Мажоритарная
система относительного большинства
является одной из наименее
демократичных избирательных систем,
основными пороками которой являются:
1) значительное число голосов
избирателей остаются «выброшенными»,
не учитываются при распределении мандатов;
2) искажается картина реального соотношения
политических сил в стране: партия, получившая
меньшинство голосов избирателей, получает
большинство депутатских мест. Потенциальная
несправедливость, заложенная в данную
избирательную систему, более ярко проявляется
в совокупности с особыми способами нарезки
избирательных округов, получившая название
«избирательная геометрия» и «избирательная
география».
Сущность «избирательной
геометрии» состоит в том, что
нужно так нарезать избирательные
округа, чтобы при сохранении
их формального равенства заранее
обеспечить в них преимущество
сторонников одной из партий,
рассредоточив сторонников других
партий в небольших количествах
по разным округам, а максимальное
их число сосредоточить в 1—2
округах. Иными словами, партия,
осуществляющая нарезку избирательных
округов, постарается раскроить
их таким образом, чтобы «загнать»
максимальное число избирателей,
голосующих за партию-соперника,
в один - два округа, сознательно
идя на то, чтобы «потерять»
их, обеспечивая тем самым победу
себе в других округах. Формально
равенство округов не нарушается,
а фактически заранее предопределяются
результаты выборов. Предоставив
возможность образования избирательных
округов другой партии, мы получим
противоположный результат.
Законодательство
ряда зарубежных стран (США,
Франции, ФРГ, Великобритании, Японии),
как и российский законодатель,
также исходит из того, что
практически невозможно образовывать
абсолютно равные избирательные
округа, а потому устанавливает
максимальный процент (как правило,
25% или 33%) отклонения округов по
численности избирателей от среднего
округа в ту или другую сторону.
Это является основой для применения
«избирательной географии», именуемой
в США как «джерримендеринг»[7].
Цель «избирательной
географии» заключается в том,
чтобы сделать голос более
консервативного сельского избирателя
более весомым, чем голос городского
избирателя, создав в сельской
местности больше избирательных
округов с меньшим количеством
избирателей, чем в городах.
В результате, при равном количестве
избирателей, проживающих в городской
и сельской местности, в последней
может быть образовано в 2—3
раза больше округов.
Преимуществом
мажоритарной системы относительного
большинства является то, что
голосование проводится в один
тур, т. к. победитель определяется
сразу же. Это значительно удешевляет
выборы.
При мажоритарной
системе абсолютного большинства,
победителем считается кандидат,
завоевавший 50% плюс 1 голос от
числа всех участвовавших в
голосовании избирателей[8]. В том
случае, если ни один кандидат
не получает требуемое число
голосов, назначается второй тур,
в котором принимают участие
два кандидата, завоевавшие наибольшее
число голосов в первом туре.
Во втором туре победителем
становится уже кандидат, набравший
относительное большинство голосов[9].
Достоинство
данной системы по сравнению
с системой относительного большинства
заключается в том, что избранными
считаются кандидаты, поддержанные
действительным большинством проголосовавших
избирателей, хотя бы это большинство
составляло один голос. Но сохраняется
тот же дефект, который является
главным у системы относительного
большинства: пропадают голоса, поданные
против победивших кандидатов.
Мажоритарная
избирательная система, как относительного,
так и абсолютного большинства,
не предполагают проведение выборов
на чисто партийной основе. Наряду
с кандидатами, выдвинутыми от
политических партий, борьбу за
мандаты ведут и независимые
кандидаты. И избиратели, голосуя
на выборах, зачастую отдают
предпочтение тому или иному
кандидату не как представителю
определенной партии, а как заслуживающему
доверия политику.
2.2 Пропорциональная
избирательная система
Данная система
предполагает распределение мест
в парламенте в соответствии
с количеством (процентной пропорцией0
голосов, полученных на выборах
по партийным спискам в едином
общенациональном избирательном
округе (Нидерланды) или в нескольких
больших региональных округах.
В Скандинавских странах (за
исключением Норвегии) и в Греции
выборы по пропорциональной модели
проводятся не только по региональным
избирательным округам, но и
по «национальному округу». Данная
система применяется, как правило,
при выборах парламентов (вся
континентальная Западная Европа,
за исключением Франции, половина
депутатов ГД РФ и др.)[10].
Распределение
мест происходит либо по наибольшему
остатку, либо по наивысшему
среднему, или на основе избирательной
квоты.
Избирательная
квота вычисляется путем деления
общего числа голосов избирателей,
поданных в округе, на число
мандатов, подлежащих распределению,
т.е. определяется минимальное
число голосов избирателей, которое
необходимо набрать партии, чтобы
получить один мандат.
По методу
наибольшего остатка нераспределенные
мандаты отдаются партиям, имеющим
наибольшие остатки голосов избирателей.
Несколько сложнее
идет распределение мандатов
по методу наибольшей средней,
когда оставшиеся мандаты распределяются
между партиями, имеющими наибольшую
среднюю. Чтобы вычислить среднюю
каждого списка, необходимо число
голосов избирателей, поданных
за партию, разделить на число
полученных ею мандатов плюс
один.
Достоинством
пропорциональной системы является
репрезентативность, обеспечивающая
наиболее адекватное представительство
в парламенте различных партий
и дающая избирателям возможность
ранжировать свой выбор. Она
обеспечивает обратную связь
между государством и гражданским обществом,
способствует развитию плюрализма и многопартийности.
Вместе с тем
система не вполне отвечает
критерию простоты, поскольку требует
от рядового избирателя широкой
осведомленности в позициях партий.
Она может стать и источником
дестабилизации общества в случае
изменения ориентации партии, за
которую проголосовали избиратели,
а также в результате внутрипартийного
раскола после выборов.
Достоинства
пропорциональной системы выборов
реализуются при устоявшейся
многопартийности. В отсутствие
же таковой эта система может
привести к появлению фрагментарного
депутатского корпуса и частой
смене правительств, что ослабит
эффективность демократического
устройства[11].
2.3 Смешанная избирательная
система
На основе
смешанной избирательной системы
проходят выборы в Германии
и России. В ряде стран с
целью соединить выгоды от
различных систем и избежать
их недостатков или хотя бы
эти недостатки существенно смягчить
создаются избирательные системы
смешанного характера, в которых
тем или иным образом сочетаются
элементы как мажоритарной, так
и пропорциональной систем.
Суть смешанной
системы заключается в том,
что часть депутатского корпуса
избирается по мажоритарной системе,
а часть – по пропорциональной.
Один голос избиратель отдает
за конкретного кандидата, баллотирующегося
в данном избирательном округе,
другой – за политическую партию.
В соответствии
с реализованным в России смешанным
типом избирательной системы,
высший законодательный орган
страны составляют: 225 депутатов
Государственной Думы, представляющих
влиятельные политические силы;
176 депутатов Совета Федерации
– представителей от административно-
территориальных единиц (по 2 от каждого
субъекта).
Своеобразную, довольно
сложную, способную приспосабливаться
к ситуации в стране смешанную
избирательную систему применяют
Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии
с Федеральным Законом о политических
организациях и избирательном процессе,
Палата депутатов Федерального Конгресса
состоит из 300 депутатов, избираемых по
мажоритарной системе относительного
большинстве по униноминальным округам,
и до 100 депутатов, избираемых по системе
пропорционального представительства
по полиноминальным избирательным округам
на основе региональных списков. Депутаты
Палаты сенаторов избираются по мажоритарной
системе относительного большинства[12].
Для избрания
100 депутатов по принципу пропорционального
представительства учреждаются
до пяти полиноминальным избирательных
округов в стране.
При распределении
депутатских мест применяются
следующие избирательные системы
и правила:
а) система
минимального представительства;
б) система
первоочередной пропорциональности.
При системе
минимального представительства
процесс распределения мандатов
состоит из следующих элементов:
а) минимального
процента - партия, набравшая в полиноминальном
избирательном округе как минимум
5% поданных голосов, получает
одно депутатское место;
б) натурального
частного - после распределения депутатских
мест посредством минимального
процента вычисляется натуральное
частное путем деления поданных
голосов на число оставшихся
нераспределенными мандатов. Каждой
партии достается столько мандатов,
сколько раз натуральное частное
уложится в количестве голосов,
поданных за партию;
в) наибольшего
остатка - если после применения
методов минимального процента
и натурального частного остаются
неиспользованные мандаты, то
они распределяются с применением
метода наибольшего остатка (под
наибольшим остатком понимается
самый большой остаток голосов, получившийся
после распределения мандатов посредством
натурального частного).
Процесс распределения
мандатов по системе первоочередной
пропорциональности состоит также
из трех стадий[13]:
а) ректифицированного
частного - ректифицированным частным
является результат, полученный
от деления поданных по полиноминальному
округу голосов на число подлежащих
замещению депутатских мандатов,
умноженный на два. С его
помощью распределяются последовательно
первый и второй мандаты: той
партии, в общем числе голосов
которой упомянутое частное укладывается
один или два раза, передаются
соответствующие ей депутатские
мандаты;
б) частного
от суммирования остаточных голосов
- число голосов, оставшихся после
применения метода ректифицированного
частного, делится на общее число
нераспределенных мандатов. Каждая
партия получает столько мандатов,
сколько раз полученное таким
образом частное укладывается
в остаточных голосах:
в) наибольшего
остатка - если после применения
методов ректифицированного частного
и частного от суммирования
остаточных голосов остаются
неиспользованные мандаты, то
они распределяются с применением
метода наибольшего остатка.
Вакантные места
членов Палаты депутатов, избираемых
по системе пропорционального
представительства, замещаются кандидатами
той же партии, которые остались
на первых местах в соответствующих
региональных списках.
Применяемая
избирательная система и количество
избирательных округов могут
быть различными для каждых
выборов.
2.4 Избирательные
системы единственного непереходящего
голоса и кумулятивного вотума
Избирательная
система единственного непередаваемого
голоса, также весьма редкая (применялась
в Японии), считается полупропорциональной,
так как меньше искажает соотношение сил
между политическими партиями, чем обычная
мажоритарная система.
Создаются многопартийные
округа, как всегда бывает при
пропорциональной системе, но
каждый избиратель может голосовать
только за одного кандидата
из того или иного партийного
списка, содержащегося в бюллетене.
Избранными считаются кандидаты,
собравшие больше голосов, чем
другие, т.е. действует принцип
мажоритарной системы относительного
большинства 9число избранных
соответствует числу мандатов
по округу)[14].
Избирательная
система Кумулятивного вотума
характеризуется тем, что каждый
избиратель в многомандатном
избирательном округе имеет столько
голосов, сколько следует избрать
кандидатов или меньше (разумеется,
число голосов у всех избирателей
одинаковое), и распределяет свои
голоса между кандидатами как
угодно: может отдать нескольким
кандидатам по одному голосу,
а может, например, какому-то одному
из кандидатов отдать все свои
голоса, аккумулировать их у него.
Отсюда и название системы
(от лат. cumulatio – скопление)[15].
Такая система
применятся, например, при выборах
органов местного самоуправления
в некоторых землях Германии,
в частности, в Баварии, а
также в восточных землях, на
территории которых была раньше
Германская Демократическая Республика.