Избирательные системы и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная сис-
тема представительства. Избирательная система — это совокупность ус¬тановленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правле¬ния, политической культурой страны, природой ее поли¬тических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

Содержание работы

1 Введение
2Понятие избирательной системы
3 Типы избирательных систем и их характеристика
3.1 Мажоритарная система;
3.2 Пропорциональная система;
3.3 Смешанная система.
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 132.87 Кб (Скачать файл)

 

За влиянием избирателей  на расположение кандидатов в списке для голосования различают следующие  виды пропорциональной системы:

 

1) с жесткими  списками;

 

2) с преференциями;

 

3) с полужесткими  списками. При применении жестких  списков избиратель голосует  за список партии, что он избирает, в целом. В избирательном бюллетене  указываются только названия, эмблемы  партий, иногда определенное количество первых кандидатов в партийных списках. Система жестких списков практикуется в Испании, Португалии, Израиле, России, Украине.

 

При применении системы  преференций (в переводе значит "преимущество") избиратель не просто голосует за списки партии, которая избирает, но и делает пометку напротив номеру того кандидата  в кандидатском списке от партии, которому он отдает свой голос. Таким образом, избирается тот, кто получил наибольшее число преференций, в случае равенства  количества преференций у нескольких кандидатов от партии преимущество отдают тому, кто занимает высшее место  в партийном списке. Система преференций  практикуется в Финляндии, Бельгии, Нидерландах.

 

Система полужестких  списков предусматривает возможность  для избирателя голосовать:

 

1) за список в  целом;

 

2) определять преференции,  заметив или вписав фамилии  одного или нескольких кандидатов. В первом случае голоса избирателей  подсчитываются по системе жестких  списков, во втором - по системе  преференций. Эта система практикуется  в Швейцарии, Австрии, Италии.

 

Пропорциональная  система с жесткими списками имеет  свои преимущества: при голосовании  избирается, прежде всего, политическая платформа и программа будущей  деятельности партии; данная система  проще всего по форме осуществления  и самая дешевая. Недостатком  ее является то, что партийный список может "вытянуть" в депутаты, сенаторы, и тому подобное неизвестных, некомпетентных, непопулярных политиков. В отличие от этого, система преференций дает возможность расширить сферу волеизъявление само избирателей, потому что голосуют и списки, и персоналы'. 1 в этом ее преимущество, однако недостатком является, так сказать, мажоритарная - избиратель ориентируется больше на отдельные политические личности, а не на интересы и задания партии в целом. Внедрение системы с полужесткими списками вызвано необходимостью преодолеть изъяны системы жестких списков и преференций.

 

Общей, так сказать, "обременительным" обстоятельством  при внедрении пропорциональной системы является достаточно сложная  система обсчета голосов избирателей. Это более или менее сложный  математический обсчет требует двухэтапной  операции. На начальной стадии каждый список получает столько мест, сколько  раз он отвечает избирательному коэффициенту. Поскольку количество мест, отведенных для отдельного списка, является общим  количеством голосов, полученных по этому списку, всегда остаются несколько  голосов. Эти голоса являются остатком (или избытком), который учитывается  вплоть до логического завершения распределения  голосов избирателей. Избирательный  коэффициент (избирательная квота, избирательный метр) - это делитель, который используется для признания  количества мест, которые получит  каждый список во время распределения. Чаще всего используют простой коэффициент, который получается после голосования  путем деления в каждом округе отдельно общего количества поданных голосов на количество мест на замещение (заполнение). Существуют другие виды коэффициентов: коэффициент Хегенбаха-Бишоффа, стандартный  коэффициент, коэффициент снижения, двойной коэффициент, избирательный  коэффициент.

 

Распределение избытков (остатки) проводится двумя основными  методами:

 

1) метод наибольших  избытков включает распределение  мест по списку, который имеет  наибольшее количество непредставленных  голосов, отложенных от первого  распределения, и так далее,  пока все места не будут  распределены.

 

2) метод наибольшего  среднего - метод, путем которого  общее количество голосов, полученных  по списку, делится на количество  мест, уже полученных по этому  списку, плюс одно фиктивное место.  Список, который таким образом  получает больше всего среднее,  получает следующее место и  так далее, пока все места  не будут распределены.

 

Существуют другие методы обсчет избытков: метод д'Хонта, метод Сен-лапо, модифицированный метод  Сен-лапо.

 

С целью предотвращения быстрого роста количества мелких, непредставительских партий при  пропорциональных системах выборов  внедряют избирательный порог, который  заключается в том, что для  участия в распределении мест после голосования допускаются  только те партийные списки, которые  набрали определенный, установленный  в законодательстве процент голосов. Эти пороги бывают разные, например в Нидерландах - 0,67, Израиле - 1, Швеции, России, Германии, - 5, Лихтенштейне - 8, Турции - 10 %. В Украине по новому парламентскому избирательному законодательству - 4 %.

 

Смешанная система

 

Существует достаточно широкий спектр смешанных систем, которые являются сочетанием мажоритарной и пропорциональной систем. По крайней  мере 20 стран мира применяют их. Смешанные  выборы системы применяются, как  правило, в тех странах, где идет поиск и становление избирательных систем или необходимо достичь компромисс между принципом представительства в парламенте разных политических сил и стабильностью сформированного ими правительства.

 

Иногда смешанные  системы внедряются в модифицированном виде с преимуществом той или  другой избирательной системы.

 

Избирательными  системами, которые предоставляют  преимущество мажоритарному методу голосования при применении и  пропорционального голосования  выступают следующие смешанные  системы:

 

1) система с единственным  голосом, который не допускает  передачи. Содержание ее заключается  в том, что во многомандатном  избирательном округе избиратель  голосует за одного кандидата,  а не за список кандидатов  от партии. Это практикуется в  Японии, Китае;

 

2) ограниченное  голосование, которое предусматривает,  что избиратели могут избрать  нескольких кандидатов из одного  бюллетеня, но их должен быть  меньше, чем количество мест для  заполнения;

 

3) кумулятивное  голосование предусматривает, что  избиратель имеет столько голосов,  сколько мандатов в округе, и  может ее распределить между  всеми кандидатами, а может  и отдать все свои голоса  за только одного из кандидатов.

 

Существует и  смешанная система, которая использует преимущественно модифицированную пропорциональную систему представительства.

 

Система с единственным голосом, который передается, предусматривает, что избиратели голосуют за одного кандидата независимо от числа мандатов в избирательном округе, но при  этом выражают преимущество и относительно других кандидатов.

 

Самым простым вариантом  смешанной избирательной системы  является параллельное комбинирование: определенная часть представительского органа избирается за мажоритарным, другая - по пропорциональному принципу. Примером является парламент Германии, где  нижняя палата - Бундестаг - наполовину избирается по мажоритарной системе, а  наполовину - за пропорциональной. Такие  же факторы положенные в основу избрания парламентов Литвы, Грузии, Словении, Болгарии.

 

В Украине также  парламент избирается на основе общего, ровного и прямого избирательного права путем тайного голосования  за смешанной мажоритарно пропорциональной системой. Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 - в одномандатных избирательных  округах на основе относительного большинства, а 225 - за списками кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных  блоков партий во многомандатном общегосударственном  избирательном округе на основе пропорционального  представительства.

 

Список литературы

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.magic-clan.com/

 

 

 

План 

 Введение 

1. Понятие избирательной  системы 

2. Виды избирательных  систем 

2.1 Мажоритарная  избирательная система 

2.2 Пропорциональная  избирательная система 

2.3 Смешанная избирательная  система 

2.4 Избирательные  системы единственного непереходящего  голоса и кумулятивного вотума 

 Заключение 

 Список использованной  литературы 

 

Введение 

 Выборы являются  центральным институтом демократии, потому что власть правительства  исходит исключительно из согласия  управляемых. Главный механизм, превращающий  это согласие во властные полномочия  правительства, – это свободные,  тайные и равные выборы. Неслучайно  избирательные системы и процессы  считаются одной из главных  характеристик демократии. А демократическим  называется государство, в котором  идеологически и социально различающимся  группам открывается легальная  возможность для соревнования  за контроль над властью, и  где агенты, контролирующие властные  институты, избираются и ответственны  перед народом. Когда в демократическом  обществе граждане участвуют  в выборах, они осуществляют  свое право и обязанность решать, кто будет управлять от их  имени[1].

 Избирательная  система – явление чрезвычайно  сложное и динамичное. Её конкретное  содержание различно в каждой  стране, и в рамках одной страны  оно со временем под влиянием  многочисленных обстоятельств изменяется.

 Сущность любой  избирательной системы – характер  соотношения голосов избирателей,  поданных за отдельного кандидата  или партийный список, и полученных  ими мандатов[2].

 Представленной  контрольной работой рассматривается  тема «Избирательные системы». Тема  будет рассматриваться с позиций  следующих вопросов:

- понятие избирательной  системы; 

- виды избирательных  систем: мажоритарная, пропорциональная  и смешенная. 

 Исследование  данных аспектов темы я и  определяю как цель и задачи  своей контрольной работы.

 

1. Понятие избирательной  системы 

 Избирательная  система – это совокупность  установленных законом правил, принципов  и приемов проведения голосования,  определения его результатов  и распределения депутатских  мандатов. Избирательные системы  взаимосвязаны с формой правления  и политической культурой каждой  страны. Они меняются в условиях  крупных общественных перемен[3].

 Избирательная  система — важный элемент политической  системы государства, она регулируется  правовыми нормами, которые в  совокупности образуют избирательное  право. 

 Избирательная  система охватывает: а) принципы  и условия участия в формировании  избираемых органов б) организацию  и порядок выборов (избирательный  процесс) и отзыва выборных  лиц. Определяя условия участия  граждан в формировании выборных  государственных органов, избирательные  системы исходят из принципов  всеобщности и равенства, однако  эти принципы нередко ограничиваются  различного рода избирательными  цензами. Избирательный процесс  включает: назначение выборов (как  правило, это — прерогатива  главы государства), регистрацию  избирателей в установленном  законом порядке, организацию  избирательных округов, районов и т. д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным)

 При оценке  влияния избирательных систем  на формирование политических  институтов следует исходить, прежде  всего, из того, что они не  идеальны и каждой из них  присущ набор достоинств и  недостатков. 

 Избирательные  системы отличаются друг от  друга по многим параметрам. Реально  существует столько модификаций,  сколько государств, использующих  в политических целях процедуру  выборов. Однако базовых систем  две: мажоритарная (плюральная) и  пропорциональная.

 

2. Виды избирательных  систем 

 Основные избирательные  системы оцениваются по трём  критериям: 1) репрезентативность, то  есть способность отразить в  парламенте существующий спектр  политических сил; 2) простота механизма  выборов; 3) корректируемость результатов  выборов в случае разочарования  избирателей в депутатах[4].

 Исторически  первой избирательной системой  стала мажоритарная система, в  основе которой лежит принцип  большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты,  которые получили установленное  большинство голосов. В зависимости  от того, какое это большинство  (относительное, абсолютное или  квалифицированное), система имеет  разновидности. Далее в работе, я подробнее рассмотрю эти  разновидности. 

 Уже на заре  становления конституционного строя  стали выдвигаться идеи пропорционального  представительства политических  объединений, при котором число  мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных  за его кандидатов голосов.  Практически пропорциональная система  впервые была применена в Бельгии  в 1889 году. К началу ХХ века  насчитывались 152 ее разновидности.  Ныне она существует в более  чем 60 странах[5].

Смешанная система  предполагает сочетание элементов  мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Её становление  началось в послевоенный период, она  должна была вобрать в себя положительные  характеристики мажоритарной и пропорциональной систем.

 

2.1 Мажоритарная  избирательная система 

 При мажоритарной  системе квалифицированного большинства  закон устанавливает определенную  долю голосов, которую должен  получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля  больше абсолютного большинства,  т.е. больше 50% плюс один голос.  Если при мажоритарной системе  квалифицированного большинства  в первом туре никто не побеждает,  следует второй тур, который  обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре  на новое голосование избирателей  при данной системе обычно  выносятся две кандидатуры, набравшие  наибольшее число голосов по  сравнению с другими[6].

 При мажоритарной  системе относительного большинства  для победы на выборах кандидату  необходимо набрать больше голосов  избирателей, чем каждый из  остальных кандидатов, пусть даже  за него проголосовало менее  половины избирателей. Она результативна:  единственный случай, когда результата  может не быть, это получение  одинакового наибольшего числа  голосов двумя или более кандидатами.  Такие случаи достаточно редки,  и законодательным разрешением  ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в  качестве единственной для выборов  какой-либо палаты парламента (или  обеих палат) 43 государства, в  том числе США и ряд государств - членов британского Содружества  наций. Система (это относится  ко всем разновидностям мажоритарной  системы) может применятся как  в одномандатных, так и в  многомандатных избирательных округах. 

Информация о работе Избирательные системы и их характеристики