предложений и замечаний в виде поправок. Как уже указывалось выше, после окончания обсуждения законопроекта на голосование ставится предложение о принятии законопроекта в первом чтении. В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации менее 30 дней. В случае, если у депутатов имеются предложения об установлении иного, чем в проекте постановления Государственной Думы, срока подачи поправок к законопроекту, срок подачи поправок устанавливается решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Их вправе вносить (только субъекты права законодательной инициативы, указанные в ст. 104 Конституции. После этого, в соответствии со ст. 121 Регламента ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки, а так же может проводить независимую экспертизу поправок на соответствие Конституции и федеральным конституционным законам, что на наш взгляд следовало бы вменить в обязанность ответственного комитета. В случае признания ответственным комитетом поправок противоречащими Конституции, федеральным конституционным законам комитет сообщает об этом авторам поправок. В случае невыполнения субъектом права законодательной инициативы требований статьи 120 Регламента ответственный комитет вправе возвратить поправку автору без включения ее в таблицы поправок. Автор поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете.

Поправки группируются по статьям  законопроекта и подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета, о времени которого уведомляются субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, либо его представитель, а также субъекты права законодательной инициативы, внесшие поправки к рассматриваемому законопроекту, либо их представители. Ответственный комитет может согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта, рекомендовать Государственной Думе принять таблицу поправок, одобренных ответственным комитетом, внести в Государственную Думу таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, а так же таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений. Причем депутатам внесшим законопроект или поправки к нему ответственным комитетом должна обеспечиваться возможность участия в подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

Таким образом можно констатировать, что в Регламенте установлено  три вида поправок: поправки, одобренные ответственным комитетом; поправки, рекомендуемые ответственным комитетом  к отклонению и поправки, по которым ответственный комитет не принял решений.

Помимо составления таблиц поправок, проводится постатейная правовая и лингвистическая экспертиза законопроекта, осуществляемая Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, по поручению ответственного комитета. Здесь так же хотелось отметить необходимость утверждения обязательности проведения правовой экспертизы законопроекта, во избежания различных недоразумений и коллизий при реализации закона.

Затем, в соответствии со ст. 122 Регламента ответственный комитет направляет законопроект, с учетом поправок, таблицами поправок, заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы, и проектом постановления Государственной Думы по законопроекту в Совет Государственной Думы, для последующего направления на рассмотрение во втором чтении. Так же законопроект вместе с материалами к нему рассылается: Президенту, в Совет Федерации, в Правительство, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, и депутатам Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

Прежде чем приступить к рассмотрению законопроекта во втором чтении в  Государственной Думе представитель  ответственного комитета выступает  с докладом, в котором сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Затем выступают полномочный представитель  Президента в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если же имеются возражения против данного вида поправок, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта и против которых не имеется возражений субъектов права законодательной инициативы, а затем отдельно ' каждую поправку, по которым имеются возражения. При этом, автор поправки, представитель ответственного комитета, а также депутат Государственной Думы или представитель иного субъекта права законодательной инициативы, имеющие возражения, могут обосновать свои позиции в своих выступлениях. После этого на голосование ставится вопрос о принятии соответствующей поправки.

Далее в соответствии с ч. 4 ст. 123 Регламента (и практически в том  же порядке что и по первому  виду поправок) Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом  к отклонению. Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов Государственной Думы или у приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы возражения против рекомендаций ответственного комитета. Если возражений не имеется, то все поправки, рекомендованные для отклонения, а если возражения имеются - те поправки, против отклонения которых нет возражений, ставятся на голосование для отклонения.

Далее председательствующий, если Государственная  Дума соглашается с мнением ответственного комитета об отклонении поправок, ставит на голосование поправки, против отклонения которых у авторов поправок были возражения. После этого на голосование ставится предложение о принятии поправки. Если при голосовании по рассматриваемому виду поправок, Государственная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок, и в том же порядке автор поправки и представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью. После этого на голосование ставится предложение о принятии поправки.

Наконец, по третьему виду поправок, то есть поправок по которым ответственным  комитетом не было принято решений, председательствующий ставит на голосование  предложение о принятии каждой поправки. Но по данному виду поправки только автор поправки может обосновать свою позицию в выступлении, что логично, так как ответственный комитет не принял по ней решения.

В соответствии с ч. 9 ст. 123 по окончании  голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. Доработанный законопроект вновь рассматривается в Государственной Думе. И, так же как при первом чтении здесь возможны три варианта результатов такого рассмотрения: принятие закона, отклонение законопроекта, принятие законопроекта.

Первый вариант: в соответствии с ч. 12 ст. 123 Регламента по предложению депутатов Государственной Думы во втором чтении может быть проведено голосование по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта, но только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

Второй вариант: в соответствии с ч. 10 ст. 123 Регламента если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект. Причем, в отличие от процедуры рассмотрения законопроекта в первом чтении, в котором отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит, законопроект отклоненный во втором чтении может быть возвращен к процедуре первого чтения, решением Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В данном случае существуют еще и дополнительные условия рассмотрения такого законопроекта. Так, в соответствии с ч. 11 ст. 123 законопроект, не принятый во втором чтении, не может быть включен в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой без решения Совета Государственной Думы. В этом случае Государственная Дума принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта. В случае отклонения законопроекта, повторно рассмотренного во втором чтении, такой законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Третий вариант: принятие законопроекта  во втором чтении. Законопроект, в соответствии со ст. 124, принятый во втором чтении направляется в ответственный комитет, где  с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей и проводится редакционная правка, необходимая в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.

Отдельно оговорен порядок принятия поправок к проектам федеральных  законов и федеральных конституционных  законов. Решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Решение о принятии поправок к проекту федерального конституционного закона принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Третье чтение законопроекта назначается, в соответствии со ст. 125 Регламента, Советом Государственной Думы, для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения и дополнения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту, в Совет Федерации, Правительство, депутатам Государственной Думы.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит.

В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной  Думы, председательствующий обязан поставить  на голосование вопрос о возвращении  законопроекта к процедуре второго  чтения.

Порядок принятия федеральных законов  и федеральных конституционных  законов Государственной Думой  регулируется ст. 105, 108 Конституции  и ст. 126 Регламента Государственной  Думы. Так ч. 2 ст. 105 Конституции определяет, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией. То же положение закреплено и в ч. 1 ст. 126 Регламента Государственной Думы.

Федеральный конституционный закон  считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108 Конституции, ч. 1 ст. 126 Регламента Государственной Думы). То есть федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством от общего числа депутатов. Так же квалифицированным большинством голосов принимаются и законы отклоненные Советом Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции Российской Федерации в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Отдельно в Регламенте оговаривается  принятие закона о поправках к  Конституции. Указывается, что закон о поправках к Конституции принимается квалифицированным большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, то есть он считается одобренными, если за его одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов

Государственной Думы (ч. 1 ст. 126 Регламента Государственной Думы). Далее в соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 105) принятые Государственной Думой федеральные законы в течении пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Подробнее это положение разъяснено в ст. 126 Регламента Государственной Думы: одобренные Государственной Думой законы Российской Федерации о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Информация о работе Законодательный процесс в РФ