Избирательные системы и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная сис-
тема представительства. Избирательная система — это совокупность ус¬тановленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правле¬ния, политической культурой страны, природой ее поли¬тических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

Содержание работы

1 Введение
2Понятие избирательной системы
3 Типы избирательных систем и их характеристика
3.1 Мажоритарная система;
3.2 Пропорциональная система;
3.3 Смешанная система.
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 132.87 Кб (Скачать файл)

 

Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный  срок проводится второй тур голосования  по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. [1]

 

Основные достоинства  мажоритарной избирательной системы:

 

- обеспечивает победившей  партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных  и смешанных формах правления  формировать устойчивое правительство;

 

- предполагает формирование  крупных политических партий  или блоков, способствующих стабилизации  политической жизни государства;

 

- способствует формированию  прочных непосредственных связей  между избирателями и кандидатом.

 

Тем не менее, для  всех разновидностей мажоритарной системы  характерны и некоторые существенные недостатки.

 

Во-первых, эта система  может исказить реальную картину  социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Проголосовавшие  за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих  представителей в выборные органы. Т.е. нарушается принцип всеобщности  избирательного права.

 

Во-вторых, данная система  может вызывать недоверие к существующему  строю, т.к. ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в  депутаты. Кроме того, сформированное правительство может и не пользоваться поддержкой большинства населения  страны.

 

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков «своего» избирательного округа побуждает  их защищать в первую очередь местные  интересы в ущерб общегосударственным.

 

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов  при мажоритарной системе абсолютного  и квалифицированного большинства  требует дополнительных расходов для  проведения второго тура выборов.[1]

 

Уже на заре становления  конституционного строя стали выдвигаться  идеи пропорционального представительства  политических групп, при котором  число мандатов, получаемых такими группами, соответствует числу поданых  за его кандидатов голосов. Практически  пропорциональная система впервые  была применена в Бельгии в 1889 году. Ныне она существует в более  чем 60 странах.

 

Пропорциональная  избирательная система - порядок  определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. [5]

 

Главное отличие  пропорциональной системы от мажоритарной в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и  полученными мандатами. Депутатские  мандаты распределяются не между  индивидуальными кандидатами, а  между партиями в соответствии с  числом поданных за них голосов. При  этом от избирательного округа избирается не один, а несколько парламентских  депутатов. Избиратели голосуют за партийные  списки, т.е. фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются  включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но принцип  от этого не меняется.

 

Существуют различные  виды пропорциональных избирательных  систем:

 

- списочные (голосование  за список);

 

- несписочные (кандидаты  ранжируются внутри списка);

 

- с открытым списком;

 

- с закрытым списком.

 

Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, придерживаются правил закрытых или  жестких списков. Избиратели имеют  право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты (верхушки) т.к. именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

 

В некоторых странах  применяется другой вариант - система  открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату или  кандидатам. Открытый список позволяет  избирателям изменить порядок кандидатов по списку, составленного партийной  элитой. Метод предпочтения используется, например, в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система  полужестких списков, при которой  первое место, которое получила партия, предназначено кандидату, стоящему в списке под первым номером.

 

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует  то, что в десяти из двенадцати стран  ЕС (кроме Великобритании и Франции) используется именно эта система. Она  во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Эта система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения страны. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

 

Вместе с тем  продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются и ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не очень стабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни  правительств. За 50 лет Италия более  четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность  демократии. [3]

 

Пропорциональная  система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, может значительно  возрастать роль мелких партий, которые  за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий и т.д., не соответствующих их реальному  месту в политической системе. Это  создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые места» и т.д. Нарушается сам принцип  пропорциональности. [4]

 

Для преодоления  недостатков и использования  достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной  избирательной системы.

 

Смешанная избирательная  система - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. [5]

 

Суть этой системы  заключается в том, что одна часть  депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая - в соответствии с принципами пропорциональной системы. Указанная  система применяется в Болгарии, Германии, Грузии, Литве и др. государствах. В ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы  в один тур, а другая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе  абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот - многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению  партий в коалиции. [2]

 

К достоинствам смешанной  избирательной системы относится  то, что она:

 

- способствует укрупнению  политических партий или блоков  при одновременном соблюдении  принципа пропорциональности, а  это обеспечивает формирование  устойчивого правительства;

 

- предоставляет  возможность сохранения связи  между избирателями и выбранными  ими депутатами, которая в определенной  степени нарушается пропорциональной  системой.[1]

 

Заключение

 

 

Актуальность темы «Избирательные системы» очевидна. Избирательная  система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако избирательная система не может формировать, а тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы.

 

Избирательное право  и избирательный процесс непосредственно  связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный  процесс, как форма норм избирательного права, выражает динамику и структуру  участия граждан государства  в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу институтов системы представительной и выборной демократии.

 

Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим  с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени  обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских  и личных прав и свобод человека и гражданина.

 

Список использованных источников

 

 

1. Бобков В.А., Браим  И.Н, Егоров А.Н. и др. (В.П.Макаренко)  Политология: Учебник. Мн.: «Интерпрессервис»,  «Экоперспектива»,2003

 

2. Гаджиев К.С.  Политическая наука. Пособие для  преподавателей, аспирантов и студентов  гуманитарных вузов. М.: «СОРОС - Международные  отношения», 1994

 

3. Зёркин Д.П.  Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999

 

4. Решетников С.В., Денисюк Н.П., Чудаков М.Ф. и  др. Политология: Учебник для вузов.  Мн.: «ТетраСистемс», 2001

 

5. Глоссарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избирательные системы  и их виды: мажоритарная, пропорциональная, смешанная 

 

Медведев Алексей  Григорьевич

Введение

Понятие избирательной  системы и ее составляющие

 

Избирательная система - непременный элемент современной  цивилизации, элемент любой демократии, которая вообще не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом. Представительская демократия сама по себе не решает все проблемы народовластия. Только в сочетании с непосредственной демократией она обеспечивает цивилизованное развитие общества, создает необходимые условия самореализации народа. И.с. является важнейшей формой прямой демократии, главная функция которой - формирование полномочного народного представительства. Характер избирательной системы непосредственно предопределяет основные характеристики представительской системы. Выборы - не только важная форма непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти, не только акт избрания представителей народа к органам государственной власти. Это также средство его воспитания и самоорганизации. Наконец, это практическая реализация избирательного права граждан, эффективное средство перестройки современного общества. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что серьезные изменения общественной жизни в целом и в отдельных его сферах (а в первую очередь - а политической) непременно касались избирательной системы, а в некоторых случаях ее радикальные изменения выдвигались на первый план. Существующая в настоящее время система отвечает потребностям становления украинской государственности и как такая нуждается в радикальных изменениях и обновлении. И.с. - совокупность юридических, организационных и других средств формирования представительских органов государственной власти и осуществления гражданами своих избирательных прав. Институт И.с. нашел свое законодательное выражение в Конституции Украины, законах о выборах к Советам народных депутатов разных ланок, о порядке отозвания депутатов народных советов. И.с. строится на таких конституционных принципах, как общее, ровное и прямое избирательное право при тайном голосовании, выдвижение кандидатов общественными организациями трудовыми коллективами, собраниями военнослужащих; свободное и всестороннее обсуждение качеств кандидата в депутаты; предвыборная агитация; проведение выборов на средства государства; обеспечение выборов по округам избирательными комиссиями; приказы избирателей; ответственность за нарушение законодательства о выборах и тому подобное. Различают несколько разновидностей И.с.: мажоритарная система (система большинства), пропорциональная система представительства политических партий и смешанная.

 

Избирательная власть - в некоторых странах официально признанная разновидность публичной  власти - наравне с законодательной, исполнительной и судебной. Осуществляется она избирательным корпусом страны, то есть в специальных судебных или  квазисудебных органах типа избирательных  трибуналов, которые рассматривают  споры, связанные с организацией и проведением выборов. В Украине  такого института нет: их роль исполняют  избирательные комиссии - от участковой к Центральной избирательной  комиссии и суды - от районного в  Верховный Суд Украины.

 

Избирательный участок - территориальная единица, созданная  для проведения голосования и  подсчета голосов на выборах к  всех ланок советов народных депутатов. Организация и работа И. у. определяется законодательством о выборах. Так, например, в соответствии с Законом  Украины "О выборах народных депутатов  Украины" от 17 ноября 1993 года для  проведения голосования и подсчета голосов на выборах народных депутатов  Украины территория районов, городов, районов в городах, которые входят в избирательные округа, делится  на И.у. И.у. образуются с количеством  от 20 до 3 000 избирателей, а в необходимых  случаях с меньшим или большим  количеством избирателей.

 

Избирательный залог - денежная сумма, которую согласно законодательству ряда стран, в том  числе и Украины, должен внести при  регистрации кандидат в депутаты и которая возвращается ему лишь в том случае, если кандидат получит  на выборах не менее пяти процентов  голосов избирателей, которые приняли  участие в голосовании. Залог, который  не подлежит возвращению, засчитывается  в государственный бюджет. В Украине  И. з. вносится кандидатом в депутаты в размере пяти минимальных заработных плат.

 

Избирательная комиссия - орган, образованный для организации  и проведения выборов к Советам  народных депутатов. В Украине система  избирательных комиссий включает Центральную  избирательную комиссию по выборам  народных депутатов Украины, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии, - для проведения выборов народных депутатов Украины; областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские избирательные  комиссии; окружные и участковые избирательные  комиссии - для проведения выборов  депутатов местных советов. Центральная  избирательная комиссия образуется Верховной Радой Украины по предоставлению соответствующих органов не позже  как за 4 месяца до выборов в составе  председателя, секретаря, и 11 членов комиссии. Срок ее полномочий - 4 года. Областные, районные, сельские В.к. образуются соответствующим  Советом сроком на 4 года.

 

Информация о работе Избирательные системы и их характеристики