Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Политология".
Позитивные функции:
- объективного выражения неудовлетворённости. Благодаря конфликту выражаются различные позиции, отражающие, так или иначе, недовольство одной из сторон положением дел;
- разрядка напряжённости. Благодаря конфликту появляется возможность вскрыть противоречия конфликтующих сторон и, преодолев эти противоречия, достичь разрядки напряжённости;
- достижение внутренней групповой сплочённости. Борьба, которая сопровождает конфликт, требует мобилизации сил и средств каждой из конфликтующих групп – в результате происходит внутригрупповая сплочённость;
- коммуникативно-информационная. В ходе конфликта каждая из сторон выдвигает свои аргументы, ведя борьбу, полнее обнаруживает свою сущность, благодаря чему обьём информации о них увеличивается, и это даёт возможность увидеть, кто есть кто.
- стимуляция социальных изменений. В результате конфликта определяются реальные пути совершенствования политической, экономической и духовной сфер, происходит переоценка ценностей, а порой – коренные перемены общественного строя.
Негативные функции:
- материально-разрушительная. Конфликт, особенно в сфере производства, ведёт к потерям материального плана, как, например, забастовка шахтёров;
- жизненно-опасная. Перерастая в экстремальные формы, войну, конфликт, приводит к гибели людей;
- властеразрушающая. Конфликт
между политическими силами
- социально-подрывная. Конфликт
между социальными общностями
ведёт к недоверию и вражде,
подрывает социальную
- духовно-деградирующая. Конфликт в любой сфере, особенно в экономической, может вызвать отрицательные процессы в сфере культуры, духовности общества, прежде всего – уменьшением вложений в развитие культуры, науки, образования.
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Г.Зиммель считал, что конфликты полностью прекратить нельзя, можно говорить лишь о снижении остроты конфликта.
Согласно К.Марксу, для уничтожения социальных противоречий и конфликтов необходимо изобилие общественных богатств, обеспечивающее полное удовлетворение потребностей всех членов мирового сообщества и тем самым возможность их всестороннего развития. Но это очень отдалённая историческая перспектива.
В политической
практике существуют различные
пути урегулирования
1) отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов;
2) применение распространённых
мер по отношению к одной
или всем конфликтующим
3) осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие к открытому столкновению;
4) попытки коренного разрешения конфликтов путём устранения их непосредственных причин.
Выбор путей определяется многими факторами. Первые 2 метода чаще всего используются на ранних стадиях конфликтов. В долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам.
Наиболее
предпочтительным методом
Для
урегулирования конфликтов
- метод примирения через
посредника. Роль посредника выполняет
лицо или согласительная
- третейское разбирательство (арбитраж). Конфликтующие стороны добровольно передают свой спор третьей стороне, всецело полагаясь не её решение, которое для них обязательно. Недостаток метода в том, что решение навязывается сверху и, естественно, может не устраивать одну или обе конфликтующие стороны, что чревато затягиванием конфликта.
- непосредственные переговоры. Осознав необходимость преодолеть конфликт, стороны вступают в переговоры, определяя наиболее предпочтительную процедуру. При этом бывают следующие варианты: а) одна сторона проявляет мягкость, не желая обострять ситуацию, а другая жестокость; б) обе стороны занимают твёрдую позицию; в) обе проявляют здравый смысл и идут на взаимные уступки. Преодолеть конфликт можно лишь придерживаясь третьего варианта.
В недемократических,
тоталитарных политических
Таким образом, социальные конфликты играют важную роль в жизни общества. Коль скоро это так, политикам не следует подходить к конфликтным явлениям исключительно как к злу, которое можно рази навсегда искоренить из общественной жизни. Конечно, не нужно рассматривать социальные конфликты как добро. Это особый тип социального взаимодействия, а не «патологическое отклонение» в протекании политического процесса. Поэтому, знание закономерностей возникновения и развития конфликтов, механизмов регуляции их социальных функций, путём их регулирования – необходимое условие успешной политической деятельности.
Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами
1.Какова сущность конфликта? Какие типы и виды конфликтов вы знаете?
2. В чем специфика политического конфликта?
3. Охарактеризуйте конфликт как фактор стабильности общества на примере теории конфликта Р.Дарендорфа?
4. На материалах украинской
5. Приведите примеры
6. Охарактеризуйте политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных конфликтов.
7. Раскройте содержание
8. Определите основные типы
9. Чем обусловлено важная роль и значение конфликтологии в посттоталитарных государствах?
10. Охарактеризуйте политический конфликт, (по выбору): причины конфликта, этапы его развития, методы разрешения, классификация.
ТЕМА № 13
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ.
13.1.Международные отношения и их современные тенденции.
13.2.Сущность мировой
13.3.Традиции
Основные термины: агрессия, аннексия, апартеид, демилитаризация, межународный договор, коалиция, международная организация, национальная безопасность, нейтралитет, политика неприсоединения.
13.1.Международные отношения и их современные тенденции
В современных условиях без знания и понимания процессов, происходящих в мире, целей внешнеполитической стратегии государства, не может быть подлинно научного мировоззрения, понимания сущности проводимой в государстве политики.
Международные отношения в историческом аспекте зародились в глубокой древности: первоначально между первыми историческими общностями людей – родами и племенами. Решали они очень узкий круг вопросов: обеспечение безопасности, определение территории проживания и хозяйствования, примитивный обмен результатами труда и охоты.
С возникновением государства появляются международные отношения, которые решают в основном 2 группы задач: военные, которые сводились к защите территории и захвату новых земель и торгово-экономические. Возникает договорно-правовая основа международных отношений, которые носили региональный характер.
В условиях феодализма и особенно при переходе к капитализму, была преодолена замкнутость, связанная с развитием промышленности и всесторонним расширением внешней торговли, формируется всемирная система международных межгосударственных отношений.
В современных
условиях они все более
Международные отношения – это сфера межгосударственного межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и другие.
Современные тенденции международных отношений:
- интернационализация
- формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сохранение мира, уменьшение военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемиями и преступностью;
- демократизация общественной жизни. Постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих проблем, т.к. они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороне, а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими малыми бы они ни были.
В мире существует более 200 государств,
они отличаются друг от друга.
Это влечет за собой сложности
в международных отношениях и
во внешнеполитической
13.2.Сущность мировой политики. Внешняя политика государства
Внешняя политика – это комплекс мер, направленных на установление и поддержку отношений с международным сообществом, защита своего национального интереса и расширение своего влияния на другие субъекты международных отношений.
Внешнеполитические интересы, т.е. то, что определяет внешнюю политику, конкретные внешнеполитические акции государства – это выражение общих и частных потребностей государства, вытекающих из его места, роли в системе межгосударственных отношений.
Главные интересы – это интересы, связанные с обеспечением безопасности и целостности экономической и политической независимости государства, защищаемые всеми средствами - дипломатическими, экономическими, идеологическими, военными.
Специфические интересы – это отдельные, сравнительно частные, хотя и весьма важные интересы: стремление утвердить себя в международных организациях, развитие научно-технических, культурных связей.
Между главными и специфическими интересами существует связь. Первые – более устойчивые, здесь может меняться лишь форма выражения. Вторые – более изменчивы и могут перерастать в главные.
Существует понятие – национальный интерес. На протяжении всей истории политические лидеры апеллировали к национальному интересу, чтобы оправдать свою политику. Но результаты были разными. Например, Ганнибал верил, что национальный интерес Карфагена требует ведения войны против Рима. Но из-за неудачного участия в Пунической войне римляне разграбили и разрушили Карфаген.
Национальный интерес – это не четко определенная величина. Определяя его для каждой отдельной страны нужно учитывать конкретную ситуацию, объективные и субъективные критерии, которые на нее влияют. Но это важная концептуальная категория, которая помогает хотя бы в общих чертах понять, что толкает те или иные государства к определенным действиям на международной арене. Под национальным интересом мы понимаем отношения защиты, сохранения и приумножения тех ценностей, которые являются важными для существования данного государства.
Стратегические цели в международной политике для большинства государств:
1)обеспечение мира и национальной безопасности;
2)сотрудничество с другими
государствами и создание
3)возрастание потенциала государства в целом;
4)улучшение международных
позиций государства и
Все эти цели подчинены одной главенствующей – гарантии национальной безопасности. Она является наивысшим приоритетом. Именно так ее трактуют во Франции, Германии, США.
Реализуя свои национальные интересы государства действуют по-разному. Выделяют 4 вида внешней политики государств:
Агрессивная политика – характеризуется стремлением государства достичь экспансионистских целей, попытками решить внутренние проблемы посредством внешней политики.
Активная политика строится на поисках баланса между внутренней и внешней деятельностью государства, успешном выполнении им роли субъекта международных отношений.
Пассивная политика характерна для слаборазвитых в экономическом отношении государств, которые стремятся приспособиться к международной жизни, переведя свою внешнюю политику на позиции других государств. Фактически такая политика является отказом от собственного суверенитета или его части.