Избирательные системы и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная сис-
тема представительства. Избирательная система — это совокупность ус¬тановленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правле¬ния, политической культурой страны, природой ее поли¬тических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

Содержание работы

1 Введение
2Понятие избирательной системы
3 Типы избирательных систем и их характеристика
3.1 Мажоритарная система;
3.2 Пропорциональная система;
3.3 Смешанная система.
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 132.87 Кб (Скачать файл)

мелким партиям  получать места в парламенте. При  такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

 

 

Концепции

В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление о роли депутата, его функциях. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие:

  • депутат представляет в парламенте свою партию, защищает и разъясняет ее политическую программу;
  • депутат представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и его программу;
  • депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа;
  • депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы.

Высококвалифицированная, честная работа народных представителей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы. Конечно же, политик в парламенте должен исходить из интересов всей страны, находить оптимальную степень сочетания интересов региона и страны. Необходимо стремиться к тому, чтобы отношения между народными избранниками и избирателями основывались на полномочиях и на доверии.

 

4 Заключение

5 Список использованной  литературы

 

Введение………………………………………………………………………..3

   1. Понятие избирательной  системы…………………………………….4

   2. Виды избирательных  систем…………………………………………6

 Заключение…………………………………………………………………….12

 Список использованных  источников………………………………………..13

 

 Введение

 

 Конституционное право  закрепляет сущность, формы и  структуру государства, правовой  статус человека и гражданина, систему государственных органов  и общий механизм их функционирования. Одним из элементов демократии  являются выборы различного рода  центральные и местные представительные  органы.

 После проведения выборов  и подсчета голосов, принявших  в нем участие избирателей,  наступает, пожалуй, наиболее  ответственный момент выборов  — определение победителей. Порядок,  способы определения результатов выборов зависят от применяемой в данный момент избирательной системы. Сущность любой избирательной системы—характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.

 Избирательная система  - порядок организации и проведения  выборов в правительственные  учреждения или индивидуального  руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный  в юридических нормах, а также  сложившейся практикой деятельности  государственных и общественных  организаций. 

 Нередко решение вопроса  о введении того или иного  вида избирательной системы представляется  как чисто техническая (процедурная)  проблема. Однако этот элемент  избирательного...

 

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 

1.1. Классификация избирательных  систем

 

Обычно выделяют две “основные” избирательные системы – мажоритарную и пропорциональную. Иногда к ним  добавляют смешанную систему  и полупропорциональную. В некоторых  случаях в качестве отдельной  системы рассматривают модель единственного  передаваемого голоса.

 

Подробнее всего в отечественной  литературе современные избирательные  системы описаны в учебнике по конституционному праву зарубежных стран (под редакцией Б.А. Страшуна), где в специальные параграфы  выделены мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства, система единственного  непередаваемого голоса, кумулятивный вотум, система пропорционального  представительства политических партий, “панаширование”, система единственного  передаваемого голоса, смешанные системы. Однако в указанной книге отсутствует четкая классификация избирательных систем.

 

По мнению ряда авторов, выделение  в качестве особого вида избирательных  систем, призванных учитывать интересы меньшинства (система единственного  непередаваемого голоса, кумулятивный вотум, система единственного передаваемого  голоса), может быть оправданно лишь в историческом плане – как  определенный промежуточный этап в  эволюции законодательства. Эти системы  объявляются “побочными ответвлениями” традиционных избирательных систем. С нашей точки зрения, такая  оценка поверхностна, ибо основана на изучении лишь общегосударственных  избирательных систем и не учитывает  многообразия ситуаций на региональном и местном уровнях, в том числе  и тех, которые складываются в  нашей стране.

 

При исследовании избирательных  систем становится понятным, что традиционное их деление на мажоритарную и пропорциональную не охватывает всего разнообразия моделей, используемых в мировой практике, в том числе и в нашей  стране. Более правильно говорить не о двух системах, а о двух принципах  – мажоритарном и пропорциональном, которые могут реализовываться  путем абсолютно разных избирательных  процедур. Так, система единственного  передаваемого голоса часто преподносится  как пропорциональная, хотя она отличается от системы голосования по партийным  спискам практически по всем параметрам.

 

Добавление к двум традиционно  описываемым системам еще двух –  полупропорциональной и смешанной, как это практикуется во многих учебниках, не приводит к желаемой полноте охвата (например, систему единственного  передаваемого голоса все равно  ни к одной из этих четырех систем строго не отнесешь), но при этом создает ощущение эклектики. Необходима более строгая научная классификация.

 

Самое развернутое определение  избирательной системы дают Р. Таагепера  и М.С. Шугарт, а также К. Боун, которые  выделяют в ней три аспекта (или  переменных):

 

(1) содержание голоса;

 

(2) величина округа (или  порядок суммирования голосов);

 

(3) правило перевода полученных  голосов в мандаты.

 

На наш взгляд, необходимо добавить еще один, четвертый, аспект (переменную):

 

(4) голосование за конкретного  кандидата или за партию (список  кандидатов).

 

Наиболее просты для анализа  вторая и четвертая переменные. Очевидно, что числовые значения второй переменной могут варьироваться от 1 и выше (на выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации число мандатов, распределяемых в федеральном округе, до сих пор  равнялось 225, а со следующих выборов  увеличится до 450). Вместе с тем для  классификации избирательных систем достаточно знать, проводятся ли выборы по одномандатному избирательному округу или по многомандатному, т.е. рассматривать  два значения второй переменной: один и много.

 

У четвертой переменной возможны три значения: (а) за кандидата, (б) за партию, (в) и за кандидата, и за партию.

 

С первой переменной сложнее. Избиратель может быть наделен правом:

проголосовать за одного кандидата  или список (категорическое голосование);

отдать свой голос за каждого  “одобряемого” им кандидата (одобрительное  голосование);

распределить предоставленные  ему голоса между разными кандидатами (кумулятивное голосование);

ранжировать кандидатов в  порядке предпочтения (ординальное, или преференциальное, голосование).

 

Разумеется, существуют и  другие типы голосования. Например, в  литературе упоминается голосование  с четырьмя вариантами ответа: “за”, “против”, “воздерживаюсь” и “предпочитаю” (предпочтение можно выразить только одному кандидату, количество других вариантов  не ограничивается). Однако в данном исследовании мы ограничимся четырьмя перечисленными моделями как наиболее распространенными и изученными.

 

Труднее всего формализовать  третью переменную. Количество допустимых вариантов здесь огромно, к тому же их набор в значительной степени  зависит от значения трех других переменных. Поэтому для общей классификации  избирательных систем целесообразно  использовать первую, вторую и четвертую  переменные. При этом определяющую роль играет вторая. Если округ одномандатный, четвертая переменная может иметь  только одно значение – голосование  за конкретного кандидата. Что касается первой, то хотя формально одобрительная  и кумулятивная модели голосования  допустимы и в этом случае, их применение в одномандатных округах нежелательно, ибо смысл указанной модели заключается в четком выборе в пользу одного кандидата.

 

Иными словами, в одномандатных  округах возможна только система, которую  принято называть мажоритарной. Обычно выделяют два типа подобной системы  – абсолютного и относительного большинства. Такое деление связано  со значением третьей переменной. В то же время стоит отметить, что и при одномандатных округах  последняя может иметь много  значений.

 

С одной стороны, набор  условий избрания кандидата не сводится к абсолютному (50% плюс один голос) и  относительному (больше, чем другие кандидаты) большинству. Так, в нашей  стране в некоторых региональных законах условием избрания было получение  относительного большинства, но более 25% от числа избирателей, принявших  участие в голосовании. В данном случае число 25 взято довольно произвольно, и можно предложить с той же степенью обоснованности 35 или 40% и  т.п. Такую модель нельзя отнести  ни к одному из обозначенных выше типов. Мало того, здесь важно и то, какой  выход предлагается, если ни один из кандидатов не набирает необходимого числа голосов – повторное  голосование или повторные выборы. В первом случае модель ближе к  системе абсолютного большинства  с перебаллотировкой, во втором –  к системе относительного большинства.

 

В Законе РСФСР “О выборах  главы администрации” и в некоторых  региональных законах условием избрания кандидата считалось получение  им более 25% голосов от числа зарегистрированных избирателей. Ясно, что, когда явка превосходит 50%, эта система ведет себя аналогично рассмотренной выше. При 50-процентной явке она соответствует системе  абсолютного большинства, а при  более низкой превращается в редко  применяемую систему квалифицированного большинства.

 

С другой стороны, при использовании  системы абсолютного большинства  с перебаллотировкой возможны разные варианты проведения повторного голосования. В одних случаях к участию  во втором туре допускаются только два лидирующих кандидата (так практикуется в нашей стране), в других –  все кандидаты, обеспечившие себе поддержку  выше определенного уровня (например, 12,5%, как на выборах во французский  парламент). При этом голосование  во втором туре может проходить по системе как абсолютного большинства (и тогда вполне реален третий тур), так и относительного.

 

По нашему мнению, более  важной характеристикой при выборах  по одномандатному округу (особенно с  точки зрения избирателей) является способ голосования (т.е. первая переменная). Как уже отмечалось, из четырех  типов голосования здесь целесообразны  только два – категорическое и  ординальное (преференциальное). Использование  первого дает классическую мажоритарную систему (абсолютного большинства  с перебаллотировкой или относительного большинства), а второго – систему  мажоритарно-преференциальную (другое ее название – система альтернативного  голосования – представляется не вполне адекватным). Последняя применяется  крайне редко (на общегосударственном  уровне – только на выборах в  нижнюю палату австралийского парламента и на выборах Президиума Боснии и  Герцеговины), однако она имеет серьезные  преимущества при избрании должностных  лиц местного самоуправления.

 

В случае многомандатного  округа с голосованием за конкретных кандидатов возможны все четыре перечисленных  способа голосования. При категорическом голосовании мы получаем систему  единственного непередаваемого  голоса, при кумулятивном – кумулятивный вотум, при ординальном (преференциальном) – систему единственного передаваемого  голоса. При одобрительном голосовании действует одна из двух версий “блоковой” системы: ограниченного вотума (избиратель имеет меньше голосов, чем разыгрывается мандатов) или неограниченного вотума (число голосов у избирателя соответствует числу мандатов).

 

Случай многомандатного  округа с голосованием за партии –  это знакомая нам с 1993 г. система  закрытых (связанных) партийных списков. Ее разновидности обусловлены методикой  распределения мандатов, наличием или  отсутствием заградительного барьера  и величиной округа (выборы могут  проводиться как по единому (общенациональному  или общерегиональному) округу, так  и по нескольким многомандатным округам.

 

Гораздо сложнее классифицировать смешанные ситуации, когда избиратель голосует и за партию, и за конкретных кандидатов.

 

Здесь приходится использовать дополнительные переменные. Одна из них  отвечает на вопрос, является ли голосование  раздельным. В одних случаях избиратель голосует отдельно за кандидата и  отдельно за партию. В других – голосование  за кандидата считается одновременно и голосованием за партию, в список которой он включен.

 

Другая переменная связана  с ответом на вопрос, раздельно  или нет подводятся итоги голосования  по кандидатам и по партийным спискам? Мандаты могут распределяться сначала  между партиями, а потом – между  кандидатами внутри партийного списка. Другой вариант – мандаты между  партийными списками распределяются в  больших многомандатных округах, а  результаты голосования по кандидатам определяются в меньших округах (обычно одномандатных).

 

Таким образом, мы получаем четыре конструкции. Первая – система  открытых (свободных) партийных списков. В этом случае избиратель голосует за партию и еще внутри списка этой партии отдельно голосует за конкретного  кандидата. Необходимо отметить, что  голосование за партию всегда категорическое, тогда как при выборе кандидатов внутри партийного списка могут использоваться все четыре перечисленных способа  голосования (категорическое, кумулятивное, одобрительное, преференциальное).

 

Вторая система – “панаширование”: избиратель вправе голосовать за нескольких кандидатов, входящих в списки разных партий; при этом поданные им голоса засчитываются в первую очередь  как голоса за соответствующие партии, а после распределения мандатов между партиями – как голоса за соответствующих кандидатов.

Информация о работе Избирательные системы и их характеристики