Курс лекций по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Позитивные функции:

- объективного выражения  неудовлетворённости. Благодаря конфликту  выражаются различные позиции, отражающие, так или иначе, недовольство одной из сторон положением дел;

- разрядка напряжённости. Благодаря конфликту появляется возможность вскрыть противоречия конфликтующих сторон и, преодолев эти противоречия, достичь разрядки напряжённости;

- достижение внутренней  групповой сплочённости. Борьба, которая сопровождает конфликт, требует мобилизации сил и средств каждой из конфликтующих групп – в результате происходит внутригрупповая сплочённость;

- коммуникативно-информационная. В ходе конфликта каждая из сторон выдвигает свои аргументы, ведя борьбу, полнее обнаруживает свою сущность, благодаря чему обьём информации о них увеличивается, и это даёт возможность увидеть, кто есть кто.

- стимуляция социальных  изменений. В результате конфликта  определяются реальные пути совершенствования политической, экономической и духовной сфер, происходит переоценка ценностей, а порой – коренные перемены общественного строя.

Негативные функции:

- материально-разрушительная. Конфликт, особенно в сфере производства, ведёт к потерям материального плана, как, например, забастовка шахтёров;

- жизненно-опасная. Перерастая  в экстремальные формы, войну, конфликт, приводит к гибели людей;

- властеразрушающая. Конфликт  между политическими силами может  негативно повлиять на авторитет  и функционирование властных структур;

- социально-подрывная. Конфликт  между социальными общностями  ведёт к недоверию и вражде, подрывает социальную стабильность  общества;

- духовно-деградирующая. Конфликт  в любой сфере, особенно в экономической, может вызвать отрицательные процессы в сфере культуры, духовности общества, прежде всего – уменьшением вложений в развитие культуры, науки, образования.

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

     Г.Зиммель  считал, что конфликты полностью  прекратить нельзя, можно говорить  лишь о снижении остроты конфликта.

Согласно К.Марксу, для уничтожения социальных противоречий и конфликтов необходимо изобилие общественных богатств, обеспечивающее полное удовлетворение потребностей всех членов мирового сообщества и тем самым возможность их всестороннего развития. Но это очень отдалённая историческая перспектива.

     В политической  практике существуют различные  пути урегулирования социальных  конфликтов, т.е. снижения их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. Их можно свести к 4 основным:

1) отрицание, замалчивание  имеющихся конфликтов;

2) применение распространённых  мер по отношению к одной  или всем конфликтующим сторонам;

3) осуществление реформ, призванных частично устранить  предпосылки, приведшие к открытому  столкновению;

4) попытки коренного разрешения конфликтов путём устранения их непосредственных причин.

   Выбор путей определяется  многими факторами. Первые 2 метода  чаще всего используются  на  ранних стадиях конфликтов. В  долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам.

       Наиболее  предпочтительным методом является  достижение компромиссов между конфликтующими сторонами. Если отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют общий интерес, тогда открываются пути взаимных уступок.

       Для  урегулирования конфликтов используются  различные методы. К ним относятся:

- метод примирения через  посредника. Роль посредника выполняет  лицо или согласительная комиссия, выделяемые со стороны иногда  даже без ведома конфликтующих сторон. В ходе консультаций с конфликтующими сторонами, посредник помогает им найти взаимоприемлемое решение.

- третейское разбирательство (арбитраж). Конфликтующие стороны  добровольно передают свой спор третьей стороне, всецело полагаясь не её решение, которое для них обязательно. Недостаток метода в том, что решение навязывается сверху и, естественно, может не устраивать одну или обе конфликтующие стороны, что чревато затягиванием конфликта.

- непосредственные переговоры.  Осознав необходимость преодолеть конфликт, стороны вступают в переговоры, определяя наиболее предпочтительную процедуру. При этом бывают следующие варианты: а) одна сторона проявляет мягкость, не желая обострять ситуацию, а другая жестокость; б) обе стороны занимают твёрдую позицию; в) обе проявляют здравый смысл и идут на взаимные уступки. Преодолеть конфликт можно лишь придерживаясь третьего варианта.

       В недемократических, тоталитарных политических системах, правящая группа стремится полностью ликвидировать конфликт во имя всеобщей гармонии и единства. Однако, это не всегда достижимо. Конфликты не разрешаются, не регулируются, не смягчаются, а загоняются вглубь социального организма и затем выливаются  в макроконфликт – стихийный бунт, военный переворот, революцию, гражданскую войну.

Таким образом, социальные конфликты играют важную роль в жизни общества. Коль скоро это так, политикам не следует подходить к конфликтным явлениям исключительно как к злу, которое можно рази навсегда искоренить из общественной жизни. Конечно, не нужно рассматривать социальные конфликты как добро. Это особый тип социального взаимодействия, а не «патологическое отклонение» в протекании политического процесса. Поэтому, знание закономерностей возникновения и развития конфликтов, механизмов регуляции их социальных функций, путём их регулирования – необходимое условие успешной политической деятельности.

 

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами

1.Какова сущность конфликта? Какие  типы и виды конфликтов вы  знаете?

2. В чем специфика политического  конфликта?

3. Охарактеризуйте конфликт как  фактор стабильности общества  на примере теории конфликта  Р.Дарендорфа?

4. На материалах украинской истории  проанализируйте этапы вызревания  и проявления внутриполитических  кризисов.

5. Приведите примеры правительственного, парламентского, конституционного  кризисов. Обозначьте возможную  иерархию этих кризисов (по степени  важности, интенсивности, силе последствий).

6. Охарактеризуйте политические  предпосылки, генезис и сущность  межнациональных конфликтов.

7. Раскройте содержание политических  методов и путей разрешения  межнациональных конфликтов.

8. Определите основные типы политических  конфликтов, бывших в Украине  с 1990 г.

9. Чем обусловлено важная  роль и  значение конфликтологии в посттоталитарных государствах?

10. Охарактеризуйте политический  конфликт,  (по выбору): причины  конфликта, этапы его развития, методы  разрешения, классификация.

 

ТЕМА № 13

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ.

 

План

 

13.1.Международные отношения и их современные тенденции.

13.2.Сущность мировой политики. Внешняя  политика государства.

13.3.Традиции внешнеполитической  деятельности Украины и практические  шаги по вхождению ее в мировое  сообщество.

 

Основные термины: агрессия, аннексия, апартеид, демилитаризация, межународный договор, коалиция, международная организация, национальная безопасность, нейтралитет, политика неприсоединения.

 

13.1.Международные отношения  и их современные тенденции

В современных условиях без знания и понимания процессов, происходящих в мире, целей внешнеполитической стратегии государства, не может быть подлинно научного мировоззрения, понимания сущности проводимой в государстве политики.

Международные отношения в историческом аспекте зародились в глубокой древности: первоначально между первыми историческими общностями людей – родами и племенами. Решали они очень узкий круг вопросов: обеспечение безопасности, определение территории проживания и хозяйствования, примитивный обмен результатами труда и охоты.

С возникновением государства появляются международные отношения, которые решают в основном 2 группы задач: военные, которые сводились к защите территории и захвату новых земель и торгово-экономические. Возникает договорно-правовая основа международных отношений, которые носили региональный характер.

В условиях феодализма и особенно при переходе к капитализму, была преодолена замкнутость, связанная с развитием промышленности и всесторонним расширением внешней торговли, формируется всемирная система международных межгосударственных отношений.

       В современных  условиях они все более усложняются  и строятся с учетом современного  многообразия мира.

       Международные отношения – это сфера межгосударственного межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и другие.

Современные тенденции международных отношений:

- интернационализация практически  всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и обеспечении всех аспектов его безопасности;

- формирование глобальных  проблем, решение которых возможно  только в результате успешного  взаимодействия и сохранение  мира, уменьшение военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба  с эпидемиями и преступностью;

-  демократизация общественной жизни. Постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих проблем, т.к. они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороне, а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими малыми бы они ни были.

       В мире существует более 200 государств, они отличаются друг от друга. Это влечет за собой сложности  в международных отношениях и  во внешнеполитической деятельности. В то же время страны зависимы  одна от другой. “Наш мир един в жизни и в смерти”, сказал Д.Неру.

       13.2.Сущность мировой политики. Внешняя политика государства

Внешняя политика – это комплекс мер, направленных на установление и поддержку отношений с международным сообществом, защита своего национального интереса и расширение своего влияния на другие субъекты международных отношений.

Внешнеполитические интересы, т.е. то, что определяет внешнюю политику, конкретные внешнеполитические акции государства – это выражение общих и частных потребностей государства, вытекающих из его места, роли в системе межгосударственных отношений.

Главные интересы – это интересы, связанные с обеспечением безопасности и целостности экономической и политической независимости государства, защищаемые всеми средствами - дипломатическими, экономическими, идеологическими, военными.

Специфические интересы – это отдельные, сравнительно частные, хотя и весьма важные интересы: стремление утвердить себя в международных организациях, развитие научно-технических, культурных связей.

Между главными и специфическими интересами существует связь. Первые – более устойчивые, здесь может меняться лишь форма выражения. Вторые – более изменчивы и могут перерастать в главные.

Существует понятие – национальный интерес. На протяжении всей истории политические лидеры апеллировали к национальному интересу, чтобы оправдать свою политику. Но результаты были разными. Например, Ганнибал верил, что национальный интерес Карфагена требует ведения войны против Рима. Но из-за неудачного участия в Пунической войне римляне разграбили и разрушили Карфаген.

Национальный интерес – это не четко определенная величина. Определяя его для каждой отдельной страны нужно учитывать конкретную ситуацию, объективные и субъективные критерии, которые на нее влияют. Но это важная концептуальная категория, которая помогает хотя бы в общих чертах понять, что толкает те или иные государства к определенным действиям на международной арене. Под национальным интересом мы понимаем отношения защиты, сохранения и приумножения тех ценностей, которые являются важными для существования данного государства.

Стратегические цели в международной политике для большинства государств:

1)обеспечение мира и  национальной безопасности;

2)сотрудничество с другими  государствами и создание условий  для решения внутренних задач;

3)возрастание потенциала  государства в целом;

4)улучшение международных  позиций государства и увеличение  престижа.

Все эти цели подчинены одной главенствующей – гарантии национальной безопасности. Она является наивысшим приоритетом. Именно так ее трактуют во Франции, Германии, США.

Реализуя свои национальные интересы государства действуют по-разному. Выделяют 4 вида внешней политики государств:

Агрессивная политика – характеризуется стремлением государства достичь экспансионистских целей, попытками решить внутренние проблемы посредством внешней политики.

Активная политика строится на поисках баланса между внутренней и внешней деятельностью государства, успешном выполнении им роли субъекта международных отношений.

Пассивная политика характерна для слаборазвитых в экономическом отношении государств, которые стремятся приспособиться к международной жизни, переведя свою внешнюю политику на позиции других государств. Фактически такая политика является отказом от собственного суверенитета или его части.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Политология"