Напомним, что к нетрадиционным
принято относить те идейно – политические
течения, которые либо актуализировались
в первой половине XX в., либо возникли на
рубеже XX – XXI вв. Перечень их по сравнению
с традиционными идеологиями гораздо
шире. Все они сформировались как реакция
различных групп населения главным образом
индустриально развитых стран на новые
общественные проблемы и конфликты, которые
вполне проявились уже в первой половине
XX в. и особенно остро дали о себе знать
на исходе второго тысячелетия. Из таких
идеологий наиболее давнюю историю своего
развития имеет анархизм. С него мы и начнем
рассмотрения базовых постулатов данной
группы идеологий современности.
Анархизм (от греч. anarchia
– безначалие, безвластие) – это общественно-политическое
течение, отрицающее необходимость государственной
и всякой иной власти, проповедующее неограниченную
свободу личности, непризнание общего
для всех порядка в отношениях между людьми.
Как идейно-политическое течение анархизм
сложился в 1840–70–е гг.в Западной Европе.
Основные его теоретические положения
были выдвинуты немецким философом Максом
Штирнером (1806–1856) и французским философом
и экономистом Пьером Прудоном (1809–1865).
Видными представителями анархизма были
также русские революционеры М. А. Бакунин
(1814–1876) и П. А. Кропоткин (1842–1921).
Сущность человека, по Бакунину,
свобода. Государство, считал он, принципиально
несовместимо со свободой индивида и потому
должно быть уничтожено вместе с частной
собственностью, являющейся основой экономической
эксплуатации. Безгосударственный строй
будущего как полное осуществление свободы
– добровольная федерация свободных общин,
в которых уже не будет места какому-либо
господству человека над человеком.
Основой мировоззрения анархизма
является индивидуализм. Сторонники этого
течения крайне негативно относятся ко
всему тому, что стесняет свободу личности.
Естественно, что наиболее враждебно анархисты
относятся ко всем разновидностям государственной
власти, в которой они видят главное препятствие
на пути к утверждению свободы личности.
Поэтому государство, любую власть вообще
они объявляют злом, которое должно быть
немедленно уничтожено. По их мнению, основной
задачей социальной революции является
установление безгосударственного общественного
строя, который будет представлять собой
федерацию автономных производственных
ассоциаций, коммун, провинций и социальных
общностей.
В обыденном употреблении термином
“анархия” зачастую обозначается полный
хаос, беспорядок, которые случаются в
жизни при отсутствии необходимого управления.
Но неверным было бы полагать, что и анархисты
идеал будущего безгосударственного устройства
жизни видят в хаосе, неупорядоченности
и неуправляемости общественных процессов.
Напротив, только анархия, т.е. отсутствие
какого-либо принуждения в отношениях
между людьми, по их убеждению, и может
породить подлинный общественный порядок,
основанный на свободном самоуправлении
и взаимодействии всевозможных ассоциаций
индивидов. Именно в таком смысле следует
понимать широко известный девиз сторонников
этого движения: “Анархия – мать порядка!”.
Разумеется, устранение государства из
жизни общества на данном этапе его исторического
развития немедленно приведет к хаосу
и социальным потрясениям, но иного мнения
на сей счет придерживаются анархисты.
Пацифизм
Термином «пацифизм» (от лат.
pacificus – умиротворяющий) принято обозначать
принципиальное отрицание войны и
всех форм насилия, а также общественное
движение, участники которого выступают
против всяких войн вне зависимости от
их характера и целей. Сторонники пацифизма
стоят на позициях морального осуждения
любой вооруженной борьбы, влекущей за
собой человеческие жертвы, в т. ч. и справедливой
освободительной войны. В основе пацифистской
установки лежат гуманистические идеи
о всеобщем братстве людей, о неотъемлемом
праве каждого человека на жизнь.
Пацифизм как идейная
установка и общественное движение
возник в XIX в. и получил свое
развитие в XX – XXI вв. В различные
периоды его видными представителями
были писатели Лев Толстой, например,
политики Махатма Ганди, Мартин
Лютер Кинг и др.
Основной формой борьбы
пацифистов за ненасильственный
мир – убеждение и личный
пример. Участники пацифистского движения
ведут пропаганду, убеждают власти решать
конфликтные вопросы путем переговоров,
отказываются участвовать в любых насильственных
актах, организуют массовые выступления,
направленные на мирные урегулирование
международных конфликтов.
Первые пацифистские организации
возникли в США (1815) и Великобритании (1816),
как реакция на наполеоновские и англо
– американскую войны. В 1848 году состоялся
первый международный конгресс пацифистов
в Брюсселе. Наибольшего развития пацифистское
движение в XIX веке получили в его 80-
90 гг. Многочисленные международные конференции,
проводимые в то время, пацифистов, призывали
правительства всех стран к запрещению
войн к всеобщему разоружению и урегулированию
международных конфликтов путем принудительных
третейских судов. После Второй мировой
войны, по сути, формой пацифизма становиться
движение сторонников мира, а затем
- антивоенного движения. Важными вехами
их развертывания стали Конгресс деятелей
культуры в защиту мира (Вроцлав, 1948),
I Всемирный конгресс сторонников мира
(Париж – Прага, 1949), II Всемирный конгресс
(Варшава, 1950). Данный форум учредил руководящий
орган сторонников мира – Всемирный Совет
Мира. Его важнейшей акцией стала организация
кампании по подписаниям Стокгольмского
воззвания (1950), по которым поставили свои
подписи около 500 млн. человек. В данном
документе атомная война квалифицируется
как преступление против человечества.
Эта акция положила начало антиядерного
пацифизма. Во второй половине XX века.
пацифисты вместе с участниками движения
организуют кампании против войн западных
стран со своими колониями. Особый размах
в начале 1970- х получили акции против войны
США во Вьетнаме.
Основной результат деятельности
пацифистского и антивоенного движений,
достигнутый к началу XXI столетия, состоит
в том, что идея мирного решения политических
проблем заняла прочные позиции среди
мировой общественности. Пацифизм внес
существенный вклад в развертывание современного
движения людей на всех континентах за
выживание человечества и сохранение
биосферы, за безъядерный, ненасильственный
и безопасный мир.
Феминизм (фр. feminisme от лат.femina –
женщина) – теоретическая установка, лежащая
в основе общественного движения, ставящего
своей целью уравнение в правах женщин
с мужчинами, повышение роли женщин в обществе
и, в конечном счете, достижение равенства
полов. В более широком смысле термином
«феминизм» обозначаются течения философской,
политической и правовой мысли, занимающиеся
женской проблематикой.
Возникновение феминизма
связано с эмансипационными процессами,
т.е. освобождением людей от зависимости
и угнетения, стимулированными Французской
революцией 1789 г. Непосредственным
толчком к появлению феминистского
движения послужил отказ творцов
революции признать женщин в
качестве полноправных граждан
своего отечества. Провозгласив
в «Декларации прав человека
и гражданина» положение о
том, что «все люди рождаются
свободными и равными в правах»,
они одновременно специальным
декретом запретили женщинам
участвовать в политических действиях.
В такой позиции поборников
«свободы, равенства и братства»
дал о себе знать господствовавший
на протяжении тысячелетий подход
к пониманию мужчины как полноценного,
социально активного субъекта, творца
истории, а к женщине – как
вторичного существа, функцией которого
является лишь продолжение рода
человеческого.
Конечно, и до Французской революции
выдвигались идеи, в которых опровергались
устоявшиеся на сей счет представления,
однако они оставались малоизвестными
и невостребованными.
Общественное звучание проблема
равноправия женщин получает после Французской
революции. Первым документом феминизма
явилась вышедшая в 1791 г. из-под пера Олимпии
де Гуж (1745-1793) «Декларация прав женщины
и гражданки», за которую она, по сути,
поплатилась жизнью (в 1793 г. по ложному
доносу ее отправили на гильотину). По
ее убеждению, «естественным правом» обладает
каждый человек, в том числе и женщина,
и женщина ничуть не менее способна к его
отправлению; конституция же не действительна,
если она выработана не большинством всех
индивидуумов, из которых состоит нация.
Практически в это же время, в 1792 г., появляется
работа английского социального философа
Мэри Уоллстонкрафт (1759-1797) «В защиту прав
женщин». В ней на основе идеи «неповторимости
и уникальности личности» доказывается
необходимость предоставления женщинам
равных с мужчинами прав, особенно права
на образование. По мнению Уоллстонкрафт,
образование и свобода позволяет женщине
лучше исполнять и свою роль жены и матери.
Отмеченные идеи стали
теоретической основой так называемой
«первой волны феминизма», которая
разворачивалась с ХIХ до середины
ХХ вв. Она была представлена
главным образом возникшим сначала
в Великобритании, а затем и в других западноевропейских
странах движением суфражисток (от англ.
Suffrage избирательное право), участницы
которого требовали предоставления женщинам
одинаковых с мужчинами избирательных
прав. Можно сказать, что цели этого движения
в основном достигнуты, по крайней мере
в большинстве стран. Впервые женщины
получили избирательные права в Новой
Зеландии (1893) и Европе в Финляндии (1906).
После Первой мировой войны суфражизм
одержал победу в большинстве стран Старого
и Нового Света. США предоставили избирательные
права женщине в 1920, Англия – в 1928, Франция
– в 1944, Швейцария – в 1971, Лихтенштейн
– в 1986.
Появление «второй
волны» феминизма, или неофеминизма,
относится к 1960-ым годам. Идейным предтечей
современного феминизма стала французская
писательница и философ Симона де Бовуар
(1908-1986). Вышедшая в 1949 году ее книга «Второй
пол» до сих пор считается самым полным
историко-философским исследованием всего
комплекса проблем, связанных с положением
женщины в обществе. Писательница поставила
своей целью выяснить, что стоит за понятием
«природное назначение пола», какими историческими
обстоятельствами вызвано положение женщины
в современном мире и чем оно отличается
от положения мужчины, способна ли женщина
в принципе состояться как полноценный
социальный субъект и если да, то при каких
условиях и на каких путях. Ее выводы состоят
в том, что неравенство между мужчиной
и женщиной носит исторический характер,
что общество конструирует мужское как
позитивную норму, а женское как негативное
отклонение от нормы, что во всех сферах
жизни и в интеллектуальной деятельности
существует отношение к женщине как к
Другому и что, следовательно, «распря
между мужчиной и женщиной будет продолжаться
до тех пор, пока они не признают взаимного
равенства». Их этого вытекает принципиальная
недостаточность традиционного теоретического
анализа женского вопроса и необходимость
для его решения политических действий.
Выводы Симоны де Бовуар стали
отправным пунктом многочисленных исследований
по женской проблематике, появившихся
в 1970-е гг. Их внешним стимулом явились
противоречия современной цивилизации,
выражающиеся, с одной стороны, массовым
притоком женщин во все сферы общественной
жизни, а с другой – прежними общественными
структурами, которые создавались с расчетом
на женщину – домохозяйку и которые ныне
налагают на женщину двойное общественное
бремя. Все эти выводы стали идейной основой
современного феминистского движения,
которое стремится направить ход развития
цивилизации по гуманистическому и демократическому
пути, с тем чтобы обеспечить фактическое
равенство женщин с мужчинами.
Термином «экологизм» (от греч. oikos дом, жилище,
местопребывание и logos, слово, учение) принято
называть систему взглядов, т.е. идеологию,
характеризующуюся критическим отношением
к индустриальной модели развития экономики,
ведущей к возрастающему загрязнению
и деградации окружающей человека природной
среды. Отправным в данной идеологии является
положение, согласно которому человек
является частью природы, а не ее «господином»,
как считалось в классических идейных
доктринах. «Экологисты» настаивают на
том, что одержимость идей экономического
роста, с которой связывали свои надежды
сторонники и либерализма, и консерватизма,
и социализма, привела к истощению природной
среды и, нарушив хрупкое экологическое
равновесие, от которого зависят все живые
организмы, поставила под угрозу само
выживание человеческого рода. Из этого
вытекает следующий постулат экологизма:
поддержание окружающей среды выше удовлетворения
потребностей человека.
Как видно, экологизм отличается
от традиционных идеологий тем, что несет
в себе принципиальную альтернативу антропоцентризму
– подходу в социально-политической теории
и практике, ориентированному на человека.
В экологизме нет того сугубо потребительского
отношения к природе, при котором она рассматривается
не более как неисчерпаемый резерв для
удовлетворения потребностей людей.
Понимание нынешнего
состояния человечества как кризисного,
вызванного его развитием по
пути индустриализма, питает участников
экологического движения. Каков
же выход из сложившегося положения
предлагают теоретики экологического
движения?
В качестве стратегической
задачи экологисты считают глубокую экологическую
трансформацию мышления, которое повлечет
изменение подхода к содержанию и целям
преобразовательной деятельности людей.
При этом предполагается добиться радикального
преобразования всех видов человеческой
активности в плане экологической целесообразности,
начиная с материальной (характер производства
и потребления) и кончая духовной (устоявшиеся
привычки, взгляды, убеждения). По сути
дела, речь идет о таком масштабном изменении
культуры в целом, что можно говорить об
экологической революции как глобальном
феномене, результатом которой должно
стать новое состояние общества. Такое
общество должно будет функционировать
на основе познания законов самоорганизации
и саморегуляции биосферы. Только в этом
случае люди смогут избежать тех разрушительных
для среды их обитания последствий, которые
вызвала производственная деятельность,
развивавшаяся ранее стихийно по отношению
к биосфере.
В плане конкретных действий
экологисты делятся на умеренных, или
«светлозеленых», и радикальных, или «темнозеленых».
Умеренные экологисты уповают на то, что
чувство самосохранения и осознания человечеством
нависшей над ним опасности в конце концов
принудят его перейти на позиции экологически
здравой политики и образа жизни. При этом
они настаивают на необходимости создания
соответствующих институтов экологической
политики и проведении широкомасштабных
природоохранных мероприятий, включая
использование ресурсосберегающих технологий,
альтернативных источников энергии. Наиболее
радикальные приверженцы экологизма выступают
за фундаментальную перестройку политических
отношений, полностью отвергают приоритеты
«общества потребления», призывают к изменению
образа жизни, стандартов потребления,
консервации невозобнавляемых природных
ресурсов. И те, и другие добиваются разработки
и неуклонного применения экологического
права, введения жестких санкций по отношению
к виновникам «преступлений против окружающей
среды».