Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Маркетинг политических идей, концепций. Прежде всего, надо сказать о маркетинге идей, содержащихся в предвыборных программах политических партий (блоков, движений и т.д.) и отдельных кандидатов. Задача маркетинга в данном случае - добиться понимания, одобрения и поддержки политических идей, выдвигаемых в программах.
4. Роль рекламы в политическом маркетинге.
Политическая реклама выполняет особо важную роль в политическом маркетинге. Ее назначение - довести до граждан политические программы, платформы политических партий, избирательных блоков и отдельных кандидатов.
Назовем основные формы политической рекламы.
Прежде всего, это девиз той или иной политической силы, претендующей на вхождение во властные структуры. Он становится стержнем политической рекламы. С давних времен избирательные кампании кандидатов на пост президента США проходят под определенным девизом, цель которого - привлечь на свою сторону избирателей, установить эмоциональный контакт с ними. Приведем примеры таких девизов. В избирательной кампании Ф. Рузвельта - «Новый курс», Г. Трумэна - «Справедливый курс», Дж. Кеннеди - «Новые рубежи», Л. Джонсона - «Великое общество», Р. Никсона - «Вместе вперед!», Дж. Картера - «Новые горизонты», Р. Рейгана - «Эра национального обновления», Б. Клинтона - «Назрела необходимость перемен».
Российские партии и избирательные объединения в 1995 - 1996 гг. также использовали данную форму политической рекламы. Например, были выдвинуты следующие девизы: НДР - «Стабильность и развитие, демократия и патриотизм, уверенность и порядок», КПРФ - «Россия, труд, народовластие, социализм», «Яблоко» - «Достоинство, порядок и справедливость», «Женщины России» - «Вера в любовь, надежда на семью, любовь к России», АПР - «Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние».
Важной формой политической рекламы являются символы. Как известно, символ Республиканской партии в США - слон, а Демократической - осёл. Изображение этих символов на плакатах, значках, лозунгах говорит, от какой партии проводится политическая реклама. В шествиях, организуемых в ходе избирательных кампаний Республиканской партии, редко обходятся без живого слона.
В политической рекламе большую роль играет такая ее форма, как листовки. Избиратели в своих почтовых ящиках находят их в большом количестве. В листовке важно все - от содержания до качества бумаги, на которой она напечатана. Те, кто организует политическую рекламу, например, в США, понимают, что высокое оформительское качество листовки подсознательно проецируется избирателями на объект рекламы. Формами политической рекламы являются также сувенирная и полиграфическая продукция, наружная реклама, прямая почтовая рассылка и др.
Большую роль в обеспечении политической рекламы и достижении ее цели играют средства, с помощью которых она осуществляется. Первым среди них является телевидение. Это стержень политической рекламы. Особенности данного средства массовой информации позволяют персонифицировать политику, усиливать роль тех способностей кандидата, черт его характера и даже внешности, которые формируют симпатии к нему потенциальных избирателей. Возможности телевидения создавать имидж кандидата практически не ограничены.
Вторым важным средством политической рекламы является использование компьютерных технологий. Сбор информации и ее обработка на компьютере позволяют «корректировать» имидж кандидата в соответствии с выявленными настроениями и суждениями, как отдельных групп избирателей, так и электората в целом. В силу этого появляется возможность достаточно быстро вносить изменения в содержание политической рекламы.
Третье средство политической
рекламы — использование
Несомненно, наряду с перечисленными средствами политической рекламы, в этом велико значение прессы и радио.
В итоге рассмотрения вопроса о политической рекламе можно сделать следующие выводы.
1.Политическая реклама,
упрощая содержание программ, с
которыми выступают партии и
отдельные кандидаты, делает
2.Политическая реклама
формирует политические
5. Особенности и основные виды политического менеджмента.
Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. Можно выделить их следующие основные виды:
1. Управленческие отношения,
возникающие между
2.Управленческие отношения,
складывающиеся внутри
3. Управленческие отношения,
где субъект (политическая
Политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.
Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи:
1. Укрепление авторитета
государственного или
2. Создание привлекательного
образа государственного
3. Расширение числа сторонников
той или иной политической
программы, управленческого
4. Формирование электоральных предпочтений населения.
5. Организация политических союзов, блоков.
6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.
7. Оказание воздействия
на лиц, принимающих
8. Мобилизация масс для политической поддержки.
Важность перечисленных
задач для различных субъектов,
В соответствии с решаемыми задачами можно выделить следующие виды политического менеджмента:
1. Имиджмейкинг, или создание имиджа, образа государственного, политического, партийного деятеля, привлекательного для широких масс.
2. Корпоративный политический имиджмейкинг, или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии.
3. Электоральные технологии
как системная организация
4. Технологии политических
союзов как деятельность, ориентированная
на вовлечение в решение
5. Технологии регулирования
и разрешения политических
6. Технологии лоббизма, представляющие
собой деятельность, направленную
на оказание воздействия на
государственных должностных
Выделение особых видов профессий дало основание для классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием принято выделять следующие виды политического менеджмента:
- аналитическое обеспечение политических кампаний;
- политическая реклама;
- политический PR (пиар, public relation) как информационное обеспечение политических кампаний;
- имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения;
- спичрайтинг, или написание текстов выступлений для политика;
- организация и проведение массовых политических акций.
Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые профессии — ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политический менеджмент не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.
Тема 14. Политическая элита общества.
ПЛАН
1. Понятие политической элиты и ее первые, классические концепции.
2. Современные теории элит.
3. Механизм формирования
и основные функции
4. Политическая элита России.
1. Понятие политической элиты и ее первые, классические концепции.