Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Краткий курс лекций по политологии
Тема 1.
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА.
ПЛАН.
1.Объект, предмет
и структура политической
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Объект, предмет и структура политической науки
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей - социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства и есть политика, главное содержание деятельности людей в политической сфере.
Но эту сферу общественной
жизни, как известно, изучают также
философия, социология, история, теория
государства и права, другие науки.
Каждая из них рассматривает процессы,
происходящие в области политики,
под специфическим углом
Предметом политологии является феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения.
Общая характеристика политологии как науки предполагает краткое упоминание о системе ее понятий и категорий.
Понятия и категории в обобщенной форме отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Они есть главный конструкционный элемент любой научной теории. Следовательно, категории и понятия политической сферы общественной жизни и отражают наиболее существенные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развернутое отражение в системе понятий и категорий данной науки.
К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, политическая система общества, политический институт, государство, политическая партия, общественное движение, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Основными понятиями, раскрывающими динамические аспекты политической реальности, являются: политическая деятельность, политическое действие, политическое решение, политический процесс, революция, реформа, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое лидерство, политическое поведение, политическое участие.
Основными закономерностями в политологии являются наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти.
Первую группу составляют
политико-экономические
Ко второй группе относятся политико-социальные закономерности. Они характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Кстати будет заметить, что в отечественной политологии эта закономерность не получила должной разработки, что привело к дефициту необходимых рекомендаций и мер по стабилизации политической жизни.
Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наибольший интерес в данной группе представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.
Структура политологии
Всю совокупность политологических
проблем можно сгруппировать
по отдельным разделам, которые составляют
элементы структуры политологии. К
основным элементам структуры
1) теория политики, представляющая
собой введение в эту науку
и рассматривающая философско-
2) теория политических систем и их элементов - государства, партий, общественных объединений, политических режимов;
3) история политических
учений и политическая
4) теория управления социально-
5) теория международных
отношений, рассматривающая
6) сравнительная политология.
Функции политологии
Основными функциями политологии являются методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологическая.
Методологическая функция
политологии заключается в
Теоретическая функция - это
концентрация, объяснение, пополнение
и обогащение имеющегося политологического
знания, разработка законов и категорий
данной науки. Значение теоретического
знания состоит в том, что оно
является наиболее совершенной формой
научного обоснования практической
политической деятельности. В теоретической
функции политологии
Описательная функция - изучение,
накопление, описание, систематизация
фактов, явлений политической жизни,
определение на их основе тенденций
и закономерностей
Объяснительная функция
- это поиск ответов на возникающие
вопросы политической жизни, в частности:
зачем, почему, в силу каких причин
данные явления или процессы возникли,
почему им присущи именно эти, а не
иные особенности? Объяснительная функция
делает возможным переход от наблюдаемых
разнородных явлений к
Прогностическая функция - выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Эта функция заключается в поиске ответа на вопрос: какой будет действительность в будущем и когда наступят определенные события? Результатом данного поиска являются, прежде всего, гипотезы.
Инструментальная функция - нахождение ответов на вопросы практической политики: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата? Выполнение этих задач требует достоверных сведений о реальном положении вещей, а также знания средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут определенные принципы поведения - правильные, если они ведут к желаемому результату, неправильные, если прогнозируемый политический результат окажется утопическим.
Мировоззренческая функция
выражается в поиске ответа на вопросы
о том, какое место занимают политические
явления в системе
Идеологическая функция
- выработка, обоснование и защита
определенного политического
Методы политологии
Политология использует любые методы, применяемые наукой. Однако на деле не все приемы и способы исследования имеют для политологии одинаковую значимость. Наиболее важные и часто используемые политологией методы можно подразделить на три группы.
Первая из них - общие методы
исследования политических объектов.
Они отличаются непосредственной направленностью
на изучаемый объект и либо дают
его специфическую
Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в политической науке, во многом определяет специфику политической социологии.
Одним из наиболее широко применяемых
более частных проявлений является
культурологический метод, ориентирующий
на выявление зависимости
На протяжении всего периода своего существования политическая наука во многом базируется на нормативном, или нормативно-ценностном, методе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение.
В отличие от нормативного подхода функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т. п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивистской ориентации исследователя.
Специфическим развитием и качественным обогащением функционалистских установок выступает бихевиористский метод, претендующий на максимальную научность в политических исследованиях по сравнению с другими методами. Бихевиоризм требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп.
К функционалистски, позитивистски ориентированным методам примыкает структурно-функциональный метод. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями.
Суть системного метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы.
Институциональный метод
ориентирует на изучение институтов,
с помощью которых
Антропологический метод во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как кадрового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и др.).
Психологический метод сходен с антропологическим методом в требовании исходить в политических исследованиях из человека. Однако, в отличие от антропологизма, он имеет в виду не человека как представителя рода, а конкретного индивида, что предполагает учет его родовых качеств, социального положения и особенностей индивидуального развития. Этот метод реагирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.