Курс лекций по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

 

      11.3.Политическое участие, его формы и факторы

     Политическая  деятельность охватывает любую  политическую активность, проявляющуюся в сфере политики – осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную.

     Термин “политическое  участие” в политологии используется  для обозначения преимущественно  рациональных, осознанных форм политического  поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и контроле за ее осуществлением.

     Формы  политического  участия – это устойчивые образцы  поведения, совокупность которых составляют политическую культуру. Различают: формы активного участия; пассивные или иммобильные формы.

Активные формы:

- участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (выборы);

- участие в деятельности  политических партий и общественных организаций;

- выполнение политических  функций в рамках политических  институтов, входящих в политическую  систему или направленных против  нее;

- участие в прямых  политических действиях (референдумы, плебисциты, сборы подписей);

- активная деятельность  в не институциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы в целях ее слома или коренных преобразований.

     Политическое  бездействие может быть осознанным  и целенаправленным и приносить  определенные результаты.

     Иммобильные формы политического участия:

  • неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры, отсутствия стереотипов действия;
  • политическая выключенность как результат  разочарования значительной части членов общества в эффективности функционирования политической системы;
  • политическая апатия как форма неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, победы революции и контрреволюции, разгрома или подавления политического движения);
  • политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и всем ее институтам.

Различают следующие уровни участия граждан в политической деятельности:

1.Функциональный - участие  в определении структуры политической  власти, персонального ее состава, определение курса внутренней  и внешней политики (участие в выборах, референдумах, когда избиратели отдают предпочтение тому или иному лицу, тем или иным принципам политики).

2.Опосредованного участия  – участие через избранные  органы, общественно-политические организации, депутатов, путем личных обращений, а также выдачи наказов во время встреч с депутатами.

3.Непосредственного участия  – участие в выборах, референдумах, выступления на митингах, собраниях, по телевидению, на радио, со страниц  газет. Такое участие стало доступным  для всех, но не все используют свое право на участие.

Политизация личности должна носить осмысленный, целеустремленный характер. Уровни   участия и использования различных форм зависят от политического режима. В демократических обществах наблюдается участие на всех уровнях с использованием многих форм, в тоталитарном, авторитарном режиме – и уровни и формы выглядят неполно, используются формально, в экстремальном духе.

 

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами

1. В чем суть диалектики  субъектов и объектов политики?

2. В чем заключается  суть проблемы взаимоотношений  между личностью и обществом?

3. Каковы значимые отличия  между понятиями “человек”, “индивид”, “личность”?

4. Чем отличается политическое  участие от политической социализации?

5. В чем, по вашему мнению, заключаются особенности политической социализации в условиях разных политических режимов?

6. Как соотносятся политическая  социализация и политическое  отчуждение?

7. Охарактеризуйте разные  модели политической социализации: системная, гегемонистская, плюралистическая, конфликтная.

8. Охарактеризуйте современные  формы участия в политической  жизни граждан Украины.

9. Какие социальные группы  украинского общества демонстрируют  высокую социальную активность? Почему? В каких социальных слоях присутствует наибольшее количество абсентеистов?

10. Попытайтесь сформулировать  систему личных интересов, которая  могла бы побудить вас принять  участие в избирательной кампании.

 

ТЕМА 12

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

План

 

12.1.Теоретическое осмысление и  типология политических конфликтов.

12.2.Политический кризис.

12.3.Функции и основные способы  урегулирования конфликтных ситуаций.

 

Основные термины: политический конфликт, политический кризис, консенсус, переговоры.

 

12.1.Теоретическое осмысление  и типология политических конфликтов.

    Политическая деятельность, выражая различные интересы, совершаемая на основе различных политических технологий, не может быть безоблачной и гладкой. Она неизбежно связана с конфликтными ситуациями, преодоление которых – большое искусство политиков.

     Конфликт  – столкновение противоположных  интересов, которое чревато осложнениями, борьбой противоположных сторон. Они существуют столько, сколько существует человечество.

     Классиками  теорий социальных конфликтов  в западной политологии и социологии признаны К.Маркc и Г.Зиммель. Значительный вклад в разработку этого вопроса внесли Р.Дарендорф, Л Козер, К Боулдинг.

     Социальный  конфликт – это столкновение  общественных сил, отдельных групп или лиц, обусловленный многими факторами и имеющий целью отстоять свои интересы, но не обязательно подавить, уничтожить противоборствующую сторону.

     Конфликты  – это нормальное явление для  любого общества. Без конфликтов  и их преодоления нет движения  вперёд.

      Возникновение  конфликтов обусловлено в основном двумя блоками причин: объективными и субъективными.

     К числу  объективных относится: дефицит  ценностей и благ, к которым  устремляются различные группы  общества. Это обстоятельство привело  к возникновению такого общественного  института как государство.

     Субъективной  предпосылкой является осознание  социальными субъектами несовместимости своих целей. К ним можно отнести:

- несовпадение общественных  и индивидуальных ценностей;  разлад между планами, ожиданиями  и реальными поступками, непонимание людьми своих действий по отношению друг к другу, недостаток информации, стремление одних к власти, других удержать эту власть (блоки, фракции в Верховном Совете), разница в политической культуре или её отсутствие у обеих сторон, различие в типах лидерства (различный подход к событиям, различное поведение).

          Конфликты могут обостряться  благодаря столкновению интересов, и инстинкту враждебности, либо  смягчаться, благодаря гармонии  отношений и инстинкту любви.

В чистом виде объективных и субъективных причин обычно не бывает. Они обычно сочетаются друг с другом. Например: конфликт возникает на социально-экономической почве. На эту основу наслаивается разница в политической культуре, типе лидерства и т. д.

     Социальные  конфликты можно классифицировать по различным основаниям: по масштабам: локальные (касающиеся одной конкретной проблемы или объекта), межгосударственные (различные споры, претензии между государствами), глобальные (в которые вовлечены многие или все страны мира, например угроза ядерной войны);

- по сферам: политические (между партиями, социальными слоями, населением властью), экономические (между предприятиями, отраслями  экономики, рабочими и администрацией), социальные (между группами населения  и властью по поводу социальной защиты), языковые (между национальными общностями и властью в сфере национальной культуры);

- по динамике развития (остротекущие, быстроразвивающиеся, обостряющиеся, угасающие, разрастающиеся, хронические)

- по формам развития  сторон (с применением насилия, без применения насилия);

- по социальным целям  и последствиям (не затрагивающие  основ социально-политического строя и предполагающие преобразование политической системы).

     В качестве  предмета изучения в политологии  чаще всего выступают 2 последних.

      В конфликтах, не затрагивающих основ социально-политического  устройства, действия сторон разворачиваются  в рамках институтов существующей политической системы. Этот конфликт развивается на основе своеобразного соглашения сторон и их результатом выступает компромисс.

     Конфликты, которые  предполагают преобразование социально-политической  системы, разделяют общество на  непримиримые стороны, борющиеся  на поражение друг друга. Большинство  прежних политических институтов  разрушается, основным методом борьбы является физическое насилие. Существует угроза распада самого общества. Существующая политическая система может сохраниться, если правящая группа находит адекватные механизмы урегулирования конфликта.

     Субъектами  политических конфликтов являются: государство, классы, социальные общности, национальные общности, политические партии, политические движения, личности.

     Социальные  субъекты, которые имеют противоположные  цели и сталкиваются между  собой в попытках их достижения, называются конфликтующими сторонами.

  1. Чаще всего конфликты возникают между правящей группой и отдельными категориями членов общества и их организациями (государство и шахтёры, учителя и др.).
  2. Конфликт может охватить самые широкие слои населения. Тогда это конфликт между правящей группой и остальной частью общества.
  3. Столкновения между различными классами и группами. В провоцировании заинтересована сама правящая группа, которая использует их для укрепления своего положения путём посреднических действий по примирению.
  4. Внутри самой правящей группы (борьба фракций по конкретным вопросам политики). Примерами могут быть «дворцовые» и правительственные перевороты.
  5. Конфликты этнических, национальных и конфессиональных групп. Чаще всего из-за экономических, материальных, территориальных, духовных и иных интересов. Эти конфликты одни из самых тяжёлых и трудноразрешимых.
  6. Конфликты между государствами и правительствами. Обычно они возникают из-за территориальных, экономических, национальных и иных интересов. Это конфликт между субъектами одного порядка.

       Возможности выйти победителем  в конфликте у различных субъектов различна. Больше всего возможностей у  государства по отношению к другим субъектам; у класса, социальной общности, имеющих большую численность и экономическую основу; у национальной общности, обладающей статусом государственности и т. д. При этом всё определяет наличие власти. Если власть у субъекта, он исползает, чтобы отстоять свои интересы. Однако только власть не всегда приносит успех. В конфликтной ситуации властьимущий субъект должен учитывать и интересы другой стороны, иначе конфликт может быть бесконечным или даже чреватым опасными последствиями и для властьимущего субъекта.

 

 12.2. Политический кризис

       Близким  по своему содержанию к понятию  политический конфликт является политический кризис (греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход). Это резкий, крутой перелом, тяжёлое переходное состояние. В своей сущности, политический кризис – это сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчинёнными социальными слоями. Политическая обстановка характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоёв действиями правящей группы. Любой политический кризис может перерастать в конфликтную ситуацию.

Различают несколько видов политических кризисов. К наиболее часто встречающимся относятся: правительственный кризис (потеря политической властью контроля над ситуацией). Для его прекращения необходима перестановка в правительстве или его отставка; парламентский кризис – когда парламент не в состоянии принимать решения или решения расходятся с волей большинства граждан. Для его разрешения необходимо распустить парламент  и назначить новые выборы; конституционный – прекращение действия конституции из-за утраты её легитимности. Необходимо обновить старую или принять новую конституцию. Внешнеполитический кризис – расстройство отношений между государствами и угроза перерастания в открытый конфликт. Выход: переговоры, взаимные уступки, если же этого нет, то возможна война. Общенациональный кризис – поворотный момент в социально-политическом развитии, не обязательно ведущий к  смене властвующей элиты или социальной группы, для преодоления, которого нужна перестановка внутри правящей группы, корректировка политического курса.

 

12.3.Функции и основные  способы урегулирования конфликтных  ситуаций

      Будучи неотъемлемым элементом социальных процессов, конфликты выполняют определённую роль по отношению к общественному целому. Они играют как положительную, так и отрицательную роль – в зависимости от того, кто в них участвует и какими методами пользуются участники.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Политология"