Избирательные системы и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная сис-
тема представительства. Избирательная система — это совокупность ус¬тановленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правле¬ния, политической культурой страны, природой ее поли¬тических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

Содержание работы

1 Введение
2Понятие избирательной системы
3 Типы избирательных систем и их характеристика
3.1 Мажоритарная система;
3.2 Пропорциональная система;
3.3 Смешанная система.
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 132.87 Кб (Скачать файл)

 

4. Смоленский М.Б.  Конституционное право РФ. Экзаменационные  ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс. 2003г.

 

 

 

 

Основные типы избирательных  систем

 

 

 

Основные типы избирательных  систем. Различают два основных типа избирательных систем по порядку  определения результатов голосования  — пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Пропорциональная избирательная система предполагает, что в соответствии с принципом  пропорциональности депутатские мандаты  распределяются в соответствии с  количеством и долей голосов, поданных на выборах за список кандидатов данной партии или блока партий и  иных объединений (избирательного блока). Понятно, что такая избирательная  система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих  представителей в парламенте тем  малым партиям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое  число голосов. Она применяется  в условиях создания многомандатных избирательных округов; при этом чем больше по своим размерам такие  округа, тем полнее реализуется принцип  пропорциональности (идеальной здесь создается ситуация, когда вся страна (например, Израиль) представляет собой единый многомандатный избирательный округ). Но это последнее возможно лишь в небольших по размеру государствах, да и то далеко не всегда. Вместе с тем такая избирательная система связана с возникновением немалых трудностей и проблем, особенно если в стране нет такой крупной и влиятельной партии или блока партий, которые и при этой избирательной системе способны завоевать устойчивое абсолютное большинство голосов, что бывает в жизни наиболее часто. С одной стороны, в рамках пропорциональной избирательной системы избиратели голосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких их лидеров, которые обозначаются в бюллетенях для голосования; а с другой — в результате выборов чаще всего образуется парламент, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличие относительного большинства требует создания межпартийных коалиций при создании правительства, что, естественно, может порождать его неустойчивость и недолговечность.

 

Мажоритарная (от франц. majorite — большинство) избирательная  система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным  считается только тот кандидат (при  одномандатном округе) или ряд  кандидатов (при многомандатном округе), которые представляли избирательный  список, получивший большинство голосов  в данном округе. Поскольку большинство  может быть относительным, абсолютным и квалифицированным, в рамках мажоритарного  типа избирательной системы различают  такие три его разновидности, как мажоритарные избирательные  системы относительного, абсолютного  и квалифицированного большинства  в зависимости от того, требуется  ли по закону для победы на выборах  получение кандидатом (списком кандидатов) соответственно — либо больше, чем  любой другой кандидат (список); либо хотя бы на один голос больше, чем  половина всех голосовавших (или зарегистрированных) избирателей, либо установленный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей (например, несколько меньше или больше двух третей голосов).

 

Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная  система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений, сумевших договориться о  выдвижении единых избирательных списков. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредственно  знает, за какого или каких именно кандидатов он голосует. Практика применения мажоритарной избирательной системы  показывает, что она способна обеспечить более успешное формирование парламентов  с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных  партийных фракций, что немаловажно  для стабильности правительств. Не случайно, что мажоритарная избирательная  система имеет в целом большее  распространение в мире, нежели пропорциональная. Она действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еще в  нескольких десятках стран. В то же время нельзя не видеть, что мажоритарная избирательная система серьезно сужает возможности на парламентском  уровне отражать широкий спектр интересов  меньшинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых  часто остается без парламентского представительства, хотя в совокупности они могут вести за собой очень  значительную, а то и большую часть  населения. В условиях мажоритарной системы относительного большинства  при наличии большого числа кандидатов (списков) победу на выборах может  одерживать кандидат, набравший лишь десятую часть голосов избирателей.

 

Все сказанное о  пропорциональной и мажоритарной избирательных  системах порождает и усиливает, особенно в современных условиях, поиски сочетания преимуществ той и другой путем их гибридизации на различной основе. Так появился и такой тип избирательной системы, как смешанная избирательная система, при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а другая часть — по мажоритарной. Эта система, несомненно, производна от двух рассмотренных основных типов избирательных систем и поэтому было бы вряд ли правомерно ставить ее на один уровень с ними. Но это не означает, что смешанная избирательная система не может выделяться в качестве особого, самостоятельного типа такой системы, поскольку она не укладывается в каждую из указанных основных систем. Наглядным примером такой избирательной системы является избирательная система современной России, где половина депутатов Государственной Думы избирается по избирательным (партийным) спискам, т.е. на пропорциональной основе, а половина — в одномандатных округах по мажоритарной системе. В своеобразных формах смешанная избирательная система используется в ФРГ при выборах депутатов Бундестага — нижней палаты парламента, в Италии, Венгрии, Болгарии, Грузии, Литве и др. странах. Соотношение между принципами пропорциональности и мажоритарности в смешанной избирательной системе может быть различным: в одних случаях они сочетаются в равной пропорции; в других — преобладает принцип пропорциональности; в третьих — в большей мере применяется принцип большинства.

 

В характеристике избирательной  системы важное место занимает проблема заградительного барьера (пункта), вводимого  при использовании пропорциональной, а отчасти смешанной системы  в целях избежания чрезмерно  дробной партийно-фракционной структуры  парламента и создания в нем достаточно крупных партийных фракций. Заградительный барьер (пункт) — это определенный законом минимальный процент  голосов избирателей, который должна собрать данная партия или избирательный  блок партий и иных объединений в  масштабах всей страны, чтобы получить доступ в парламент и принять участие в распределении депутатских мандатов. Высота такого барьера существенно отличается в различных странах: в Израиле он достаточно низок — всего один процент; в Дании — два; в Аргентине — три; в Италии, Швеции, Венгрии и Болгарии — четыре; в Египте — восемь; в Турции — даже десять процентов. В ряде стран при создании избирательных блоков партий вводится особый, повышенный заградительный барьер (например, в Словении не 5, а 7 процентов).

 

 

 

 

Введение

 

 

В этой работе речь пойдет об избирательных системах как  о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости  от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем  же итогам голосования, может дать иной результат.

 

Поиск оптимальной  для станы избирательной системы  чрезвычайно сложен.

 

Такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать  приоритеты социального и политического  развития страны.

 

Понятие избирательной  системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок  предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения  результатов голосования. Термин «избирательная система» можно применить, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.

 

В большинстве стран  процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются законодательством. В основе регламентации  избирательных кампаний лежат три  важнейших принципа. Это, прежде всего  обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах  партий и кандидатов. Суть его состоит  в том, что всем им предоставляется  равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-вторых, так  называемый принцип лояльности, в  соответствии с которым кандидаты  обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет  государственного аппарата, его невмешательство  в ход предвыборной борьбы и т.д.

 

В избирательной  системе важен институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей  заносятся все граждане, имеющие  право голоса.

 

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной  системы. Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная. При  мажоритарной системе от каждого  избирательного округа избирается один депутат.[2]

 

В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто  устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную  систему.

 

Избирательные системы  и их типы

 

 

Избирательная система - это порядок организации и  проведения выборов, закрепленный в  юридических нормах, способы определения  результатов голосования и порядок  распределения депутатских мандатов.[1]

 

Избирательная система  в широком смысле - порядок формирования выборных (представительных) органов  государства. Избирательная система  регулируется правовыми нормами, которые  в совокупности образуют избирательное  право. Избирательная система в  узком смысле - система распределения  мест в выборных органах после  установления результатов голосования.[5]

 

 

Выбор той или  другой избирательной системы влечёт за собой большие изменения в  расстановке политических сил. Избирательная  система в каждой стране создается  в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым  последствиям, может дестабилизировать  политическую жизнь. Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной  системы. В мире существует большое  количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено  к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.[4]

 

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит  принцип большинства (от французкого majorite -большинство) - избранными считаются  те кандидаты, которые получили установленное  большинство голосов.

 

Мажоритарная избирательная  система - система выборов, при которой  избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей  по избирательному округу, где они  баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. [5]

 

При мажоритарной системе  от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах  считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются  не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.

 

При этой системе  большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос всех участвовавших  в голосовании избирателей. В  случае, если ни один кандидат не получит  требуемое число голосов, назначается  второй тур выборов, в котором  принимают участие уже два  кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит  уже кандидат, набравший относительное  большинство голосов. При мажоритарной системе относительного большинства  победу одерживает кандидат, получивший больше голосов, чем все остальные  кандидаты, каждый в отдельности. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.[2]

 

Обычно, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства  помогают формированию стабильных партийных  блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партийных блоков. В результате этого образуется система  крупных, взаимозависимых политических партий. Например, во Франции, насчитывается чуть более восьми партий, реально претендующих на избирательские голоса. Причём, в первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, а второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему политическому сопернику.

 

Одним из вариантов  мажоритарной системы абсолютного  большинства является проведение выборов  с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень  со списком кандидатов, в котором  он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет  абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более  удачливым, а сам он исключается  из избирательного списка. И так  продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система  хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

 

Во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят  два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается  тот, кто получил большее число  голосов при условии, что число  голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданых против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие  не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей.[4]

Информация о работе Избирательные системы и их характеристики