Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:48, курсовая работа
Сначала 90–х годов в России идет бурный процесс становления гражданского общества. Правовое пространство активно осваивается многочисленными партиями и политическими движениями. Не остаются в стороне и профсоюзные объединения. В связи с этим, становится ясно, насколько важен сам процесс создание закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, экономические , основы его существования и реального применения.
Введение 3
Глава 1. Законодательный процесс и его стадии 4
§ 1. Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение 4
§ 2. Стадии законодательного процесса 11
Глава 2. Правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации 20
§ 1. 3аконодательная инициатива и ее субъекты 20
§ 2. Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 27
§ 3. Законодательный процесс в Совете Федерации 38
Заключение 47
Библиография 49
Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона так же оформляется постановлением Совета Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 Регламента Совета Федерации постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом, постановление Совета Федерации об одобрении принятого Государственной Думой федерального закона в пятидневный срок направляются в Государственную Думу.
Принятый Государственной
Свои особенности имеет и рассмотрение законов поступивших с повторного рассмотрения Государственной Думой. Так в соответствии со ст. 118 Регламента совета Федерации если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона без обсуждения. А если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей только часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.
Теперь, что касается порядка рассмотрения проектов федеральных конституционных законов. Комитет (комитеты) Совета Федерации, которому поручена подготовка заключения по проекту федерального конституционно го закона, вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить проект федерального конституционного закона, одобренный Государственной Думой; рекомендовать отклонить его; или рекомендовать внести изменения и дополнения в одобренный Государственной Думой проект федерального конституционного закона и одобрить проект федерального конституционного закона в редакции Совета Федерации.
В первом случае, то есть если ответственный комитет рекомендовал Совету Федерации одобрить проект федерального конституционного закона, одобренного Государственной Думой, Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает одно из следующих решений: провести голосование по одобрению проекта федерального конституционного закона без обсуждения; провести обсуждение проекта федерального конституционного закона.
В том случае если проводится обсуждение то, по результатам обсуждения проекта федерального конституционного закона, одобренного Государственной Думой, председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении. Проект федерального конституционного закона, одобренный Государственной Думой, считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Далее в соответствии с ч. 1 ст. 13 8 Регламента при принятии Советом Федерации решения об одобрении проекта федерального конституционного закона, одобренного Государственной Думой, федеральный конституционный закон вместе с постановлением Совета Федерации в течение пяти дней со дня принятия постановления направляется Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.
Во втором случае, если комитет
рекомендовал в своем заключении
отклонить федеральный
В третьем случае, когда комитет рекомендует внести изменения и дополнения в одобренный Государственной Думой проект федерального конституционного закона, еще при принятии комитетом Совета Федерации решения рекомендовать Совету Федерации одобрить проект федерального конституционного закона в редакции Совета Федерации он представляет редакцию проекта федерального конституционного закона. Тогда, в соответствии с ч. 1 ст. 136 Регламента, Совет Федерации проводит обсуждение проекта федерального конституционного закона в редакции, предложенной комитетом Совета Федерации, на заседании палаты. По результатам обсуждения проекта федерального конституционного закона в редакции, предложенной комитетом Совета Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении в предложенной редакции. Проект федерального конституционного закона считается одобренным, если за его одобрение в предложенной редакции проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. При этом палата принимает постановление, в котором содержится предложение Государственной Думе одобрить проект федерального конституционного закона в редакции Совета Федерации. Затем указанный проект федерального конституционного закона вместе с постановлением Совета Федерации направляется в Государственную Думу. Так же следует учитывать, что в соответствии со ст. 139 Регламента в случае одобрения Государственной Думой проекта федерального конституционного закона в редакции Совета Федерации повторное голосование на заседании Совета Федерации по одобрению федерального конституционного закона не проводится.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если поступивший в Совет Федерации проект федерального конституционного закона, рассмотренный и одобренный Государственной Думой, одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Порядок рассмотрения федеральных
конституционных законов
Итак, в ходе изучения теоретических и практических вопросов, связанных с законодательным процессом в Российской Федерации, мы определили, что теоретическая база, которая может служить основой для усовершенствования законодательного процесса и общие положения, связанные с законодательной деятельностью в нашей стране основательно разработаны в российской юридической науке. Но, следует заметить, что высказано много точек зрения по вопросам: понятия самого законодательного процесса, определения количества и содержания его стадий и других его составляющих. Все эти точки зрения основаны на разных представлениях о сущности и содержании законодательного процесса, что естественно для науки, но не вполне приемлемо для практики. Так как законодательный процесс все же является процессом создания законов, причем нормативно закрепленный процесс, то есть для законодательного процесса характерна юридическая регламентация. В этом проявляется некоторая двойственность: с одной стороны четко урегулирована процедура принятия и рассмотрения законов, с другой неясное представление о количестве и внутреннем содержании стадий законодательной деятельности.
Для самого законодательного процесса в Российской Федерации характерны некоторые особенности: во-первых, наделение большого количества субъектов правом законодательной инициативы, что признается многими неоправданным и непродуманным шагом, и соответственно следовало бы сократить перечень субъектов законодательной инициативы в целях упорядочивания деятельности по принятию законов; во-вторых, отражение основных элементов законодательного процесса в Конституции (ввиду значимости законодательного процесса) и более подробная их регламентация в нормах внутренних актов палат Парламента (Регламентах); в-третьих, составляющими законодательный процесс стадиями, являются достаточно сложные и многоэтапные процедуры (причем, некоторые очень запутанные и сложные, как, например, порядок внесения законопроекта в Государственную Думу); в-четвертых, наиболее характерная для всех сфер жизнедеятельности нашей страны, особенность состоит во внутренней противоречивости законодательной базы процесса создания законов, недостаточно полной урегулированности этого процесса, которая и является первопричиной всех возникающих проблем, касающихся законодательного процесса.
Законодательный процесс пока далек от идеала, требует постоянного и целенаправленного совершенствования, в том числе и устранения пробелов в законодательстве.
Многие аспекты
Считаем необходимым сказать о том, что зачастую принятие того или иного федерального закона носит чисто политический характер, без учета экономических, социальных и иных факторов, которые имеют куда большее значение, чем политические интересы определенных кругов. Принятие некоторых социально значимых законов происходит как правило накануне очередных выборов депутатов Государственной Думы, а также Президента, что безусловно служит подтверждением их политического характера.
Таким образом, можно констатировать,
что процесс становления парлам
Раздел I. Нормативные правовые акты