Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.
Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.
Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического процесса, выступает государство. Другим важным фактором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование гражданского общества.
Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.
При анализе политического
процесса следует учитывать характер
взаимодействия между его субъектами.
Здесь важно отметить, что характер
взаимодействия во многом зависит от
масштаба политического процесса и
субъектов. В частности, характер взаимодействия
между политической системой и средой
будет определяться уровнем эволюционного
развития системы и среды, например
степенью внутренней дифференциации.
В то же время характер взаимодействия
между субъектами, в частности
между гражданином и
Тема13. Политический маркетинг и политический менеджмент.
ПЛАН
1. «Политический рынок» и «политический товар».
2. Понятие «политический маркетинг».
3. Основные функции и виды политического маркетинга.
4.Роль рекламы в политическом маркетинге.
5.Особенности и основные
виды политического
1. «Политический рынок» и «политический товар»
Демократические государства
характеризуются существованием в
них политической системы, в рамках
которой взаимодействует
Данному акту политического
выбора предшествует достаточно длительный
период, очень напоминающий по своему
содержанию рыночные отношения. Все
действующие в границах рассматриваемого
поля лица делятся на две группы.
Одни предлагают свои политические товары
(политические программы, идеи, услуги)
в обмен на поддержку на выборах,
а другие выбирают из множества предлагаемых
им политических товаров те, которые
в наибольшей степени отвечают их
потребностям. Соответственно отдаются
голоса той партии и тому кандидату,
которые в случае избрания обещают
удовлетворить потребности
Политический рынок от традиционного экономического рынка отличается характером обменных процессов. На этих двух рынках представлены разные типы отношений, предопределяющие также и разные типы поведения. Это различие выражается в следующем.
1. И на экономическом
рынке, и на политическом
2. На обоих рынках товары предназначаются для обмена. Но если на экономическом рынке товар обменивается на другой равноценный или на денежный эквивалент, то на политическом рынке в качестве эквивалента предлагаемым товарам выступают голоса избирателей.
3. На двух названных рынках деньги присутствуют. Однако если на экономическом рынке они опосредствуют обмен товаров, то на рынке политическом деньги такой роли не выполняют. В этом нет необходимости. Но это не означает, что на политическом рынке вообще деньги не фигурируют. Наоборот, политический рынок требует больших денежных средств, они необходимы для осуществления процесса, получившего название «политический маркетинг».
2. Понятие «политический маркетинг»
Политический маркетинг представляет собой область прикладной политологии, где рассматриваются технология политической рекламы и приемы предвыборной борьбы.
В обстановке усиливающейся
политической конкуренции фактор времени
приобретает неуклонно
В области СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности - «политический маркетинг». При обосновании значимости политического маркетинга порой дело доходит до того, что ряд авторов проводит аналогию между рекламой товаров в бизнесе и кандидатов в политике. Так, основываясь на концепции «экономического человека», А. Лепаж считал, что поведение индивидуума в кабине для голосования принципиально не отличается от его поведения в универмаге. При этом исходят из того, что всякий товар имеет свои отличительные свойства: цвет, форму, упаковку. Как и любой другой товар, кандидат на выборные должности тоже должен предлагать избирателям определенные физические качества. Некоторые авторы не утруждают себя подобными тонкостями и говорят о тождестве коммерции и политики, маркетинга коммерческого и политического.
Суть политического маркетинга
состоит в следующем. Каждый кандидат
на выборную должность занимается,
хочет он того или нет, исследованием
конъюнктуры политического
Наиболее законченную форму политический маркетинг приобрел в США, где детально разрабатываются механизмы и методы его реализации в избирательном процессе. Ключевое место среди них занимают опросы общественного мнения, политические консультанты по организации и проведению выборов, техника создания и «продажи» имиджей кандидатов. В настоящее время в США возникло множество фирм и компаний, которые играют растущую роль в организации и проведении различных политических кампаний.
Американские консультанты разворачивают свою деятельность и за пределами страны. В последнее время их услугами, особенно в избирательных кампаниях, пользуются, по крайней мере, в тридцати странах - Австралии, Великобритании, Канаде, Франции, Испании, Японии, Швеции, Италии и т.д.
В РФ о политическом маркетинге
заговорили после 1993 г. Конечно, политический
маркетинг существовал и в
советский период нашей истории.
Но специфика политического
Свидетельством растущего веса политического маркетинга стало появление большого числа работ, посвященных этой теме. Он стал популярным предметом в коммерческих школах. Высший институт управления и школа кадров посвящали ему семинары и конференции.
Предпринимаются попытки координации деятельности политических консультантов на международном уровне. Функционирует Международная ассоциация политических консультантов, основанная в 1968 г. итальянскими специалистами по рекламе Дж. Наполитано и М. Бонграном. В ее руководство входят представители США, Франции, Испании, Португалии и Дании. В Сорбонском университете разработана и действует программа подготовки докторов по политическим коммуникациям. Ныне специалисты и консультанты занимают ведущее место в аппарате претендентов на политические посты во всех крупных партиях развитых стран. Каждая из них имеет собственных экспертов по опросам общественного мнения, консультантов по вопросам радио и телевидения.
Наиболее точное определение
функций консультантов, которых
нанимают, как правило, из числа наиболее
опытных журналистов-
В литературе содержится много
различных определений
Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических партий и общества, техники организации политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.
3. Основные функции и виды политического маркетинга
Политический маркетинг выполняет ряд функций. Основные из них:
-создание политического рынка идей, программ, проектов реформирования общества и т.д.;
-объединение различных
групп общества вокруг одного
государственного или
-выявление и выдвижение
на национальную арену
-усиление конкурентной борьбы различных политических партий на основе выдвижения ими новых политических идей, проектов, программ;
- содействие развитию
и укреплению демократии, поскольку
там, где есть возможность
Важным является вопрос о
типах политического маркетинга
Маркетинг политических кандидатов наиболее распространен. Речь идет о маркетинге в рамках избирательного процесса и в связи с ним. В зависимости от конкретных целей (кандидат переизбирается или впервые выдвигает свою кандидатуру) усилия направляются на поддержание, изменение или создание определенного отношения к нему электората. Главная задача - получить поддержку избирателей в количестве, достаточном для избрания и получения мандата депутата.
Маркетинг политических организаций. Это также весьма распространенный вид политического маркетинга. Речь идет о политических партиях, политических блоках, движениях и т.д. Цель маркетинговой деятельности - создать отношения поддержки населением той или иной политической силы либо изменить ситуацию в лучшую сторону, если складывается негативное восприятие народом или определенными группами населения какой-либо политической силы.