Курс лекций по дисциплине "Идеология белорусского государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Идеология белорусского государства".

Файлы: 1 файл

идеология.docx

— 96.39 Кб (Скачать файл)

Далее на основе вышеизложенных методологических принципов  предполагается рассмотреть закрепленные в официальной учебной литературе, а значит, и присутсвующие в общественном сознании как положения национально-государственной идеологии представления:

1) о зарождении и становлении  белорусской этнической общности;

2) о развитии ее самосознания  и формулировании белорусской  национальной идеи;

3) о значении для исторического  развития белорусской общности  вхождения в прошлом белорусских  земель в состав различных  государственных образований;

4) о становлении и развитии  белорусской национальной государственности. 

17 Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности – составляющая белорусской национально-государственной идеологии.

Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества (с общеславянскими ценностями). В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности — коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские (евразийские), а не на индивидуалистические (западноевропейские) ценности существования. Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Ценность коллектива была связана с православной религией (православием). Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия. Но, с другой стороны, общество никогда не приобретало у белорусов такого самодовлеющего глобального характера, как у русских, когда служению общественному делу посвящаются все силы личности. Для белорусов более характерно ощущение собственной независимости, автономности. Для них характерным является также уважение права, законопослушание. Одно из главных мест в этой системе занимают толерантность (высокая степень национальной, расовой, конфессиональной и др. видов терпимости), трудолюбие, бережное отношение к земле и дому. Толерантность белорусов не только была связана с поликонфессиональной средой, но и выступает как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. Среди ценностей белорусов — неприятие конфликтов и противоречий, стремление к стабильности и равновесию (отсюда — недоверие к новациям, разрушающим привычную жизнь). Отрицание насилия, миролюбие и покладистость, и тут же — свободолюбие и храбрость (свидетельством чему является участие в военных действиях). Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность — характерные черты белорусов. Сегодня приоритетными для белорусов должны стать материальные и моральные ценности, такие как государственность, ценности языка, собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости. Заложенные в языческую и киеворусскую эпохи культурно – исторический (цивилизационный) тип восточнославянской общности в последующие исторические периоды приводит к формированию традиционных идеалов и ценностей белорусского народа.

 Как нам уже известно, начиная с конца ХІІІ в на землях Восточной Европы, в том числе на землях Беларуси, стали складываться новые политические, социально-экономические и этнокультурные условия, главный результат которых выразился в образовании трех славяно-русских общностей — белорусской, русской и украинской. Исследователи – историки, философы, правоведы – приходят к единодушному выводу, что важнейшим достижением в развитии белорусской культуры периода Великого княжества Литовского является формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни.

 Утверждение о гуманистической  тенденции в духовной культуре  белорусов воспринимается как  само собой разумеющееся: то была  эпоха Возрождения. Гуманизм (от  лат. humanus – человечный) есть нравственно-этическая установка, заключающаяся в признании человеческой личности высшей общественной ценности. Гуманизм как  идеал общественной жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Carmen de statura feritate ac venatione bisontis» («Песнь об облике, дикости зубра и охоте на него»), сокращенное название которого – «Песнь о зубре».  В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения нашего гениального соотечественника  -  гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение. Но сначала несколько слов об авторе поэмы.

 На протяжении всей  истории белорусского народа  гуманистический идеал служил  белорусам, образно выражаясь, в  качестве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепление  в следующих волнующих строках 2-ой статьи Конституции Республики  Беларусь: «Человек его права, свободы  и гарантии их реализации являются  высшей ценностью и целью общества  и государства».

 Демократизм, (фр. democratisme от греч. demos – народ и kratos – власть, что означает власть народа) – это принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция своими корнями уходит вглубь истории древних славян. «Славяне и анты [антами в произведениях византийских писателей VI – нач. VII в. назывались некоторые объединения восточнославянских племен. – В.М.], - пишет византийский историк VI в. Прокопий, - не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии и потому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща». Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.

На протяжении последующей истории Беларуси, за исключением отдельных периодов, четко проявляет себя тенденция юридического закрепления и защиты прав личности, усиления демократизма в жизнедеятельности общества. Очевидно, что реализация гуманистического и демократического идеалов и сегодня является основным направлением развития белорусского общества и государства.  

 Патриотизм как одно  из наиболее глубоких национальных  чувств белорусов также формировался  на протяжении многих веков  их истории. С образованием Древнерусского  государства восточные славяне  стали осознавать его пространства  как край своих отцов, как родную  землю, которую живущие на ней  поколения должны беречь, защищать  и приумножать.

Белорусы генетически тяготеют к коллективизму, но понимают и ценят значение принципа индивидуализма как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Иными словами, белорусы составляют своеобразную индивидуалистическо-коллективистскую общность.

 В отечественной традиции  общественной мысли эта индивидуалистическо-коллективистская  этическая установка выражается  в понятии соборности. Соборность  – это такой тип отношений, при котором каждый проявляет  озабоченность не только собой, но и другими, ставил свое личное  спасение в зависимость от  спасения всех и каждого. Идею  соборности не следует путать  с примитивным коллективизмом, который  нивелирует людей, подавляет индивидуальность. Соборность предполагает вместо  противопоставления человека («Я) и  мира («Мы») их согласие с сохранением  их свободы и самодостаточности. Именно такой принцип организации  своей жизнедеятельности является  органическим, естественным для  белорусов. Он формулировался отечественными  мыслителями и предлагался ими  в качестве идеала самоорганизации  общности. Проследим за генезисом  их соответствующей мысли и  ее воплощением в их личной  жизни.

Примечательно, что принцип соборности, или гармонии общего и личного блага, белорусы распространяют и на свои взаимоотношения с другими общностями. Белорусам, можно сказать, органически присуща установка на федерализм или, употребляя более привычный для нас термин, на союзность. На протяжении всей своей истории они отдавали предпочтение не идее обособленного государственного существования, а идее сосуществования с родственными общностями в составе федерации или, точнее, в рамках союзной государственности.  Белорусская государственность изначально формировалась и развивалась как союзная государственность. Первой формой реализации установки на союзность еще предками белорусов явилось их сосуществование с другими восточнославянскими общностями в составе Древнерусского государства, которое можно определить как своеобразный союз русских земель- княжеств. После распада данного государственного образования белорусские земли оказываются в составе полиэтнического государственного образования – Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. Будучи включенными в состав унитарного по замыслу его создателей государства – Речи Посполитой, белорусы с первых дней его существования стали бороться за свою автономию, а затем и за воссоединение с русским государством. В последующем белорусы выступили соучредителями Советского Союза, в составе которого они окончательно консолидировались в особую нацию. Ныне белорусы стремятся наполнить реальным содержанием Договор об образовании Союзного государства Беларуси и России, с которым они связывают свое будущее в новых геополитических реалиях.

 Принцип соборности  в организации жизнедеятельности  белорусов становится огромным  их преимуществом в условиях  формирующегося информационного  общества. Исследователи социальных  изменений, которыми сопровождается  процесс становления такого общества, приходят к выводу, что для  своего успешного функционирования  и развития такое общество  предполагает наличие у людей  доверия друг к другу, навыков  согласованных действий, словом  – искусства жить в ассоциации  автономных индивидов. Информационное  общество, отрицая индивидуализм  индустриального общества, возвращается  к неотрадиционным, а это значит, к соборным по своей сути способам деятельности людей. Базовыми ценностями в таком обществе наряду с доверием становятся также свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность. Естественно, что адаптация к таким ценностям будет даваться легче тем сообществам, которые на индустриальной стадии своего развития меньше других ушли от коллективистских начал организации жизнедеятельности, которые включают в себя все вышеперечисленные ценности. Оставаясь по преимуществу коллективистами, белорусы без особых сложностей вступают в постиндустриальную стадию своего развития.

18 Политическая составляющая идеологии белорусского государства.

Рассмотренные социокультурные особенности белорусской общности традиционные идеалы и ценности белорусов, свойства их национального менталитета и доминирующие черты их национального характера обусловливают спокойное, без социальных потрясений и резких переходов от одного состояния к другому течение социально-политической жизни белорусского общества. Белорусы неизменно проявляют свою приверженность решать возникающие в различных сферах жизни проблемы в духе терпимости, уважения достоинства своих оппонентов, на основе права, демократических норм, традиционных представлений о социальном равенстве и справедливости.

Указанный подход к решению общественных проблем белорусы в полную меру проявили в критический момент своей истории – во время распада СССР и обретения белорусским государством полной самостоятельности. В отличие от ряда других бывших республик Советского Союза, где установление государственного суверенитета сопровождалось кровавыми столкновениями различных политических сил, белорусский народ смог в относительно спокойной обстановке отладить институты своего государства, принять в 1994 году Конституцию Республики Беларусь, избрать на основе нового законодательства своего Президента и быстро перейти к созидательной деятельности. Причем  и на первых президентских выборах в 1994 г.,  и на вторых в 2001 г., и на третьих в 2006 г. они отвергли кандидатуры тех претендентов на этот высокий государственный пост, программы которых предполагали полный пересмотр исторического опыта белорусского народа и коренную переделку всех основ его жизнедеятельности.

 Подобным образом белорусы  поступали и в последующие  годы. В результате свободного  волеизъявления на референдуме 14 мая 1995 года они разрешили такие  вызывавшие острые дискуссии  проблемы общественно-политической  жизни, как придание русскому  языку равного статуса с белорусским, развитие экономической интеграции с Российской Федерацией, установление новых Государственного флага и Государственного Герба Республики Беларусь. Путем внесения по итогам референдума 24 ноября 1996 г. поправок в Конституцию был спокойно преодолен острый политический и парламентский кризис. На этом же референдуме был решен вопрос о перенесении Дня независимости Республики Беларусь (Дня республики) с 27 июля на 3 июля – день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне («за» проголосовали более 5,1 мн. человек, или 70,45% граждан, принявших участие в голосовании). Столь же спокойно 17 октября 2004 г. была внесена еще одна поправка в Конституцию и избраны депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

 Белорусское общество, безусловно, должно непрерывно развиваться, без этого оно рискует затеряться  в бурном потоке истории. Но  оно развивается –  должно  развиваться! – в рамках собственной  культурной традиции, без чего  оно было бы обречено на  утрату своей самобытности. Более  того, радикальная «перестройка»  общества, разрушение основ веками  формировавшейся цивилизации, внедрение  в жизнь людей чуждых ценностей  и установок может привести  к исчезновению не только своеобразной культуры народа, но и самого народа как уникальной общности. Белорусская государственная идеология, следовательно, должна опираться на традиционные для нашей цивилизации ценности, ориентироваться на преемственность в общественном развитии. «К заимствованию идеалов, ценностей и целей, - подчеркивает Президент Республики Беларусь А. Г.Лукашенко, - необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности и установки, - составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам». Они же составляют и системообразующую основу белорусской национально-государственной идеологии.

Таким образом, эволюционный путь развития, постоянное обновление всех сфер жизнедеятельности общества, соблюдение норм права и принципов демократии при решении государственных и общественных дел – таковы важнейшие особенности общественно-политической жизни Республики Беларусь.

Основными ценностями белорусского политического общества являются следующие:

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Идеология белорусского государства"