Следствием утверждения нации-государства
как формы политического сообщества стало
формирование современной системы международных
отношений. В ее основе лежит принцип национального,
или государственного, суверенитета и
потому ее принято определять как нациоцентристсткую
или, что то же самое, государственноцентристскую
международную систему.
14 Национальная идея – исходное положение
белорусской государственной идеологии.
Как мы видели, в
одной и второй трактовках
нация предстает как территориальная
группа людей, отличающаяся какой-либо
общей идентичностью ее членов,
осознающая общность своих базовых,
или жизненных, потребностей и
в той или иной мере стремящаяся
к обеспечению условий для
своего самосохранения и развития.
Следовательно, к нациям также
применимо понятие «идеология»:
каждая национальная общность
объективно является носителем
совокупности идей, ценностей и
представлений, которые выступают
в качестве результата ее группового
мышления. По крайней мере, каждая
нация – будь то этнокультурная
общность или политически организованное
сообщество – вырабатывает определенную
совокупность представлений о
самой себе – своем происхождении,
своей истории, своем отличии
от других общностей и своем
подобии с ними. Такую совокупность
представлений обычно принято
называть национальным самосознанием.
Более широкий круг явлений
отражает сознание национальной общности,
организованной в государство и действующей
как полноправный субъект политики. В
данном случае нации являются носителями
относительно целостной системы идей,
ценностей и представлений, в которых
они осознают себя, свое положение в окружающей
действительности, свои потребности и
интересы как единого целого, формулируют
свои цели и устремления и обосновывают
пути их достижения с помощью государственной
власти. При этом каждая определяющая
себя в качестве нации-государства общность
людей вырабатывает и определенную сумму
идей относительно своего прошлого, способов
оформления в единое целое, путей поддержания
своей целостности, форм взаимоотношений
с другими народами, целей своего исторического
развития. Указанную совокупность воззрений
можно назвать не просто национальным
самосознанием, а национальной идеологией.
Доминирующее в сознании
определенной общности людей
представление, согласно которому
она рассматривает себя в качестве
нации и в силу чего она
считает себя вправе по собственному
усмотрению строить как свою
внутреннюю жизнедеятельность, так
и свои отношения с другими
народами, принято называть национальной
идеей. Она есть исходный момент
процесса формирования национальной
идеологии, это – ее базовая
идея. Содержание национальной идеи
обычно конкретизируется ответами
на ряд вопросов относительно
исторического бытия общности. Среди
них вопросы о «начале» исторической судьбы
народа, его генетических истоках, процессе
становления цивилизационной идентичности
и социокультурной уникальности, месте
в современном мире, отношениях с соседними
народами, особенностях национального
характера и др. Национальная идея всегда
выступает как ядро национального сознания,
отражающее основной итог исторического
пути народа, его современное состояние,
его чаяния и устремления; она служит основой
программ деятельности общности по устройству
и переустройству способов своего существования
в меняющихся исторических условиях. Когда
национальная идея овладевает сознанием
группы (общности) людей, находящейся в
составе политически организованного
сообщества, то она, как правило, становится
отправным моментом формирования движения
данной общности за национальное освобождение.
Если это движение наталкивается на сопротивление
со стороны властей, то оно именуется борьбой
за национальное освобождение.
Следует подчеркнуть,
что нации в готовом виде
не рождаются; в качестве наций
самоутверждаются или самоопределяются,
т. е. организуются в виде политических
сообществ, группы людей (этнокультурные
общности) в процессе своего исторического
развития. И свою жизнеспособность доказывают
лишь те общности людей, которые в состоянии
осознать, выразить и постоянно подтверждать
свою культурную отличительность.
Мысль о самоопределении территориальной
общности в качестве особой нации -
национальная идея - не изобретается
произвольно, она возникает в сознании
общности как итог пройденного ею исторического
пути и одновременно как своеобразная
основа ее дальнейших помыслов и устремлений.
Поэтому национальная идея, можно сказать,
заключает в себе двуединый смысл: с одной
стороны, она есть выражение самоосознания
(самоидентификации) территориальной
группы людей как самобытной общности,
как особого народа, с другой — ее послание
окружающему миру о своем бытии, о своих
идеалах, ценностях, интересах и о своей
решимости их отстаивать. Однажды возникнув,
национальная идея становится имманентным,
т.е. внутренне и постоянно присущим, сознанию
этно-культурной общности феноменом.
Национальная идеология,
будучи формой выражения (само) сознания
народа, есть конкретно-исторический
феномен, ее содержание формируется
и развивается одновременно со
становлением и развитием самой
нации. Это означает, что от эпохи
к эпохе национальная идеология
видоизменяет свои формы и
обогащает свое содержание, формируя
новые приоритеты в устремлениях
народа с учетом достигнутых
результатов его развития и
произошедших изменений в условиях
его жизнедеятельности. При этом в содержании
национальной идеологии сохраняется ее,
так сказать, генетическая основа, т.е.
базовые (жизненно важные) потребности,
идеалы и ценности, в которых проявляются
социокультурная самобытность, особенности
мировосприятия, психологического (душевного)
склада и характера данного народа. Утрата
же народом по каким-либо причинам своих
базовых ценностей или их замена смыслообразующими
ценностями другого народа есть признак
вырождения национальной идентичности
данной общности или ее ассимиляции с
другой национальной общностью.
С введением термина
«идеология белорусского государства»
закономерно встал вопрос о
соотношении между понятиями
«идеология», «государственная идеология»
и «идеология <данного> государства».
Не представляет сложности установить,
что они соотносятся друг с
другом как родовое, видовое и
единичное понятие.
В логике из двух
классов явлений тот, что содержит
в себе другой, называется родом,
а тот, что содержится, видом. Единичным
считается любое отдельно взятое
явление из данного рода или
вида явлений. Соответственно, и
понятия, которыми обозначаются
данные род и вид явлений
и любое отдельно взятое из
них явление, называются родовым,
видовым и единичным. В рассматриваемом
нами случае родовым является
понятие «идеология»: оно охватывает
все возможное множество явлений,
которым присущ данный феномен.
Видовым является понятие «государственная
идеология»: оно служит для обозначения
специфических особенностей идеологии,
присущей такому виду (классу) ее
носителей, как государства. Термин
«идеология <данного> государства»
(например, «идеология белорусского
государства») выступает как единичное
понятие: он служит для обозначения
государственной идеологии в
ее индивидуальной конкретности,
характерной для определенного
государства.
Таким образом, предметное
значение понятий «государственная
идеология», «национально-государственная
идеология» и «идеология <данного>
государства» совпадают. Это означает,
что в соответствующих контекстах
данные термины могут быть
взаимозаменимы и из них вместе с родовым
понятием «идеология» можно конструировать,
согласно правилам логики, новые словосочетания,
синонимичные исходным терминам. К примеру,
абсолютно тождественными являются термины
«идеология современного белорусского
государства» и «государственная идеология
Республики Беларусь»..
16 Концепция белорусской государственности
– элемент национально-государственной
идеологии.
Как уже отмечалось,
составным элементом национально-государственной
идеологии является комплекс
представлений данного народа
о своей государственности. Что
же принято понимать под государственностью?
Очевидно, что термин «государственность»
является производным от понятия
«государство». В разных контекстах
он может иметь различные значения.
В политической науке общепринятым
является определение государственности
как «особого признака, которым отмечено
историческое развитие стран (нации, группы
национальностей, союза племен и пр. образований),
сумевших создать собственное государство
или восстановивших утраченное в силу
различных причин (утрата независимости,
объединение с другой страной) свое государство.
Государственность – не только достояние
общества, показатель его развития, но
и идеология, общественная, политическая
и культурная ориентация, направляющая
страну на развитие государства, его защиту,
совершенствование политической организации
общества» (Политология: энциклопедический
словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов.
– М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. –
431 с. С. 64 – 65.).
Систематизированный
комплекс представлений относительно
государственности определенного
народа принято называть концепцией,
или доктриной, его государственности.
Такой комплекс представлений
обычно содержит определенные
утверждения относительно происхождения
и развития самого народа, предпосылок
и процесса становления его
государственности, особенностей устройства
институтов его государства, направлений
их дальнейшего развития, а также
форм его взаимодействия с
другими народами и государствами.
Представления о государственности
народа во все времена являются
предметом идейного противоборства.
Особенно остро оно проявляется
в переломные моменты истории
народов. Различные политические
субъекты внутри сообщества, а
также внешние политические силы
всегда стремятся выдвинуть и
внедрить в сознание общности
такие идеи и представления
относительно ее государственности,
которые отвечали бы их интересам
и устремлениям. Данный вопрос
в полную меру завладел и белорусским
обществом и уже более полутора десятков
лет находится в центре острейших общественно-политических
дискуссий.
Очевидно, что в периоды
стабильного функционирования общности
в ее сознании доминируют представления
о своей государственности, исходящие
от господствующих в нем социально-политических
сил. Всякий социальный субъект,
занимающий господствующие позиции
в обществе, стремится обосновать
необходимость либо сохранения
и укрепления существующей государственности,
либо ее преобразования в соответствии
с определенными представлениями.
В том и другом случае преследуется
одна цель – приведение институтов
государства в такое состояние,
чтобы они в максимальной мере
отвечали интересам данных сил.
При этом выдвигаемые ими аргументы
по своей форме или по существу
выступают как выражение интересов
и потребностей всей общности
– народа, нации, общества.
Концепция государственности,
которая объективирована в системе действующих
институтов государства, закреплена в
нормативно-правовых и политических документах
(декларациях, манифестах, конституции,
законах, концепциях, директивах и т.п.),
в системе государственных праздников
и памятных дат, в символике государства,
в исторических памятниках и историко-мемориальных
комплексах, содержании одобренных государством
школьных и вузовских учебников и т.п.
является составным элементом национально-государственной
идеологии.
Во всех странах правительства
рассматривают устойчивость принятой
ими интерпретации государственности
своего народа как важнейший фактор национальной
безопасности и не позволяют вольного
обращения с ней со стороны кого бы то
ни было. Эрозия концепции государственности
влечет за собой и расшатывание самого
государства. Концепция государственности,
таким образом, призвана выполнять функцию
идейно-теоретического обоснования интересов
общности в сфере государственного строительства,
обеспечения единства народа, целостности
государства и стабильного развития общества.
Что касается альтернативных
подходов к истолкованию прошлого,
настоящего и будущего государственности
общности, то в периоды стабильного
функционирования общества они
вынашиваются радикально-оппозиционными
политическими силами. Общественным
мнением их подходы расцениваются
обычно как несерьезные или
даже абсурдные. В переломные
же моменты исторического развития
разногласия между различными
социальными силами по проблеме
государственности общности, как
и по многим другим вопросам
ее жизнедеятельности, усиливаются
и обостряются, что может привести
к существенным сдвигам в ее
понимании широкими категориями
населения. Это, в свою очередь, может
повлечь изменения в государственном
устройстве страны.
Между теоретико-концептуальной
интерпретацией государственности
и писаной историей данного
народа и его государства существует
весьма жесткая взаимосвязь. В
чем суть этой взаимосвязи?
История государства определенного
народа есть результат научного познания
одной из сторон прошлого данного народа,
а именно государственно-правовых форм
организации его жизни в их конкретности
и хронологической последовательности
от древности до современной эпохи. Эта
научная дисциплина является органической
частью общей истории страны: она акцентирует
внимание на зарождении и развитии форм
и принципов организации ее населения
как общности.
В то же время история того
или иного государства, как и общая история
создавшего его народа, не есть «строгая»
наука; она есть типичная область социально-гуманитарного
знания, содержание которого неразрывно
связано с социальными позициями и идейными
установками познающего субъекта. В зависимости
от того, кем и в каких условиях написана
история государства данного народа, заведомо
будут получены различные результаты
с несовпадающими выводами и оценками.
Как отмечают видные западные исследователи,
«каждая эпоха с ее различными теориями
совершенно по-новому подходит к изучению
“одного и того же” предмета» и «не надо
думать, что хороший историк лишен страстей».
Поэтому научные сочинения по истории
того или иного народа и его государственности
есть в то же время и идеологические произведения.
Приведенные положения означают,
что история определенного народа и его
государства могут излагаться в соответствии
с заранее разработанной концепцией его
государственности либо теоретическая
интерпретация государственности может
осуществляться в процессе написания
истории народа и его государства. В этом
состоит глубинная суть взаимосвязи между
историей определенного народа и концепцией
его государственности.