Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

Маркетинг политических идей, концепций. Прежде всего, надо сказать о маркетинге идей, содержащихся в предвыборных программах политических партий (блоков, движений и т.д.) и отдельных кандидатов. Задача маркетинга в данном случае - добиться понимания, одобрения и поддержки политических идей, выдвигаемых в программах.

4. Роль рекламы  в политическом маркетинге.

Политическая реклама  выполняет особо важную роль в  политическом маркетинге. Ее назначение - довести до граждан политические программы, платформы политических партий, избирательных блоков и отдельных  кандидатов.

Назовем основные формы политической рекламы.

Прежде всего, это девиз той или иной политической силы, претендующей на вхождение во властные структуры. Он становится стержнем политической рекламы. С давних времен избирательные кампании кандидатов на пост президента США проходят под определенным девизом, цель которого - привлечь на свою сторону избирателей, установить эмоциональный контакт с ними. Приведем примеры таких девизов. В избирательной кампании Ф. Рузвельта - «Новый курс», Г. Трумэна - «Справедливый курс», Дж. Кеннеди - «Новые рубежи», Л. Джонсона - «Великое общество», Р. Никсона - «Вместе вперед!», Дж. Картера - «Новые горизонты», Р. Рейгана - «Эра национального обновления», Б. Клинтона - «Назрела необходимость перемен».

Российские партии и избирательные  объединения в 1995 - 1996 гг. также использовали данную форму политической рекламы. Например, были выдвинуты следующие  девизы: НДР - «Стабильность и развитие, демократия и патриотизм, уверенность  и порядок», КПРФ - «Россия, труд, народовластие, социализм», «Яблоко» - «Достоинство, порядок  и справедливость», «Женщины России» - «Вера в любовь, надежда на семью, любовь к России», АПР - «Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние».

Важной формой политической рекламы являются символы. Как известно, символ Республиканской партии в США - слон, а Демократической - осёл. Изображение этих символов на плакатах, значках, лозунгах говорит, от какой партии проводится политическая реклама. В шествиях, организуемых в ходе избирательных кампаний Республиканской партии, редко обходятся без живого слона.

В политической рекламе большую роль играет такая  ее форма, как листовки. Избиратели в своих почтовых ящиках находят их в большом количестве. В листовке важно все - от содержания до качества бумаги, на которой она напечатана. Те, кто организует политическую рекламу, например, в США, понимают, что высокое оформительское качество листовки подсознательно проецируется избирателями на объект рекламы. Формами политической рекламы являются также сувенирная и полиграфическая продукция, наружная реклама, прямая почтовая рассылка и др.

Большую роль в обеспечении  политической рекламы и достижении ее цели играют средства, с помощью которых она осуществляется. Первым среди них является телевидение. Это стержень политической рекламы. Особенности данного средства массовой информации позволяют персонифицировать политику, усиливать роль тех способностей кандидата, черт его характера и даже внешности, которые формируют симпатии к нему потенциальных избирателей. Возможности телевидения создавать имидж кандидата практически не ограничены.

Вторым важным средством политической рекламы является использование компьютерных технологий. Сбор информации и ее обработка на компьютере позволяют «корректировать» имидж кандидата в соответствии с выявленными настроениями и суждениями, как отдельных групп избирателей, так и электората в целом. В силу этого появляется возможность достаточно быстро вносить изменения в содержание политической рекламы.

Третье средство политической рекламы — использование элементов  шоу-бизнеса. Имеются в виду разного рода массовые увеселительные шествия, концертные программы и т.д. В США и других зарубежных странах это средство политической рекламы применяется достаточно широко. В избирательных кампаниях, проводимых в России, элементы шоу-бизнеса тоже стали использоваться. Например, массовые шествия и народные гуляния в целях политической рекламы проходили во время выборов в городскую Думу Волгограда, в Свердловской области в связи с выборами губернатора.

Несомненно, наряду с перечисленными средствами политической рекламы, в  этом велико значение прессы и радио.

В итоге рассмотрения вопроса  о политической рекламе можно  сделать следующие выводы.

1.Политическая реклама,  упрощая содержание программ, с  которыми выступают партии и  отдельные кандидаты, делает их  простыми и доступными для  потенциальных избирателей. Она,  по существу, сводит содержание  этих программ к простым альтернативам.  В силу доступности реклама  превращается в мощное средство  ведения политической борьбы.

2.Политическая реклама  формирует политические приоритеты  в условиях, когда избиратель  должен сделать свой выбор  (один из нескольких возможных). Поэтому очевидно, что она является  инструментом политического рынка,  средством ведения конкурентной  борьбы за голоса избирателей.

5. Особенности  и основные виды политического  менеджмента.

Управление - это важная и  неотъемлемая часть политической жизни  общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации  политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. Можно выделить их следующие основные виды:

1. Управленческие отношения,  возникающие между государственными  должностными лицами и государственными  органами, выступающими в роли  субъекта управления, с одной  стороны, и населением или отдельными  его группами - с другой. Этот вид  управления обычно называют государственным  управлением, потому что его субъектом является государство, учреждения и должностные лица. Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем предоставления соответствующим органам и учреждениям права принимать обязательные нормы в виде законов, решений правительства и т.д.; 

2.Управленческие отношения,  складывающиеся внутри государственных  и политических организаций с  целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Особенностью этого вида отношений  является то, что управленческие  отношения ограничены рамками  отдельных организаций (государственных  учреждений, политических партий  и т.д.). Управление в государственных  учреждениях и политических организациях  также основано на возможности  субъекта управления (руководства  государственного учреждения, руководящих органов партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы;

3. Управленческие отношения,  где субъект (политическая организация,  группа давления, государственный  деятель) не может опереться  на право «легитимного насилия»  и на свои статусные ресурсы  для достижения поставленных  целей, не может принять закон  или иное распоряжение, обретающее  обязательный характер, а поэтому  вынужден прибегать к иным  формам и методам воздействия  на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений  называется политическим менеджментом.

Политический менеджмент - это особый вид управления в  политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать  общеобязательные нормы и опираться  на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи:

1. Укрепление авторитета  государственного или политического  деятеля.

2. Создание привлекательного  образа государственного учреждения, политической партии, общественной  организации или группы давления.

3. Расширение числа сторонников  той или иной политической  программы, управленческого проекта.

4. Формирование электоральных  предпочтений населения.

5. Организация политических  союзов, блоков.

6. Влияние на политических  оппонентов, а также на противников  в политических конфликтах.

7. Оказание воздействия  на лиц, принимающих государственные  решения.

8. Мобилизация масс для  политической поддержки.

Важность перечисленных  задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Он должен не принуждать, а побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе; он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране; его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т.д.

В соответствии с решаемыми  задачами можно выделить следующие  виды политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг, или создание имиджа, образа государственного, политического, партийного деятеля, привлекательного для широких масс.

2. Корпоративный политический  имиджмейкинг, или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии.

3. Электоральные технологии  как системная организация предвыборной  кампании.

4. Технологии политических  союзов как деятельность, ориентированная  на вовлечение в решение поставленных  задач своих политических союзников  и оппонентов.

5. Технологии регулирования  и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и  средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе.

6. Технологии лоббизма, представляющие  собой деятельность, направленную  на оказание воздействия на  государственных должностных лиц,  принимающих управленческие решения.  Решение задач в рамках каждого  вида политического менеджмента  требует усилий специалистов  в различных областях. Например, в формировании имиджа политика  участвуют ученые-аналитики, психологи,  визажисты, спичрайтеры, специалисты  PR, организаторы публичных акций,  рекламисты. Такое функциональное  разделение труда, подчеркнем, характерно  для всех видов политического  менеджмента. В его основе лежит  сложность решаемых субъектом  управления задач. А главным  итогом этой функциональной дифференциации  стало появление специалистов, исполняющих  узкие функциональные обязанности  в рамках политико-технологического  управления и обладающих для  этого соответствующими знаниями, навыками и умениями.

Выделение особых видов профессий  дало основание для классификации  политико-технологического управления по профессиональному признаку. В  соответствии с этим критерием принято  выделять следующие виды политического  менеджмента:

- аналитическое обеспечение  политических кампаний;

- политическая реклама;

- политический PR (пиар, public relation) как информационное обеспечение политических кампаний;

- имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения;

- спичрайтинг, или написание текстов выступлений для политика;

- организация и проведение  массовых политических акций.

Приведенный перечень видов  политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые  профессии — ньюсмейкер (создатель  событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор  пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического  деятеля информации). Таким образом, политический менеджмент не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется  по профессиональному признаку.

Тема 14. Политическая элита общества.

ПЛАН

1. Понятие политической  элиты и ее первые, классические  концепции.

2. Современные теории  элит. 

3. Механизм формирования  и основные функции политической  элиты 

4. Политическая элита  России. 

1. Понятие политической  элиты и ее первые, классические  концепции.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"