Исследователи отмечают, что
национализм может проявляться в различных
формах, которые есть выражение либо процесса
формирования национального самосознания
этнической или просто территориальной
общности, либо способов защиты общностью
своей идентичности или своих интересов.
В зависимости от преобладающей сферы
выражения национальных чувств и устремлений
группы различают национализм политический,
языковый, культурный и экономический.
Исторически первая форма национализма
– политический национализм. Он есть не
что иное, как проявление стремления определенной
общности людей либо создать собственное
государство как результат осознания
себя нацией, либо обеспечить доминирование
уже имеющегося собственного государства
на международной арене. Национализм можно
характеризовать также по степени интенсивности
проявления носителями данной идеологии
соответствующих чувств и связанного
с ними характера их поведения. По данному
критерию принято выделять либеральный,
консервативный и экспансионистский национализм.
Либеральный национализм ориентируется
на безусловную реализацию права народов
на самоопределение, на создание ими собственного
национального государства. Такой национализм
не отдает предпочтения одной нации перед
другим, для него все нации равны. Идеалом
либерального национализма является мир
суверенных наций-государств. В такой
трактовке национализм представляется
консолидирующим как отдельные нации,
так и международное сообщество фактором.
Вместе с тем либеральный национализм
также небезупречен. Либералы, как известно,
убеждены в том, что все люди, независимо
от расы, вероисповедания, языка, социального
статуса, имеют или должны иметь одинаковые
права и свободы. Сегодня эта идея закреплена
в доктрине прав человека. Ставя индивида
выше нации, либералы, по сути, допускают
возможность нарушения национального
суверенитета под предлогом защиты прав
человека. Поэтому они ратуют за расширение
компетенции, точнее, за придание властных
полномочий международным организациям,
которые могли бы на «законных» основаниях
вмешиваться во внутренние дела наций-государств.
Внутренне противоречив и либерально-националистический
идеал мирового порядка как сообщества
наций-государств. В современном мире
практически нет гомогенных наций: в действительности
все так называемые «нации-государства»
объединяют множество языковых, религиозных,
этнических и региональных групп и некоторые
из них вполне могут претендовать на статус
«нации». Поэтому право народов на самоопределение
фактически противоречит праву государств
на сохранение суверенитета и территориальной
целостности. Ни одна конституция в мире
не допускает выхода из состава государства
какой-либо его части, однако это то и дело
происходит на практике. Консервативный
национализм ориентируется главным образом
на проблемы сохранения единства нации,
ее защиты от угроз либо внутреннего, либо
внешнего характера. В этой идеологии
в качестве внутреннего дестабилизирующего
нацию фактора рассматривается классовая
разобщенность общества; отсюда лейтмотивом
консервативной мысли становятся призывы
к национальному единству. «Внешними врагами»
нации рассматриваются иммиграция и усиление
наднациональных начал в международных
отношениях. При этом считается, что иммиграция
способна подорвать этническую идентичность
общества и может обернуться сплошными
расовыми беспорядками и насилием. На
этих положениях выстраивают свои идейные
доктрины Национальная партия Британии,
Национальный фронт Ле Пена во Франции,
крайне правые группировки в Германии.
Точно также считается, что развитие наднациональных
структур типа Европейского союза и глобализация
культуры таят в себе угрозу национальной
идентичности и, следовательно, безопасности
нации.
Экспансионистский национализм выступает
как самая высокая – агрессивная и воинственная
– степень проявления националистической
позиции и соответствующей ей политики.
В его основе – психология ревностного,
подчас истеричного, националистического
энтузиазма. Нация, в представлении носителей
данного чувства, есть замкнутое этническое
целое, чистоту каждого следует сохранять
всеми возможными способами. Естественно,
что такой национализм получает свое выражение
в доктринах этнического и расового превосходства
одних народов над другими, что уже граничит
с откровенным расизмом. Крайняя форма
экспансионистского национализма ассоциируется
с шовинизмом. Своим происхождением слово
«шовинизм» обязано Николя Шовэну, французскому
солдату, прославившемуся фанатичной
преданностью Наполеону и делу Франции.
В шовинизме мир четко делится по принципу
«свои - чужие», причем «чужие» представляются
как причина всех и всяческих бед и невзгод,
выпадающих на долю «своих». Поэтому «чужих»
следует всячески призирать и ненавидеть,
а еще лучше – бороться с ними и, по возможности,
уничтожать их. Присущее носителям такого
рода национализма чувство неприязни
и враждебности к представителям других
наций, к их образу жизни, мировоззрению,
психологическому складу принято называть
ксенофобией (от греч. xenos – чужой и phobos
– страх). Нагляднее всего национализм
в его экспансионистском виде проявил
себя между двумя мировыми войнами в Германии
и Италии, где он принял форму идеологии
и практики фашизма – агрессивного подавления,
подчинения и порабощения народов других
стран представителями «высшей» расы.
Таким образом, как
отмечал русский философ Н.А. Бердяев,
в национализме присутствует
два начала и, следовательно, национализм
бывает двух типов: творческий, созидательный,
и деструктивный, разрушительный. В
первом случае он способствует
сплочению общности, образованию
нации-государства, или национального
государства; во втором – направлен
против других народов или
их представителей и несет
в себе угрозу не только
для противника, но и для своего
сообщества.
Фашизм (ит. fascism, от fascio – пучок, связка,
объединение) определяется как праворадикальное
идейно-политическое движение, возникшее
вскоре после Первой мировой войны в ряде
стран Европы. Наиболее полное воплощение
идеология и практика фашизма получила
в тоталитарных политических режимах
Б. Муссолини в Италии в 1922–1943 гг. и А. Гитлера
в Германии в 1933–1945 гг. и др.
Возникновению фашизма способствовала
обстановка мирового экономического кризиса
и усиления революционных настроений
среди населения, охвативших страны Западной
Европы после Первой мировой войны и победы
революции в России. Можно сказать, что
это идейно-политическое движение было
взращено на изощренной демагогии, спекулировавшей
популярными в то время антикапиталистическими
и социалистическими лозунгами. В Германии
росту фашизма способствовали также ущемленные
Версальским мирным договором 1919 года
национальные чувства немецкого народа.
Поэтому не удивительно, что фашизм находил
свою опору преимущественно в социально
обездоленных группах в условиях общенациональных
кризисов. Вместе с тем фашизм отличает
от иных форм тоталитарных режимов наличие
относительно широкой социальной поддержки
в большинстве социальных слоев, каждому
из которых «вожди» обещают определенные
социальные выгоды.
Во всех своих разновидностях
фашизм противопоставляет институтам
и ценностям демократии так
называемый “новый порядок”
или, иными словами, тоталитарный
политический режим и предельно
жесткие средства его утверждения.
Фашизм опирается на массовую
военизированную политическую партию
и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера».
Его отличают абсолютная нетерпимость
к инакомыслию внутри общности, а также
агрессивность во внешней политике. Непременным
элементом идеологии и практики фашизма
является деление социального целого
по принципу «свой - чужой» с обязательной
направленностью уничтожения всего «чужого»,
культивирования образа врага.
Фашизму во всех его разновидностях
свойственны воинственный иррационализм,
ненависть ко всякому теоретизированию,
неприязнь к образованности. Идеологи
фашизма исходили из того, что принципы
этого движения не нуждаются в теоретических
доказательствах, а их подтверждение следует
искать в самой практике. Они считали,
что апеллировать следует не к разуму
людей, а к их чувствам, эмоциям, инстинктивным
началам. Поэтому главную задачу государства
в области образования они видели не столько
в том, чтобы накачивать обучаемых возможно
большим количеством знаний, сколько в
том, чтобы растить из них здоровых людей.
Интеллектуальная деятельность, по их
представлениям, - это удел высших кругов
общества, а не более или менее широких
категорий населения. Элитарность верхов
обосновывалась в том числе и биологическими
аргументами. В фашистской идеологии присутствует
четкая ориентация одних ее элементов
на элитные слои, другая – на народную
массу. «Любая пропаганда, - утверждал
Гитлер, - должна быть народной и в своем
интеллектуальном уровне равняться на
восприятие самых ограниченных слушателей».
Вожди фашистских режимов и движений широко
использовали популизм, предельное упрощение
путей решения существующих общественных
проблем. В демагогических целях они эксплуатировали
близкие простой массе людей идеи социальной
справедливости, защиты интересов трудящихся,
достижения всеобщего благосостояния.
Еще одной особенностью идеологической
конструкции фашизма является то, что
в ее содержании доминируют не какие-то
новые оригинальные идеи, а перечень тех
идей, ценностей и принципов, которые фашизм
отвергает. Иными словами, в нем присутствует
мощное «анти» и, следовательно, фашизм
формировался как разновидность антирационализма,
антииндивидуализма, антилиберализма,
антидемократизма, антикапитализма, антимарксизма,
антикоммунизма, антиэгалитаризма, антипацифизма,
антисемитизма, антихристианства, антиславянства
и т.д. Фашизм безоговорочно отвергает
все идейные доктрины, проповедующие свободу
и социальное равенство людей независимо
от их национальной и расовой принадлежности,
религиозных и политических предпочтений.
Тем не менее, стержневой в идеологии
фашизма является идея нации, а в немецкой
разновидности этой идейной доктрины,
именуемой чаще всего нацизмом, - идея
расы. Именно раса, согласно идеологам
нацизма, - источник и нации и государства.
Суть нацизма в том и заключается, что
провозглашается превосходство одной
расы над всеми другими, чем, соответственно,
и «обосновывается» ее право на господство.
Розенберговский «миф XX века» - это
навязываемая им идея, или миф, о превосходстве
«чистой крови», именно превосходстве
«арийской», «нордической» крови, над
всеми прочими. Исходя из этого постулата
идеологи нацизма внушали массам, что
именно немцы составляют «высшую расу»,
что именно в них течет чистая «арийская
кровь», и потому самой судьбой они предназначены
для мирового господства. Ради обеспечения
своего господствующего положения, считали
они, немцам следует исключить смешение
с другими расами. Вот как наставляла молодое
поколение «Хрестоматия немецкой молодежи»
(1938): «В своей крови мы несем священное
наследство своих отцов и предков… Именно
поэтому наша кровь священна.. Отрицать
свою кровь – значит отрицать самого себя…
Быть расой – значит уметь мыслить определенным
образом. Тот, кто обладает мужеством,
верой и честью во всем, что характерно
для истинного немца, принадлежит к расе,
которая должна господствовать… Любой,
кто смешивается с чуждыми низшими расами,
уничтожает кровь и душу, которые даны
ему для передачи детям. Его дети становятся
нечистыми, и он совершает самое тяжкое
преступление с точки зрения национал-социализма».
Для достижения своих
целей как во внешней, так и во внутренней
политике фашистские идеологи и вожди
считали приемлемыми любые средства и
потому основную ставку делали на насилие.
Гитлер откровенно заявлял, что мир будет
управляться согласно естественным законам
силы. Чего нельзя получить добром, говорил
он, то следует брать силою кулака.
Осуществление внешнеполитических
замыслов фашисты связывали с созданием
сильной армии, способной обеспечить уничтожение
любого противника и колонизацию захваченных
земель. В решении внутренних проблем
они использовали тотальный террор. В
период правления фашистов – как в Германии,
так и в Италии – произошла полная милитаризация
общественной жизни. В Германии даже официальное
приветствие сопровождалось взмахом вперед
правой руки и произнесением лозунга «Хайль
Гитлер!». Тотальный контроль над личностью
и обществом осуществлялся не только с
помощью институтов государства, но и
партийных структур, так называемых «профсоюзов»,
военизированных формирований (штурмовые
и эсэсовские части в Германии и отряды
“скуадре” в Италии»). В этих условиях
не могло быть и речи о сохранении каких-либо
демократических свобод и институтов.
Логическим завершением
приведенных идейных постулатов
явились мифы об установлении
«тысячелетнего рейха» в Германии
и о возрождении «величия Рима»
в Италии. Ими оправдывалась политика
завоевательных войн, покорения
все новых и новых народов,
установления мирового господства.
К чему привела такого рода
политика хорошо известно –
лагеря смерти, «душегубки», планомерное
уничтожение «низших» рас и
«недочеловеков» (евреев, цыган, славян),
рабская эксплуатация народов
оккупированных стран во имя
процветания и благополучия «высшей
расы».
И итальянская, и немецкая разновидности
фашизма из демагогических соображений
включали в свою идеологию популярные
в первой трети ХХ в. идеи социализма, давая
им специфическую трактовку. Муссолини
рассматривал социализм как единую корпорацию,
в которой профсоюзы и предприниматели
решают свои проблемы к взаимной выгоде
под эгидой институтов государства. Итальянские
фашисты на практике реализовали идею
«корпоративного государства», которое
через созданные им учреждения распространило
свое влияние на все сферы национальной
жизни. Гитлер понимал социализм как полное
единство целей нации и каждого ее представителя.
Термин «социализм», говорил он, есть дополнительное
определение понятия «национализм». Он
означает ответственность общественной
структуры за индивидуума, тогда как «национализм»
означает, что индивидуум всего себя отдает
этому целому; в национал-социализме же
объединяются оба эти элемента. Отсюда
следует и название немецких фашистов
– национал-социалисты.
Разгром гитлеровской
Германии, фашистской Италии и
их союзников во Второй мировой
войне привел к ликвидации
фашизма «классического» образца
и запрету этой идеологии. Однако
фашизм время от времени вновь
дает о себе знать в виде
неофашистских партий и групп
в различных странах. Его появление
провоцируется экономическими трудностями,
межэтническими противоречиями
и тому подобными явлениями. Неофашистские
группировки пытаются заручиться
поддержкой социально ущемленных
слоев населения. Для них характерно
также применение так называемой
стратегии напряженности, призванной
создать впечатление о неспособности
законно избранных правительств обеспечить
общественный порядок и привлечь тем самым
часть избирателей на свою сторону. Препятствием
росту неофашистских тенденций является
всемерное развитие принципов и институтов
демократии.
12 Базовые идеи анархизма, пацифизма,
феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма
и религиозного фундаментализма. Анархизм.