Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

- ТРАДИЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО: в основе - вера в святость традиций (например, законное наследование сыном престола монарха). Согласно исторически сложившимся традициям и обычаям, человек от рождения имеет «право на лидерство», благодаря происхождению или принадлежности к элите. Такой тип лидерства свойственен доиндустриальным обществам. 

- РАЦИОНАЛЬНО-ЛЕГАЛЬНЫЙ или БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ тип лидерства - основан на вере в законность существующего порядка и его «разумность». Этот тип характерен для "индустриального общества". Он возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью "законных" бюрократических процедур (выборов или назначения). Рационально-легальное лидерство обезличено, имперсонально, действует лишь как инструмент закона.

- ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ лидерство. Харизма - это «боговдохновленность», термин заимствован М.Вебером из раннехристианской литературы. Харизматический лидер - это человек, наделенный сверхъестественными, во всяком случае, исключительными способностями, недоступными обыкновенному человеку. На основе этой необыкновенности он и признается лидером. Естественно, что эти качества во многом не соответствуют действительности, они признаются только последователями. Для этого типа лидерства свойственно фанатическое поклонение последователей, преданность лидеру. Всякое сомнение в способностях лидера - святотатство.

Если традиционное и рационально-легальное  типы лидерства имеют объективные  основания в виде закона или традиции, то харизматическое лидерство носит  сугубо личностный, субьективный характер.

Кроме указанных типов  лидерства есть и другие.

- ПОПУЛИСТСКИЙ ТИП лидерства. Для этого типа лидерства характерно заигрывание с массами и даже пресмыкание перед ними, ориентация на сиюминутные интересы, запросы масс. Популист обычно апеллирует к простоте и понятности предлагаемых мер (Жириновский). Вероятность появления таких лидеров особенно велика в переходные периоды. Они используют доверчивость избирателей и пробиваются в депутаты на основе предвыборных программ, полных самых заманчивых обещаний, которые, как правило, никогда не выполняются. 

- ЛИДЕР - АВАНТЮРИСТ - мастер политической интриги, манипулирующий интересами электората. Его деятельность носит интуитивный характер. На первом месте личные интересы, оторванные от нужд и запросов людей. 

- ЛИДЕР ПОНЕВОЛЕ - часто искренне болеет за интересы избирателей, народа, но не способен к политической деятельности в силу отсутствия необходимых качеств, политического таланта.

4. Функции политического  лидерства. Свобода и ответственность  политического лидера. 

К функциям политического  лидерства относятся: 

- интегративная функция, т.е. интеграция слоев населения в конкретной политической программе, в идеале предусматривающей удовлетворение притязаний каждой группы населения. Установка такого типа в деятельности политика является необходимым условием лидерства ; 

- координационная - т.е.  корреляция деятельности властных  институтов (парламента, суда, администрации)  с принятой в обществе системой  аксиологических регулятивов, с общественным мнением; 

- прагматическая - превращение целей и задач, стоящих перед обществом и формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.

Этими функциями определяется и конкретная деятельность всякого  политического лидера, в задачу которого входит: 

- объединение граждан  вокруг общей цели и организация  её достижения; 

- нахождение и принятие  оптимальных политических решений;  

- выработка новых идей, поддержание в обществе оптимизма  и социальной активности; 

- предотвращение отчуждения  граждан от политического руководства  через средства массовой информации, встречи с избирателями, поездки  по стране, интервью и т.д.; 

- легитимация строя (в  первую очередь в тоталитарных  обществах – СССР, Германия, Северная  Корея, Куба).

Социальная значимость политического  лидера очень высока. Соответственно к нему со стороны общества предъявляются  высокие требования. Суть этих требований сводится к следующему: 

- серьезное политическое  образование, компетенция, эрудиция;  

- воля, твердость характера,  целеустремленность; 

- способность к компромиссу,  диалогу, уступкам; 

- толерантность (терпимость, стремление при решении общественных  проблем исходить из баланса  интересов различных слоев и  групп, партий и общественных  движений, умение налаживать с  ними работу по достижении  общественно значимых целей); 

- организаторские способности,  благодаря которым разрозненные  силы сливаются в единый поток;  

- чувство такта, дипломатичность;  

- способность к творчеству, новаторству, к разумному риску;  

- ораторские способности,  умение четко и аргументировано  формулировать свои мысли, овладевать  вниманием аудитории; 

- политическая интуиция, чувство времени.

У нас за время существования  русской государственности не было и нет четко разработанных принципов ответственности государственных и общественных деятелей за свои дела. Не будем уходить далеко в историю. Возьмем массовые кровавые преступления сталинистов. Все они остались практически безнаказанными. Члены ГКЧП открыто вступили против законной власти, и находятся люди, которые рассматривают их едва ли не как героев. Решение о вторжении в Афганистан принимали 4 конкретных человека, абсолютно незаконно, но ни при жизни, ни посмертно их деяния не были квалифицированы как преступление. Более того, многие конкретные виновники преступлений против общества не только не понесли наказания, но и продолжают занимать важные государственные посты, демонстративно строят своз карьеру и снова поучают народ и призывают его к очередному светлому будущему. Некоторые из них лелеют мечту снова стать политическими лидерами. Нынешний парламент принял сотни новых законов и постановлений. Но ни одного нет, предусматривающего ответственность политиков за свои действия и намерения. Получается, что они по-прежнему могут делать что угодно, обещать и не выполнять обещания, подписывать сомнительного рода документы и не отвечать за свои подписи, обогащаться за счет государства и кричать о бедственном положении россиян.

Политическая ответственность  у нас категория, таким образом, не юридическая, а нравственная. Это  значит, что каждый за свои действия отвечает только перед своей совестью. А совесть - это такое понятие, что всякий толкует его по-своему.

Именно поэтому государственная  власть у нас остается лучшей приманкой  для честолюбивых людей, поскольку  она дает славу, почет, уважение; материальное благополучие. И все это не за работу, а только за принадлежность к этому слою деятелей. Неслучайно на российской политической сцене так  много претендентов на должности  руководителей. Вот если бы каждый из них знал, что государственный  руководитель ответит перед народом за каждый свой шаг, за каждое свое слово, то толпа претендентов на роли государственных руководителей сразу бы сильно поредела.

Таким образом, мы видим, что  политическое лидерство - это один из уникальных феноменов политической жизни общества, связанный с осуществлением властных функций. Оно служит институтом, включающим большинство населения  в решение социальных проблем  в масштабах общества в целом.

Тема 16. Социокультурные  аспекты политики.

1.Политическое сознание: содержание, уровни, функции.

2. Политическая идеология:  сущность, уровни и виды.

3.Политическая культура  общества: сущность, функции, типы.

1.Политическое  сознание: содержание, уровни, функции.

Политическое сознание - одна из основных форм общественного  сознания. Она возникает с появлением государства и политической организации  общества. Политические идеи древних  мыслителей Платона, Аристотеля и других обосновали необходимость для общества государственных образований и  систему норм поведения людей  в политическом пространстве. Уже  в древние времена политические представления и идеи формируются  в специфическую автономную систему  духовных явлений как часть жизни  социума.

В современной научной  литературе политическое сознание относится  к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъективную сторону  политики. Оно представляет собой  совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и  подсознательных, иррациональных, аффективных  элементов, - с другой. На их основе формируются  политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп  к государственным институтам и  власти, участию в управлении и  т.д.

На вопрос о содержании политической деятельности должно дать ответ политическое сознание. Сознание вообще представляет собой специфическую  способность человека и человечества так ориентироваться в окружающей среде, чтобы можно было существовать или адаптироваться творческим образом - взаимодействуя со средой преобразующим  способом. Человек, в отличие от животного, не только пользуется природой для  собственного выживания, но и изменяет ее, внедряется в нее, превращает тело природы в свое общественное тело. По поводу сознания в наше время  столько мнений, сколько людей  об этом задумывается, это явление  получило название плюрализма, и современные  люди еще не знают, что с этим делать.

Политика занимается делами людей, а не природы. Поэтому политическое сознание направляет свое внимание на общество в целом, а его непосредственной задачей является осознание того, как можно организовать сообщество с максимальным учетом потребностей людей и минимальным уровнем  насилия. Как видим, эта задача связана  с бесчисленными противоречиями, которые невозможно даже учесть, поэтому  политическое сознание всегда является ситуативным, оно осознает общество, исходя из его реального содержания здесь и сейчас. Это сознание всегда носит партийный характер, поскольку  нет людей вообще, а существуют конкретные люди, выражающие в сознании не только предметы, но и свою индивидуальную жизнь среди них. Это обстоятельство делает политическое сознание идеологией.

Политическое сознание носит  всегда открытый характер, поскольку  у всех людей по поводу политики не может быть единого мнения, это  всегда борьба, диалог, компромисс, консенсус - на любой вкус.

Если представить себе идеальное политическое сознание, которое  может дать ответы на все вопросы, то окажется, что мы должны знать, что  такое человек и общество, их интересы и цели, права и обязанности, как можно гармонизировать людей без нарушения их свободы, как искоренить зло и сделать всех добрыми, и т. д.

Содержание политического  сознания проявляется в форме  политической деятельности, оно органически  вплетено в политическую структуру  и представляет реальное звено ее функционирования. Содержание политического  сознания слагается из совокупности чувственных и абстрактных образов  существующей или желаемой системы  политических отношений и власти, а также оценочных представлений  и суждений о политической реальности.

Существенная черта политического  сознания - его конкретно-исторический характер. В политических умонастроениях обобщаются в первую очередь представления  и ценности властвующих в обществе групп.

Немаловажная особенность  политического сознания - в его  динамичности, изменчивости, что связано  со спецификой политического бытия.

Таким образом, политическое сознание позволяет различным группам  людей и всему сообществу в  целом осознать свои частные интересы и попытаться их совместить с интересами других групп в политической структуре. Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются  люди, пытаясь реализовать свои интересы. В пределах политического сознания создаются нормы, которые определяют условия социополитического взаимодействия людей.

Политическое сознание распределено среди всех людей, живущих в обществе. Такое сознание - массовое политическое сознание. Существуют также элитарные  формы политического сознания, которые  возникают в головах великих  мыслителей и профессионалов, занимающихся политикой и идеологией.

Политическое сознание - системное образование, имеющее  различные уровни:

1) государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. 'Государственное" сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления;

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"