Курс лекций по дисциплине "Идеология белорусского государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Идеология белорусского государства".

Файлы: 1 файл

идеология.docx

— 96.39 Кб (Скачать файл)

Термином «глобализм» (от лат. globus – шар) ныне принято обозначать, во-первых, направление научного, политического, философского мышления, отражающего особенности современного этапа развития человечества, и, во-вторых, идеологическую доктрину, обосновывающую политику глобализации, направленную на преобразование разрозненного мирового экономического, политического и культурного пространства в единую глобальную систему.

 Глобализация представляет  собой объективный и отчасти  управляемый процесс изменения  всех сторон жизни общества, ведущий  к превращению мирового сообщества  в целостный организм. Этот процесс  выражается в становлении системы  мировых взаимосвязей, в которой  произошедшие изменения или события  в одном регионе мира влияют  на действия людей, живущих во  всех других его регионах. Суть  глобализации, таким образом, заключается  в том, что расстояния и территориальные  границы между нациями-государствами  перестают играть прежнюю роль. Глобализацию можно рассматривать  в экономическом, культурном и  политическом измерениях.

 Основы глобализма  как идеологической доктрины  закладывались главным образом  участниками так называемого Римского клуба – международной неправительственной организации, собравшей видных ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира. Толчком к формированию идеологии глобализма послужил доклад Римскому клубу «Пределы роста» (1972), подготовленный группой ученых во главе с Д. Медоузом. Авторы доклада пришли к выводу, что имеющихся ресурсов планеты не достаточно для обеспечения процветания всех. Следовательно, ограниченность ресурсов накладывает пределы мировому экономическому росту. С этого момента мышление значительной части западных интеллектуалов и представителей правящих кругов обращается к поиску путей обеспечения выживания не столько всего человечества, сколько населения западных стран.  В итоге возобладала идея того, чтобы изъять жизненно важные планетарные ресурсы у тех, кто ими владеет, но “не умеет” или “не желает” ими цивилизованно распоряжаться (слаборазвитые страны), и передать такие ресурсы в руки преуспевающей части человечества (развитые страны). В аспекте политической практики глобалистские идеи периодически обсуждаются в рамках такой международной организации, как «Трехсторонняя комиссия», объединившей политиков и экспертов самого высокого ранга из развитых западных стран – США, Канады, Англии, Германии, Италии, Японии.

 С точки зрения идеологов  и проводников политики глобализма, развитие человечества осуществляется  в едином направлении в соответствии  с принципами либерализма, который  по результатам «холодной войны»  стал, по их мнению, безусловным  победителем среди конкурирующих  традиционных идеологий. Ключевым  положением идеологии глобализма  является либеральное понимание  человека как автономного («атомарного») индивидуума,  жизнедеятельность  которого не должна опосредоваться  какими-либо  социальными группами  или общностями – кастовыми, сословными, классовыми, национальными, цивилизационными. Данный постулат, считают глобалисты, должен быть положен в основу  политической практики в планетарном  масштабе. Фасад такой политики  составляют борьба против нарушений  прав человека  за пределами  западных стран и международного  терроризма, а также повсеместное  утверждение либеральной демократии. В действительности же эта  политика направлена на достижение  иных целей, затрагивающих самые  основы человеческого существования. Ее общим знаменателем должно  стать стирание последних различий  между культурами  и цивилизациями.

В последнее время политика глобализации сопровождается мерами по силовому устранению «непокорных» правительств и лидеров либо организацией их свержения посредством так называемых «цветных революций». Наиболее активные сторонники глобализации выступают за сознательную передачу власти от суверенных государства глобальным структурам управления международными экономическими и политическими процессами на основе применения обновленных норм международного права. Словом, они выступают за слияние всех народов и государств в единое планетарное образование с наличием богатого меньшинства и бедного большинства и с установлением мирового правительства, которое управляло бы человечеством.

Антиглобализм

 Антиглобализм (от греч. аnti приставка, обозначающая противоположность, враждебность чему-либо, направленность против чего либо, и глобализм) – международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональным финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно на разработку и реализацию демократической модели глобализации. Антиглобализм возник как реакция со стороны различных категорий общественности разных стран, международных организаций (как правительственных, так и неправительственных), государственных и общественных деятелей, видных ученых, представителей духовенства основных религиозных конфессий на нарастание в мире всех форм неравенства, вызванного политикой глобализации. Идеология антиглобализма в определенной мере складывались в ответ на глобалистские идеи, разрабатывавшиеся участниками Римского клуба. Среди виднейших идеологов антиглобализма можно назвать мексиканского индейца Инсурхенте Маркоса, американского философа и лингвиста Ноама Хомского, Славоя Жижека и др.

Антиглобализм проявляется как в виде критики политики глобализации, так и в виде акций протеста против проявлений такой политики и ее активных проводников. Формально за дату рождения антиглобализма можно считать 1994 год, когда субкоманданте Маркос во главе небольшого отряда индейцев попытался захватить четыре главных города штата Чиапас на юге Мексики. Вскоре Маркос смог добиться многого: были приняты законы относительно этнических меньшинств, сам Маркос выступил с главной трибуны страны и стал одним из теоретиков и организаторов антиглобалистского движения.

Первая крупная международная акция антиглобалистов – 50-ти тысячная демонстрация – состоялась в 1999 г. в Сиэттле, участники которой протестовали против открытия в этом городе сессии Всемирной торговой организации (ВТО) и навязывания западными странами своих торговых правил всему остальному миру. Эту акцию затем стали называть «битвой при Сиэттле», поскольку она вылилась в ожесточеннейшие схватки с полицией. В дальнейшем выступления антиглобалистов стали приурочивать к саммитам глав государств и правительств экономически развитых стран и форумам различных международных организаций, задействованных в политике глобализации. В этой связи массовые демонстрации антиглобалистов прошли в Гетеборге и Давосе, в Вашингтоне и Праге, в Квебеке и Ницце, в Генуе и Брюсселе. Особенно значительные волнения произошли в 2001 г., во время встречи «Большой восьмерки» в Генуе, когда не менее 300 тыс. антиглобалистов участвовали в баррикадных столкновениях. В последующем в различных странах стали возникать организации и объединения антиглобалистской направленности.

Следует иметь ввиду, что участники антиглобалистского движения не выступают против глобализации как естественного процесса усиления взаимодействия, взаимозависимости и взаимосближения различных стран и народов в мировом масштабе. Они стремятся повернуть данный процесс в русло сотрудничества различных народов, в русло диалога культур с уважением особенностей и традиций каждого народа, сохранением суверенитета и территориальной целостности государств, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государств и сохранением многополярного мироустройства. Они выступают против отождествления объективного процесса глобализации мира с навязыванием однополярной системы международных отношений, с созданием единой универсальной цивилизации. Они выступают против форсированной глобальной интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни, ведущей к усилению неравенства между различными обществами и внутри каждого общества в отдельности. Формулу водораздела сторонников и противников политики глобализации выразил Н.  Хомский следующими словами: «На одной стороне – власть, на другой – население. Мы – за глобализацию в интересах населения всего мира; они – за особую форму глобализации в интересах предпринимателей».

Религиозный

Фундаментализм

 Термином «фундаментализм» (от лат. fundamentum – основание) принято обозначать образ мыслей, предполагающий существование определенных «глубинных и окончательных истин», не подлежащих сомнению каково бы ни было их содержание, такой способ мышления характерен для религиозно настроенных групп людей. Они склонны трактовать политику и все вообще стороны жизни человека  и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений. С этой точки зрения политическая и социальная жизнь должны быть организованны на «изначально данных» религиозных принципах, которые, согласно верованиям возвещены Творцом в священных текстах. Поскольку такие принципы отвечают интересам определенных групп людей и  обычно оформляются в виде целостных систем, то фундаментализм, по сути, является видом идеологии. 

 Первоначально фундаментализмом  называлось одно из течений  современного протестантизма, представители  которого требуют принятия в  качестве основы («фундамента») вероучения  всего содержания Священного Писания  и отказа от попыток его критического пересмотра. Возникновение фундаментализма связывают с распространением в США в 1910 – 1912 гг. анонимных брошюр «Фундаменталисты. Свидетельство истины», в которых либеральный протестантизм был осужден как модернизм, разрушающий христианскую веру. Наибольшего расцвета фундаментализм достиг в 1920 – хх гг., когда по инициативе его сторонников в многих южных штатах США были приняты так называемые «антиэволюционные законы», запрещавшие преподавание учения Ч. Дарвина.

 В настоящее время  понятие «фундаментализм» стало  употребляться в  более широком  смысле -  для обозначения религиозных  направлений, отстаивающих идею  возвращения к первоосновам того  или иного вероучения. В разных  регионах мира складываются различные  разновидности религиозного фундаментализма. В США, например, с 1970-х  годов растет  влияние христианского фундаментализма, сторонники которого выступают  за запрет абортов, введение молитвы  в школах и пр. Исламский фундаментализм  стремится утвердить в мусульманских  странах общественные порядки, существовавшие  во времена пророка Мухаммеда  и т.д.

 Понятие «фундаментализм»  обычно употребляется в отрицательном  смысле, означая закостенелость, догматизм  и авторитарность мышления. Однако  фундаментализм может быть связан  и с позитивными явлениями, например, с бескорыстным поиском истины, утверждением социального равенства  и справедливости, проявлением верности устоявшимся этическим нормам.

13 Понятие «национальная идея». Нация-государство как результат практической реализации идеи нации.

Национальная идея — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации.

 В мировой науке  не существует общепризнанного  определения нации, особенно если  речь идет о его соотношении  с понятием государства. Одни  исследователи нацией считают  естественное, объективно существующее, сообщество людей, обладающих общей  идентичностью. В основе такой  идентичности может быть общность  происхождения, языка, истории, культуры  или просто общность занимаемой  территории. При этом считается, что нация может быть государственно  организованным сообществом, но  может и не быть таковым. Тем  не менее, необходимым признаком  нации рассматривается явное  стремление общности к автономии  и самоорганизации в форме  отдельного государства.

Другие же исследователи полагают, что между нацией и государством существует неразрывная взаимосвязь: в качестве нации признается только политически организованное сообщество людей. В данном случае нация понимается как совокупность всех граждан одного государства как политического сообщества. При таком подходе понятие «нация» охватывает все  территориальное сообщество, т.е. народ, независимо от происхождения, языка, цвета кожи, обычаев, религиозных убеждений составляющих его людей. При этом считается, что только организационно-правовое самооформление территориальной группы людей в виде государства делает ее способной на коллективное действие и, следовательно, превращает ее в подлинный субъект политики. Иными словами, нацией признается государственно организованная группа людей. Такую группу людей называют также гражданской или политической нацией. Нетрудно видеть, что при таком подходе понятия государства и нации совпадают. Отсюда и название «Организация Объединенных Наций», хотя ее членами являются государства.

 В отечественном обществоведении  в воззрениях на нацию вплоть  до недавнего времени господствовал  первый из упомянутых подходов. Он был использован И.В. Сталиным (1879-1953) в 1913 году в работе «Марксизм  и национальный вопрос». Согласно  ему, для того чтобы какая-нибудь  группа людей могла называться  нацией, она должна обладать четырьмя  неразрывно связанными между  собой чертами: «Нация есть исторически  сложившаяся устойчивая общность  людей, возникшая на базе общности  языка, территории, экономической жизни  и психического склада, проявляющегося  в общности культуры». Как видно, данное определение к нациям  относит культурно отличительные  территориальные группы людей  и умалчивает об организационных  аспектах их бытия, т.е. исходит  из того, что нация не обязательно  должна являться политическим  сообществом. Такое определение  нации близко к тому, что ныне  исследователи называют этносом  – группа людей, говорящих на  одном языке, признающих свое  единое происхождение, обладающих  комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освещенных традицией  и отличающих ее от таковых  других.

Очевидно, что проживающая на определенной территории самобытная по своей культуре группа людей, как бы кто ее ни называл – этнос, народ или нация – не является социальным субъектом, если она не имеет собственных организационных структур. Этнос по определению не является политическим сообществом, а значит, и реально действующим субъектом. Попытки же создания такового только в рамках определенной этнической группы неизбежно оказываются безуспешными, поскольку совершенно однородные в культурном отношении территориальные группы встречаются крайне редко, разве что совсем крохотные. В силу этого практически все современные государства являются полиэтническими сообществами людей.  Поэтому вполне понятным является тот факт, что в мировом правоведении и в юридических академических словарях слово «этнос» отсутствует, а термин «нация» определяется  как государственно организованное, т.е. обладающее субъектностью, территориальное сообщество людей. В этом значении термин «нация» будем употреблять и мы.

 Взаимосвязь между  понятиями «государство» и «нация»  позволяет соединить их в одном  понятии: «нация-государство». Как в  отечественной, так и в западноевропейской  литературе понятие «нация-государство»  употребляется как полное тождество  понятия «национальное государство». Оба они отражают тот факт, что исходной предпосылкой образования  государств в Европе являлось  культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация проживающей на  определенной территории группы, что вело к ее осознанию  себя особой нацией и последующему  самоопределению в качестве национального  государства. Превращение этнокультурной  или однородной в каком-либо  ином отношении территориальной  группы в национальное государство  или, проще говоря, в нацию-государство, знаменует собой рождение суверенного  субъекта политики, а именно государства  современного типа, пришедшего на  смену феодальным, династическим  и религиозным политическим сообществам. Данная форма самоорганизации  территориальной группы людей  в качестве политического субъекта  первоначально возникла, повторяем, в Европе, а затем утвердилась  и в других регионах мира. Политические  и административные институты  наций-государств устанавливаются, как правило, конституциями, законами  и иными правовыми актами.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Идеология белорусского государства"