Избирательные системы и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная сис-
тема представительства. Избирательная система — это совокупность ус¬тановленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правле¬ния, политической культурой страны, природой ее поли¬тических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

Содержание работы

1 Введение
2Понятие избирательной системы
3 Типы избирательных систем и их характеристика
3.1 Мажоритарная система;
3.2 Пропорциональная система;
3.3 Смешанная система.
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 132.87 Кб (Скачать файл)

 

Несмотря ни на что, выборы - наиболее цивилизованный способ борьбы за власть и смены правительства. Именно выборы обеспечивают легитимацию  власти и политической деятельности в целом. Выборы это и укрощенная политическая энергия масс, поскольку  они обеспечивают их вовлеченность  в политическую жизнь, предоставляя возможность политического участия  и политического выбора - кандидата, партии, программы и целей. Благодаря  выборам политика и особенно процедура  передачи власти превращаются в привычный, рутинный процесс.

 

 

(  В Западной Европе  исключение составляет Швейцария,  где в выборах участвовало  менее половины избирателей (48,9%), что, как представляется, может  быть объяснено “пресыщенностью”  избирателей частыми голосованиями.  Подсчитано, что швейцарцы участвуют,  в среднем, в четырех голосованиях  в течении года.

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

 

Всероссийский заочный  финансово - экономический институт

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Система  государственного управления

 

Основные избирательные  системы и их характеристики

 

Исполнитель:

 

Цицорина Ксения Викторовна

 

Сциальность ГМУ

 

Группа 403

 

№ зачётной книжки 06мгб 03539

 

Руководитель :

 

к.и.н.,доц., Окороков Юрий Анатольевич

 

 

 

Челябинск 2009

 

Содержание

 

 

Введение 

 

1. Мажоритарная  система 

 

2. Пропорциональная  система

 

2. Смешанные системы 

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Введение

 

 

Одним из принципов  демократического режима является выборность и сменяемость центральных и  местных органов государственной  власти, их легитимность. Актуальность выбранной заключается в исключительно  высокой роли избирательной системы  в развитии политической системы  общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей  страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны. Ведь от нас, граждан, зависит, как будет развиваться наше государство, а это мы можем осуществить через выборы.

 

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется  обычно в двух значениях - широком  и узком. В широком смысле избирательная  система - это непосредственно порядок  формирования выборных органов государства  и местного самоуправления, а также  принципы и условия участия в  формировании избираемых органов, организацию  и порядок выборов. Избирательная  система в узком смысле - это  система непосредственного распределения  депутатских мандатов между кандидатами  в зависимости от результатов  голосования. Избирательная система  в узком смысле подразделяется на: мажоритарную, пропорциональную и смешанные  системы. В свою очередь мажоритарная система делиться на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного  большинства. Пропорциональная система  делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы.

 

Рассмотрим далее  основные характеристики избирательных  систем.

 

1 . Мажоритарная  система

 

Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются  те кандидаты, которые получили установленное  большинство голосов. Эта система - единственно возможная при выборах  одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она  применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные  избирательные округа, то есть в  каждом из них должен быть избран один депутат.

 

Мажоритарная система  имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

 

Мажоритарная система  относительного большинства - это самая  простая система. По этой системе  победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М., Норма. 2000г. с.205. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового  наибольшего числа голосов двумя  или более кандидатами. Очень  часто она применяется при  местных выборах.

 

Практически чем  больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется  для избрания. Если кандидатов более  двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты, за которых подано 10 процентов  голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где  применяется данная система, не предусмотрены  ни обязательность участия избирателей  в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания  выборов действительными. При этой системе обычно не устанавливается  обязательный минимум участия избирателей  в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается  избранным без голосования, ибо  достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким  единственным избирателем окажется он сам).

 

Мажоритарная система  абсолютного большинства - данная система  отличается от мажоритарной системы  относительного большинства тем, что  кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство  голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися.

 

У мажоритарной системы  абсолютного большинства есть свой специфический дефект - частая не результативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Существуют различные способы преодолеть данную не результативность. Один из наиболее распространенных способов - это перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. В этом случае назначается  второй тур выборов, что очень  осложняет сам процесс избирательной  системы- подсчет голосов и т.д.

 

2. Пропорциональная  система

 

 

Система пропорционального  представительства политических партий и движений, сокращенно называется пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы  каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число  мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства  подчас поднимается на конституционный  уровень.

 

Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних  относится то, что голосование  при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых, соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе, а  между партиями (движениями), и голосовать за список кандидатов, из которого избирателю известны в лучшем случае несколько лидеров.

 

Чтобы избежать нежелательной  политической дробности парламентских  палат, которая порождается пропорциональной системой выборов, в ряде стран введен так называемый заградительный пункт  «или оговорка, в соответствии с  которой обязательным условием участия  партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного  процента голосов избирателей» Конституционное  право зарубежных стран. Учебник  для вузов. М., Норма. 2000г. с. 209. «При выборах  депутатов в Государственную  Думу установлен 5-проценный барьер»  Смоленский М.Б. Конституционное право  РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс. 2003г. с224.

 

Полупропорциональная  система. Под этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства  голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства  и меньшинству избирателей. Это  достигается благодаря применению так называемого ограниченного  вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое  равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а  за меньшее.

 

Ограниченный вотум  требует от политических партий точного  расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько  голосов насчитывает партийный  электорат и как они могут  распределиться между кандидатами  от партии. Ведь если партия выдвинет в  избирательном округе слишком много  кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет  мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.

 

3. Смешанные системы

 

Смешанная избирательная  система возникает тогда, когда  при выборах одной и той  же представительной палаты применяются  различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности  исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении  порядок выборов Государственной  Думы Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.,2001г..

 

Половина состава  Государственной Думы (общий состав 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства. Вторая половина депутатов Государственной  Думы избирается на основе пропорционального  представительства по общефедеральному избирательному округу.

 

По результатам  голосования депутатские мандаты  распределяются между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих  правил:

 

1) подсчитывается  сумма голосов, поданных по  общефедеральному избирательному  округу за общефедеральные списки  кандидатов тех избирательных  объединений, которые оказались  допущены к распределению мандатов. Данная сумма делиться на 225 - число  депутатских мандатов, которые распределяют  по этому округу. Полученный результат  - это первое избирательное частное;

 

2) число действительных  голосов, полученное каждым общефедеральным  списком кандидатов, которые участвовали  в распределении депутатских  мандатов, делится на избирательное  частное. Целая часть полученного  в результате деления числа  есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий  общефедеральный список кандидатов;

 

3) в случае, когда  после произведенных действий  в соответствии со вторым правилом, остаются не распределенные мандаты,  производится их вторичное распределение.  Не распределенные мандаты передаются  по одному тем общефедеральным  спискам кандидатов, у которых  оказывается наибольшей дробная  часть, т.е. остаток числа, полученного  в результате деления. При их  равенстве преимущество отдается  тому общефедеральному списку  кандидатов, за который подано  больше голосов. При равенстве  голосов преимущество отдается  тому общефедеральному списку  кандидатов, который зарегистрировался  раньше. Если общефедеральный список  при регистрации был разбит  на региональные группы, то затем  производится распределение мандатов  внутри списка - этими группами  и кандидатами, не включенными  ни в одну из групп. На  первом этапе такого распределения  устанавливается число кандидатов, не вошедших ни в одну из  региональных групп и не избранных  по одномандатным округам. Указанным  кандидатам полученные списком  мандаты переходят в первую  очередь. Оставшиеся не распределенными  внутри списка мандаты распределяются  в точности по изложенным выше  правилам. С той разницей, что  в правиле № 1 делиться общее  число голосов, полученных списком,  на число оставшихся не распределенными  внутри этого списка мандатов. По правилу № 2 на избирательное  частное делиться число голосов,  поданных за каждую региональную  группу в соответствующем субъекте  РФ или группе субъектов РФ. Дальнейшее действия аналогичны. Если при этом в одной или  нескольких региональных группах  не оказалась должного числа  кандидатов, то оставшиеся не распределенные мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам Баглай М.В., Конституционное право РФ. Учебник для вузов. Издание 2-е. М: Норма, 1999г..

 

Заключение

 

 

Избирательное право  и избирательный процесс непосредственно  связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно  регламентирует политическое право  граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как  форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру  участия граждан в осуществлении  власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.

 

Конституция- это  основной закон, который закрепляет основы общественного строя и  государственного устройства, взаимоотношения  между государством и личностью, организацию и деятельность системы  государственных органов. Конституции  не должны противоречить никакие  нормативно-правовые акты. И как  раз таки, в Конституции РФ и  закреплены наши основные права. В том  числе и политические права. Мы имеем  право, избирать, и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Итак, самые распространенные избирательные системы (в узком  смысле): мажоритарная система и  пропорциональная система, а также  смешанная система. Каждая, из которых, подразделяется на свои подсистемы. Мажоритарная система на: мажоритарную систему  относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства. В свою очередь пропорциональная система подразделяется на: пропорциональное представительство политических партий и полупропорциональную.

 

Каждая из этих систем имеет свои плюсы и минусы. Однозначно нельзя сказать какая система  лучше. Каждое государство выбирает, какая система ему больше подходит.

 

Список используемой литературы

 

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской  Федерации 12.12.93 г.

 

2. Федеральный закон  от 19 сентября 1997г. « Об основных  гарантиях избирательных прав  и право на участие в референдуме  граждан Российской Федерации».

 

3. Федеральный закон  от 26 ноября 1996г. « Об обеспечении  конституционных прав граждан  Российской Федерации избирать  и быть избранными в органы  местного самоуправления».

 

4. Федеральный закон  от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации 

 

Другая литература:

 

1. Баглай М.В., Конституционное  право РФ. Учебник для вузов.  Издание 2-е. М: Норма, 1999г.

 

2. Кутафин О.Е.  Предмет конституционного права.  М.,2001г.

 

3. Конституционное  право зарубежных стран. Учебник  для вузов. М., Норма. 2000г.

Информация о работе Избирательные системы и их характеристики