Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Источником радикального
конфликта являются противоречия между
коренными политическими
Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.
Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.
Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого. Часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).
Международный политический конфликт
Субъектами международного
политического конфликта
Международный конфликт возникает
в любом случае, когда одно государство
или группа государств, стремится
навязать свои интересы другим, объявляет
и добивается их монополии, ущемляя
при этом или вообще не принимая
во внимание иные интересы. Сфера возможных
видов противоположных
3.Разрешение политических конфликтов.
Специфика субъектов, причин
международных конфликтов
В настоящее время в
международной практике предотвращения
и разрешения конфликтов к противоборствующим
сторонам широко применяются политические
и экономические санкции
Различные общества (цивилизации)
на протяжении истории вырабатывали
и продолжают вырабатывать присущие
их времени процедуры
Отношение к конфликту и поведение в пространстве конфликта – показатель демократичности общества. В демократических сообществах конфликт считается нормой жизни, почему и предусматриваются различные, порой весьма сложные механизмы его урегулирования. Демократическое общество исходит из наличия у отдельных его членов и социальных групп разнообразных интересов, порой диаметрально противоположных. Исключая согласованные обществом случаи (насилие, расовая, религиозная нетерпимость, криминальные антиобщественные устремления и преступления против личности), остальные противоречия между людьми, человеком и группой, человеком и обществом, и т.д. считаются нормой. Принятие этими противоречиями формы резкого несогласия, неприятия, даже конфронтации – дело вполне обычное. Проблема состоит в том, в каких поведенческих формах это выражается и какие институты (системы, процедуры и т.д.) общество создало для извлечения из конфликта «максимальной прибыли» или хотя бы минимизации ущерба. При этом, разумеется, и в самом идеализированном демократическом обществе существуют различные авторитарно управляемые сферы и анклавы.
В тоталитарных обществах конфликт тоже существует, но его характер и допустимые формы внешнего проявления строго регламентированы. В общественной сфере возможен лишь «неантагонистический» конфликт невысокого уровня между «хорошим» и «еще более хорошим», в котором сталкиваются более активные и менее расторопные сторонники одной и той же тоталитарно навязанной системы.
Естественно, что под видимостью допустимых и разрешаемых властью конфликтов бурлят конфликты реальные, однако выносить их на поверхность, трезво и спокойно обсуждать, искать пути к урегулированию тоталитарное и авторитарное общества не могут. Поэтому такого рода конфликты здесь носят латентный (скрытый) характер. Конфликты же, вынужденно ставшие общественным достоянием вопреки секретомании и отсутствию гласности, регулируются в таком обществе самими власть предержащими и созданными ими управленческими структурами, которые лишены права на независимое от власти мнение. Так в советском обществе вся судебная система была подчинена и действовала в интересах власти, а не общества. Закон, который должен быть незыблем для государства вообще и судебных органов – в частности, нередко нарушался, а ведь судебная система является мощнейшим механизмом легитимного разрешения возникающих в обществе конфликтов.
Посттоталитарные общества в болезненный период отхода «одной правды» к более многоцветному, плюральному видению мира сталкиваются с неизбежными трудностями, которые объясняются, среди прочего, именно неумением жить в пространстве конфликта и терпимо относится к неожиданно возникшему многообразию позиций, точек зрения, мнений. Очень многие граждане продолжают считать, что конфликт все равно неуместен, даже если в его основе лежат объективные противоречия. Но даже, если точка зрения о неуместности конфликта является правильной, ее носители не дают себе труда убедить в этом остальных.
«Выдавливая из себя по капле раба» тоталитарной системы мышления и искренне, стремясь к терпимости, замечая в себе соответствующие мировозренческие изменения, мы на каждом шагу сталкиваемся с неумением эффективно взаимодействовать на поведенческом уровне. По-прежнему остается большой проблемой неумение конструктивно общаться, говорить и слушать, решать проблему, а не обсуждать поведение того или иного участника конфликта. Фактом остается то, что консенсусная культура, иногда еще говорят о культуре конфликта , остается в нашем обществе на низком уровне.
Таким образом, и с точки зрения функционалистского, и с точки зрения структуралистского подходов тот или иной тип политического режима формирует соответствующий механизм и способ разрешения возникающих конфликтов, а также соответствующую ментальность в отношении самого феномена конфликта.
4.Политический кризис.
Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в конфликтологии и политологии используется понятие «политический кризис» (греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход).
Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Политический кризис характеризуется делегитимацией (противоположное - легитимации) структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это
изменение соотношения сил в
органах законодательной
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
В зависимости от особенностей
проявления и причин возникновения
политического кризиса в
Кризис легитимности возникает
в результате рассогласования целей
и ценностей правящего режима
с представлениями основной части
граждан о необходимых
Для поддержания легитимности власти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
В этой связи следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия. С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающаяся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, поскольку отсутствуют деятельностно-активная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние.
Проблема идентификации решается двумя путями:
1) с помощью харизматических
лидеров, способных объединить
национальную или
2) путем осуществления
государственной политики, нацеленной
на создание механизма