Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов России Б.Чичерин. К позитивным сторонам многопартийности он относил:
- всестороннее освещение
политических вопросов, наличие
у людей политической позиции,
своих защитников и
- существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;
- воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;
- выявление и выдвижение
в политической борьбе
При многопартийности не может быть случайных вождей, здесь нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.
Негативное в многопартийности Б.Чичерин видел в следующем:
- систематически одностороннем направлении взглядов и действий членов партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;
- "дух" своей партии
заслоняет бескорыстное
- в политической борьбе
разгораются страсти. Для
- для достижения своих
целей партии прибегают к
- непрерывная борьба ведет
к ослаблению
Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития политической жизни, но это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще. От нее, по крайней мере на первоначальном этапе, нереалистично ожидать "гуманизации", "очеловечивания". Автоматически, сами по себе плюрализм и гуманизм не сольются воедино.
Из многих партий в конечном счете побеждает та, где сильнее организация, где духовнее, умнее и свободолюбивее ее члены. А каково оптимальное количество партий в обществе? А.Линкольн на этот вопрос отвечал так: одна - у власти, другая - в оппозиции и третья - нарождающаяся.
Государства с многопартийными системами исторически доказали свою политическую нестабильность (III и IV Республики во Франции), так как блоки и коалиции даже близких по идеологии партий в условиях обострения социальных кризисов и нарастания внешней опасности оказываются крайне неустойчивыми. Именно поэтому они закономерно эволюционируют в сторону двух-трех полярных партийных систем.
Суть двухпартийной системы заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий приходит к власти, а другая становится оппозиционной. Двухпартийность полезна, т.к. она способствует хорошему функционированию политической системы. Она упрощает процесс агрегирования (обобщение близких интересов, перевод их на уровень программ) интересов и сокращения требований, делает ненужным посредничество, гарантирует стабильность правительства, поскольку побеждающая партия получает большинство мест в парламенте.
Политология выделяет два вида двухпартийности: "жесткую" и "мягкую". "Жесткая" предполагает строгую дисциплину голосования в парламенте по решению партии, "мягкая" - позволяет каждому депутату голосовать по своему усмотрению, учитывая при этом решение партии. "Мягкая" двухпартийность в действительности близка многопартийности, т.к. приводит к тем же результатам (нестабильности власти). В Англии воплощена "жесткая" двухпартийность, те, кто нарушают дисциплину голосования, исключаются из партии. В США следуют "мягкой" двухпартийности, по каждой проблеме здесь есть большинство и оппозиция, не совпадающая с разделением на две партии. В России фракции в Гос. Думе следуют принципу "мягкого голосования".
Различают также "совершенную" и "несовершенную" двухпартийность. В чистом виде двухпартийность существует лишь теоретически. Практически ситуация складывается так, что рядом с двумя крупными партиями, влиятельными в обществе, существуют и небольшие партии. Их роль зависит от количества голосов, полученных на выборах (голоса, полученные В.Жириновским и А.Лебедем в ходе президентских выборов в России 1996 года и "переданные" Б.Ельцину, в значительной степени обеспечили избрание последнего Президентом). "Совершенная" двухпартийность возможна, если две основные партии набирают не менее 90% голосов, одна из них обеспечивает себе абсолютное количество парламентских мест и может осуществлять руководство в одиночку.
"Несовершенная"
Двухпартийная система также
не свободна от недостатков. При ней
акцент в деятельности вынужденно делается
на критику противников, а не на конструктивные
предложения. Избирательные кампании
проводятся против "чего-то", и
избиратели голосуют против "кого-то".
При двухпартийной системе
Как правило, движение от многопартийности
к двухпартийной системе
В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует политическую деятельность во всех общественных структурах. Она превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не в праве не выполнять партийных решений. Партия становится в виде пирамиды, ее механизм действует и "сверху" и "снизу": сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.
Смысл, вкладываемый в понятие "однопартийная система" отличается от того, идет ли речь о социалистической системе, фашистских режимах или развивающихся странах.
При тоталитарном (деформированном) социализме партия выступает как руководящая и направляющая сила общества, занимается определением внутренней и внешней политики, просвещением и убеждением масс, идеологической деятельностью.
Фашистская партия не заинтересована в пробуждении политического сознания масс, ее пропаганда не столько просвещает, сколько разжигает фанатизм. По-военному организованная партия (например, национал-социалистическая в Германии) выполняет, в основном, функции служб безопасности и полиции.
В развивающихся странах единственная партия делает упор на мобилизацию масс. Она стремится пробудить национальное самосознание, укрепить авторитет руководства, вовлечь широкие слои граждан в политические процессы.
Установление режима единственной партии обычно оправдывается при помощи трех доводов:
- единственная партия
наиболее успешно справляется
с задачей интеграции общества,
она позволяет гармонично
- единственная партия
лучше справляется с
- единственная партия
отражает совпадение интересов
различных социальных групп,
Опыт КПСС, претендовавшей на роль авангарда советского народа, выразительницу совокупного его интереса, показал, что, допустив свою олигархизацию, оторвавшись от масс, она не сумела справиться с такой задачей. В конце 80-х годов заявили о себе так называемые "неформальные" организации, которые отнюдь не симпатизировали КПСС. "Вожди" партии оказались "несменяемыми", "непотопляемыми", многие из них оторвались от рядовых членов, забыли об уставе партии. Все это привело к застою в жизни партии, а затем - и к ее кризису. Это свидетельствует, что однопартийность целесообразна и оправданна лишь в условиях переходных, исключительных или чрезвычайных. Она приемлема как временное явление в конкретных условиях отдельных государств.
Расплодившиеся в неимоверном
количестве политические партии зачастую
паразитируют на благозвучных и эффектных
названиях и лозунгах, а на деле
действуют как заурядные
С ростом политической культуры людей подобная "многопартийность" трансформируется в ту систему, которую предсказывал Линкольн и которая существует в ряде цивилизованных стран.
Тема 10. Политические организации и политические движения.
План
1.Группы давления и их виды.
2.Общественные организации и их функции.
1.Группы давления и их виды.
Наряду с политическими партиями на арене политической жизни активно действуют группы давления. В отличие от партий они не стремятся непосредственно овладеть структурами государственной власти, а ограничиваются влиянием, давлением на власть, оставаясь официально вне ее пределов.
Эти группы оказывают существенное, в некоторых случаях решающее влияние на принятие многих политических решений. Группы эти могут быть сформированы официально и иметь соответствующий статус, и могут быть неофициальными, основанными на личных контактах. Располагая обширными связями в элитарных структурах, сильной экономической властью, группы давления способны мобилизовать на совместные политические акции значительные группы населения.
Современная политическая наука выделяет следующие группы интересов.
1. Спонтанные - отражают стихийно
возникшие, случайные и часто
ориентированные на насилие
2. Неассоциативные - объединяют интересы неформальных, непостоянных и ненасильственных группировок. Характеризуются отсутствием непрерывности существования и организованности (такие группы интересов возникают, например, на основе родственных связей, веры и т.п.).
3. Институциональные группы интересов, т.е. интересов формальных, официальных организаций (партий, собраний, администрации, армии, церкви и т.п.), наделенных, помимо выражения интересов, и другими функциями (например, сплоченная группа офицеров, имеющих общие политические пристрастия).
4. Ассоциативные группы
интересов, добровольные и
Говоря о возможном организационном проявлении групп давления, можно выделить следующие типы объединений.
1. Объединения по сходству
условий жизни. К ним
2. Конфессиональные объединения.
Церковь при определенных
3. Организации, отражающие
специфические интересы. Эти группы
давления борются за права
человека, против расизма, загрязнения
окружающей среды, за уважение
общественной морали и т.п.
Влияние этих групп очень
Действия групп давления усложняют политическую систему, придают ей многообразие, способствуют расширению политических возможностей граждан. Основные функции групп давления следующие.
1.Артикуляция интересов,
посредством которой они
2. Агрегирование или