Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:53, контрольная работа
В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная сис-
тема представительства. Избирательная система — это совокупность ус¬тановленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правле¬ния, политической культурой страны, природой ее поли¬тических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.
1 Введение
2Понятие избирательной системы
3 Типы избирательных систем и их характеристика
3.1 Мажоритарная система;
3.2 Пропорциональная система;
3.3 Смешанная система.
4 Заключение
5 Список использованной литературы
мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.
Концепции
В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление о роли депутата, его функциях. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие:
Высококвалифицированная, честная работа народных представителей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы. Конечно же, политик в парламенте должен исходить из интересов всей страны, находить оптимальную степень сочетания интересов региона и страны. Необходимо стремиться к тому, чтобы отношения между народными избранниками и избирателями основывались на полномочиях и на доверии.
4 Заключение
5 Список использованной литературы
Введение…………………………………………………………
1. Понятие избирательной системы…………………………………….4
2. Виды избирательных систем…………………………………………6
Заключение…………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..13
Введение
Конституционное право
закрепляет сущность, формы и
структуру государства,
После проведения выборов
и подсчета голосов, принявших
в нем участие избирателей,
наступает, пожалуй, наиболее
ответственный момент выборов
— определение победителей.
Избирательная система
- порядок организации и
Нередко решение вопроса
о введении того или иного
вида избирательной системы
ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
1.1. Классификация избирательных систем
Обычно выделяют две “основные”
избирательные системы –
Подробнее всего в отечественной
литературе современные избирательные
системы описаны в учебнике по
конституционному праву зарубежных
стран (под редакцией Б.А. Страшуна),
где в специальные параграфы
выделены мажоритарная система относительного,
абсолютного и
По мнению ряда авторов, выделение
в качестве особого вида избирательных
систем, призванных учитывать интересы
меньшинства (система единственного
непередаваемого голоса, кумулятивный
вотум, система единственного
При исследовании избирательных систем становится понятным, что традиционное их деление на мажоритарную и пропорциональную не охватывает всего разнообразия моделей, используемых в мировой практике, в том числе и в нашей стране. Более правильно говорить не о двух системах, а о двух принципах – мажоритарном и пропорциональном, которые могут реализовываться путем абсолютно разных избирательных процедур. Так, система единственного передаваемого голоса часто преподносится как пропорциональная, хотя она отличается от системы голосования по партийным спискам практически по всем параметрам.
Добавление к двум традиционно описываемым системам еще двух – полупропорциональной и смешанной, как это практикуется во многих учебниках, не приводит к желаемой полноте охвата (например, систему единственного передаваемого голоса все равно ни к одной из этих четырех систем строго не отнесешь), но при этом создает ощущение эклектики. Необходима более строгая научная классификация.
Самое развернутое определение избирательной системы дают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, а также К. Боун, которые выделяют в ней три аспекта (или переменных):
(1) содержание голоса;
(2) величина округа (или порядок суммирования голосов);
(3) правило перевода полученных голосов в мандаты.
На наш взгляд, необходимо добавить еще один, четвертый, аспект (переменную):
(4) голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов).
Наиболее просты для анализа
вторая и четвертая переменные. Очевидно,
что числовые значения второй переменной
могут варьироваться от 1 и выше
(на выборах депутатов
У четвертой переменной возможны три значения: (а) за кандидата, (б) за партию, (в) и за кандидата, и за партию.
С первой переменной сложнее. Избиратель может быть наделен правом:
проголосовать за одного кандидата или список (категорическое голосование);
отдать свой голос за каждого “одобряемого” им кандидата (одобрительное голосование);
распределить предоставленные ему голоса между разными кандидатами (кумулятивное голосование);
ранжировать кандидатов в порядке предпочтения (ординальное, или преференциальное, голосование).
Разумеется, существуют и
другие типы голосования. Например, в
литературе упоминается голосование
с четырьмя вариантами ответа: “за”,
“против”, “воздерживаюсь” и “
Труднее всего формализовать
третью переменную. Количество допустимых
вариантов здесь огромно, к тому
же их набор в значительной степени
зависит от значения трех других переменных.
Поэтому для общей
Иными словами, в одномандатных
округах возможна только система, которую
принято называть мажоритарной. Обычно
выделяют два типа подобной системы
– абсолютного и относительного
большинства. Такое деление связано
со значением третьей переменной.
В то же время стоит отметить,
что и при одномандатных
С одной стороны, набор
условий избрания кандидата не сводится
к абсолютному (50% плюс один голос) и
относительному (больше, чем другие
кандидаты) большинству. Так, в нашей
стране в некоторых региональных
законах условием избрания было получение
относительного большинства, но более
25% от числа избирателей, принявших
участие в голосовании. В данном
случае число 25 взято довольно произвольно,
и можно предложить с той же
степенью обоснованности 35 или 40% и
т.п. Такую модель нельзя отнести
ни к одному из обозначенных выше типов.
Мало того, здесь важно и то, какой
выход предлагается, если ни один из
кандидатов не набирает необходимого
числа голосов – повторное
голосование или повторные
В Законе РСФСР “О выборах
главы администрации” и в некоторых
региональных законах условием избрания
кандидата считалось получение
им более 25% голосов от числа зарегистрированных
избирателей. Ясно, что, когда явка превосходит
50%, эта система ведет себя аналогично
рассмотренной выше. При 50-процентной
явке она соответствует системе
абсолютного большинства, а при
более низкой превращается в редко
применяемую систему
С другой стороны, при использовании
системы абсолютного
По нашему мнению, более
важной характеристикой при выборах
по одномандатному округу (особенно с
точки зрения избирателей) является
способ голосования (т.е. первая переменная).
Как уже отмечалось, из четырех
типов голосования здесь
В случае многомандатного
округа с голосованием за конкретных
кандидатов возможны все четыре перечисленных
способа голосования. При категорическом
голосовании мы получаем систему
единственного непередаваемого
голоса, при кумулятивном – кумулятивный
вотум, при ординальном (преференциальном)
– систему единственного
Случай многомандатного
округа с голосованием за партии –
это знакомая нам с 1993 г. система
закрытых (связанных) партийных списков.
Ее разновидности обусловлены
Гораздо сложнее классифицировать смешанные ситуации, когда избиратель голосует и за партию, и за конкретных кандидатов.
Здесь приходится использовать
дополнительные переменные. Одна из них
отвечает на вопрос, является ли голосование
раздельным. В одних случаях избиратель
голосует отдельно за кандидата и
отдельно за партию. В других – голосование
за кандидата считается
Другая переменная связана с ответом на вопрос, раздельно или нет подводятся итоги голосования по кандидатам и по партийным спискам? Мандаты могут распределяться сначала между партиями, а потом – между кандидатами внутри партийного списка. Другой вариант – мандаты между партийными списками распределяются в больших многомандатных округах, а результаты голосования по кандидатам определяются в меньших округах (обычно одномандатных).
Таким образом, мы получаем четыре конструкции. Первая – система открытых (свободных) партийных списков. В этом случае избиратель голосует за партию и еще внутри списка этой партии отдельно голосует за конкретного кандидата. Необходимо отметить, что голосование за партию всегда категорическое, тогда как при выборе кандидатов внутри партийного списка могут использоваться все четыре перечисленных способа голосования (категорическое, кумулятивное, одобрительное, преференциальное).
Вторая система – “
Информация о работе Избирательные системы и их характеристики