Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
3. Интеграция интересов.
Являясь носителями всеобщих
тенденций в той или иной
области общественного мнения, группы
давления обеспечивают
4. Функция адаптации. Обладая
возможностью практического
2.Общественные организации и их функции.
Общественные организации и движения характеризуются:
а) системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов;
б) внутренней организационной структурой (формальной или неформальной);
в) способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;
г) системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.
В любой общественной организации устанавливаются и неформальные связи, которые являются спонтанным творением, опирающимся на образцы деятельности, обычаи, традиции (свои и чужие). Задача руководителей организации обеспечить гармоническое единство формальных и неформальных связей, не допускать между ними конфликта.
Существенной задачей организации является гармонизация общесоциальных целей с целями своих общностей и социальных групп. Через общественные организации в значительной мере реализуются идеи общественного самоуправления, демократизации жизни общества. Всякая общественная организация располагает определенными ресурсами (людскими, материальными, мотивационными ценностями и др.), которые и составляют социально-политический потенциал организации.
Закон "Об общественных объединениях" фиксирует неотъемлемое право людей на добровольное их объединение на основе общности интересов. Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, молодежные и детские организации, организации инвалидов, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.
Общественные организации создаются в целях защиты многообразных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, иной деятельности, не запрещенной законом. Закон не разрешает создание общественных объединений, целью деятельности которых является изменение конституционного строя, насильственное нарушение единства территориальных границ, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.
В основном, все общественные
организации можно
Социально-экономические
организации различных классов
своей главной задачей считают
реализацию непосредственных материальных
интересов своих классов. Одним
из видов таких организаций
Можно выделить три основных вида профсоюзов:
1) цеховые профсоюзы,
2) производственные профсоюзы,
особенно характерные для
3) конфессиональные, которые
объединяют рабочих и служащих
по вероисповеданию (
Профсоюзы имеют свои международные организации, ведущей из которых является Всемирная федерация профсоюзов (ВФП).
Существуют и социально-
Спектр общественно-
Для нашей страны в переломный момент ее истории характерным является отсутствие авторитетных молодежных организаций. Мировая практика свидетельствует, что в наиболее острых ситуациях жизни тех или иных стран существенную, а порой и определяющую роль играла молодежь. Это не случайная связь, а логичная, имеющая объективную основу, закономерность.
Молодые люди в силу своего возраста находятся в том переходном состоянии между детством, когда у человека отсутствует или сильно ослаблен инстинкт самосохранения, и зрелым возрастом, когда этот инстинкт становится зачастую доминирующим в определении линии поведения. Они еще не обременены хозяйством, семьей, и поэтому их действия не скованы страхом потерять уже ставший привычным комфорт. Молодые люди более активны в общении между собой, имеют относительно больше свободного времени, что в сочетании с естественно большим их скоплением в учебных заведениях, общежитиях создает благоприятные условия для политической работы. Свойственная молодости категоричность суждений делает коллективы молодежи, как формально образованные, так и неформальные, легко возбудимыми на самые радикальные, порой и опрометчивые действия. Возникает вопрос: почему в нашей явно находящейся в кризисной ситуации стране обладающие громадным политическим потенциалом массы молодых людей и, прежде всего, наиболее революционное в других странах студенчество проявляют удивительную пассивность. Для этого также имеются объективные причины.
Во-первых, это всеобщее крушение
прежних идеалов. У людей, которые
внезапно увидели, что их многие годы
попросту обманывали, не может не возникнуть
в качестве естественной реакции
чувство разочарования и
Во-вторых, монополизм в политической
жизни общества. Монопольное положение
КПСС было скопировано и в молодежном
движении, где функционировала
В-третьих, определенное значение сыграло и внезапное проявление комсомолом в 1987-1988 году бурной хозяйственно-экономической инициативы. Случайно или преднамеренно, но был открыт клапан, направивший инициативу и предприимчивость наиболее активной части молодежи в сторону от политики, в коммерческое русло, что сыграло тормозящую роль в политизации активной части молодых людей. Через некоторое время большая часть этих молодых "бизнесменов" вернется к политической жизни, но пока основная их энергия уходит на первичное накопление капитала.
Первое побуждение при
оценке общественно-политической позиции
молодежи - досада на ее пассивность. Однако
при трезвом размышлении
Весь вопрос в том, по какому пути пойдет молодежь, найдет ли она верные пути вывода страны из кризиса, сохранения ее независимости, возвращения ей былого могущества.
Слабость организаций и движений в общем плане объясняется слабостью общедемократического движения в стране. В то же время эта слабость имеет собственные причины: слабая социально-экономическая и политическая культура людей, малое количество компетентных лидеров, отсутствие прочных связей между различными классами и социальными группами, неадекватное понимание конкретной ситуации жизни страны, амбициозность лидеров и инициативных групп, отсутствие конструктивных предложений по выходу из экономического и политического кризисов. Преодоление этих причин позволит общественным организациям и движениям поднять эффективность своей деятельности на качественно новый уровень.
При всех негативных моментах
в деятельности общественных организаций
и движений следует учитывать, что
в современных условиях здесь
сложилась совершенно иная ситуация.
Если раньше государство могло по
любому поводу вмешиваться в деятельность
неполитических организаций и движений,
то теперь законодательно запрещено
такое вмешательство со стороны
государственных органов и
Таким образом, деятельность политических партий, общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.
ТЕМА11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
ПЛАН:
1.Понятие политического конфликта
2.Типы политических конфликтов
3.Разрешение политических конфликтов.
4.Политический кризис.
1.Понятие политического конфликта
Политический конфликт -
это столкновение, противоборство политических
субъектов, обусловленное
Политика - неустранимый аспект
общественного существования. Она
возникла из требований, взаимно предъявляемых
людьми друг другу и проистекающих
из этого усилий по разрешению противоречий,
когда требования оказываются конфликтными,
по властному распределению
Понятие политического конфликта
обозначает борьбу одних субъектов
с другими за влияние в системе
политических отношений, доступ к принятию
общезначимых решений, распоряжение ресурсами,
монополию своих интересов и
признание их общественно необходимыми, слов
Политическая государственная
власть, обладание властью, устройство
властных институтов, политический статус
социальных групп, ценности и символы,
являющиеся базой политической власти
и в целом данного
Противоречие между
2.Типы политических конфликтов
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликты интересов.
Конфликты такого рода
2. Конфликты ценностей
характерны для развивающихся
государств с неустойчивым
3. Конфликты идентификации:
характерны для обществ, в
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты - региональные политические силы), местным.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.
Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.