Ценность автономии.
Белорусское политическое общество является
автономным. Это означает, что его независимость
и самоуправление основаны на государственном
суверенитете Республики Беларусь и проявляются
в самостоятельном осуществлении внутренней
и внешней политики. Следует, конечно,
иметь в виду, что суверенитет ни в коем
случае не означает какой-либо сознательной
изоляции, или полной независимости от
объективных условий политического окружения.
Сегодня республика успешно осуществляет
диалог и поиск новых форм взаимовыгодного
сотрудничества со странами ближнего
и дальнего зарубежья. Важнейшим ее приоритетом
является строительство единого союзного
государства с братской Россией.
Ценность сильного и эффективного
государства. Сложный характер современных
социально-экономических и политических
проблем, стоящих перед республикой порождает
объективную тенденцию к усилению системы
государственной власти. Сильное и эффективное
белорусское государство обеспечивает
стабильность политической жизни общества,
создает условия для успешного разрешения,
стоящих перед обществом проблем.
Ценность института Президентства.
Государственная власть в Республике
Беларусь персонифицируется ее Президентом,
который во многом является лицом не только
государства, но и белорусской политики
вообще. Конституция Республики Беларусь,
фактически, обосновывает статус института
президентства в качестве самостоятельной
ветви власти. Президент, как Глава государства,
обладает сегодня рядом функций исполнительного,
законодательного, арбитражного и контрольного
характера. Глава государства, например,
определяет структуру правительства и
имеет полномочия по преобразованию системы
исполнительной власти, издает декреты,
имеющие силу законов, координирует действия
различных ветвей власти и отдельных государственных
органов, влияет на принятие решений в
Парламенте – Национальном собрании Республики
Беларусь. Президент активно влияет на
формирование идеологии молодого белорусского
государства.
Ценность гражданского
общества. На современном этапе развития
политического общества в Республике
Беларусь гражданское общество находится
в стадии своего формирования. Несмотря
на то, что на 1 января 2003 г. в республике
Министерством юстиции было зарегистрировано
1034 общественных организаций (женских
и молодежных, физкультурно-спортивных,
благотворительных, культурно-досуговых
и т.п.), профессиональных союзов и политических
партий, ядро белорусского гражданского
общества представлено, главным образом,
профессиональными союзами, общественными
организациями (например, БРСМ), Советами
депутатов. Эти три столпа нашего гражданского
общества обеспечивают связь народа с
органами власти, вовлечение граждан в
государственное строительство. Уровень
активности политических партий в республике
является достаточно низким, о чем свидетельствует
их непопулярность. По оценкам Института
социально-политических исследований
при Администрации Президента Республики
Беларусь, например, ни одна из официально
зарегистрированных на конец 2002 г. 18 политических
партий года не имела высокого политического
рейтинга, не пользовалась сколько-нибудь
широкой поддержкой населения (Белорусская
партия женщин «Надежда», Коммунистическая
партия Беларуси, Аграрная партия и др.).
И, наоборот, значительным доверием и поддержкой
у населения пользовались Президент, армия,
Конституционный суд, местные советские
органы власти. Что же касается негосударственных
объединений, то значительной поддержкой
населения пользовалась, например, Православная
церковь. Серьезные перспективы в формировании
и развитии белорусского гражданского
общества имеют профессиональные союзы.
Согласно
Л. Козику, профсоюзное движение на территории
республики зародилось еще в конце ХIХ
века. Именно тогда возникли союзы щетинщиков,
кожевенников, печатников (в Гомеле).
Федерация профсоюзов Беларуси
образована в октябре 1990г, перерегистрирована
в 2002г. Она объединяет 31 республиканский
отраслевой профсоюз, ассоциированных
членов, 25 960 первичных профсоюзных организаций,
а членами ФПБ являются более 4-х миллионов
человек. По справедливому мнению Председателя
ФПБ, «профсоюзы должны стать школой социальной
адаптации и экономических реформ для
социально активной части общества». Это,
в частности, означает, что важнейшей ценностью
белорусского общества является также
политическая культура участия, или просто
ценность участия.
Ценность участия.
Государство сегодня заинтересовано в
активном вовлечении в свою политику широких
народных масс, что является одним из важнейших
условий превращения Беларуси в сильную
и процветающую державу.
Приоритет морально-правовых
ценностей над прагматическими и конъюнктурными
ценностями. Важнейшей особенностью
идеологии белорусского политического
общества, с особой силой проявляющейся
в деятельности первого Президента
Республики Беларусь, является подчинение
политических ценностей морально-правовым
ценностям, выражающим общее благо нашей
страны и раскрывающим единство общественного
и личного блага, как текущей, так и стратегической
политики государства. Следствием этого
является формирование высоких нравственных
стандартов честности, искренности, открытости,
принципиальности, последовательности
в деятельности молодого белорусского
государства, как в области внутренней,
так и внешней политики. Правовые аспекты
идеологии белорусского общества систематизированы
в Основном законе белорусского государства,
его Конституции, которая содержит 146 статей,
определяющих: основы конституционного
строя, отношения личности, общества и
государства, избирательную систему, порядок
взаимодействия ветвей власти, функционирование
местных органов управления и контроля,
основы финансово-кредитной системы, а
также порядок действия и изменения самой
Конституции.
Также к политической составляющей
идеологии белорусского государства следует
отнести идею унитарного, демократического,
правового, социального и светского государства
и их конкретную реализацию в политической
практике.
19 Экономическая составляющая идеологии
белорусского государства.
С учетом своего
исторического опыта белорусы
разработали и осуществляют собственную
модель социально- экономического
развития. При этом они не стали
как самоцель осуществлять тотальную
приватизацию государственной собственности,
а начали последовательно обновлять
технологию производства, освобождать
свою экономику от устаревших
элементов и дополнять ее рыночными
структурами. Белорусская экономическая
модель, которая предполагает формирование
социально ориентированной, многоукладной
рыночной экономики с равноправным
функционированием государственной
и частной собственности, уже
доказала свою жизнеспособность.
Белорусы не только восстановили
к 2001 году докризисный уровень
валового внутреннего продукта,
причем первыми среди стран
СНГ, но и быстрыми темпами
продолжают двигаться вперед.
Каждое общество разрабатывает
теоретическую модель и формирует собственную
экономическую систему, которая строится
на основе творческого синтеза традиций
хозяйствования и своеобразия своего
развития, регионального и мирового опыта.
В мире практически не существует
двух совершенно одинаковых экономических
систем. Но их можно классифицировать
по каким-либо характерным признакам,
например, по формам собственности или
по формам регулирования экономической
деятельности. С точки зрения форм собственности,
экономические системы могут основываться
на частной или государственной собственности,
а в традиционном обществе – на общинной.
Господствующая форма собственности определяет
формы производства и распределения. Формами
регулирования экономических процессов
могут быть традиции, команда (планирование)
или рынок. Соответственно экономические
системы подразделяют на традиционные,
рыночные, командные и смешанные. При традиционном
хозяйстве движение ресурсов, созданных
продуктов, структурные особенности производства
определяются обычаями и традициями. При
рыночной экономике движение созданных
благ осуществляется при помощи спроса
и предложения. При командной экономике
хозяйственные процессы планируются и
регулируются государственными координирующими
органами. В смешанной экономике сочетаются
различные элементы первых трех систем.
Разновидностью смешанной
системы является социально ориентированная
рыночная экономика. Под таковой
принято понимать экономическую
систему, которая позволяет государству
посредством использования механизмов
рыночного, государственного и общественного
регулирования экономических процессов
осуществлять эффективную социальную
политику. Социально ориентированная
рыночная экономика позволяет сочетать
свободную частную инициативу, конкуренцию
производителей с активной ролью государства
в хозяйственной жизни, эффективность
производства с высоким уровнем социальной
защищенности населения. Такие экономические
системы, как правило, отличаются высокой
долей государственной собственности,
широкими масштабами государственного
регулирования экономических процессов,
развитой системой социальной поддержки
различных категорий граждан, наличием
института производственной демократии.
Социально ориентированная
рыночная экономика в той или иной мере
характерна практически для всех индустриально
развитых западных стран. Фактически она
является неотъемлемой чертой общества
на постиндустриальной стадии его развития.
По оценкам специалистов, государственное
регулирование экономических процессов
наиболее высокой степени достигло в Германии.
Здесь государство жестко связывает право
распоряжения собственностью с ее эффективным
использованием. Оно проводит активную
политику в сфере денежного обращения,
формирования и исполнения государственного
бюджета, регулирования развития отраслей
производства, обеспечения занятости
населения. Немецкое государство играет
существенную роль в перераспределении
доходов населения методами финансовой
и социальной политики. Примерами социально
ориентированной рыночной экономики могут
служить также Австрия, Голландия, Франция,
Италия, Испания, Португалия, Скандинавские
страны.
Особенности белорусской модели социально
ориентированной рыночной экономики:
- сильная и эффективная государственная
власть. Только такая власть, оказывая регулирующее
воздействие на экономику, способна обеспечить
ее динамичное развитие, а значит, и последовательное
повышение уровня жизни, достижение высокого
стандарта благосостояния граждан, утверждение
социальной справедливости, общественного
порядка и политической стабильности;
- обеспечение равноправия
и эффективного функционирования частного
и государственного секторов экономики. Это означает,
что каждый из них должен занимать определенное
место в структуре национальной экономики
и служить интересам общества. В условиях
рыночных отношений частный сектор может
и должен развиваться, внося свой вклад
в национальное достояние. Государственный
сектор необходим там и в той мере, где
частному сектору не под силу решения
экономических задач. На каждом этапе
развития страны соотношения между частным
и государственным сектором экономики
может быть различным и может меняться;
-подход к разгосударствлению
экономики (приватизации государственной собственности)
не как самоцели, а как средству повышения
эффективности хозяйствования, конкурентоспособности
и прибыльности экономики. При этом основная
ставка должна делаться на поиск и привлечение
экономических субъектов, готовых вкладывать
средства в приватизируемые предприятия
и способных к ответственным и эффективным
экономическим действиям. Приватизация
должна осуществляться в соответствии
с интересами общества, отрасли, предприятия,
работающего человека;
- многовекторность внешнеэкономической
деятельности субъектов хозяйствования.
Это – важнейший принцип благоприятного
существования и функционирования страны
в условиях глобализации мирохозяйственных
связей. Ныне экономика любой страны не
может успешно развиваться без ее включения
в международные экономические процессы.
Поэтому Беларусь, развивая интеграционные
связи с Россией и другими странами СНГ,
одновременно должна обеспечивать свое
присутствие в тех странах и регионах
мира, в таких международных экономических
организациях, где это экономически выгодно,
отвечает ее национальным интересам.
-сильная социальная политика.
Необходимость повышенного внимания социальным
аспектам жизнедеятельности общества
прямо вытекает из конституционного положения
о том, что Республика Беларусь является
социальным государством. Это предопределяет
обязанность институтов государства проявлять
заботу об обеспечении достойного существования
всех граждан, не подрывая при этом стимулов
для полного проявления ими своих способностей.
Однако необходимость осуществления сильной
социальной политики диктуется и потребностями
развития самой экономики, условием которого
является наличие физически здоровых,
высокообразованных, профессионально
подготовленных и творчески мыслящих
работников. Такой подход предполагает
сопряжение социальной ориентации экономики
с повышением эффективности инвестиций
(т. е. вложения финансовых средств) в развитие
человеческого потенциала. Поэтому разработка
и осуществление государством программ
в области образования, здравоохранения,
физкультуры и спорта, охраны материнства
и детства, защиты пожилого населении
и малообеспеченных слоев общества ныне
является одной из самых отличительных
особенностей белорусской экономической
модели.
Таким образом, разработанная
и реализуемая на практике
модель белорусской экономической
системы ориентирована на обеспечение
высокой эффективности производства,
что и позволяет проводить
правительству страны сильную
социальную политику. Она находит
свое выражение в нарастающем
и приоритетном инвестировании (т.е.
вложении финансовых средств) в
здоровье людей, в их образование,
профессиональное и культурное
развитие. Высокое социальное качество
нашей экономики позволяет поддерживать
стабильно высокий уровень материальной
обеспеченности как общества
в целом, так и различных групп
населения. Такая экономическая
система позволяет обеспечивать
рациональное и справедливое
регулирование доходов и тем
самым осуществлять гармонизацию
доходов, а значит, и гармонизацию
общественных отношений.
20 Социогуманитарная составляющая идеологии
белорусского государства.
Необходимо отметить
особое значение в деле воспитания
граждан социально-гуманитарной
составляющей, прежде всего в
сфере образования и культуры.
Она обеспечивает усвоение идей,
ценностей и норм национально-государственной
идеологии.
Содержание учебной литературы
социально-гуманитарной направленности,
особенно по таким дисциплинам, как история,
филология, философия, культурология,
социология, политология, экономика должно
быть как научным, так и идеологическим
(ориентирующим на высокие образцы духовности
и патриотизма).
Особые требования должны предъявляться
и к деятельности учреждений культуры
и работающим на ниве культуры гражданам
Беларуси. В нашей стране создана разветвленная
сеть театрально-зрелищных и культурно-просветительских
учреждений. Их деятельность должны быть
направлена на увековечение художественными
средствами славного прошлого белорусского
народа, отражение его национальных идеалов
и ценностей, его современных чаяний и
устремлений. Она также способствует формированию
у подрастающего поколения, всех других
категорий граждан Республики Беларусь
идеалов патриотизма и социальной справедливости,
высоких духовных и эстетических потребностей,
на приобщение народа к художественному
творчеству и гуманистическим ценностям
мировой культуры.
Задачей задач деятелей культуры
ныне становится обеспечение, с одной
стороны сохранения социокультурной самобытности
белорусов в условиях нарастающих процессов
глобализации, а с другой – адаптации
к его цивилизационной идентичности альтернативных
феноменов культуры, формирующихся в процессе
становления постиндустриального (информационного)
общества.