Краткий курс лекций по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Файлы: 1 файл

курс+лекций+по+политологии.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать файл)

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально-психологические  установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также  идеи общественного порядка и социально-политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев  и государств от социального и  политического радикализма, вытекающего из культа разума и свободы.

Основные идеи классического консерватизма  сводятся к следующему:

- общество - это система норм, обычаев,  традиций, институтов, уходящих корнями  в историю. Если какое-либо  социальное явление сохраняется  в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность - показатель этой ценности;

- существующий институт предпочтительнее  любой теоретической схемы;

- общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой не свободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима;

- ориентация на государственный  авторитет;

- пессимизм в оценке человеческой  природы, скептицизм в отношении  человеческого разума. Нет смысла  полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода. Такая мудрость содержится в наследии прошлого;

- неверие в возможность социального  равенства между людьми; - частная  собственность - гарант личной свободы и социального порядка;

- ограниченность возможностей  человеческого разума, которая предопределяет  невозможность создания нового  общественного устройства по  заранее разработанному плану  «с листа», без опоры на исторические  традиции и институты;

- любое поспешное и радикальное  (революционное либо форсированно-реформаторское) изменение общественного порядка  неразумно и противоестественно;

- незыблемость устоявшегося социального  порядка, неприкосновенность привилегий  высших слоев, общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);

- незыблемость институтов, лежащих  в основе «здорового и естественного»  социального порядка - семьи, религии  и частной собственности;

- допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства.

Основные политические идеи консерватизма:

- цель политики - защита статус-кво  от любых поползновений революционеров;

- цель политики - выработка реформаторского типа социальных изменений;

- цель политики - поиск в прошлом  таких идеалов, которые производны  от порядка и преемственности  как главной ценности, и их  пропаганда;

- идея защиты семьи, религии  и национального величия;

- пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений  консерватизма и возникает неоконсерватизм.

В идеологии неоконсерватизма соединяются  старые ценности - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриального общества - творческий труд, уникальность личности, образование. Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения в управлении, предлагается дополнить электоральный выбор выдвижением наиболее достойных (уважаемых) граждан.

Неоконсерваторы придают большое  значение привлечению персонала  к участию в управлении предприятиями  как средству преодолеть отчуждение труда и, следовательно, стабилизации общественной жизни.-

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.

Государство для неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах  и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т. д.

Основными политическими идеями неоконсерватизма являются:

- только рыночные отношения  ведут к реальному развитию  общества и человека;

- свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;

- классическая демократия неосуществима  или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

- главное право личности - право  иметь собственность и свободно  распоряжаться ею.

Несмотря на новации в содержании, неоконсервативная идеология сохранила  твердую приверженность следующим  принципам:

1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев;

2) Уважение к неприкосновенным  и незыблемым общественным ценностям  - семье, религии, частной собственности;

3) Признавая формально – юридическое  равенство, он однозначно выступает  против экономического и социального  равенства людей;'

4) Признание обязанности государства  охранять общественный порядок  и поддерживать моральные устои,  но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствованию свободной конкуренции;

5) Требование взаимного доверия  и взаимопомощи граждан и государства,  без чего невозможно поддержание  социального порядка.

Среди основных разновидностей и направлений  современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

1. Национал-консерватизм - в рамках  этой идеологии превыше всего  ставятся интересы нации, народа  и национальной государственности,  сохранение национального духа, национальной культуры и единства. К числу приверженцев «национал-консерватизма» может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и «просвещенных патриотов» до расистов и даже неофашистов, а также «промежуточные» политические направления.

2. Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

а) против экономического равенства  и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской  политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т. к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

6) за неприкосновенность частной  собственности, стихийного «саморегулирующегося»  рынка и свободной конкуренции;

в) против левой, коммунистической и  социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение  и любые попытки реализации «социалистической  модели» представляют угрозу для  базовых ценностей западного  общества и цивилизации;

г) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности  покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных  личностей.

3. Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений:

4. Религиозный консерватизм - идеология,  выступающая за сохранение традиционных  христианских, мусульманских и иных  религиозных норм и ценностей  в культурной, экономической и  политической жизни общества

Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции  и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Она отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндустриальному обществу.

Социальную базу неоконсерватизма составляет "новый средний класс", заинтересованный во внедрении в  экономику достижений научно-технической  революции, и группировки так  называемого "молодого капитала", сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

Неоконсерватизм отразил такие  глубинные общественные процессы, как  потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и  поощрении предпринимательской  инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.).

Несмотря на очевидную прогрессивность, неоконсерватизм не смог выработать адекватные подходы к решению  ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриализму - углубляющейся социальной дифференциации в странах Запада, потенциально чреватой социальными конфликтами; увеличивающегося разрыва в условиях жизни между Севером и Югом, который сдерживает развитие международного разделения труда и расширение рынков наукоемкой продукции.

В обозримом будущем неоконсерватизм  останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита и т. д.).

Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм обнажил те черты  консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.

Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

Социал-демократическая идеология

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

Социалистическая идеология сегодня  остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим  положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.

Марксизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этой идеологии (ленинизм, маоизм, сталинизм). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство - распад мировой системы социализма.

Социал-демократическая идеология  исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ при сохранении социального мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.

Информация о работе Краткий курс лекций по политологии