Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:48, курсовая работа
Сначала 90–х годов в России идет бурный процесс становления гражданского общества. Правовое пространство активно осваивается многочисленными партиями и политическими движениями. Не остаются в стороне и профсоюзные объединения. В связи с этим, становится ясно, насколько важен сам процесс создание закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, экономические , основы его существования и реального применения.
Введение 3
Глава 1. Законодательный процесс и его стадии 4
§ 1. Правотворческий и законодательный процессы: понятие, соотношение 4
§ 2. Стадии законодательного процесса 11
Глава 2. Правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации 20
§ 1. 3аконодательная инициатива и ее субъекты 20
§ 2. Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 27
§ 3. Законодательный процесс в Совете Федерации 38
Заключение 47
Библиография 49
Таким образом можно убедиться в том, что процедуры рассмотрения и принятия законов весьма сложны, что вполне обоснованно, так как законодательный процесс это ответственное и важное направление деятельности представительных органов.
Порядок рассмотрения и принятия законов Советом Федерации урегулирован ст. ст. 105, 108 Конституции Российской Федерации и частью второй Регламента Совета Федерации ( ст. 102- 146).
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 102 Регламента Совета Федерации, принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Порядок передачи рассмотренных и одобренных федеральных конституционных законов ни в Конституции ни в Регламенте Государственной Думы не предусмотрен. Лишь ст. 130 Регламента Совета Федерации, определяет то, что рассмотренный и одобренный Государственной Думой проект федерального конституционного закона передается на рассмотрение Совета Федерации. В какой срок так же не указывается.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 Регламента Совета Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы направляются на имя Председателя Совета Федерации. На чье имя направляется проект одобренного и рассмотренного Государственной Думой федерального конституционного закона не указывается, но из смысла ст. 132 следует, что проекты направляются также на имя Председателя Совета Федерации. Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом и рассмотренным и одобренным проектом федерального конституционного закона в Совет Федерации направляются также стенограмма заседания Государственной Думы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу. В тех случаях, когда обязательно заключение Правительства, а в документах и материалах сопровождающих принятые законы и законопроекты оно отсутствует, такое отсутствие может служить основанием для отклонения федеральных законов и проекта федерального конституционного закона.
Далее в соответствии со ст. 103 и ст. 131 Регламента Совета Федерации поступивший из Государственной Думы федеральный закон и проект федерального конституционного закона регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Официальные документы, сопровождающие федеральный закон и проект федерального конституционного закона, поступившие из Государственной Думы дополнительно, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с соответствующим федеральным законом и проектом федерального конституционного закона. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации о рассматриваемых Советом Федерации федеральных законах и проектах федерального конституционного закона подлежат оглашению или распространению на заседании комитета, комиссии Совета Федерации.
В соответствии с. ч 2 ст. 103 и с ч. 1,2 ст. 132 Регламента Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации определяет Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона или проекта федерального конституционного закона, или несколько комитетов Совета Федерации, определив при этом комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
В Регламенте Совета Федерации определен момент с которого исчисляется установленный ч. 4 ст. 105 Конституции Российской Федерации четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон либо проект федерального конституционного закона. В соответствии со ст. 104 Регламента он исчисляется со дня следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации.
Материал для рассмотрения комитетом Совета Федерации, готовит Аппарат комитета Совета Федерации ответственного за рассмотрение федерального закона или проекта федерального конституционного закона совместно с Правовым управлением Аппарата Совета Федерации, обобщая все поступившие замечания и предложения по этому федеральному закону и ли проекту федерального конституционного закона (ст. 105). Комитет (комитеты) Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона или проекта федерального конституционного закона, в соответствии со ст. 107 Регламента рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение, а если ответственными за рассмотрение федерального закона являются несколько комитетов Совета Федерации, то они вправе провести совместное заседание. Рассмотрение проходит открыто, могут приглашаться на свои заседания инициатор законопроекта, ученые и специалисты в качестве экспертов, а также представители средств массовой информации. Так же ст. 107 предусматривает обязательность присутствия на заседании комитета (комитетов) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, работников Правового управления Аппарата Совета Федерации, которые по просьбе любого члена комитета (комитетов) должны предоставить в устной или письменной форме справку правового характера по рассматриваемому федеральному закону. " Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации, а если подготовка заключения по федеральному закону или проекту федерального конституционного закона поручена нескольким комитетам Совета Федерации и единое заключение не выработано, то каждый комитет представляет свое заключение. В соответствии со ст. 108 комитет (комитеты) Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, принятого Государственной Думой, должен указать в заключении, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Далее порядок рассмотрения законов дифференцируется по критерию обязательности рассмотрения закона Советом Федерации, то есть в зависимости от того подлежит или не подлежит закон обязательному рассмотрению.
Здесь необходимо оговориться сразу. Установленное Конституцией положение об обязательности рассмотрения Советом Федерации определенных федеральных законов означает, что закон по любому из вопросов, поименованных в ст. 106, то есть по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации) войны и мира, не может считаться одобренным, пока такое решение не принято Советом Федерации либо после отклонения Советом Федерации не принято решение Государственной Думой о его повторном принятии в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 104 Конституции.
Разделение федеральных
В настоящее время этот вопрос разрешен
Советом Федерации
Норма Регламента Совета Федерации возлагает на ответственный комитет, большую ответственность, так как принятие такого решения должно изначально предполагать согласие с ним других субъектов законодательного процесса: Президента и Государственной Думы. В противном случае как Президент, так и Государственная Дума могут подвергнуть сомнению соответствие примененных Советом Федерации при принятии какого-либо конкретного федерального закона процедур установленным Конституцией, а это в свою очередь может послужить основанием признания закона не соответствующим Конституции по порядку принятия. Исходя из этого, следует урегулировать процедуру отнесения федеральных законов к числу обязательных для рассмотрения Советом Федерации, федеральным законом, в котором будет выражено единое мнение всех субъектов законодательной деятельности (Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ) по общему для них предмету правового регулирования.
По мнению Е. В. Крестьянинова "одной из возможных причин не обоснованного отнесения законов по вопросам, не упомянутым в ст. 106 Конституции, к числу обязательных для рассмотрения является отсутствие в Регламенте Совета Федерации требования о мотивации принимаемого комитетом (комитетами) палаты решения. Представляется целесообразным дополнить ч. 1 ст. 108 Регламента Совета Федерации фразой следующего содержания: "Основанием для отнесения федерального закона, принятого Государственной Думой, к обязательным для рассмотрения Советом Федерации является наличие в этом законе норм, которыми осуществляется регулирование по вопросам, поименованным в статье 106 Конституции Российской Федерации".41
В соответствии с ч. 2 ст. 108 в заключении
комитета (либо комитетов) Совета Федерации,
ответственного за рассмотрение принятого
Государственной Думой
В соответствии с ч. 5-6 ст. из Регламента решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии со статьей 104 Регламента, то есть со дня следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации. Если же такой федеральный закон, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту для подписания и официального опубликования. То же положение продублировано и в ч. 3 ст. 117, в которой указывается, что принятый Государственной Думой федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции и не рассмотренный палатой в установленный ч. 4 ст. 105 Конституции и статьей 104 Регламента" четырнадцатидневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления федерального закона из Государственной Думы направляется Председателем Совета Федерации Президенту для подписания и официального опубликования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.
Теперь о порядке рассмотрения федеральных законов подлежащих обязательному рассмотрению. Во-первых, как уже указывалось выше, в соответствии со ст. 106 Конституции такими законами являются федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. В соответствии со ст. 108 по федеральным законам, которые в соответствии со ст. 106 Конституции подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, ответственный комитет, может принять одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой или отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить. Заключение с рекомендацией ответственного комитета, представляется Председателю Совета Федерации. В необходимых случаях ответственный комитет должен представить проект изменений и дополнений к тексту федерального закона.
В Регламенте Совета Федерации (ч.2 ст. 112) отдельно предусмотрен момент начала рассмотрения федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Феде рации. Таким моментом является включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации (либо по его поручению его заместителем) соответствующего распоряжения.
Далее в соответствии со ст. 113 по результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон или отклонить.
По результатам рассмотрения принятого
Государственной Думой
Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание, которое принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона. Которое принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением. В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению, его рассмотрение должно быть за вершено на очередном заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона.