2 Теория идеологии – методологическое
основание изучения идеологии государства.
Идеологии государства или,
точнее, государственная идеология есть
один из видов идеологии. Например, если
идеология белорусского государства стала
объектом изучения буквально лишь несколько
лет назад, то идеология как социально-политическое
явление подвергается научному анализу
уже более двухсот лет.
За это время сложился
комплекс понятий и утверждений,
объясняющих феномен идеологии.
Этот комплекс содержит доводы
относительно наличия идеологии
как особого феномена сознания
групп людей, определение понятия
идеологии, представления об условиях
ее возникновения и факторах
развития, утверждения об особенностях
языка идеологии, о формах и
уровнях ее проявления, о выполняемых
ею социальных функциях, о видах
идеологии, ее соотношении с другими
социальными явлениями.
Данный комплекс понятий и утверждений
не только дает достаточно целостное представление
об идеологии как явлении, но и содержит
определенный механизм построения знания
о ней и ее конкретных видах. Поэтому он
отвечает критериям научной теории и может
служить методологической основой исследований
различных видов идеологии.
Таким образом, теория идеологии
является методологической основой изучения
такого ее вида как государственная идеология.
Опираясь на комплекс устоявшихся понятий
и утверждений, относящихся к феномену
идеологии, можно получить целостное представление
и о содержании идеологии государства.
4 Идеология и политика. Основные функции
идеологии.
Идеология определяет
цели политики, формулирует ориентиры
политической деятельности, обосновывает
выбор средств ее реализации,
организует усилия людей в
осуществлении политики. Идеология
способствует формированию и
развитию политического сознания
людей (индивидуального и общественного),
обосновывает механизмы и умение
анализировать социально-политические
процессы и явления с точки
зрения определенных целей, ценностей
и интересов. Идеология обеспечивает
механизмы политической социализации
личности, воспитания и развития
политической культуры.
Идеология, как правильно отмечают
исследователи, является «действенным
и незаменимым социальным инструментом,
посредством которого вырабатываются
цели общественного развития, сплачиваются
социальные общности, аккумулируется
социальная энергия людей» (В.А. Мельник).
Основные функции идеологии:
● Интегративная - объединение
людей, интеграции общественно-политических
и социальных образований на основе принятия
как можно большим количеством людей тех
или иных общих идей и ценностей.
● Аксиологическая - производство,
формулирование и распространение
ценностей, имеющих характер социальных
норм.
● Мобилизующая - посредством
общности идей и соответствующего
их содержания, идеология мобилизует
людей и побуждает к тем
или иным действиям (или бездействию).
● Прогностическая - идеология
является специфическим инструментом
социального прогнозирования. Основным
элементом прогноза является идеал, который
носит нормативный характер, - он обозначает
не просто то, что будет, а то, что должно
быть. В конечном итоге прогноз становится
предметом убежденности и веры. Целью
идеологического прогнозирования, в отличие
от иных видов прогнозов, является не только
объяснить, но и направленно воздействовать
на действительность.
5 Идеология и мировоззрение. Идеология
как особый тип верований.
Идеологию часто отождествляют
с мировоззрением. Это действительно схожие
явления, но все же они не есть одно и то
же. Их подобие проявляется главным образом
в том, что и одно и второе служат средством
обеспечения ориентации человека в окружающей
действительности.
Однако между ними
существуют и принципиальные
различия:
1) Мировоззрение и идеология
различаются по охвату существующей
реальности. Мировоззрение – это
взгляд на мир в целом, на
место в нем человека, общества
и человечества, на отношение
человека к миру и к самому
себе; это – понимание людьми
своего жизненного предназначения,
своих идеалов, ценностных ориентаций,
нравственных установок, принципов
деятельности. Идеология же связана
исключительно с социальным бытием
людей, она есть выражение понимания
социальными группами своего
места в существующей системе
общественных отношений, осознания
ими своих интересов, целей и
путей их достижения.
2) В структуре мировоззрения
гораздо большую роль, чем в структуре
идеологии, играют знания – жизненно-практические,
профессиональные, научные. Именно благодаря
знаниям, прежде всего научным, человек
лучше ориентируется и оценивает окружающую
природную и социальную реальности. В
содержании каждой идеологии также в той
или иной мере присутствуют научные знания,
но здесь они носят избирательный характер
и используются с целью обслуживания интересов
тех или иных групп людей. Идеологии, в
сущности, есть особый тип верований, поскольку
их постулаты принимаются носителями
в качестве истинных без строгих доказательств.
7 Основания классификации и виды идеологий.
Понятия идейно-политического течения
и идейно-политического спектра.
Ориентироваться в идеологической
мозаике современного мира помогает классификация
идеологий. Классификация политических
идеологий может быть осуществлена по
следующим основаниям:
• по их носителям
(национальные, групповые, корпоративные
и т.д.);
• масштабам притязаний
их носителей (локальные, тотальные
(глобальные));
• характеру выражаемого
в идеологиях отношения к существующей
социальной действительности и
направленности выдвигаемых ими
целей (прогрессивные, консервативные
и т.д.)
• предлагаемым способам
реализации сформированных идеалов, ценностей
и целей (радикальные (революционные),
умеренные (реформистские) и т.д.).
Перечисленные основания
классификации относятся к самым
распространенным. Разумеется, в основу
деления идеологий могут быть положены
и какие-то другие важные в том или ином
отношении их свойства.
Идеологии подразделяют
также на традиционные (с выделением
среди них классических образцов и последующих
их модификаций) и нетрадиционные.
Традиционные идеологии
– те, которые оформились к
середине XIX в. и обслуживали интересы
основных социальных классов
Нового времени. Таковыми идеологиями
являются либерализм, консерватизм
и социализм. Модификациями их классического
содержания (т. е. разработанного основоположниками)
являются неолиберализм, неоконсерватизм,
идейные доктрины социал-демократии (демократический
социализм) и коммунистических партий
(ленинизм, сталинизм, маоизм (Китай) и
др.)
Нетрадиционные идеологии
– те, которые либо актуализировались
в первой половине XX в., либо оформились
к рубежу XX – XXI вв. и отражают
интересы самых различных по
своему составу групп людей. К
нетрадиционным идеологиям относят
национализм, фашизм, пацифизм, феминизм,
экологизм, глобализм, антиглобализм,
фундаментализм и др. Среди указанного
ряда выделяют альтернативные идеологии,
или идеологии новых социальных движений
– те, которые выдвигают нетрадиционные
цели и задачи общественного развития,
а также специфические способы и методы
их достижения. К таким идеологиям обычно
относят феминизм, пацифизм, экологизм,
антиглобализм.
В политической науке
понятие идейного спектра или,
точнее, идейно-политического спектра
используется для обозначения
определенной систематизации различных
видов общественно значимых идеологий,
а также их носителей – политических
партий и общественных движений.
Понятие «идейно-политический спектр»
описывает всю имеющуюся в
обществе совокупность идейно-политических
течений, подобно цветовому спектру,
располагая в виде какого-то
последовательно ряда. Такое расположение
идеологий и их носителей в
идейно-политическом спектре совершается,
как правило, по одной из двух
осевых линий: «левые-правые» либо
«либералы-консерваторы».
Определения «левый»
и «правый» характеризуют содержание
и степень радикализма политических
идеологий и их носителей. «Левыми»
принято называть все идейно
– политические течения, участники
которых в целом разделяют
приверженность идеям свободы, равенства,
братства и общественного прогресса.
«Правыми» называются идейно-политические
течения, участники которых в
общих чертах разделяют приверженность
существующему общественному порядку,
принципам авторитета, иерархии
и долга. Полный спектр идейно-политических
течений по линии данной оси
выглядит так: крайне левые (или
ультралевые) – левые - левоцентристские
– центристские – правоцентристские
– правые – крайне правые (или
ультраправые ).
Традиция деления идеологий
и их носителей на «левых» и «правых» восходит
к порядку рассадки депутатов Французской
национальной ассамблеи 1789 г., согласно
которому по разные стороны от спикера
располагались сторонники идей свободы,
равенства, братства, прогресса (слева)
и те, кто выступал за сохранение монархии
(справа), а депутаты, стоявшие на умеренных
позициях, занимали места между теми и
другими (центр). Эта модель получила широкое
распространение и в других парламентах.
Со временем понятия «левые», «центр»,
«правые» послужили основой понятия «идейно-политический
спектр».
При расположении идейно-политических
течений по оси «либералы-консерваторы»
к первым относят тех, которые
ориентированы на осуществление
общественных нововведений, ко вторым
- тех, которые направлены на сохранение
существующего социального порядка
либо выступают за возврат
общества к некому прошлому
его состоянию. Представление о
том, в какой части политического
спектра по оси «либералы- консерваторы»
находится то или иное идеологическое
течение, та или иная политическая партия
дают также такие термины, как радикалы,
умеренные и реакционеры. Радикалы занимают
либо крайне левый (левые радикалы, или
революционеры), либо крайне правый
(правые радикалы, или реакционеры) фланги
идейно-политического спектра. Между этими
полюсами находятся либералы, умеренные
и консерваторы; перечисленные позиции
различаются по своему отношению к темпам,
глубине и методам осуществленных изменений,
но все они выступают за новаторское содействие
общественному развитию.
8 Либерализм – доминирующее идейно-политическое
течение Запада.
Социальный либерализм. Возникновение
идеологии либерализма было связано с
утверждением в Западной Европе капиталистического
общества, и по времени совпадало с периодом
буржуазных революций XVIII - XIX веков. По
существу, либерализм - это идеология,
выражающая интересы класса буржуазии.
Основоположниками либерализма являлись:
Дж. Локк (теория общественного договора),
Л. Монтескье (идея разделения властей),
А. Смит (теоретики рыночной экономики)
и др.
Центральное место
в либерализме занимает идея
индивидуальной свободы (от латинского
«liberatus» - свободный). Принцип свободы рассматривается
либералами как важнейшее условие реализации
человеком своих неотъемлемых естественных
прав.
В политической и
экономической жизни принцип
свободы трактуется либералами
как свобода от чрезмерных
ограничений со стороны государства.
«Лучшее правительство то, - подчеркивал
американский президент Т. Джефферсон,
- которое меньше всего управляет».
Именно в либеральной
идеологии была выдвинута идея
приоритета гражданского общества
перед государством. Как утверждал
один из основополож-ников либерализма
Дж. Локк: «...гражданское общество - это
постоянная величина, а государство - производное
от него». Еще одной важной особенностью
либерализма является то, что его идеологи
с самого начала были последовательными
сторонниками разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную. Такое разделение
они считали надежным средством от узурпации
власти и злоупотребления ею.
Функции государства, по мнению
либералов, должны сводиться к минимуму:
охране частной собственности, установлению
общих правил свободной конкуренции, обеспечению
общественного порядка и контролю за соблюдением
законов в обществе, а также защите страны
от внешней опасности.
В экономической сфере
главными принципами либерализма
являются: частная собственность, личная
предпринимательская инициатива, свободный
рыночный обмен, конкуренция.
В социальной сфере
либералы – сторонники индивидуализма
и противники социального равенства.
В духовной сфере
– сторонники свободы взглядов,
слова, совести.
Таким образом, классический
либерализм, каким он был в XIX -
первой трети ХХ века, являлся
идеологией, отрицательно относившейся
к активному вмешательству государства
в общественную жизнь.
Однако, по мере развития
капиталистического общества, выявились
не только положительные, но и
отрицательные стороны такого
отношения. Стихийно функционировавшая
рыночная экономика все чаще
и чаще стала переживать кризисы
перепроизводства. Эти кризисы сопровождались
закрытием огромного числа предприятий,
массовой безработицей, уничтожением
колоссальной массы товаров и
катастрофическим ростом социальной
напряженности. В конце 20-х - начале
30-х годов ХХ века разразился
мировой кризис, поразивший все
страны Западной Европы и Северной
Америки одновременно и поставивший
капиталистическое общество на
край гибели.
Под воздействием кризиса либеральная
идеология претерпела серьезные изменения
и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс
и др.). Он дал возмож-ность выработать
и осуществить систему мер, по существу,
преобразивших ка-питализм и открывших
новые перспективы его развития.